Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями

6
0
Материал опубликован 29 January 2023 в группе

Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями

Практическая деятельность педагога в обучении детей с особыми образовательными потребностями направлена на личностное развитие обучающихся, способствующее овладению необходимых жизненно важных знаний, умений и навыков, успешной социальной адаптации через коррекционно-развивающее обучение и воспитание.

Чтобы добиться результатов в профессии, нужно постоянно повышать свой

профессиональный уровень, изучать нормативные документы об образовании в условиях реализации требований ФГОС НОО, нормативно – правовые документы, изучать приоритетные направления современного образования, на которых строится системно - деятельностный подход, разнообразие современных образовательных технологий. Знакомство и внедрение элементов проектной деятельности, уровневой дифференциации, проблемного обучения, здоровьесберегающих технологий, методические и организационные условия, обеспечивают успешную адаптацию обучающихся в начальной школе.

Для успешного обучения детей я изучаю и применяю элементы методик коррекционно-развивающего обучения кандидата педагогических наук, доцента Е.Д. Худенко, доктора педагогических наук В.В.Воронковой. Внедряю в практическую деятельность элементы методик по предупреждению и исправлению нарушений устной и письменной речи учащихся педагога-логопеда Л.Н. Ефименковой, элементы методики Марии Монтессори.

В своей работе применяю принципы коррекционно-развивающего обучения, групповые и индивидуальные формы обучения, которые опираются на совместную и самостоятельную учебно-познавательную деятельность учащихся помогают создавать ситуацию успеха.

После прохождения курсов стала реализовывать в педагогической деятельности ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Мною разработаны и включены в работу 7 рабочих программ по предметам, 4 программы курсов внеурочной деятельности, соответствующие требованиям ФГОС для обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями). Использую цифровые образовательные ресурсы, ТСО, интернет, электронные пособия, информационно-коммуникативные технологии, тренажеры, комплексы развивающих компьютерных игр, интернет-ресурсы, интерактивную доску, УМК размещенный в издательстве «Просвещение», электронные формы учебника.

Решая задачи коррекционно-развивающего обучения и воспитания, самостоятельно разрабатываю тесты по всем разделам программы. Разработанные мною тесты опубликовала в 2017 г. на образовательном сайте «УРОК.РФ» и получила за них диплом победителя всероссийского конкурса для учителей начальных классов «10 главных вопросов». Созданные мною разработки уроков, карточки–тренинги, тесты, разноуровневые и многофункциональные учебные задания помогают развивать высшие психические функции, формировать навык самоконтроля у учащихся.

Для отслеживания результативности учебной, воспитательной и коррекционно-развивающей работы с учащимися, совместно с дефектологом, психологом, логопедом, учителями предметниками, на каждого обучающегося в классе веду «Дневник наблюдения». Он позволяет осуществить оценку динамики индивидуальных образовательных достижений учеников.

Большое внимание уделяю воспитанию у детей интереса к чтению. Беглое осознанное чтение – залог успеха при обучении любому предмету. С первого класса включаю в каждый урок ИКТ. На начальном этапе обучения чтению, использую речевые распевки, видеоуроки. Мои уроки чтения сопровождаются показом на экране видеофильмов, слайдов, фотографий, иллюстраций, электронных изданий, а также аудиоматериалами: музыкой, художественным чтением, документальными аудиозаписями. Своим опытом работы делилась на сайте infourok.ru, где была опубликована моя методическая разработка «Опыт работы по использованию ИКТ на уроках чтения в начальной школе VIII вида».

Научившись читать, мои ученики стали постоянными читателями библиотеки. Мы часто бываем в школьной библиотеке, городской детской библиотеке.

Подготовке каждого урока уделяю большое внимание. Развиваю познавательные творческие навыки учащихся. Устойчивый интерес формирую через элементы занимательности, игру, сказку, путешествия, конкурсы, викторины, экскурсии. Разработки этих мероприятий размещены на страницах интернет сети. Результатом проводимой работы стали победы учащихся в дистанционных конкурсах и олимпиадах для коррекционных школ.

Участвую в реализации школьного проекта «Образовательная кинезиология». Кинезиологические упражнения улучшают у обучающихся мыслительную деятельность, способствуют улучшению запоминания, повышают устойчивость внимания, развивают мелкую и крупную моторику, облегчают процесс чтения и письма, способствуют формированию пространственных представлений, снижают утомляемость, улучшают произвольное внимание

С целью профилактики переутомления учащихся применяю в педагогическом процессе опорные зрительно – двигательные траектории, предложенные В.Ф. Базарным и доцентом В.А. Ковалевым. Для снятия зрительного утомления включаю специальные упражнения и игры, разработанные профессором Э.С. Аветисовым. Использование в обучении элементов различных здоровьесберегающих технологий веду в системе. Спортивные мероприятия, Дни здоровья, профилактические мероприятия, направленные на предупреждение и сохранение здоровья учащихся, дают положительные результаты и свидетельствуют о снижении показателей заболеваемости обучающихся. Медицинские наблюдения показали, что уменьшилось число детей, заболевших простудными заболеваниями. Проведение совместных с родителями спортивных мероприятий (соревнований, праздников) в рамках проекта школы, помогло в пропаганде здорового образа жизни.

Работая в данном образовательном учреждении, понимаю, что главная цель – включение «особых» детей в жизнь общества. За активную общественную деятельность в социальной поддержке инвалидов награждена дипломом и стала лауреатом Регионального конкурса в Кемеровской области в номинации «За раскрытие в каждом ребёнке его талантов и возможностей».

Положительных результатов коррекционно-воспитательной работы удалось достичь благодаря сотрудничеству с волонтерами Центра детского творчества и родителями учащихся. Родители – активные участники общешкольных и классных мероприятий. Реализация программ по досуговой деятельности и проведение внеурочных занятий помогают воспитанникам адаптироваться в классном коллективе. Они с желанием посещают школу, заняты в работе школьных и городских кружков. Постоянные встречи с родителями, консультации по здоровому образу жизни, дни открытых дверей, открытые уроки и внеклассные мероприятия улучшают взаимопонимание педагогов, детей и родителей. В результате совместной работы педагогов и родителей прослеживается динамика в учебной и воспитательной деятельности.

Главным результатом моей работы является то, что все учащиеся класса адаптированы к обучению в школе, выросло качество обучения. В каждом наборе учеников есть дети, которые по решению городской ПМПК, переведены в среднюю общеобразовательную школу.




в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации