12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Максименко Нина Валерьевна339
Россия, Хабаровский край, Хабаровск
1

Описание набора и способов использования профессионального инструментария, используемого наставнической парой

Описание набора и способов использования профессионального инструментария, используемого наставнической парой


В каждой образовательной организации существует интересный, эффективный передовой педагогический опыт, который обязательно нужно изучать, обобщать и распространять. В данной статье будет описан мой опыт наставничества за 2021-2022 учебный год. Я являюсь наставником молодого специалиста, пришедшего в техникум сразу после окончания профессионального учебного заведения.

Как для наставника выработаны правила, которыми я руководствуюсь в течении всего периода наставнической деятельности: быть приветливым, слушать своего наставляемого, принимать решения, только его обдумав, быть внимательным, стараться понять поступки и решения наставляемого, мыслить конструктивно, не брать на себя ответственность за поступки и действия наставляемого педагога, быть позитивным.

Практически для каждого молодого специалиста вхождение в новую деятельность сопровождается высоким эмоциональным напряжением, требующим мобилизации всех внутренних ресурсов. Решить эту задачу поможет создание гибкой системы наставничества, способной оптимизировать процесс профессионального становления молодого педагога, сформировать у него мотивации к самосовершенствованию, саморазвитию, самореализации. Я, как педагог-наставник, готова оказать ему теоретическую и практическую помощь на рабочем месте и повысить его профессиональную компетентность, создать благоприятную среду общения.

Индивидуальная система работы по адаптации молодого педагога в техникуме способствует ускорению профессионального роста, развивает позитивное отношение к педагогической деятельности и даёт возможность находить пути самореализации и самосовершенствования.

Сотрудничество опытного и молодого педагогов осуществляется в режиме работы стажерской пары в течение одного года.

Организация индивидуальной системы по сопровождению наставляемого носит поэтапный характер.

На адаптационном этапе осуществляется знакомство молодого педагога с помещениями техникума, контингентом обучающихся, коллективом, с корпоративной культурой и особенностями образовательного процесса в КГБ ПОУ ХТТТ, расписанием учебных занятий, консультаций.

В начале нашего сотрудничества была проведена диагностика для выявления запросов молодого специалиста. Результат диагностики показал, что наставляемая коммуникабельна, профессионально грамотна, самоорганизована, инициативна, доброжелательна, имеет желание повышать уровень своего профессионализма, готова к самореализации. В то же время молодой педагог испытывает трудности в разработке учебно-методической и программной документации, в методике преподавания, методике публичных выступлений на студенческую аудиторию. Основной причиной имеющихся затруднений является отсутствие практического опыта.

Диагностика показала направления работы по адаптации молодого специалиста в ОО. Диагностика была проведена путём устных бесед, анкетирования, наблюдения и анализа учебных занятий.

Также была проведена диагностика деловой направленности личности.

Работа с наставляемым проходит в несколько этапов.

На основном этапе идёт составление индивидуального плана развития молодого педагога, в котором отражены следующие направления:

- учебно-методическая работа;

- методическая работа;

- повышение квалификации и педагогического мастерства.

По направлению «Учебно-методическая работа» были изучены:

- Федеральный государственный образовательный стандарт среднего профессионального образования по профессии 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте;

- Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 N 273-ФЗ (последняя редакция);

- учебный план;

- программа ОУД.03 Математика по профессии 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте;

- перспективно-тематический план по профессии 43.01.06 Проводник на железнодорожном транспорте;

- порядок организации и проведения промежуточной аттестации по ОУД.03 Математика;

- проанализирована основная и дополнительная литература.

Был изучен сайт техникума, странички ОО в социальных сетях «ВКонтакте» и «Telegram», правила размещения информации в Интернете о деятельности ОО.

По направлению «Методическая работа» были организованы мероприятия:

- изучена методика построения и организации результативного учебного процесса;

- изучены и внедрены методы анализа планов деятельности педагогического работника, применяемых методов обучения;

- определение структуры учебно-методического комплекса и составление УМК по ОУД.03 Математика.

На данном этапе усилия педагога-наставника направлены на активизацию и закрепление мотивов деятельности молодого педагога, овладение им эффективными способами преодоления трудностей, возникающих в ходе педагогической деятельности.

По направлениям профессионального развития педагогического работника намечена следующая работа:

- изучены психологические и возрастные особенности обучающихся, уровень математической грамотности группы ППВ-28, которые учитываются при подготовке к занятиям;

- изучен и осваивается эффективный подход к планированию деятельности педагога – SMART-целеполагание;

- изучается успешный опыт организации внеклассных мероприятий, классных часов по математике;

- изучено содержание эффективного контракта педагога, Положение по оплате труда, ВСОКО, должностная инструкция;

- создание УМК по дисциплине «Математика»;

- изучаются методические рекомендации к изучению тем по дисциплине Математика;

- изучены проекты ОО по профилю деятельности педагога и выявлена роль педагога;

- изучены перечень и порядок предоставления платных образовательных услуг в ОО;

- оформлены виды учебной документации: ведомости успеваемости группы ППВ-28, журнал теоретического обучения;

- намечено прохождение курсов повышения квалификации;

- усваивается алгоритм эффективного поведения педагога при возникновении конфликтных ситуаций в группе обучающихся и способов их профилактики;

- изучается практика разработки и внедрения инновационных технологий на занятиях математики.

На данном этапе применена методика «Изучение удовлетворенности учителей своей профессией и работой». Результатом диагностики является средняя удовлетворенность и средняя неудовлетворенность своей работой наставляемой. Молодой специалист удовлетворена своей профессией, профессиональной, методической и теоретической подготовкой. Результат диагностики показывает, что наша совместная работа имеет положительные результаты, но необходимо дальше продолжать работать по индивидуальному плану развития под руководством наставника.

Результатом реализации наставнической работы для молодого педагога стали:

- активизация практических, индивидуальных, самостоятельных навыков профессиональной деятельности;

- повышение профессиональной компетентности в вопросах педагогики и психологии;

- появление собственных продуктов педагогической деятельности (публикаций, методических разработок, дидактических материалов);

- участие молодого педагога в профессиональных конкурсах;

- началась работа над созданием портфолио наставляемым;

Для меня, как наставника, результатом наставнической деятельности является эффективный способ самореализации, рост педагогического мастерства, создание собственной программы наставничества, а для ОО – стабильно развивающийся, высокопрофессиональный, обеспечивающий достижение высоких образовательных результатов педагогический коллектив.

СПО нуждается в профессионально компетентном, самостоятельно мыслящем педагоге, психически и технологически способном к реализации профессионального опыта, умений и знаний на практике, к осмысленному включению в инновационные процессы обучения и воспитания. Поэтому все проводимые и намеченные мероприятия направлены на становление такого педагога.



Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.