Статья на тему «Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями»
подвижные игры для детей с ОВЗPPTX / 15.99 Мб
/data/files/r1674657512.pptx (подвижные игры для детей с ОВЗ)«Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями»
Физическое воспитание занимает одно из важнейших мест в подготовке учащихся с нарушениями интеллекта к самостоятельной жизни. Воспитывает личностные качества детей с проблемами в развитии, способствует их социальной интеграции в общество. На занятиях особое внимание уделяю формированию основ базовой культуры личности, на всестороннее развитие психических и физических качеств в соответствии с возрастными и индивидуальными особенностями детей.
В связи с этим в основе обучения физическим упражнениям должны просматриваться принципы:
индивидуализации и дифференциации процесса обучения;
коррекционная направленность обучения;
оптимистическая перспектива;
комплексность обучения на основе прогрессивных психолого-педагогических и психолого-физиологических теорий.
Практика показала, что на уроках физкультуры дети с удовольствием выполняют задания играя. В игровой форме развиваем физические качества: быстроту, координацию, выносливость, силу. Знакомимся с легкой атлетикой, гимнастикой, лыжной подготовкой.
Поэтому, я хотела бы вам представить свой опыт работы по теме: «Использование подвижных игр для активизации двигательной активности обучающихся с ОВЗ на уроках физкультуры».
Задача любого учителя, сделать все, для того, чтобы ребенок чувствовал себя успешным. Игровая деятельность мне в этом сильно помогает. При использовании игр, эстафет, подражательных упражнений на уроках, у детей образовательный процесс проходит более эмоционально и радостно. И тем самым, обучающиеся непринужденно развивают двигательные качества, а также наблюдательность, внимание, память, мышление, восприятие, речь, эмоционально-волевую сферу.
Игровая деятельность может использоваться на всех этапах урока. В водной части применяю игровую форму в построении, перестроении, в разминке, которая начинается с бега. Эти задания – активизирует внимание учеников и настраивает их на дальнейшую деятельность.
Для ребят с тяжелыми множественными нарушениями развития применяю общеразвивающие упражнения в игровой форме, и мы с детьми отправляемся в путешествие, используя сенсорные кольца в работе. При выполнении заданий ученики произносят звуки и знакомятся с видами транспорта: автомобиль, пароход, моторная лодка, вертолет. Сбор спортивного инвентаря тоже может проходить в игровой форме.(слайд 5,6)
(слайд 7) игра «Возьми фишку» развивает у детей координацию, ориентировку в пространстве, ловкость внимание. Обучающиеся всегда с удовольствием играют в эту игру.
(слайд 8) Чтобы развивать зрительное восприятие у детей, во время выполнения упражнений я проговариваю и веду беседы с ребятами для того, чтобы они видели, понимали, что нужно делать. На этом слайде мы видим как ученики из сенсорных колец и различных мячей строят снеговика. При этом самый тяжелый мяч ставится вниз, самый легкий – наверх.
(слайд 9) часто использую задания с сортировкой предмета по признаку, например, по цвету. Предлагаю собрать синие и зеленые ягоды в ведро. Сначала дети выполняют облегченный вариант, идут шагом. Затем задание усложняем, и они ягоды собирают, сидя на тележке. Ученикам интересно, а мы укрепляем мышцы спины, пресса, 4х главой мышцы бедра в непринужденной обстановке.
(слайд 10) в игровой форме мы можем развивать мышление. Необходимо, чтобы ученики приспосабливались к новым условиям, решали новые задачи. На этом слайде продемонстрирована игра «Болото». Ребята переходят болото сначала индивидуально, используя «кочки» для передвижения. (слайд 11) Затем работаем в команде. Здесь дети друг другу помогают, подсказывают, идет сплочение коллектива. Эта игра развивает быстроту, ловкость, вестибулярный аппарат, внимание.
(слайд 12) Для развития мелкой моторики рук, особое внимание уделяю согласованности обеих рук, развитию хватательных движений. Использую нестандартный инвентарь, крышечки, кубики, малые мячи. Вашему вниманию представлены игры «Кто быстрее» (слайд 13) «Бильбоке». Тренируем вестибулярный аппарат, согласованность действий.
(слайд 14) не один урок не проходит без подвижных игр. В начальной школе применяю такие игры, как «Я ловкач». Отрабатываем прыжки через длинную скакалку. Дети прыгают по одному, так и парами у кого хорошо получается. (слайд 15) Игра «Совушка» в этой игре есть ведущий, который проговаривает слова и остальные ученики изображают различных животных. (слайд 16 -17) Игра «Вышибалы». «Перестрелка». (слайд 18) игра «Третий лишний». Дети развивают быстроту, внимание, координацию движений.
(слайд 19) в старших классах популярны игры «Рыбак и рыбки». Развиваем координацию, чувство ритма. (слайд 20) парням нравится задания из различных исходных положений. Вашему вниманию представлена игра «Каракатица», «Раки». Эти игры повышают двигательную активность, пробуждают соревновательный дух, развивают гибкость, смекалку, координацию. В старших классах использую задания с элементами спортивных игр. (слайд 21) Здесь представлены игры «Защити цель», (слайд 22) «10 передач».
(слайд 23) Таким образом, применение игрового метода способствует повышению интереса обучающихся к предмету физкультуры, повышению успеваемости и качества обучения. Большинство детей с удовольствием посещают уроки, принимают активное участие во внеурочной деятельности.
Потамошнева Наталья Алексеевна
Волкова Елизавета Александровна