Статья на тему «Опыт работы по решению примеров по алгоритму»
Решение примеров в пределах 10 на основании числового ряда
Из опыта работы учителя
специальной (коррекционной) школы
Поляковой Татьяны Александровны
Как только вступаешь на дорогу под названием «работа учителем», стараешься выполнять все методические рекомендации по формам ведения урока, его структуре, содержанию. Но с педагогическим опытом хотелось внести в процесс обучения детей с ограниченными возможностями здоровья что-то свое.
В 2016 год, взяв класс для детей с глубокой умственной отсталостью, это «что-то свое» нашлось. Конечно, произошло это не сразу.
Обучение детей с тяжелыми и множественными нарушениями развития чаще носит индивидуальный характер и требует применения не только традиционных, но и специальных коррекционных технологий. Не так много литературных источников, в которых рассказано о методике преподавания при проведении уроков с данной категорией детей. А научить детей хочется.
В работе с такими детьми приходится адаптировать имеющиеся в общей педагогике методы и приёмы работы, а чаще всего искать, подбирать и придумывать специфические методические приёмы, с помощью которых и совершаются открытия.
В своей практике я столкнулась, прежде всего, с проблемами в преподавании учебного предмета «Счет».
Особые трудности испытывали ребята при решении примеров (пока это только в пределах 10). Понятия «сложение», «вычитание», смыл арифметических действий в силу грубых нарушений познавательной деятельности таким детям недоступно. Я пробовала разные пути решения.
При использовании счетного материала приходилось работать индивидуально с каждым: назови число, сколько нужно взять палочек, плюс – это добавить или убрать (ответы наугад), возьми … палочек и т.д. Т.е. приходилось проговаривать каждую операцию. Получалось долго, нерационально, отсутствовала хоть какая-то самостоятельность при выполнении. Положительного результата этот путь нам не принес.
Следующий путь – решение примеров с использованием счет. Но и здесь возникли те же трудности.
Самое простое, что можно было придумать – это решение примеров на калькуляторе. Двое из трех очень хорошо ориентировались в калькуляторе. Но какое развитие несет этот способ? Сказать трудно.
Перепробовав разные способы, решила найти свой метод. И он нашелся. Решение примеров по алгоритму по числовому ряду. Учащимся с глубокой умственной отсталостью, да еще имеющим аутистические особенности, очень важно опираться на зрительный образ. Сейчас я могу сказать, что данная технология – это моя педагогическая находка. Возможно, этот прием используют и другие педагоги, но я не сталкивалась. Поэтому считаю его личной находкой.
Процесс освоения алгоритма занял шесть месяцев. Но при работе с такими детьми время не имеет особого значения. Главное – положительный результат и вера в него. Положительные стороны технологии заключаются в том, что учащиеся усваивают последовательность операций (действий) и в конечном итоге самостоятельно, без чьей-либо помощи справляются с решением примеров.
Алгоритм решения примеров по числовому ряду состоит из ряда последовательных действий. Детям необходимо хорошо знать числовой ряд в пределах 10, записывать числа, ориентироваться в самом примере (находить первое число, второе).
Вся работа по алгоритму отражена в памятке «Учимся вместе», которая должна помочь родителям учащихся в закреплении материала при выполнении домашних заданий. В левом столбике указаны все инструкции, в правом – действия учащихся.
1. Прочитать пример: 3+2=
|
«три плюс два равно» |
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
2. Записать пример в тетради слева (в начале строки) |
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
3. Записать числовой ряд со знаками (в середине строки)
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
4. Алгоритм решения: 1) назвать первое число – 3 2) отметить число 3 на числовом луче 3) назвать знак – плюс 4) обвести на числовом луче плюс 5) «идем в гости от точки к плюсу»: - назвать второе число в примере – 2 - делаем два «шажочка» (один шаг – дуга от одного числа до другого) 6) назвать число, к которому пришли - 5 7) обвести его в кружок 8) сделать вывод: «Значит, 3 + 2 = 5»
|
|
||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
5. Записать ответ в примере
|
|
На первом этапе работы по данному алгоритму учащиеся осваивали каждую операцию. Затруднения возникали по каждому пункту. Особенно трудно учащимся давались «шажочки» (п.4.5 алгоритма).
Сегодня, когда ребята уже без чьей-либо помощи могут решить примеры в одно действие типа 3+4=, 8-7=, можно думать и об усложнении заданий.
Следующий шаг – это решение примеров в два одинаковых действия: типа 5+2+1=, 7-3-2=. С этими примерами учащиеся также неплохо справляются.
Ну и наконец, еще одна задача – решение примеров в два разных арифметических действия: типа 5-2+1=, 8-4+3=.
Возможно, эта технология подойдет не всем. Но в моем классе она привела к позитивной динамике усвоения учебного материала, повышению уровня самостоятельности, положительному отношению к учебной деятельности.