Выступление «Опыт работы по формированию духовно-нравственного воспитания учащихся»
Опыт работы по формированию духовно-нравственного воспитания учащихся
В стандартах второго поколения разработана новая концепция воспитания. Одной из главных задач педагогов становится формирование духовно-нравственной личности, на основе духовных и культурных традиций. «…когда идет речь о духовно-нравственном воспитании, нужно чтобы у человека была душа здоровая. В таком состоянии можно обучать и всему остальному», - эти слова одного из последних старцев Оптиной пустыни Никона Беляева очень хорошо доказывают необходимость «оздоровления» детской души в раннем возрасте
Наиболее способствуют этому уроки русского языка и литературного чтения.
На уроках русского языка, работая над фонетическим, грамматическим разбором, над усвоением орфограмм, обращаю внимание учащихся на значение слов, на смысл пословиц и поговорок, на нравоучительную сторону того или иного текста.
(слайд 3)
Для обучения чтению в 1 классе пословицы и поговорки использую при изучении той или иной буквы. 4 слайд Для уроков русс яз пословицы подбираю в соответствии с темой урока.
Для учащимся 3 – 4 классов предлагаю выполнить творческую работу, написать сочинение - миниатюру. Темы могут быть разными: «О доброте», «Что я ценю больше всего в человеке», «О милосердии».
Опыт творческих работ нужен детям, в них проявляется их личностное отношение к окружающему миру, ценность и радость бытия. Мои ученики принимают участие в школьных и муниципальных конкурсах сочинений , занимают призовые места.
.(слайд 5)
Главная задача уроков чтения – нравственное воспитание, становление личности ребёнка, обогащение души человека через чтение, размышление, через чувства.
Огромное влияние на детей оказывают сказки, они хорошо воспринимаются и усваиваются детьми. Сказки несут в себе глубокую народную мудрость, пронизанную христианской нравственностью. Совместный с детьми анализ сказочных ситуаций и характеров героев способствует формированию умений правильного поведения в тех или иных ситуациях. При чтении сказок дети делают выводы о том, что добром воздается тем, кто живет, следуя нравственным законам. Использую при чтении произведений пословицы
слайд 6)
На уроках чтения использую групповую работу при обобщении изученного раздела Слайд 7 Присутствуют рисунки на тему Милосердие труд души.
(слайд 8)
На уроках окружающего мира ребенок усваивает правила поведения в природе, в обществе, учится взаимодействовать с другими людьми, понимать самого себя и управлять своим поведением. Изучение нашего общества, истории государства, его культуры, обычаев, создает условия для воспитания патриотизма, гуманизма, толерантности. На уроках окружающего мира удачно подобраны темы: «Путешествие по России», «Родной край –часть большой страны», «Такие разные праздники». Я считаю, что воспитание патриотизма и гражданственности нужно начинать с любви к родному краю. Знакомя ребят с историей нашей страны, сначала мы говорим об истории нашего поселка
9слайд На уроках формируются понятия о ценности семьи и традиционных семейных отношений. В первом классе, в разделе «Твоя семья», предлагаю детям составить рассказ о своей семье, воспользоваться фотографиями из семейного архива или просто нарисовать свою семью. Во втором классе при разговоре о семье важное место занимает тема «Что такое семья». На уроках по данным темам ребята рассказывают о
традициях в своей семье.
10 слайд Работая над проектом о зимующих птицах, ребята провели выставку рисунков, делали кормушки Участие в различных конкурсах позволяет ребятам соприкоснуться с народными традициями.
11 слайд Уроки математики требует от школьников умственных и волевых усилий, внимания и логического мышления, воспитание таких качеств, как активность, творческая инициатива, умений коллективного познавательного труда. Решение задач, включающих исторические сведения, краеведческо-экологических задач способствуют расширению кругозора учащихся и развитию познавательного интереса к предмету.
слайд 12
Ряд заданий по математике задает образцы здорового образа жизни и имеет прикладной характер. Например, мы готовили проект «Сколько весит школьный портфель?»
Важным источником формирования нравственного опыта является разнообразная внеклассная, внеурочная деятельность. Работая в данном направлении, я сделала вывод, что полноценное духовно - нравственное воспитание ребенка необходимо строить на ценности, в которой мы испытываем дефицит – милосердии, а также православном аспекте.
13 слайд
На классных часах часто использую рассказ на этическую тему. Воздействуя на чувства, рассказ помогает воспитанникам понять и усвоить смысл моральных оценок и норм поведения. Широко применяю этическую беседу, где ребята привлекаются для обсуждения, анализа поступков и выработки нравственных оценок. Вот темы некоторых бесед, которые проводились мною на классных часах «Умей трудиться в коллективе», «Что такое справедливость?», «Об отзывчивости», «Верность слову и обещанию», «Не будь равнодушным».
14 слайд и 15
Проведен классный час Голосуем за президента
Нравится мне такой воспитательный метод, как пример. Ведь пример действует на уровне первой сигнальной системы, а слово – на второй. Воспитание зависит от личного примера учителя.
Начальная школа – наиболее благоприятный период для преподавания любой области знаний, особенно основ православной культуры. По моему убеждению, знакомство детей с православной культурой необходимое условие воспитания в них милосердия, человеколюбия и чувства прекрасного. В начальной школе нет необходимости ходить вокруг да около, мы изучаем с детьми самое ценное: о добре и зле, знакомство с церковными праздниками, обрядами, таинствами. Даем высказаться каждому ребёнку, не переубеждая, не критикуя, если его мнение не совпадает с нашим мнением, ведь дети имеют право на свою точку зрения.
16 слайд
Организуем экскурсии в храм п. Куйтун, где дети видят всю его красоту и величие. Отец Игорь знакомит учащихся с символикой храмовой архитектуры, формой храма, внутренним устройством, убранством.. Притихшие, даже смиренные ходили они по храму. Каждому хотелось услышать что-то новое из уст отца Игоря, поставить свечи у икон за здравие близкого человека. Никто не галдел, не бежал к многочисленным иконам, никого не шокировала соответствующая одежда Батюшки. На другой экскурсии мы знакомились с православными книгами, в том числе с Библией. Это тоже оставило с памяти у детей незабываемые впечатления. А сколько вопросов они задали! Воспоминаний и впечатлений от таких экскурсий хватит на долгие годы, ведь они являются не просто экскурсиями, а приобщением к истокам нашей культуры, духовным ростом детей.
17 слайд
Ежегодно проводятся классные часы «Рождество Христово», «Православная Пасха». К таким мероприятиям готовимся заранее: изучаем дополнительную литературу, опрашиваем родственников, занимались совместными поделками – вырезали из бумаги ангелов, занимались росписью яиц, рисовали. Прививая детям любовь и уважение к родной земле, я знакомлю учащихся с обрядами и обычаями наших предков. Такие мероприятия мне помогают проводить работники центральной районной библиотеки и районного краеведческого музея.
18 слайд и 19 слайд
Ежегодно проводятся мероприятия «День героев России», «День Защитника России», «Великая Победа», где непосредственное участие принимают ученики начальной школы, очень часто с родителями и людьми старшего поколения.
20 слайд
Формы работы с родителями в данном направлении тоже разнообразные
Родительские собрания
Информационные стенды
Совместно организованные праздники
Выставки семейных работ
Изготовление сюрпризов к праздникам
Все эти годы я наблюдаю, как дети ведут себя во время общих дел, каких либо событий в классе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят в начальной школе начинают складываться товарищеские отношения, они умеют быстро договориться, редко ссорятся, хотя и спорят по деловым вопросам. Общие поручения выполняют дружно, видят, кому нужна помощь, активно помогают друг другу, слушаются старших. Труд учителя, как посаженное деревце, не сразу даёт результаты. Приходится ждать годы. Но плоды обязательно принесут радость, наполнят сердце счастьем. Хочется верить, что мои ученики вырастут ответственными, способными помочь родным и друзьям, любящими своё село, свою Родину.
.слайд 21 высказывание
Хочется отметить, что, несмотря на слабую информированность детей в вопросах православия и духовной культуры, они с большим интересом и удовольствием слушают, воспринимают, участвуют в беседах, задают много вопросов по данной теме, делятся своими впечатлениями и переживаниями. Мне, как учителю, очень приятно и отрадно видеть заинтересованные лица детей.
Как уже отмечалось выше, родители участвуют в семейных проектах, помогают детям в подборе информации и оформлении.
Стало традицией приглашать родителей на классные часы, на которых они рассказывают о своей профессии, а также периодически являются членами жюри на различных конкурсах и викторинах.
В этом направлении ведется активная работа. Ребята готовят сообщения о родном крае, его экономическом развитии, экологических проблемах и т. д. к урокам окружающего мира. На уроках изобразительного искусства дети рисуют природу родного края, поселок, улицу, те места родной земли, о которыхмы вспоминаем вдали от родины.
Огромное значение имеет посещение музеев, исторических мест родной земли.
Широкое поле деятельности представляет изучение предметов окружающий мир, литературное чтение, проведение тематических классных часов, посещение музеев. Здесь, на мой взгляд, систематизируются и расширяются представления учащихся о своем крае. Понимая, что только на основе знаний можно убедить учащихся в необходимости заботливо относиться к природе, любить свой край считаю, что целесообразно применять разнообразные формы и методы ознакомления: экскурсии, беседы, творческие работы, встречи с людьми разных профессий и т.п.
В этом направлении ведется активная работа. Ребята готовят сообщения о родном крае, его экономическом развитии, экологических проблемах и т. д. к урокам окружающего мира. На уроках изобразительного искусства дети рисуют природу родного края, поселок, улицу, те места родной земли, о которыхмы вспоминаем вдали от родины.
Огромное значение имеет посещение музеев, исторических мест родной земли.
Наши проекты:
1. Семейный проект «Новый год в моей семье». Над проектом работала семья Ефремовых. В работе отражены воспоминания о встрече Нового года трех поколений семьи. Использованы фото – материалы из семейного архива.
При презентации проекта ребята с интересом слушали Ефремову Ксению и рассматривали старые фотографии. Ими была получена информация о встрече праздника в разные годы, об обычаях и обрядах.
.