Презентация «Опыт применения мастерских построения знаний в обучении математике»
Опыт применения мастерских построения знаний в обучении математике
Проблема Как организовать учебный процесс, чтобы вовлечь в него каждого ученика, чтобы помочь ему стать свободной, творческой и ответственной личностью
Новизна опыта В организации процесса познания, который позволяет создать условия для реализации ученика как субъекта учебной деятельности
Цель мастерских Создание организационных и содержательных условий для личностного саморазвития ученика, научение школьников способам учебной деятельности Задачи: развитие социального опыта ученика, обучение способам работы для самостоятельного добывания новых знаний, развитие активности и творческих способностей
Использование опыта Возможно целиком использовать при обучении математике, а отдельные элементы механизма мастерской можно применять как на традиционном уроке математики, так и в преподавании других предметов.
Сущность технологии Мастерская состоит из ряда заданий, которые ведут детей к поиску знаний. Начинается она с актуализации знаний каждого обучающегося по данному вопросу, которые затем обогащаются знаниями при работе в паре
Сущность технологии Далее знания корректируются в разговоре с группой учащихся и после этого точка зрения группы объявляется классу В этот момент знания ещё раз корректируются в результате сопоставления своей позиции с позициями других групп.
Сущность технологии Теперь ребята подготовлены для чтения научной литературы или учебника. При работе с источником происходит сверка старых знаний с новыми, разрыв и коррекция, в результате выстраиваются новые знания. Далее следует оценка и самооценка результатов деятельности.
Принципы мастерской Отказ от методов принуждения и форм подавления достоинства учеников Создание атмосферы открытости, доброжелательности Предоставление возможности каждому продвигаться к истине своим путём Процесс познания гораздо важнее, ценнее, чем само знание
Принципы мастерской Знания на мастерской не даются, а выстраиваются Не отвергается наличие ошибки у обучающихся Исключается официальное оценивание работы ученика
Деятельность учителя при подготовке мастерской Определение темы мастерской Обозначение целей, задач мастерской Отбор учебного материала, объёма информации Формирование групп и их размещение Продумывание алгоритма мастерской Выбор средств для организации поиска знаний Подбор заданий для организации деятельности учащихся
Принципы подбора системы заданий Повторение и закрепление изученного ранее материала, логически необходимого для усвоения нового Опора на имеющийся жизненный опыт обучающихся Задания, показывающие неполноту старых знаний, т.е. выводящие на проблемные ситуации, а значит на определение целей, задач, темы мастерской или на поиск новых подходов к разрешению проблемы
Принципы подбора системы заданий Право выбора (пути познания, способа решения, темпа работы, анализа деятельности и т.д.) Использование сравнения, обобщения, анализа, систематизации… Создание ситуации успеха Организация чувственного восприятия через стихи, слово, музыку, картинки…
Принципы подбора системы заданий Каждое последующее задание должно основываться на выводах, полученных из предыдущих заданий Система заданий должна избегать излишней опеки ребят, давать больше самостоятельности, инициативы Система заданий должна носить поисковый, исследовательский, экспериментальный или творческий характер Предусмотреть оптимальное чередование периодов индивидуального и группового мышления
Позиция мастера на мастерской Мастер не даёт знания, а выстраивает их Организует творческий процесс Не стремится поразить всех своими знаниями Сотрудничество, сотворчество, совместный поиск
Позиция мастера на мастерской Мастер не ставит сам проблему, он подводит учащихся к постановке проблемы Мастер включает эмоциональную сферу ребёнка, обращается к его чувствам Мастер не торопится отвечать на вопросы, он предлагает ученикам самим разрешить проблему Мастер подаёт информацию малыми дозами, обнаружив потребность в ней у ребят
Алгоритм мастерской Индуктор – это начало, мотивирующее творческую деятельность каждого учащегося, проблема, которая создаёт эмоциональный настрой Индуктором может быть слово, образ, фраза, предмет, рисунок, загадка, воспоминание…
Самоконструкция Индивидуальное создание гипотезы, решения, текста, проекта… Дети работают индивидуально, в работу включаются все в меру своих возможностей и способностей
Социоконструкция Построение, создание результата группой. Происходит сопоставление своих предположений с мнением группы, закрепление знаний, их пополнение, осмысление. Выслушивается мнение каждого ученика и при обсуждении создаётся групповое решение.
Социализация Соотношение своей деятельности с деятельностью остальных. Это представление всем промежуточного, а потом и окончательного результата своего труда. Нужная информация конкретизуется, а ненужная - отбрасывается
Афиширование Вывешивание «произведений» - работ учеников и Мастера и ознакомление с ними Афиша может быть словесная, письменная, рисованная, музыкальная, театрализованная…
Разрыв Кульминация творческого процесса Это внутреннее осознание неполноты или несоответствия своего старого знания новому Внутренний эмоциональный конфликт, подвигающий к углублению в проблему, к поиску ответов, к сверке нового знания с литературным или научным источником
Информационный запрос Возникновение проблем у учащихся по предложенной теме на основе работы с материалами. Нужны словари, тексты, энциклопедии, учебники, справочники. Информация предлагается ученикам в тот момент, когда в ней возникает необходимость.
Коррекция При работе с научным источником, учебником происходит: расширение, пополнение знаний, выстраивание собственных представлений, отбор более точных высказываний осмысление, закрепление, применение, обобщение, систематизация знаний.
Рефлексия Самоанализ деятельности, где отмечаются успехи и трудности, открываются новые качества в себе и других, Создаётся программа дальнейших действий по изучению данной темы, саморазвития.
Шестой урок, доска бела от мела, Рука устала, затекла спина. Мы друг на друга смотрим очумело А всё-таки, задача решена. Додумались, добились, раскололи, Намаялись, но всё-таки смогли. Забыли о кино и о футболе, Звонку не рады, до чего дошли…
Слово об Учителе. Ты идёшь на урок, а за окнами осень Рассыпает дождем непогоду свою, И гадаешь, какие сегодня вопросы Выпадают на сердце и душу твою. Осень сменит зима, гололед, снегопады, А за окнами класса в глазах у детей Будет вечной весна обновленного сада С новизной и наивностью нежной своей. Жизнь спешит черно-белою зеброй: То паденье, то взлет приготовит вновь, Только нет уже выше награды, наверное, Чем любовь и признанье учеников. У тебя, как у всех, и семья и проблемы, И в минуты отчаянья в горле комок, И сдают иногда окончательно нервы, И так хочется воздуха свежий глоток. А когда так зажмет, что уж больше не веришь, Что хоть чем-нибудь сможешь помочь ты себе, Снова в класс поутру открываются двери И второе дыханье приходит к тебе. Так спасибо судьбе за такое вот бремя, За задачи, решенные и нерешенные в срок, И за то, что, волнуясь и в лучшее веря, Ты идёшь на урок, ты идёшь на урок! (Автор стихов – коллега и подруга С.А. Ельцова)
Результативность Вовлечение каждого ученика в учебно-познавательную деятельность. Успешное овладение знаниями и умение применять их в условиях практической деятельности Наличие устойчивого интереса к предмету и положительной мотивации к учению Развитие творчества, инициативы, самостоятельности Развитие коммуникативных умений: излагать свои мысли, задавать вопросы, отвечать на вопросы, слушать.