Описание опыта воспитательной системы по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся в техникуме
Описание опыта воспитательной системы по формированию антикоррупционного мировоззрения обучающихся в Новошахтинском техникуме промышленных технологий – филиале государственного бюджетного профессионального образовательного учреждения Ростовской области «Шахтинский региональный колледж топлива и энергетики им.ак. Степанова П.И.»
Целью антикоррупционного воспитания в техникуме является воспитание ценностных установок и развитие способностей, необходимых для формирования у молодых людей гражданской позиции в отношении коррупции.
При реализации поставленной цели решаются следующие задачи антикоррупционного воспитания учащейся молодёжи:
Осуществление знакомства с явлением коррупции: ее сутью, причинами, последствиями.
Поощряется нетерпимость к проявлениям коррупции.
Демонстрация возможности борьбы с коррупцией.
Выделение основных компонентов системы антикоррупционного воспитания в образовательном учреждении:
отсутствие случаев коррупционного поведения в образовательном учреждении;
антикоррупционное просвещение: изложение сущности феномена коррупции как преступного действия на занятиях дисциплин «Право», «Правовое обеспечение в профессиональной деятельности», «Обществознание», «Русский язык и культура речи», «История»;
обретение опыта решения жизненных и студенческих проблем на основе взаимодействия педагогов и обучающихся;
педагогическая деятельность по формированию у обучающихся антикоррупционного мировоззрения.
Основной результат антикоррупционного воспитания видится в подготовке человека, способного выполнять властные полномочия или взаимодействовать с представителями властных структур на правовой основе, избегая подкупа, взяточничества и других неправовых действий. Для достижения этого результата необходима работа с ребенком в различные возрастные периоды. В связи с чем, возникает необходимость осознанного принятия обучающимися правил решения жизненных проблем. Для этого на профилактических занятиях создаются ситуации, в которых обучающиеся обретают опыт продуктивного решения своих проблем в отношениях с властью. Это позволяет в рамках системы воспитания добавить еще один раздел под названием «Успех без нарушений». В рамках этого раздела помимо информационно-просветительной составляющей, направленной на изложение способов честного решения проблем, создаются ситуации решения жизненных проблем на основе индивидуального выбора. Основная задача представляется достаточно сложной: демонстрация обучающимися эффективности жизнедеятельности по существующим нормам и правилам. Ведущей формой воспитательной работы становится деловая игра, в ходе которой обучающиеся самостоятельно решают поставленную задачу. Элементом социальной практики становится организация студенческого самоуправления в группе, техникуме, увеличение числа поручений для обучающихся группы с определёнными властными полномочиями. Важным элементом антикоррупционного воспитания становится система практикумов по овладению навыками вне коррупционного решения проблем. Составной частью этих практикумов стали реальные жизненные ситуации. В процессе этой работы происходит осознание обучающимися основных способов жизнедеятельности и решения жизненных проблем. Одной из них становится проблема взаимодействия с представителями власти.
В работе с обучающимися 1-4 х курсов решается основная задача системы антикоррупционного воспитания: формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения, позволяющего осознанно отказаться от практики коррупционного поведения. В процессе решения данной задачи обучающиеся на занятиях права и обществоведения подробно изучают данный вид правонарушений и причины его появления. В процессе внеурочной деятельности особое внимание обращается на проведение дискуссий по данной теме, способствующих выявлению жизненной позиции обучающихся по данному вопросу. Основные элементы системы антикоррупционного воспитания отражены в табл. 1.
Таблица 1
Система антикоррупционного воспитания
в образовательном учреждении
Возраст обучающихся | Ведущая воспитательная задача | Основное содержание воспитательной деятельности | Основные формы воспитательной работы |
Обучающиеся 1-2х курсов | Формирование компетентности в решении жизненных задач по существующим нормам и правилам | Успех без нарушений | Обучающие практикумы, встречи с представителями правоохранительных органов, тренинги |
Обучающиеся 3-4 х курсов | Формирование у обучающихся антикоррупционного мировоззрения | Коррупция как особый вид правонарушения | Занятия, дискуссии, круглые столы |
При реализации дисциплин обществоведческой и правовой направленности обеспечивается возможность расширения объемов учебной работы обучающихся, связанной с формированием антикоррупционного воспитания, формированием развитого правосознания, осуществлением профориентационной деятельности через изучение отдельных тем:
- Коррупция и власть.
- Борьба с коррупционными правонарушениями.
- Система антикоррупционных законов в Российской Федерации.
- Коррупция как разновидность девиантного поведения.
- Связь организованной преступности и коррупции.
- Правовые и организационные меры предупреждения коррупции.
- Национальный план противодействия коррупции.
- Экономический аспект коррупции.
- Коррупция – основа теневой экономики.
- Коррупция в международном экономическом сотрудничестве.
- Молодежь и коррупция.
- Гражданин и коррупция.
- Гражданская активность – метод борьбы с коррупцией.
- Коррупция как социальное явление, ее понятие, сущность и формы.
- Сознание, ответственность и правосознание, бессознательные формы восприятия правовой действительности: стереотипы, заблуждения, привычки, интуиция, психологическая характеристика правомерного и правонарушающего поведения
В рамках отдельных дисциплин рассматриваются элементы по антикоррупционной проблематике:
Дисциплина | Раздел. Тема. | Элементы содержания по антикоррупционной проблематике |
«Право» | Административное право и административный процесс | Лекция. Государственная политика в сфере противодействия коррупции. (Федеральный закон "О противодействии коррупции" от 25.12.2008 N 273-ФЗ с изменениями от 2017 года) Практикум: работа с первоисточником, анализ ФЗ. Урок-семинар: Понятие коррупции. Видеолекция: Роль МФЦ в реализации ФЗ № 273 в профилактике коррупции Лекция. Правовая ответственность за нарушение антикоррупционной политики (анализ отраслей права, заполнение сравнительной таблицы с указанием отрасли-статьи и ответственности)» |
«История» | «От Древней Руси к Российскому государству», «Россия в конце 17-18 вв.: от царства к империи» «Апогей и кризис советской системы 1945-1991 годы» «Российская Федерация на рубеже 20-21 веков» | Лекция Образование древнерусского государства (история зарождения коррупционных отношений в стране) Урок-семинар: Образование единого Русского государства и его значение (история зарождения коррупционных отношений в стране) Лекция Внутренняя политика России в эпоху Екатерины II :«Просвещенный абсолютизм» (становление коррупционных отношений во власти) Лекция: Власть и общество в эпоху правления Л.И. Брежнева (процветание корруциии в эпоху застоя. Пагубность явления) Лекция Формирование российской государственности (современные подходы противодействию коррупции в обществе) |
«Обществознание (включая экономику и право)» | Экономика Политика Право | Лекция. Экономика как наука и хозяйство. Главные вопросы экономики (проблемы коррупционной составляющей в современных экономических отношениях) Практикум: Типы экономических систем: традиционная, централизованная (командная) и рыночная экономика (проблематика коррупции в условиях разных типов экономических систем) Лекция: Роль государства в экономике (роль государства по противодействию коррупции) Лекция Основные проблемы экономики России (проблемы коррупции и антикоррупционные меры) Лекция: Государство в политической системе. Правовое государство (вопрос борьбы с коррупцией во властных структурах) Лекция. «Основы конституционного строя в РФ» |
«Правовое обеспечение профессиональной деятельности» | «Право и экономика» «Труд и социальная защита» «Административное право» | Лекция: Правовое регулирование экономических отношений (противодействие коррупции в законодательной сфере области предпринимательства). Лекция Трудовое право как отрасль права (Коррупционные проявления в трудовых отношениях) Лекция Административные правонарушения и административная ответственность (законодательное обеспечение противодействия коррупции в сфере управления) |
«Русский язык и культура речи» | Москва 30 х годов | Лекция. Система образов в романе «Мастер и Маргарита». Основные признаки коррупционных действий |
При осуществлении воспитательной работы по развитию антикоррупционного мировоззрения преподавателями, руководителями групп, социальным педагогом используются следующие виды деятельности и
формы занятий с обучающимися:
- изучение Конституции Российской Федерации (основы конституционного строя, основы правового статуса личности);
- ознакомление с примерами противодействия коррупционному поведению (в процессе разъяснительных профилактических бесед, тренингов, просмотра кинофильмов и видеоматериалов, путешествий по историческим и памятным местам, сюжетно-ролевых игр социального и исторического содержания, изучения учебных дисциплин);
- участие во встречах с выпускниками техникума, в том числе добившихся значительных результатов в своей профессиональной деятельности и становлении профессиональной карьеры;
- организация и проведение ролевых творческих мероприятий (игр), направленных на развитие навыков правомерного поведения в типовых ситуациях);
- проведение учебно-воспитательных мероприятий с участием представителей общественных организаций, органов государственной власти и местного самоуправления.
Для студентов1 - 2 х курсов проводятся тематические классные часы следующей тематики:
-Коррупционное поведение: возможные последствия.
-Российское законодательство против коррупции.
-Быть честным это значит…...
-Поступить по справедливости.
Для студентов 3-4-х курсов проводится социальный практикум, в рамках которого анализируются типичные социальные ситуации коррупционного поведения, идет поиск грани, отделяющей преступление от взаимопомощи и сделки. Данный практикум включает в себя следующие темы:
- Поступление в вуз.
- Сдача экзамена.
- Несоблюдение правил дорожного движения – моя зона ответственности.
- Получение пособия.
- Получение справки.
- Разрешение конфликта (тренинг бесконфликтного решения ситуации).
- Организация предпринимательской деятельности.
- Я бы в армию пошёл…
- Как получить должность.
- Устраиваемся на хорошую работу.
- На приеме у врача.
Основной формой осуществления социального практикума является дискуссия, в ходе которой обучающимся предлагается высказать свое мнение и предложить свой способ решения данной ситуации. Самоопределение обучающихся во время занятий социального практикума позволяет зафиксировать степень их готовности к отказу от коррупционных действий.
Ежегодно обучающиеся техникума принимают активное участие во Всероссийском, областном, муниципальном конкурсе социальной рекламы «Вместе против коррупции», «Чистые руки» и другие.
Таблица 2
Примерная тематика тематических классных часов
в группах очного отделения 1-4 х курса
Курс | Темы классных часов | Родительское собрание (в дискуссионной форме) | ||||
1-й курс | «Коррупция как противоправное действие» | «Как решить проблему коррупции?» | «Откуда берется коррупция?» | «Закон и необходимость его соблюдения» | Родительские собрания на темы, посвящённые нравственному выбору в ситуациях, связанных с коррупцией, антикоррупционная политика образовательного учреждения. | |
2-й курс | «Как разрешать противоречия между желанием и требованием?» | «Государство и человек: конфликт интересов» | «Требования к человеку, обличенному властью» | «Преимущество соблюдения законов» | ||
3-й курс | «Российское законодательство против коррупции» | «Боремся с коррупцией» | «Есть такая профессия – защищать закон и порядок» | «Коррупция: выигрыш или убыток» | ||
4-й курс | «По законам справедливости» | «Коррупционное поведение: возможные последствия» | «Коррупционеры разрушают страну» | «Способна ли борьба с коррупцией изменить мир в лучшую сторону?» |
Ежеквартально организуются встречи с сотрудниками правоохранительных органов, прокуратуры, юстиции, коллегии адвокатов в ходе которых обучающимся разъясняются нормы Российского законодательства, приводятся примеры случаев и предлагается решить ситуацию используя полученные знания.
Немаловажным направлением внеучебной работы с обучающимися по формированию антикоррупционного мировоззрения является патриотическое воспитание. Только сильное государство способно обеспечить наше будущее, а также будущее наших близких. Коррупциогенный фактор расшатывает любую, даже самую крепкую государственную машину. Данный аспект обсуждается в процессе проведения встреч обучающихся с ветеранами войн, труда, правоохранительных органов, работниками культурно-массового сектора, специалистами отдела по работе с молодёжью Управления образованием Администрации г. Новошахтинска, представителями духовенства.
Деятельность по антикоррупционному просвещению и воспитанию, формированию правосознания и правовой культуры обучающихся
№ п/п | Наименование мероприятия | Срок исполнения | Ответственный | Результат |
1 | Формирование антикоррупционного мировоззрения у обучающихся на занятиях по дисциплинам «История», «Обществознание», «Право», «Русский язык и культура речи», «Правовое обеспечение в профессиональной деятельности » | До 31.08.2020 | Преподаватели дисциплин | Внесены модули антикоррупционного просвещения в рабочие программы учебных дисциплин |
2 | Единый тематический классный час «Что значит быть гражданином?» | 10.12.2020 | Руководители групп | Пропаганда законопослушного поведения, разъяснение ответственности за нарушение норм законодательства |
3 | Социологический опрос «Что я знаю о коррупции?» | Сентябрь | Социальный педагог, педагог – психолог, волонтёрский отряд «Добрые сердца» | Определение уровня гражданско-правовой компетентности |
4 | Общеколледжское родительское собрание «О политике филиала колледжа в отношении коррупции. О недопущении коррупционных действий, а также последствиях за данные действия в отношении всех участников учебно-воспитательного процесса.» с применением методических и информационных материалов по антикоррупционному просвещению родителей (законных представителей) | Сентябрь | Руководитель отдела по В и СР, руководители групп | Формирование антикоррупционной культуры у обучающихся и их законных представителей. Отсутствие случаев коррупционного поведения в техникуме |
5 | Анкетирование «Коррупция в ОУ» | Октябрь | Педагог-психолог | Мониторинг уровня удовлетворённости обучающихся учебно-воспитательным процессом в ОУ, выявление проявлений коррупции в ОУ |
6 | Правовой час с участием сотрудников правоохранительных органов «Мои поступки - моя ответственность» | Ноябрь | Социальный педагог, инспектор ОПДН г. Новошахтинска | Создание дополнительного источника информации, посредством которого проводится профилактическая разъяснительная работа |
7 | Участие в конкурсах социальной рекламы «Вместе против коррупции», «Чистые руки» | Январь - октябрь | Социальный педагог, руководители групп, студсовет | Привлечение внимания к вопросам противодействия коррупции, формирование устойчивого нетерпимого отношения к ее проявлениям |
8 | Круглый стол «Взятка и ответственность» | Ноябрь | Преподаватели дисциплин | Освоение обучающимися социального опыта, норм и правил поведения, формирование и развитие знаний, личностных ориентиров и норм здорового и безопасного образа жизни. |
9 | Профилактическая беседа с элементами дискуссии «От сессии до сессии живут студенты весело» | Декабрь | Социальный педагог, педагог-психолог | Формирование комплекса мер по повышению уровня внутренней культуры личности и укреплению морально-этических принципов человека, молодёжи. Воспитание неприятия молодым поколением коррупции как явления, абсолютно несовместимого с ценностями современного правового государства. |
10 | Организация и проведение тематических классных часов. | ежемесячно | Руководители групп | Пропаганда законопослушного поведения, разъяснение ответственности за нарушение норм законодательства |
Руководитель отдела по В и СР И.Е. Марьясова
Горбачёва Марина Юрьевна
Марьясова Ирина Евгеньевна