Статья на тему «Развитие познавательного интереса у детей с ограниченными возможностями»
Современная теория обучения и воспитания детей при анализе педагогических явлений все больше и больше обращается к личности ребенка, к тем внутренним процессам, которые вызываются у него деятельностью, общением и социальными педагогическими влияниями. Вполне объяснимо внимание, оказываемое современными педагогическими исследованиями.
Никто не рождается глупым. Маленькие дети-инвалиды, за исключением умственно отсталых, с первых же месяцев жизни проявляют желание и способности к познанию, причем такие, что взрослые видят в них черты будущих гениев. Куда деваются все эти выдающиеся способности к интеллектуальному росту? Они разрушаются в процессе так называемого образования, которое происходит как дома, так и в школе. Это мы, взрослые, уничтожаем в детях творческие способности тем, что делаем что-то для них, или заставляем делать их.
Как известно. Период от 7 до 12 лет – очень важный период для развития ребенка. И именно в этот период закладывается основа для подготовки детей к творческому труду. В эти годы развивается воображение, творческое мышление, воспитывается любознательность, формируется умение наблюдать и анализировать явления, проводить сравнения, обобщать факты, делать выводы, воспитывается активность, инициатива, самостоятельность, начинают складываться и дифференцироваться интересы, склонности.
Практическое применение прогрессивных идей по проблеме интереса в обучении нашли в опыте педагогов А. С. Макаренко м С. Т. Шацкого. С. Т. Шацкий уделял самое серьезное внимание проблеме интереса в обучении.
А. С. Макаренко раскрывает некоторые методические приемы поддержания и развития интереса: подсказка, вызывающая догадку, постановка интересного вопроса, введение нового материала, рассмотрение иллюстраций, наталкивающих на вопросы, т.д.
Одним из самых значительных областей общего феномена «интерес» выступает познавательный интерес, который имеет особое значение.
Интерес, как сложное и очень значимое для человека образование, имеет множество трактовок в своих психологических определениях, он рассматривает как:
- избирательная направленность внимания человека ( Н. Ф. Добрынин, Т. Рибо);
- проявление его умственной и эмоциональной активности (С. Л. Рубинштейн);
- активное эмоционально – познавательное отношение человека к миру (Н. Г. Морозова)
Важнейшая область общего феномена интереса – познавательный интерес. Его предметом является самое значительное свойство человека : познавать окружающий мир.
Таким образом, «познавательный интерес в самом общем определении можно назвать избирательной деятельностью человека на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующей психические процессы, деятельность человека, его познавательные возможности».
В тоже время познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, теснейшим образом сопряжен с формированием многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания.
Более того, познавательный интерес, активизируя все психические процессы человека, на высоком уровне своего развития побуждает личность к постоянному поиску преобразования действительности посредством деятельности.
Познавательный интерес выражен в своем развитии различными состояниями. Условно различают последовательные стадии его развития: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес.
Любопытство – элементарная стадия избирательного отношения, которая обусловлена чисто внешними, часто неожиданными обстоятельствами ,привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с новизной ситуации, может и не иметь особой значимости.
Эта стадия еще не обнаруживает подлинного стремления к познанию. И, тем не менее, занимательность как фактор выявления познавательного интереса может служить его начальным толчком.
Любознательность – ценное состояние личности. Она характеризуется стремлением человека проникнуть за пределы увиденного. На этой стадии интереса обнаруживаются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенностью деятельностью. Любознательность, становясь устойчивой чертой характера, имеет значительную ценность в развитии личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске.
Опираясь на огромный опыт прошлого, на специальные исследования и практику современного опыта, можно говорить об условиях, соблюдение которых способствует формированию, развитию и укреплению познавательного интереса детей.
Первое такое условие- максимальная опора на активную мыслительную деятельность детей. Главной почвой для развития познавательных сил и возможностей детей, как и для развития подлинно познавательного интереса, является ситуации решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, ситуации противоречивости суждений, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, принять решение, встать на определенную точку зрения.
Второе условие – формирование познавательных интересов и личности в целом.
Именно оно обеспечивает укрепление и углубление познавательного интереса на основе того, что обучение систематически и оптимально совершенствует деятельность познания, ее способов, ее умений.
Эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса – третье важное условие.
Четвертое важное условие - общение. Обучение представляет собой сложный процесс общения воспитателя, детей между собой.
Общение детей- инвалидов друг с другом и с воспитателем создает многообразную гамму отношений, опосредованное влияние которых очень велико.
Именно благодаря отношениям, которые складываются в учебном процессе и в общении, и может быть создана благоприятная атмосфера учения, формирования познавательных интересов и личности ребенка.
Элементарные проявления неосознанного познавательного интереса наблюдаются у детей на первом году жизни. Когда они начинают ориентироваться в окружающем мире.
Обогащение жизненного опыта. Общение с окружающими , овладение речью, определяют дальнейшее формирование и развитие познавательных интересов ребенка сначала в элементарных. Затем во все более усложняющихся формах. В развитии познавательных интересов у детей дошкольного возраста особая роль принадлежит книгам, радио и телевидению. Примерно с 3 лет начинает проявляться, а вскоре и доминировать интерес к игре.
Разнообразные формы познавательной работы с детьми, например дидактические игры. Занимательные упражнения, практические задания, чтение, прогулки. Экскурсии. Просмотр кино- и диафильмов и т.д., содействуют воспитанию познавательного интереса, позволяют расширить кругозор детей, способствует общему развитию .
Высокий уровень познавательной активности детей –инвалидов обеспечивается различными средствами, в том числе и ситуацией успеха. которую взрослый создает ребенку.
Познавательный интерес делает ребенка ищущим, жаждущим знаний, неутомимым, творческим. Инициативным, настойчивым и трудолюбивым. Его дальнейшее своеобразие под влиянием интереса приобретает большие перспективы.
Таким образом, труд, затраченный на воспитание познавательного интереса, оправдывает себя во всех отношениях – он повышает качество знаний. Продвигает ребенка в общем развитии, помогает преодолевать трудности, вносит радость в жизнь ребенка, влияет на весь характер работы, совершенствуя ее способы, способствует продолжению образования и самообразованию и поднимает всю личность ребенка на более высокую ступень.