Конспект ООД по экспериментальной деятельности «Тайны воздуха»
Конспект ООД по экспериментальной деятельности «Тайны воздуха»
Цель: формирование у детей среднего дошкольного возраста представлений о свойствах воздуха
Задачи:
1. Познакомить дошкольников с основными свойствами природных материалов (бесцветный, без запаха, нельзя попробовать на вкус);
2. Учить способам исследования воздуха на примере опытов;
3. Учить зарисовывать результаты наблюдений:;
4. Развивать любознательность, интерес к исследовательской деятельности;
Оборудование: мяч, воздушные шары, веера из альбомных листов и салфеток, книги, цветные карандаши, пластиковые крышки, салфетки, ножницы.
Способ организации детей: подгруппа (10-12 человек).
Возраст: 4-5 лет (средняя группа).
Заинтересованная аудитория: воспитатели, педагоги дополнительного образования.
Ход образовательной деятельности
Дети в свободной игровой деятельности.
Открытый вход в деятельность
Воспитатель играет с мячом. Дети обращают внимание. Присоединяются к игре.
1. Создание проблемной ситуации
Воспитатель: Ребята, как здорово играть в мяч! Как он легко скачет! Вы знаете, почему? (ответы детей) Хотите узнать? Тогда отгадайте загадку:
Он нам нужен, чтоб дышать,
Чтобы шарик надувать,
С нами вместе каждый час,
Но невидим он для нас. (Воздух)
Конечно, мяч наполнен воздухом. Что такое воздух? Можно его увидеть? Хотелось бы вам узнать это? Предлагаю провести опыты с воздухом. Вы знаете, что такое опыты? Это исследования, в которых мы узнаем что-то новое и интересное. Согласны?
2. Опыт «Как обнаружить воздух?»
Контейнер с веерами из альбомного листа и салфеток
В.: Ребята, возьмите веер из альбомного листа и обмахивайтесь им. Что вы заметили? Верно, ветерок. А теперь обмахивайтесь веером из салфеток. Что наблюдаете? Тоже ветерок. Это движется воздух, с помощью веера вы его двигаете в разные стороны в пространстве. Какой ветер сильнее двигает воздух? Почему? Молодцы, вы очень наблюдательные ребята!
3. Опыт “Передвигаем предметы”
Салфетка, пластиковая крышка, карандаш, книга.
В.: Ребята, как вы думаете, можно ли с помощью воздуха передвигать предметы? (ответы детей). Проверим? Для этого проведем еще один эксперимент! Положите перед собой кусочки салфеток и подуйте на них? Что произошло? Да, салфетки разлетелись. Теперь подуйте на пластиковые крышки. Верно, они тоже двигаются. Сможете сдвинуть с места карандаш? Получилось! А книжку? Нет? Почему? Она очень тяжелая. Какие предметы вам удалось сдвинуть с места? Какой легче всего сдвинулся? (ответы детей).
4. Опыт «Что внутри воздушного шарика?»
Педагог выдает детям воздушные шарики. Ребята бросают их друг другу.
Воспитатель: Ребята, почему шарики летают? Что внутри шариков? Проверим? Слегка надрежем шарик в месте, где он завязан ниточкой. Послушайте, что происходит с шариком? (воспитатель подносит к уху детей шарик) Что вы слышите и чувствуете? Верно, дует ветерок и слышно, как он выходит из шарика. Что это за ветерок? Да, это воздух.
5.Практическая деятельность детей.
Альбомные листы размера А5, цветные карандаши.
В.: Ребята, что вы можете сказать про воздух? Какой он? Мы можем его увидеть? А понюхать? Попробовать?(ответы детей) Чтобы запомнить это, приготовим себе памятку про свойства воздуха. Нарисуем эти свойства на бумаге.
Дети с помощью педагога условными обозначениями зарисовывают свойства воздуха: бесцветный, невидимый, нельзя попробовать.
6. Итог занятия. Рефлексия. Открытый выход.
Воспитатель: Ребята, чем мы сегодня занимались?
Какие опыты проводили?
Что узнали про воздух?
Вам понравилось?
Кому вы можете рассказать про опыты с воздухом?
Что вам в этом поможет? (памятка).
Здорово! Надеюсь, что мы с вами проведем еще много интересных опытов!
Список использованной литературы:
1. Простые опыты с воздухом. Для дошкольников. - Илл.: Д.Гончарова.- М.Султанова. – М.: ООО «ХАТБЕР – Пресс» 2015. – 16 с.