Опыт работы по экологическому воспитанию «Дорогами добра»
Областной фестиваль Ярославской области – территория эколят
Конкурс методических материалов по экологическому воспитанию детей
Опыт работы по экологическому воспитанию
«Дорогами добра »
Авторский коллектив: Молькова Н. В., учитель-логопед; воспитатель Бутылина Н.Н., воспитатель Гиричева Л. Н, воспитатель |
Ярославль, 2020
Пояснительная записка
Прекрасен, многообразен и богат мир природы. Но интенсивная деятельность человека постоянно вносит в него свои изменения, нарушая экологическое равновесие окружающей среды. Поэтому важно постоянно заботится об ее охране. И чтобы каждый осознал значимость этого важного дела, необходимо уже с детства прививать любовь и уважение к природе. Наше образовательное учреждение много лет работает по экологическому воспитанию дошкольников, считая данное направление приоритетным. В своей работе используем парциальные программы и методические пособия: С.Н. Николаева «Юный эколог»; А.И. Иванова «Живая экология; Н.Н. Авдеева «Жизнь вокруг нас»; С.Н. Николаева «Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве»; экологические занятия с детьми авторов Л.Г. Горьковой, А. В. Кочергиной, Л.А.Обуховой; экологические занятия с детьми 6-7 лет автора Т.М Бондаренко; опыт работы педагогов, используя научно - методические издания «Дошкольное воспитание», « Ребенок в детском саду»( издательство «Воспитание дошкольника»); «Дошкольная педагогика» ( издательство «Детство – ПРЕСС) и др.). Предлагаемые программы ориентированы на постоянное и систематическое взаимодействие детей с природой. Оптимальным вариантом формирования начал экологической культуры уже является младший дошкольный возраст (2-3 года).
Работа по экологии невозможна без создания развивающей среды. Продуманная организация и оборудование «Экологического пространства» дает возможность осуществлять экологическое воспитание детей соответствующими методами:
- проводить и фиксировать многоразовые, систематические наблюдения объектов природы;
- обсуждать увиденное, высказывать свое мнение, делать умозаключение, анализировать;
- осуществлять различные виды деятельности: уход за комнатными и садовыми растениями, проводить опыты, игры – экспериментирования, собирать природный материал и др.
- Отражать впечатления природы в разных формах игровой и художественной деятельности (рисование, изоэкология, драматизация и др.)
Экологическое воспитание является той точкой, в которой сходятся все виды деятельности и все стороны воспитания: умственное, нравственное, патриотическое, эстетическое, трудовое, физическое, поэтому оно должно стать важнейшим структурным компонентом единого целостного педагогического процесса и осуществляться через все виды деятельности. Ведущей формой организации педагогического процесса является комплексное занятие, на котором и реализуется одновременно несколько видов деятельности. При организации совместной деятельности ребенок- педагог, ребенок- педагог- родители мы используем такие педагогические технологии: метод проектов, здоровьесберегающие технологии, метод проблемного обучения, технологии информационного обучения, технологии игрового обучения, кейс- технологии, технологии музейной педагогики и др. В своей работе мы используем такие педагогические принципы, как доступность, системность, наглядность, учет возрастных и индивидуальных особенностей, сезонность. Подача познавательного материала и организация деятельности осуществляется с помощью приемов вызывающих у детей положительные эмоции, переживания, разнообразные чувства. Поэтому мы используем: художественное слово, сказочных персонажей, куклы, игрушки, и все виды игр. В начале учебного года составляется примерное планирование, оно дополняется и может меняться в течении всего учебного года. https://урок.рф/library/godovoj_plan_vospitatelnoobrazovatelnoj_deyatel_120353.html (планирование)
Экологическое воспитание должно вестись ненавязчиво, без налета обязательности, но всегда с удовольствием и искренней заинтересованностью детей. Доминирующей эмоцией ребенка является радость от общения со взрослыми, радость от процесса познания, от ощущения собственной силы и своей значимости в мире!
Цель: воспитание экологической культуры дошкольников
Образовательные задачи:
- формировать обобщенные представления о признаках природных явлений и объектов, устанавливать простейшие связи между ними;
- приобщать детей к выращиванию и уходу за растениями в экологической комнате, на клумбе;
- закреплять представления о сезонных изменениях, поведении животных и птиц;
- учить различать деревья, растения, насекомых, животных, птиц.
Развивающие задачи:
- развивать наблюдательность и любознательность детей в процессе ознакомления их с явлениями природы;
- развивать эстетическое восприятие природных явлений;
Воспитательные задачи:
- воспитывать чуткое отношение ко всему живому (растениям, животным.);
- воспитывать любовь к природе, родному краю и умению правильно и безопасно вести себя в природе.
Работу по экологическому воспитанию мы разделили по блокам
| «Нас много ребята, везде, где живем Деревья посадим, сады разведем Будем беречь природу: землю, лес поля и воду!» |
1.Экологический центр
Задачи:
1. Дать представления детей об уходе за комнатными растениями, закрепить знания об основных потребностях растений (полив, рыхление, удаление пыли с листьев, подкормка, пересадка). Воспитывать желание ухаживать за ними.
2. Постепенно знакомить детей с названиями различных комнатных растений, учить сравнивать растения по следующим признакам: окраске, форме, величине, характеру поверхности листьев и др.
3. Развивать наблюдательность и любознательность в процессе ознакомления детей с растениями, веществами, а также интерес к экспериментальной деятельности.
4. Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, познавательный интерес.
Экологический центр – это предметно - развивающая среда, которая используется для экологического воспитания дошкольников. Много лет создавался экологический центр в нашем детском саду. Сначала мы хотели, чтобы данное помещение было местом ознакомления и ухода за комнатными растениями, поэтому мы посадили цветы, дети стали ухаживать и наблюдать за ними. Постепенно комната пополнялась новыми растениями. Цветы приносили все: дети, родители, учителя, сотрудники детского сада и жители поселка. Было очень приятно, что каждый внес вклад в доброе дело, и помещение превратилось в зимний сад! Был создан каталог растений с описанием каждого цветка (родина, особенности ухода, месторасположение). Дети продолжали ухаживать за растениями. В их обязанность входил: полив, опрыскивание, рыхление, сбор сухих листьев и было видно, что обязанность эта была детям в радость. Незаметно и ненавязчиво дети запоминали названия комнатных растений, порой трудного произношения. Они даже спорили между собой, кто пойдет сегодня, а кто завтра. Было видно, что детям нравиться проводить время в экологическом центре, тем более что это время проходит с пользой. Так пришла новая идея - организовать в экологическом центре, учебную зону - место, куда бы дети приходили не только ухаживать за растениями, но и заниматься опытно - экспериментальной деятельностью, изоэкологией, просто отдыхать, слушая рассказы и сказки о природе. С каждым годом пополняется методический и наглядно - дидактический материал, приобретается литература, сажаются новые цветы, улучшается предметно - развивающая среда и материальная база (сделан ремонт, поменяли мебель). Здесь организованы:
- уголок леса (имитация небольшой части леса, где находятся пни, корни, шишки, мхи, лесных растений, игрушки ( лесные звери.))
- Центр «Вода – песок» со всем необходимым для игр и опытов с водой и песком.
- Центр «Любознайка», также предназначен для проведения опытов и экспериментов. Здесь находятся 3 покрывала разных цветов ( зеленый, голубой, желтый) со звездами и колпачки со звездами разных цветов (зеленый, голубой, желтый). Каталог опытов и многое другое для проведения опытов.
- Коллекции: камни, природный материал, гербарии, ракушки.
- Постоянная выставка «Природа кладовая творчества». Выставка систематически пополняется и обновляется.
- Уголок «Огород круглый год» предназначен для посадки рассады цветов, овощных культур.
- Фотовыставка «Природа – кудесница. Фотовыставка ежегодно обновляется, меняются фотографии и темы фотовыставки.
- Центр творчества «Мастерская Лесовичка». Здесь находится природный материал и все связанное с творчеством.
- Центр красоты. Место для проведения мини – выставок, в том числе экологической направленности творческих работ детей, работ мастеров – умельцев и сувениров. Здесь проводятся совместные занятия со школьниками младших классов, а также развлечения и фольклорные праздники экологической направленности. Деятельность в экологическом центре не только решает задачи экологического воспитания, но и положительно, благотворно влияет на психику и настроение детей, тем самым укрепляя их здоровье. https://урок.рф/library/ekologicheskij_tcentr_084055.html( фото. Экологический центр)
То, что в жизни неизвестно - это очень интересно, на весах предметы взвесить, или в воду погрузить!
Шарик воздухом наполнить, и магнита свойства вспомнить,
сделать опыт, догадаться, и ответом удивить!
«Много праздников на свете Всех не сосчитать, Вместе их встречать»
|
2.Мероприятия (праздники, развлечения) экологической направленности
Задачи:
1. Развивать коммуникативные навыки, творческие способности, познавательный интерес, выразительность речи.
2. Формировать художественно - речевые исполнительские умения и поощрять инициативы детей в участии праздниках, бережное отношение к природе посредством практической деятельности.
Праздник – это ожидание чуда и исполнения самых заветных желаний, надежда на предстоящую удивительную радость. Праздников дети ждут с нетерпением: готовятся к ним, придумывают костюмы, изготавливают поделки своими руками и с помощью взрослых. При проведении праздников задействуются все дети. Ведь для них это первые шаги к творчеству, самостоятельности, самоутверждению. В нашем детском саду кроме традиционных праздников (8-е марта, новый год, выпускной) в которых тоже используются элементы экологии , проходят праздники, развлечения экологической направленности и народные праздники по временам года.
Осень: «Осень золотая», «Осенняя ярмарка», «Хлебушек насущный, нива нам неси…», «Капуста - барыня», «Покров - праздничек приходит…» праздники проводятся совместно со школьниками и традиционно заканчиваются просмотром выставок осенней тематики: «Удивительное рядом», «Осень золотая» и др., которые организуются накануне и постепенно пополняются поделками детей, родителей, воспитателей, школьников.
Зима: «Здравствуй, гостья зима, просим милости к нам», «Поможем птицам», «Масленица широкая», «Зимние забавы» и др..
Весна: «Путешествие в волшебный лес» (развлечение со стариком- Лесовиком), « Май – время дорогое всей семье нет покоя», «Сороки – встреча весны», «Люблю березку русскую, то светлую, то грустную» и др..
Лето: традиционные развлечения на прогулке «Здравствуй, лето красное», «В гостях у солнышка», «Дарьюшкины сказки» ( о лекарственных растениях) и др.. Экологические праздники чаще всего являются результатом проектов. Участвуя в развлечениях и народных праздниках экологической направленности, дети не только веселятся, радуются и получают положительный заряд эмоций, но и в интересной, доступной, увлекательной форме получают сведения о живой и неживой природе. Таким образом, постепенно у ребят формируется положительное отношение к природе и окружающему миру. Фольклорные формы, которые широко используются в мероприятиях, вызывают у детей эмоциональный отклик и лучше позволяют усвоить то, что человек – это часть природы - матушки и ее надо любить и считаться с ней. https://dovosp.ru/magazine_child_in_kindergarten/zhurnal-rebyonok-v-detskom-sadu-092018
https://burmak2.edu.yar.ru/gruppa_detskogo_sada/logoped_stati/kapusta_barinya.docx ( «Капуста - барыня») https://yadi.sk/d/OBNIg41De63Fh («Покров - праздничек приходит)
Ура, а у нас праздник!
« Нас в любое время года Учит мудрая природа…»
|
3.Экологическая тропинка. Прогулки
Задачи:
1. Расширять представления детей о животном и растительном мире. Учить различать деревья и растения по листьям, ветвям, цветам и плодам.
2. Знакомить со способами выращивания и ухода за культурными растениями.
3. Развивать умение наблюдать, анализировать и сравнивать природные объекты.
4. Уточнять и расширять знания детей о последовательности сезонных изменениях (увеличение продолжительности дня и наоборот; повышение температуры воздуха и наоборот; изменение в жизни животных и насекомых и др.)
5. Закреплять и расширять знания об атмосферных явлениях.
6. Развивать и укреплять двигательную активность и здоровье детей.
Наиболее эффективный способ знакомства с окружающей природой - наблюдение во время прогулок. Ведь большую часть времени дети проводят на улице, особенно в теплое время года. У нас красивый, большой, благоустроенный участок и детям в прямом смысле слова есть, где разгуляться. На участке растут разнообразные виды деревьев и кустарников, есть все необходимое оборудование для игр, развлечений и занятий спортом. У нас четыре клумбы, мы постарались, посадить цветы так, чтобы цветение было непрерывным, тем самым поддерживая интерес детей к цветнику.
Дети с раннего возраста задают вопросы: «Где? Почему? Когда?» и т.д., постепенно дети взрослеют, меняется их представления о природных явлениях в неживой и живой природе, расширяются и уточняются понимание этих явлений и умение устанавливать взаимосвязь между ними. Наблюдения за природой с детьми старшего дошкольного возраста, носят более систематический и длительный характер, во время прогулок можно загадать загадки о наблюдаемом объекте (насекомое, атмосферное явление, растение и др.). Зачитываются народные приметы, пословицы и поговорки. Дети старшей группы ведут календарь природы, где стрелочками фиксируют смену времени года, месяца, атмосферные явления.
Участок детского сада разделен на природные объекты, которые отмечены на карте (карта разработана и находится в группе) . Каждый объект имеет свой знак. Для повышения интереса детей к наблюдаемым объектам, мы совместно с ними выбрали «хозяина тропинки» - давнего друга детей сказочного старичка -Лесовичка. Это игрушка, которая выносится на прогулку, если планируется наблюдение. Наблюдение-беседа проходит в игровой форме. Дети внимательно рассматривают объект, например, березу, отмечают изменения, делают выводы: почему изменилось? (листья у березы пожелтели и начали опадать, почему? Потому что, наступила осень, стало холоднее). Каждый ребенок по желанию высказывает свою точку зрения. Обязательно присутствует художественное слово, проводятся игры. В этот же день в группе во второй половине дня проходят познавательные беседы на тему: «А знаете ли вы, что береза…» и т.д. Дети также по желанию лепят, рисуют, наблюдаемый объект. Когда создавалась экологическая тропинка, возник ряд вопросов. Как часто мы будем посещать объекты? Всегда ли когда выходим на прогулку? Нужно ли посещать все объекты? В данном случае все зависит от желания детей, наших целей и времени года, а также погодных условий. Одни и те же объекты мы можем посещать много раз, особенно в разное время года (деревья), другие только в определенное время года (цветник, кормушки). Экскурсия по тропинке может проводиться 1 раз в неделю, 1 раз в две недели, а может несколько раз в неделю (в теплое время года). Во время экскурсий по экологической тропинке мы наблюдаем за деревьями и растениями, которые растут на нашем участке, за другими объектами тропинки. Ежедневно на прогулках мы следим за состоянием погоды, атмосферными явлениями, сезонными изменениями в природе, за жизнью насекомых и животных, которых мы можем увидеть на участке и за его пределами, а также экспериментируем с песком, водой и др. Обязательны подвижные игры и любая двигательная деятельность как главная часть прогулки.
Мир природы таит в себе большие возможности для всестороннего развития детей. Продуманная организация прогулок, наблюдений, подвижных игр решает не только задачи физкультурно-оздоровительного характера, но и задачи экологического воспитания, организация деятельности детей на экологической тропинке позволяет более продуктивно использовать обычные прогулки с детьми для экологических занятий в игровой форме . http://pedmir.ru/82580
( совместная деятельность на прогулке «Покормите птиц зимой»)
На детской площадке все так интересно,
Наверное, это давно всем известно!
«Как было хорошо в лесу Когда мы по нему блуждали Пусть мы не встретили лису И зайку не видали .» .
|
4.Экологическая тропа
Задачи:
1.Формировать у детей правильное безопасное поведение в природе
2. Продолжать расширять представления детей о животном и растительном мире.
3.Развивать умение наблюдать, анализировать и сравнивать природные объекты.
4. Воспитывать бережное и чуткое отношение к природе.
Наша экологическая тропа – это маршрут прогулок, экскурсий. Тут есть сходство с экологической тропинкой: отмечены экологически значимые объекты, составлена картосхема. Общая протяженность маршрута не должна превышать 1-1,5 км. Маршрут прокладывается там, где есть, что показать детям и где есть возможность сделать остановку (удобное место для наблюдения и отдыха). Наша тропа состоит не только из природных объектов (луг, лес, поле, родник и др.), но и из сооружений созданных человеком (очистные сооружения, котельная, водонапорная башня). Также присутствуют отрицательные объекты – площадки для мусора, свалки в неприспособленных местах, вытоптанные места, кострища, разбросанный мусор после пикников. Экскурсия на природу требует тщательной подготовки (одежда по сезону, предварительная беседа о поведении на природе, техника безопасности). При проведении одной экскурсии мы можем наблюдать несколько объектов, это также зависит от желания детей, поставленных целей, времени года и погодных условий. Во время стоянки дети внимательно наблюдают и обследуют выбранное место. Обязательно присутствует художественное слово, например, находясь на лугу можно загадать загадки о луговых цветах и предложить найти тут же отгадку. В лесу прочитать детям стихотворение «Здравствуй лес, дремучий лес, полный сказок и чудес!».На роднике рассказать историю о мальчике, который засорил родник, но вовремя одумался, потому что ему приснился сон…(Т.А. Шорыгина «Родник»). Обязательно проводятся подвижные игры по желанию детей и желательно по теме экскурсии (пруд, ручей - «Щука и караси», «Водяной»; лес, роща - «Березонька - выручай», «К названному дереву беги» и др.). В конце экскурсии дети собирают природный материал, ведь принося материал в группу, дети с большим интересом будут его использовать на занятиях по изоэкологии. Ребята с гордостью хвалятся: «Вот какая у меня красивая шишка, как ежик», «А у меня сучок, похожий на змея Горыныча!» Прощаясь с лесом, отмечаем, что мы увидели нового, интересного, что запомнилось и понравилось. В группе в этот день проводится беседа, по желанию дети рисуют, лепят, то, что им понравилось и запомнилось больше всего. Дети подготовительной группы получают на дом интересное задание, продиктовать дома родителям небольшой рассказ на тему: «Как мы были путешественниками».
Экскурсии, походы укрепляют здоровье детей, обогащают двигательный опыт, наполняют ум и сердце детей знаниями о природе, учат ценить и любить ее.
Изучаем мы природу, без оглядки на погоду…
|
5.ИЗОЭКОЛОГИЯ
Задачи:
1. Развивать мелкую моторику рук, внимание, интеллектуальную творческую активность, интерес к ручному труду. Создавать положительный эмоциональный настрой и воспитывать эстетические чувства.
Изоэкология - это конструирование из природного материала (листья, семена, соломка, травы, ракушки, камни и др.,а также печатание природным материалом. Природный материал кладовая для развития фантазии, творчества, воображения. Процесс изготовления поделок не только положительно сказывается на развитии эстетических чувств, пополняет навыки и умения, необходимые детям, но развивает мелкую моторику руки, внимание, интеллектуальную и творческую активность. Создание поделок из природного материала дает возможность взглянуть на окружающий мир глазами созидателя, а не потребителя, и пусть детские поделки будут пока не очень совершенны, но они принесут много радости и творческого удовлетворения. Занятия по изоэкологии – это всегда комплексные занятия, темы могут быть любые, главное, чтобы была связь с природой. Например, тема: «Путешествие в лес». Дети «отправляются путешествовать» в лес, там они встречают своего давнего друга, старика – Лесовика. Лесовичок загадывает загадки. Дети повторяют вместе с хранителем леса, правила поведения в природе. Потом они все вместе играют и Лесовик , радуясь встречи, дарит детям шишки от белочки. Получив в дар шишки, дети с радостью принимаются за дело – мастерят различные поделки. Свои работы дети с гордостью несут на выставку «Природа - кладовая творчества», которая существует уже несколько лет. В конце учебного года дети по желанию могут забрать поделки, тем самым порадовав родителей своими успехами. Используя изоэкологию на своих занятиях, понимаешь, что работа с природным материалом не только пополняет знания и трудовые умения ребенка, но и положительно влияет на формирование основ его личности, правильного отношения к природе.
Вот так здорово получается!
«Это всё - эксперименты Все, все, все хотим узнать. А потом всем рассказать» |
6.Экспериментально - опытная деятельность
Задачи:
1.Формировать представления о предметах, веществах, растениях, объектах неживой природы: их свойствах, качествах, взаимосвязи.
2. Формировать умения сравнивать, сопоставлять, обобщать, систематизировать, анализировать, делать выводы и открытия.
3. Создавать положительную мотивацию к самостоятельному экспериментированию.
Экспериментально - опытная деятельность является важнейшим звеном в экологическом воспитании дошкольников. Оно особенно важно при формировании основ экологических и естественно - научных понятий, ведь очень важны знания, добытые самостоятельно, путем опытов, ведь они сильнее закрепляются и становятся прочными. Главное достоинство метода экспериментирования заключается в том, что оно дает детям реальное представление о различных сторонах изучаемого объекта, о его взаимодействии с другими объектами и различной средой. В процессе экспериментирования повышается умственная активность ребенка - он думает, мыслит, узнает сам! В процессе опыта возникает необходимость совершать операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения и классификации. Ребенок просто познает мир в доступной ему форме.
Экспериментирования, проводится с детьми, начиная с 2-3 летнего возраста. Это - несложные опыты с водой, воздухом, почвой, песком, глиной, объектами неживой природы, растениями. Опыты, которые могут использоваться в быту (свойство воды растворять сахар, соль, использование вееров и др.) Для детей старшего возраста опыты усложняются, для них создан каталог опытов, который им доступен и понятен. Карточки изображены схематично, красочно, предварительно изучаются и проговариваются все схемы опытов. Ребенок может взять карточку и сам или с помощью взрослого провести эксперимент.
Занятия - экспериментирования, игры - экспериментирования проходят в увлекательной и интересной форме на прогулке, в группе (мл. гр.), в экологической комнате ( центре), где есть все необходимые материалы, приборы и приспособления.
Методика проведения опытов:
Опытная деятельность разделена по блокам. Дети входят в помещение, все предметы для опытов закрыты на столе «волшебным» покрывалом. Покрывал три, они имеют разные цвета. Если стол закрыт зеленым покрывалом, эксперимент будет проводиться с растениями, семенами, веточками, ростками. Желтым , значит с песком, почвой, камнями, глиной. Голубым покрывалом, дети будут экспериментировать с водой, воздухом, неживой природой. Посмотрев на цвет покрывала, дети понимают и высказывают свои предположения, с чем будут проводить опыт. Они облачаются в волшебные колпаки со звездами, тем самым превращаясь в «волшебников – экспериментаторов». Занятие состоит не только из опыта, здесь обязательно используются стихи, загадки, рассказы, физкультминутки. В конце занятия дети по желанию зарисовывают результат эксперимента или делают поделки, используя приобретенный выше опыт. Например, мастерят веер и обдувают себя прохладным воздухом; лепят игрушки из сырой глины; строят замок из сырого песка; раскрашивают камешки, превращая их в божьих коровок.
Хочется отметить активность детей к стремлению экспериментировать. Опыты способствуют формированию у детей познавательного интереса к природе и окружающему миру, развивают наблюдательность и мыслительную деятельность
(См. краткое планирование экспериментально - опытной деятельности) https://kopilkaurokov.ru/doshkolnoeObrazovanie/planirovanie/planirovanie_opytno_eksperimentalnoi_deiatelnosti_detei_6_7_let
(Занятие по экспериментально-опытной деятельности «Воздушный океан»)
https://yadi.sk/i/IqE5Gpku3RDrhR
Как наш опыт получился? Сколько времени он длился?
Удивляемся всему: Как? Зачем? И почему?
«Давайте, друзья, в любую погоду Будем беречь родную природу! И от любви, и заботы нашей Станет земля и богаче, и краше!»
|
7. Проекты, акции, выставки
Задачи:
Воспитывать бережное отношение к объектам живой и неживой природы;
Формировать партнерские взаимоотношения между детьми, педагогами, родителями.
Развивать любовь, уважение, интерес к родному краю. Формировать представление об экологических проблемах поселка родного края.
У нас в детском саду регулярно проводятся акции, выставки, проекты экологической направленности.
Выставки
Традиционно в нашем детском саду проходят выставки экологической направленности. Перед проведением мероприятия проводиться ознакомительная работа с родителями и детьми по теме выставки. Когда начинаешь работу, не все родители откликаются сразу, но стоит принести на выставку несколько творческих работ, фотографий, родители проявляют заинтересованность и становятся активными. Выставки проводятся чаще всего с участием родителей и педагогов, но также проводим мини - выставки детских творческих работ. Темы разнообразны и интересны, это фотовыставки: «Водоемы родного края», «Времена года», « Природа - чудесница», « Удивительное рядом», « Осень – чудная пора», «Лето- красное», «Наши любимые животные» и др. Обычно выставки проводятся после проекта и являются его итоговым мероприятием. Творческие выставки это поделки из природного материала:«Удивительная шишка», «Ожившие пни», « Лесной сувенир», «Овощной хоровод», «Нет листвы осенней краше», «Золотая осень» и др., рисунки экологической направленности «Берегите природу», « Водоемы родного края», «Удивительный лес» и др., сувениры и творческие работы мастеров - умельцев по таким темам: « Золотая соломинка», «Чудеса из дерева», «Ивовые кружева», « В гостях у морского царя» и др. Организация выставок значима для детей и родителей. Они познавательны, информативны и интересны. Обычно выставки радуют своим разнообразием, красотой, яркостью, все работы интересны и неповторимы. Благодаря выставкам у детей повышается самооценка, ответственность, эстетический и художественный вкус. И пусть поделку сделает мама или папа, а малыш, только немного поучаствует в ее создании, но все равно это участие принесет ребенку огромную радость и гордость от проделанной работы . Творческие работы детей участвуют в конкурсах различного уровня и получают достойные награды.
( смотреть фото выставок выше, ссылка «Экологический центр)
Акции
Экологические акции это одно из эффективных средств решения задач экологического воспитания дошкольников. Акции – это комплексные мероприятия, которые реализуются через все виды детской деятельности.
Это событийно - значимые мероприятия, направленные на сохранения окружающей среды, экономном и разумном использовании природных ресурсов. В нашем детском саду традиционно проходят такие совместные акции: «С каждого по зернышку», «Берегите птиц», « Каждому скворцу по дворцу», «Получай скворец – свой дворец!»,« Берегите лес», «Посади дерево», « Расти росток- цвети цветок», «Берегите воду» и др. В акциях участвуют все: родители, дети, педагоги, сотрудники детского сада иногда и жители поселка. Не всегда родители проявляют интерес к акциям, но постепенно взрослые, видя с каким интересом и воодушевлением их дети, рассказывают о том или ином мероприятии, втягиваются и помогают педагогам и детям. В результате, когда птицы прилетают на кормушки или скворцы поселяются в скворечник, ребенок показывает папе и громко с радостью говорит: « Я же говорил, что в нашу кормушку прилетят птицы! Она самая лучшая». Акции позволяют детям видеть примеры заботливого отношения к природе со стороны взрослых и самим развивать положительное отношение к природе, желание беречь её и заботиться о ней.
Проекты
Технология проектного обучения, проектной деятельности (метод проектов) – это целенаправленная деятельность с определенной целью, по определенному плану для решения поисковых, исследовательских, практических задач по любому направлению содержания образования. Основной целью проектного метода в дошкольном учреждении является развитие свободной творческой личности, которое определяется задачами развития и задачами исследовательской деятельности детей.
Тематика проектов разнообразна, но особенно целесообразно использовать данный метод по экологическому воспитанию дошкольников.
По роду деятельности проекты могут быть:
- творческими;
- исследовательскими;
- познавательными;
- информационными и др.. Мы чаще всего проводим комплексные проекты (познавательно - творческие, информационно - познавательные)
Проекты чаще всего возникают стихийно, внезапно. Проект возникает во время прогулки, экскурсии или в других ситуациях, когда дети задают вопросы. («Почему акула кусается? Как рождается дельфин? Что такое актиния и морская звезда?», (проект «В гостях у морского царя») или «Почему листья желтеют осенью?», (проект «Нет листвы осенней краше») и др.) или педагог преподносит проблему так, чтобы ребенок заинтересовался темой проекта, и детям захотелось ее решить с помощью взрослого или самостоятельно (проект «Удивительный лес» и др.) https://dovosp.ru/articls/proekt-net-listvy-osennej-krashe (творческий проект «Нет листвы осенней краше») http://www.moi-sat.ru/publ/konferencija_quot_metodicheskie_razrabotki_quot/obuchenie_i_vospitanie_detej_s_rechevymi_narushenijami/proekt_udivitelnyj_les/7-1-0-896 (познавательно - творческий ,речевой) проект «Удивительный лес»)
https://конспекты-уроков.рф/detsad/raznoe/file/46619-proekt-osen-urozhajnaya (познавательно-творческий, речевой) проект «Осень урожайная»)
https://dovosp.ru/articls/poznavatelno-tvorcheskij-proekt-v-gostyax-u-morskogo-carya ( творческий проект «В гостях у морского царя») https://www.1urok.ru/categories/19/articles/26 (непосредственно- образовательная деятельность «Полезные овощи»
2017 год в России был объявлен годом экологии. Корпорацией «Российский учебник» и Русским географическим обществом был организован совместный образовательный проект «Страна экологическая». Проект направлен на формирование экологического мышления детей и представляет собой энциклопедию растительного и животного мира, созданную силами детей. Это - интерактивная карта экомаршрутов, точки с фенологическими наблюдениями, фотографии и описания уголков природы – так дети учатся внимательно и бережно относиться к родным местам, беспокоиться об их экологическом благополучии. Мы присоединились и поучаствовали в данном проекте, описали свой экомаршрут и опыт работы. http://eco.rosuchebnik.ru/history/ptitsy-nashi-druzya-247840/ (Помогаем птицам)
Метод проектов позволяет развивать общие способности детей: познавательные, речевые, коммуникативные. Знания, умения, навыки при ознакомлении какой либо темы экологического проекта, приобретаются осознанно в ходе работы над личностной и общественно- значимой проблемой, быстро присваиваются, запоминаются и закрепляются ребенком, превращаясь в его активный запас знаний, слов и практический опыт и также легко переносятся на другие виды деятельности. Родители являются активными участниками экологических проектов. Совместная проектная деятельность способствует укреплению сотрудничества педагогов учреждения и родителей в образовательном процессе по экологическому воспитанию. Также хочется отметить, что при проведении проектов проходит активное взаимодействие с домом культуры и библиотекой. Мы с ребятами посещаем мероприятия, подготовленные сотрудниками по теме проектов.
Проект « Удивительный лес»
Про Проект «В гостях у морского царя»
Проект «Мир птиц»
Акция – дело полезное и нужное!
Заключение
Подводя итоги работы по экологическому воспитанию, хочется отметить, что данная работа ведется не зря. Дети с большим интересом наблюдают за природой, ухаживают за растениями, птицами, экспериментируют, мастерят поделки из природного материала. Они уже не бросят бездумно бумажку на траву, не сломают веточку, не разрушат муравейник, дети знают правила поведения в природе и понимают, как ее беречь. У ребят формируется активная позиция и сильное желание изменить и улучшить окружающий мир вокруг себя. Взрослые дают детям почувствовать, что на первый взгляд от незначительных действий зависит, какой будет наша природа, и мир который нас окружает. Малыши уже сейчас учатся быть ответственными и заботливыми. Ведь все начинается с малого, и казалось бы, незначительного, а формируется в большой пласт, который и называется экологическим воспитанием дошкольников.
У нас много интересных планов и проектов, которые мы будем реализовывать в будущем. Педагоги нашего дошкольного учреждения разрабатывают методический материал и публикуют разработки по экологическому воспитанию на педагогических сайтах и в научно - методических журналах по дошкольному воспитанию. В будущем планируется работа по метеоплощадке, которая установлена в этом году на участке. В данный момент подбирается методический материал, дополняется оборудование, разрабатывается выносной календарь природы. Также планируется дополнить маршруты на экологической тропинке и экологической тропе, обновить и разработать паспорта, карты - схемы.
Хочется надеяться и верить, что любовь к природе, к родному краю останется в сердцах наших детей на всегда, и поможет им жить в гармонии с окружающим миром!
Список используемой литературы
Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б Жизнь вокруг нас. Учебно-методическое пособие - Ярославль: академия развития: 2003.- 112с.
Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет.- Изд.: ТЦ Учитель,2009.-190с.
Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей: методическое пособие. - Изд.: ТЦ Сфера, 2012.- 128 с.
Горькова Л.Г., Кочергина А.В, Обухова Л.А. Сценарии занятий по экологическому воспитанию дошкольников (средняя, старшая, подготовительная группы). – М.: ВАКО, 2005. – 240 с.
Давыдова О.И., Майер А.А., Богославец Л.Г. Проекты в работе с семьей: методическое пособие. – Изд.: «ТЦ Сфера», 2012. – 128 с. Джим Майлс. Большая энциклопедия для дошкольника.- Издательство «Олма-пресс» . 2005.- 945 с.
Джим Майлс. Большая энциклопедия для дошкольника.- Изд.: Олма - пресс . 2005.- 945 с.
Драгунова В.А. Дидактические игры для ознакомления дошкольников с растениями. Пособие для воспитателей детского сада.- Изд. : Просвещение . 1981.- 80с.
Журавлева В.Н. Проектная деятельность старших дошкольников. – Изд.: Учитель, 2011. -202 с.
Иванова А.И. Живая экология . Программа экологического образования дошкольников..- М.: ТЦ Сфера, 2006.- 80с.
Морозова Л.Д. Педагогическое проектирование в ДОУ: от теории к практике. - Изд.: ТЦ Сфера, 2010. - 128 с.
Машкова А.А. Ребенок и окружающий мир: занятия на прогулке (старшая группа).- Изд.: Корифей. 2007.- 96с.
Николаева С.Н. Воспитание экологической культуры в дошкольном детстве - М.: Просвещение, 2002.-144с.
Николаева С.Н. Парциальная программа "Юный эколог". Для работы с детьми 3-7 лет.- Издательство: Мозаика-Синтез. 2016.- 112с.
Шорыгина Т.А. Зеленые сказки. Экология для малышей. Развивающие сказки . - Изд.: Гном и д, 2011.- 64с.
Шишкина В.А, Дедулевич М.Н Прогулки в природу. М.: Просвещение, 2003.-112с.
Научно-методические журналы: «Дошкольная педагогика», «Ребенок в детском саду», «Дошкольное воспитание» и др.