Статья «Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями в условиях дистанционного обучения»
Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями
в условиях дистанционного обучения
Юркина Людмила Владимировна
учитель русского языка и литературы,
ГОУ РК “РЦО”,
структурное подразделение
“Центр дистанционного обучения”
Цель: показать опыт работы педагога с учениками с ООП в условиях дистанционного обучения.
Содержание:
1. Введение. Специфика обучения в ГОУ РК “РЦО” “Центр дистанционного обучения”. https://rcoedu.ru/
2. Основная часть. Принципы методики.
3. Составление индивидуальных программ.
4. Составление информационной среды.
5. Методы преподавания.
6. Внеурочная работа.
7. Использование на уроках дифференцированных и творческих заданий.
8. Педагогические технологии.
9. Учебное сотрудничество с учеником.
10. Индивидуальное сопровождение учебного процесса.
11. Индивидуальные образовательные программы.
12. Заключение. Выявление объективных результатов.
Текст статьи.
1. Введение. Я являюсь учителем русского языка и литературы структурного подразделения «Центр дистанционного обучения детей-инвалидов в Республике Коми» (далее - ЦДО) ГОУ Республики Коми «Республиканский центр образования».
Целью своей педагогической деятельности ставлю разработку и создание условий для активизации познавательной деятельности учащихся на уроках русского языка, литературы и во внеурочной деятельности.
На основе поставленной цели главными задачами своей работы считаю необходимым обеспечить ориентацию образовательного процесса на развитие личностного ресурса учащихся (мотивационной, инструментальной и когнитивной сфер личности), развивать творческий потенциал учащихся через организацию индивидуальной, творческой и исследовательской деятельности.
Реализация поставленных цели и задач происходит на уроках и во внеурочной деятельности, где вся учебная и воспитательная работа с ребёнком осуществляется через Интернет посредством Web-камер в режиме on-line с использованием компьютеров и специального адаптированного оборудования в зависимости от физических возможностей ребёнка.
Являюсь сетевым учителем учащихся 5 - 11 классов. Провожу уроки русского языка и литературы, также выполняю обязанности учителя-тьютора.
2. Основная часть. Одним из принципов моей методики является отстаивание собственной точки зрения у учащихся, это развивает в детях чувство собственного достоинства. На уроках с учениками особое внимание уделяю развитию как устной, так и письменной речи, логическому мышлению, желанию учиться и совершенствовать свои знания.
3. В моей работе немаловажное значение имеет составление индивидуальных программ для учащихся, где уделяется особое внимание на развитие самостоятельности, формирование коммуникативных навыков, коррекцию самооценки, снятие нервно - психического напряжения и развитие психических процессов: мышления, внимания, памяти, воображения. Поэтому вся работа строится в тесной связи с психологами ЦДО, которые проводят качественное обследование каждого ребенка и дают компетентные рекомендации учителям.
Благодаря системе дистанционного обучения и индивидуальным занятиям можно найти подход к каждому ученику, раскрыть его творческий потенциал, поверить в свои силы и научить самостоятельности. Процесс работы интересен для школьника, он заинтересован результатами своего труда, а участие в олимпиадах, конкурсах, в проектной работе повышает мотивацию к изучению предметов и самооценку учащихся.
4. Для организации образовательного процесса в структурном подразделении «ЦДО» используется информационная среда, которая позволяет учителю организовать процесс обучения в дистанционной форме. Процесс обучения организован таким образом, что обучающийся не лишен очных занятий с учителями прикрепленной школы. Обучение в среднем и старшем звене осуществляется по программам, составленным в соответствии с ФГОС.
Ввиду особенностей дистанционного обучения детей-инвалидов по индивидуальным образовательным программам срок реализации их ограничивается одним годом, так как могут вноситься коррективы в части количества часов по определённому учебному предмету, в части выбора конкретного учебного предмета.
Для достижения целей и задач индивидуальной учебной программы используются цифровые образовательные ресурсы, ежегодно рассматриваемые на педагогическом совете и утверждаемые приказом ЦДО.
Преобладающими становятся виды работ, связанных с анализом текста, его переработкой, а также составление своего текста, сочинения-рассуждения по данному тексту, различные виды разбора, списывания с заданиями, конструирование слов по заданным моделям и без них, творческие работы, наблюдение над языковым явлением с заданием, самостоятельная работа, сочинения, изложения.
5. Ведущие методы преподавания – тренинги, составление словарей, интерактивные методы (эвристические методы, диалог, метод проблемных
задач), самостоятельная работа учащихся с различными источниками информации, включая Интернет-ресурсы.
Форма контроля знаний осуществляется проведением контрольных диктантов, тестовых работ, заданий дифференцированного характера, изложения, сочинения.
Воспитание и обучение через творчество помогает раскрыться личности ребенка. Учитывая специфику здоровья наших детей, творчество является возможностью самовыражения, самопознания, возможностью общения.
6. Внеурочная работа - это важная составляющая образовательного процесса ЦДО, существенно влияющая на конечный результат обучения и воспитания школьников. Деятельность учащихся не сводится только к освоению обязательной для всех учебной деятельности.
В целях осуществления комплекса мероприятий по социализации детей-инвалидов и создания благоприятных условий для индивидуального развития компетентной личности, способной к самореализации и саморазвитию, формирования и развития у учащихся интереса к изучению дисциплин гуманитарного цикла, познавательной и творческой активности планом мероприятий ЦДО предусмотрено проведение разнообразных внеурочных мероприятий, в том числе виртуальных викторин, творческих конкурсов, создание проектов, олимпиад по предметам, а также тематических декад.
В своей деятельности большое внимание уделяю работе по организации внеурочной деятельности обучающихся, так как именно она способствует расширению и углублению знаний по изучаемым предметам, росту мотивации обучения, помогает выявить одаренных детей, в полной мере осуществить индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Особое значение для учебной и внеурочной деятельности имеет такая форма работы, как проект. По своему содержанию проекты в значительной степени межпредметные, так как интегрируют знания разных предметов. В процессе проектной деятельности учащиеся приобретают следующие умения и навыки:
- интеллектуальные (умения работать с информацией, ориентироваться в информации, ориентироваться в информационном пространстве, систематизировать знания, выделять главную мысль, умение вести поиск новой фактологической информации, анализировать гипотезу и ее решение, умение делать обобщения и выводы, работать со справочными материалами);
- творческие (умение генерировать идею, находить несколько вариантов решения проблемы, выбирать более рациональное из них, прогнозировать последствия принятых решений, умение видеть новую проблему);
- коммуникативные (умение вести дискуссию, слушать и слышать собеседника, отстаивать свою точку зрения, подкрепленную аргументами, умение находить компромисс с собеседником, умение лаконично излагать свою мысль);
- методологические (умение работать в библиотеках, на компьютерах, в телекоммуникационных сетях).
Названные умения и навыки взаимосвязаны и способны дополнять друг друга.
Учащиеся работают над групповыми проектами, осваивая программу iMovie и совершенствуя полученные навыки: учатся создавать фильмы, накладывать на слайды музыку, озвучивать кадры видеосюжетов, применять разные эффекты при наложении текста на слайды.
Работа над проектом с одной стороны, пробуждает фантазию ученика, а с другой стороны позволяет им самим осмыслить полученные знания, обобщить их. Готовые проекты затем используются на уроках, тематических классных часах, викторинах, беседах.
Рисунок 1.
Итогом всей работы является создание ежегодных коллективных проектов в рамках темы «Окно в мир», где участвуют разновозрастные дети от 7 до 17 лет в количестве 8 человек.
7. В своей работе уделяю внимание развитию учебного потенциала каждого ребенка с учетом их возможностей и индивидуальности. Использование дифференцированных, творческих заданий на уроках способствуют развитию как хорошо успевающих, так и слабых детей. Для сильных ребят включаются в уроки различные задания повышенной трудности, для слабых - задания на развитие мышления, памяти, внимания, речи, которые способствуют углублению их знаний и развитию интересов.
С целью создания благоприятных условий для индивидуального развития личности, повышения мотивации к изучению предмета в условиях дистанционного обучения ежегодно проводятся предметные дистанционные олимпиады по предметам, которые они изучают. За успешное участие в олимпиадах учащиеся отмечаются грамотами.
Для сильных учеников организуется участие в дистанционных олимпиадах на Республиканском и Всероссийском уровнях. При проведении таких олимпиад совершенствуется и углубляется содержательная часть обучения.
В профессиональной деятельности педагога важным становится изучение учебной мотивации, как основы плодотворного и эффективного обучения. Главным источником учебной мотивации является ощущение учащимся себя активным субъектом учебного процесса, от которого в первую очередь зависит результативность его учебной деятельности.
С целью изучения изменения учебной мотивации у учащихся, а также изучения результативности дистанционного обучения детей-инвалидов по окончанию каждого полугодия проводится динамический консилиум «Итоги обучения», представляющий собой интерактивный форум на сайте дистанционного обучения. Целью данного консилиума является характеристика продвижения учащихся в образовательных предметах, акцентирование внимания на главных проблемах обучения, фиксирование достижений и неудач учащихся, рекомендации по преодолению затруднений в обучении. Активный, а главное, систематический анализ эффективности учения детей по разным предметам позволяет, в конечном итоге, корректировать «движение» учащегося в освоении учебных предметов.
Учащиеся на уроках испытывают познавательную активность, проявляют исследовательский интерес, осуществляют информационный поиск, участвуют в диалоге, готовы изучать, открывать для себя новые знания. Они с удовольствием выходят на уроки, с интересом занимаются, увлечены процессом познания. На уроке чувствуют себя эмоционально комфортно и благополучно. Мною учитываются индивидуальные особенности учащихся и применяются дифференцированные формы и методы работы, ориентированные на повышение учебной мотивации, любви к предмету, навыков учебной работы, формированию опорных знаний учеников, привитию им навыков самоорганизации и общения.
8. Современные педагогические технологии создают особые условия, обеспечивающие новую по смыслу, духовно-практическую деятельность педагога и ученика. При данном подходе знания не даются в готовом виде, а добываются учащимися в совместной деятельности с учителем.
В своей педагогической деятельности использую следующие технологии:
1. Технология дистанционного обучения.
2. Информационно-коммуникационные технологии.
3. Технология проблемно-диалогического обучения.
4. Проектная технология.
6. Здоровьесберегающие технологии.
7. Игровые технологии.
8.Технология инновационной оценки «Портфолио».
9. Технология развития критического мышления.
Таблица № 1.
Использование образовательных технологий
Технология | Обоснование выбора технологии | Системность использования технологии | Методическая и практическая результативность применения технологии | |
1. Технология дистанционного обучения | Для детей с ОВЗ посещение очной системы обучения вызывает затруднения, этим и обосновывается выбор дистанционного обучения. | Ежедневно каждый зарегистрированный ученик имеет доступ в систему дистанционного обучения. Разрабатываемые мной и другими преподавателями курсы (уроки) по русскому языку и литературе с использованием технологии электронного обучения размещаются в учебной среде http://mood.rcoedu.ru/ и становятся доступными для учеников в любое время. | С целью создания позитивного отношения к дистанционному обучению за две недели до начала занятий с вновь прибывшими учащимися и их родителями проводятся учебные мероприятия под названием «Первообуч». Данная работа способствует обучению техническим навыкам учащихся и их родителей по использованию и активному внедрению информационных и коммуникационных технологий (ИКТ), оборудования, в том числе и специализированного для работы с детьми-инвалидами при организации дистанционного обучения. - В ЦДО создана специальная образовательная площадка на основе системы Moodle с предметными модулями, которые создают и обновляют учителя. В темах уроков размещён интерактивный учебный материал: теория в виде текста, видео, практические задания, тесты для контроля и т.д. В качестве дополнительного инструмента дистанционного обучения для учащихся используется электронная почта, программа видеосвязи. Ученики овладевают навыками пользования электронными библиотеками, информационными фондами, каналами и знакомятся со способами доступа к ним. Основными формами организации учебного процесса на основе технологий дистанционного обучения являются: - оn-line уроки; - виртуальные уроки; -внешкольная работа и консультации; - контроль и коррекция знаний. Результаты применения дистанционных образовательных технологий: -повышается учебная мотивация; -развивается познавательная активность обучающихся через умение работать с различными дополнительными источниками информации, используя технические возможности компьютера и сети Интернет; -идет процесс стимулирования самостоятельности обучающихся в учебном процессе; -существует возможность доработки выполненных индивидуальных заданий; -способствует развитию у обучающегося критического, продуктивного мышления; -открывает новые возможности для творческого самовыражения учащегося. | |
2. Информационно-коммуникационные технологии | Весь учебный процесс дистанционной школы базируется на компьютерной технологии, каждый ученик полностью оснащен компьютерной техникой. Кроме того применение данной технологии делает урок нетрадиционным, ярким, насыщенным. На уроках ученики работают активно, увлечённо, у детей развивается любознательность, самостоятельность, познавательный интерес, исследовательская деятельность, навыки контроля и самоконтроля. Также на занятиях повышается объем выполняемой работы и обеспечивается высокая степень дифференциации обучения. Предоставляется возможность доступа к различным справочным системам, электронным библиотекам, другим информационным ресурсам. Развиваются навыки работы с персональным компьютером и другими техническими средствами. | Используются информационные технологии постоянно на всех этапах урока: при объяснении нового материала, закреплении, повторении, контроле, при проведении олимпиад, внеклассных занятий и др. При изучении всех предметов с учениками используются различные интернет-ресурсы, программы и их приложения, онлайн сетевые конкурсы. | В своей практике внедрение ИКТ осуществляла поэтапно: 1 - создание и подготовка дидактических материалов (варианты заданий, таблицы, памятки, схемы, чертежи в программе NeoOffice, а в программе Excel - демонстрационные таблицы, диаграммы и т. д.); -создание текстовых работ; -использование учениками Интернета для поиска информации теоретического и практического характера; -использование готовых обучающих программ и электронных продуктов, в том числе электронных учебных материалов; -создание мониторингов по отслеживанию результатов обучения и воспитания; -обобщение методического опыта в электронном виде и т. д. 2 - переход от использования готовых компьютерных программ к созданию собственных учебно-методических пособий в среде подготовки электронных презентаций Microsoft PowerPoint, NeoOffice; - создание совместно с учащимися мультимедийных презентаций, -использование электронной интерактивной доски Twiddla.com; -создание интерактивных тестов и кроссвордов. 3 - создание собственных авторских программ и разработка уроков в образовательной площадке на основе системы Moodle; -самостоятельное создание учащимися творческих проектов в виде видеофильмов и роликов с помощью программ QuickTime Player, iMovie. Результаты применения ИКТ технологии: -позволяет сделать уроки и деятельность как учителя, так и учащихся более интересными; включает в процесс восприятия не только зрение, но и слух, эмоции, воображение; помогает детям глубже погрузиться в изучаемый материал; делает процесс обучения менее утомительным; -увеличивает мотивацию учения, позволяет по-иному вести индивидуальные задания и управлять учебным процессом; | |
3. Технология проблемно-диалогического обучения. | Технология проблемного диалога является эффективным средством реализации стандартов второго поколения, поскольку обеспечивает достижение установленных предметных, метапредметных и личностных результатов. Технология построена на принципах развивающего обучения, она позволяет заменить урок объяснения нового материала уроком «открытия» знаний. | Проблемно-диалогические методы обучения универсальны, т.е. реализуются на любом предметном содержании и любой образовательной ступени. Чаще применяю данную технологию на уроках изучения нового материала, частично - на уроках закрепления при углублении знаний. Данная технология организуется на основе совместного труда, сотрудничества учеников и учителя; позволяет детям овладеть умением самостоятельно искать, исследовать. | Основная особенность этой технологии заключается в том, что новые знания не даются в готовом виде. Дети открывают их сами в процессе самостоятельной исследовательской деятельности. Используемые методы обучения на этапе постановки учебной проблемы: - побуждающий от проблемной ситуации диалог; - подводящий к теме диалог; - сообщение темы с мотивирующим приёмом - диалог, побуждающий к выдвижению и проверке гипотез. Результат: проблемно-диалогический урок обеспечивает более качественное прочное усвоение знаний, он приучает детей творчески мыслить; -развивает их интеллектуальные способности, речь и активность, т.к. для диалога с учителем ученику нужны и смелость, и решительность; -воспитывает активную личность. | |
4. Проектная технология | Способствует обучению учащихся самостоятельно принимать решения, брать на себя ответственность за их реализацию. Учит технологической компетентности (умения понимать инструкции, алгоритмы деятельности, соблюдения технологии работы). Готовит к самообразованию, грамотному использованию информационных ресурсов, социальному взаимодействию, коммуникативной компетенции. | Проектно-исследовательская технология применяется в урочной и внеурочной деятельности в течение всего учебного года. Краткосрочные проекты готовятся в течение недели, месяца, долгосрочные - в течение полугодия, года. | Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся: - индивидуальные мини-проекты создаются на уроках по литературе при изучении творчества писателей, на уроках по русскому языку – как итог пройденной темы; - итоговые годовые проекты, где ведется работа с разновозрастными детьми (группа учеников) над созданием социально-значимых проектов. - участие в конкурсах творческих проектов, конкурсах и выставках декоративно- прикладного творчества. Во всех случаях учитель выступает в роли консультанта. Овладевая культурой проектирования, школьник приучается творчески мыслить, прогнозировать возможные варианты решения стоящих перед ним задач. Результат: - у обучающихся развиты умения в создании тематических и социальных проектов; - сформированы умения конструировать свою деятельность; - развиты способности самостоятельного поиска, сбора и структурирования необходимой информации; - сформированы умения выступать на разных уровнях с защитой проектов; - созданы условия для воспитания толерантности и коммуникативных качеств личности обучающихся. | |
5. Здоровьесберегающие технологии | На обучении находятся дети-инвалиды, поэтому проблема сохранения здоровья становится для учителей более актуальной - предотвращение и снижение риска появления у учащихся состояния переутомления, формирование личности школьника, владеющего знаниями, умениями и навыками здорового образа жизни. | Используются на всех уроках, на этапах введения новых знаний, закрепления, повторения, обобщения. Урок строится по принципу: ребенок-инвалид берет столько, сколько может усвоить, работает в темпе и с теми нагрузками, которые оптимальны для него. Работа строится на основе разнообразных форм и методов работы с учётом лечебно-профилактических и оздоровительных мероприятий. | Влияние на здоровье детей с ОВЗ является организация рабочего места для обучения, адаптированного с учетом специфики нарушений развития. Поэтому мной осуществляется контроль за организацией условий для дистанционного обучения ребенка-инвалида. Во время урока равномерно распределяются различные виды заданий (чередуются письменные и устные, репродуктивные и творческие, игровые и исследовательские и т.д.), чередуется мыслительная деятельность с физминутками, определяется время подачи сложного учебного материала, выделяется время на проведение самостоятельных работ. Ежегодно разрабатываются индивидуальные учебные планы в соответствии с Положением о структурном подразделении с целью создания условий для снятия учебной перегрузки. Особое значение имеет составление гибкого расписания уроков, согласованного с родителями учащегося. В один день предусмотрено проведение не более двух дистанционных уроков с большими (не менее часа) перерывами между ними. Создается благоприятный эмоционально-психологический климат на уроках, доброжелательная атмосфера, ситуация успеха и эмоциональной разрядки. Избегаются все стрессообразующие факторы. Проводятся двигательно-оздоровительные физкультминутки, динамические паузы, элементы дыхательной гимнастики, смена позы, минутки покоя, направленные на снятие мышечной напряженности, напряженности сенсорной системы. При индивидуальном планировании воспитательной работы обязательно включаются мероприятия, направленные на воспитание потребности в здоровом образе жизни (ЗОЖ). -Соблюдаются требования САНПиНа. Результаты: -Результаты проведенного психологами мониторинга показали наличие благоприятного психологического климата на уроках. -У детей на занятиях снижена утомляемость, они активно взаимодействует с педагогом, усваивают необходимые знания, умения и навыки. | |
6. Игровые технологии | Любой ребёнок, независимо от его талантов и способностей, может самоутвердиться и самореализоваться в игре, повысить свою самооценку, пережив ситуацию успеха. Учащиеся начинают оперативно мыслить, анализировать ситуации, вырабатывать стратегию поведения, принимать самостоятельные решения, кратко, чётко излагать свои мысли, учатся вести переговоры, дискутировать. Правильно организованная с учётом специфики материала игра тренирует память, внимание и познавательный интерес к предмету. | Используются игровые моменты на всех уроках. Игра проводится на разных этапах. В начале урока цель игры – организовать и заинтересовать детей, стимулировать их активность. В середине урока - решает задачу усвоения темы. В конце урока - носит поисковый характер. Это формирует коммуникативную компетенцию, включающую поиск, анализ и отбор необходимой информации, ее преобразование. | Игра - один из приёмов преодоления пассивности учеников, она стимулирует познавательный интерес к предмету. В воспитательной работе применяются занимательные, сюжетно - ролевые игры. Результат: Включение в урок дидактических игр и игровых моментов делает процесс обучения интересным и занимательным, создает у детей бодрое рабочее настроение, облегчает преодоление трудностей в усвоении учебного материала. В процессе игры у учащихся вырабатывается привычка сосредотачиваться, мыслить самостоятельно, развивается внимание, стремление к знаниям. Через игры дети учатся применять свои знания в новых ситуациях, использовать на практике и самостоятельно добывать их. | |
7. Технология инновационной оценки «Портфолио» | Использование технологии помогает подключить внутренние ресурсы ребёнка, мотивировать его на успех, с целью развития своей уникальности и конкурентоспособности. Позволяет ориентировать учащихся на достижение высоких учебных результатов, максимально развивать их познавательные и креативные способности. Даёт прекрасную возможность проследить индивидуальную динамику каждого в отдельности и коллектива в целом, позволяет судить о формировании универсальных учебных действий, метапредметных и коммуникативных достижениях. Развивает навыки саморефлексии, формирует умения анализировать собственные интересы, склонности, потребности и соотносить их с имеющимися возможностями. | Технология «Портфолио» ведется не только в течение всего учебного года, но и на протяжении всей учебной деятельности каждого ученика. Она позволяет составить более полную картину о достижении учащихся. | Как и другие педагоги нашей образовательной организации в своей педагогической деятельности применяю систему инновационной оценки - «Портфолио документов», которая позволяет наблюдать за уровнем развития каждого ребенка. В Потфолио входят следующие разделы: «Мои достижения»; «Моё творчество»; «Образовательные технологии» (проекты, рефераты, дипломы и т.д.); «Достижения в дополнительном образовании». В состав портфолио достижений включаются результаты, достигнутые обучающимся не только в ходе учебной деятельности, но и в иных формах активности: творческой, социальной, коммуникативной, протекающей как в рамках повседневной школьной практики, так и за её пределами, в том числе и результаты участия в олимпиадах, конкурсах, смотрах, выставках, концертах, различных творческих работах. Достижения учеников постоянно фиксируются на сайте нашей школы в рубрике «Наши достижения» и в «Личных портфолио учеников». Результат: В результате систематической работы по накоплению материала портфолио ребята учатся анализировать и улучшать свои показатели качества успеваемости, осознавать свою социальную успешность как результат собственной деятельности. | |
8. Технология развития критического мышления. | В данной технологии рассматривается включение ученика в активную познавательную деятельность; учитель выполняет функцию управленца, организатора процесса, а ученик является субъектом деятельности в базовом процессе; отношения учитель-ученик развиваются на основе педагогики сотрудничества. | Технологию развития критического мышления использую на уроках русского языка и литературы в течение всего учебного года. Чаще всего применяю её в старших классах, так как чаще всего ученики 9-11 классов более заинтересованы в получении знаний и настроены для успешной сдачи выпускных экзаменов в своих образовательных учреждениях. | Работа по технологии развития критического мышления приносит свои результаты: - повышается мотивация в изучении истории и обществознания, - повышается качественный уровень обученности по предмету, - накапливается материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку и литературе, требующих демонстрации умений работы с текстом и написания эссе; - развиваются метапредметные умения и навыки, такие как: навык внимательного чтения; умение сравнивать, обобщать, классифицировать, выделять главное; умение вычленять противоречия; умение формулировать проблемы, аргументировать, доказывать; умения участвовать в учебном диалоге, дискуссии, споре, вести полемику; умение планировать текущую и перспективную учебную работу, организовать себя на выполнение поставленных задач, умение осуществлять самоконтроль, взаимоконтроль. Развиваются следующие качества ученика: готовность к планированию (упорядоченность мыслей - признак уверенности в знании); гибкость (восприятие идей других); настойчивость (достижение цели); готовность исправлять свои ошибки (воспользоваться ошибкой для продолжения обучения); осознание ( отслеживание хода рассуждений); поиск компромиссных решений (важно, чтобы принятие решения воспринимались другими людьми, иначе они так и останутся на уровне высказываний). |
Таким образом, из данных таблицы можно сделать вывод, что эффективно используемые технологии позволяют спланировать работу на достижение цели современного основного и среднего общего образования.
9. Для меня одним из видов коммуникативных УУД является учебное сотрудничество с учеником; на уроках закрепления и обобщения через кнференц-связь организуется работа в парах со сверстниками; при создании метапредметных проектов вводится групповая работа с разновозрастными детьми.
Овладение коммуникативной деятельностью – одно из важнейших условий успешного изучения школьных предметов.
Разработан богатый арсенал приемов и методов для организации уроков с применением коммуникативных УУД. В данной таблице отражена часть приемов, используемых мною в своей практике.
Таблица № 2
Приемы по формированию коммуникативных УУД | Обоснование выбора приема | Результативность применения |
Создание проблемных ситуаций. | Позволяет проводить постановку учебной задачи в форме побуждающего диалога. | Умение идентифицировать проблему, принять решения дальнейших действий и его реализовать. |
Прием «Знаю - хочу узнать - узнал - научился». | Позволяет планировать учебный процесс в сотрудничестве с учителем. | Умение констатировать усвоенных и пока не изученных знаний. Умение определять цель деятельности и давать самооценку. |
Задания-тесты «Верные–неверные утверждения». | Позволяет контролировать знания, развивать интуицию опираясь на собственный опыт. | Умение оценивать свои действия. |
Прием составления плана. | Позволяет глубоко осмыслить и понять текст. | Обработка и представление информации в устной или письменной форме. |
Прием составления граф-схемы. | Позволяет моделировать логическую структуру текста, формулируя основных тезисы, положения и выводы. | Обработка и представление информации в письменной форме с учётом внутренних связей между элементами. |
Прием составления сводной таблицы. | Позволяет обобщить и систематизировать учебную информацию. | Умение выделять главные мысли в текстовом материале и кратко отражать их. |
Прием комментирования. | Позволяет осмыслить и понять текст с последующим самостоятельным рассуждением, умозаключением и выводом по поводу прочитанного текста. | Умение с достаточно полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации. |
Прием логического запоминания учебной информации. | Позволяет осмысленно запоминать изучаемый материал с самопроверкой по вопросам учебника или вопросам, составленным самим учащимся. | Умение обработать учебную информацию, пересказать в парах с опорой на план, граф-схему и пр. Умение составлять краткую устную или письменную аннотацию учебного текста с опорой на текст. |
Проектная и исследовательская деятельность. | Способствует формированию коммуникативных действий, направленных на структурирование, объяснение и представление информации по определённой теме и умение сотрудничать в процессе создания общего продукта совместной деятельности. | Умение обрабатывать и представлять информацию в устной или письменной форме. Умение договариваться, находить общее решение. Умение аргументировать, убеждать и уступать при необходимости. Способность брать на себя инициативу в организации совместного действия, а также осуществлять взаимный контроль и взаимную помощь по ходу выполнения задания. |
Письменный и устный анализ. | Позволяет анализировать явления, объекты, эпизоды произведений по алгоритму. | Умение описывать объект: передавать его внешние характеристики, используя выразительные средства языка; характеризовать качества, признаки объекта. Совершенствовать монологическую речь. |
Сочинение и развёрнутый ответ на вопрос. | Позволяет составлять устные или письменные монологические высказывания. | Умение «удерживать» логику повествования, приводить убедительные доказательства. Умение ставить вопросы, сотрудничая с другими при поиске и сборе информации. Умение самостоятельно изучать литературу. |
«Мозговой штурм». | Позволяет оперативно решить проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказывать как можно большее количество вариантов решения. | Умение аргументировать свою точку зрения. Умение с помощью вопросов получать необходимые сведения от партнера по деятельности. |
Активное чтение. | Позволяет через учебный текст осуществлять различные мыслительные операции (добыть информацию, понять, структурировать, представить слушателям). Результатом такой работы является ученический продукт в виде выполненных заданий, составленных учеником собственных конструкций. | Умение осознать информационный запрос. Умение получать искомую информацию в познавательном общении (со взрослыми и сверстниками). Умение обрабатывать текст. |
10. Развитие личности ребёнка происходит, прежде всего, в учебно-познавательной деятельности, в разнообразной и интересной жизни в школе и дома. Ни школа без семьи, ни семья без школы не способны справиться с тончайшими, сложнейшими задачами становления человека. Поэтому для себя определила цель: пригласить семью к сотрудничеству, считаясь с её возможностями. Отличительная особенность дистанционного обучения детей-инвалидов в структурном подразделении «ЦДО» - индивидуальное сопровождение учебного процесса.
При дистанционном обучении учитель индивидуально ведёт работу с каждым учеником. Стараюсь с первых уроков наладить взаимодействие не только с детьми, но и родителями, расположить их к себе, заинтересовать в сотрудничестве. Использую разнообразные формы работы с родителями: беседа, анкетирование, тематические консультации, электронная переписка, совместные досуговые мероприятия, открытые уроки. Совместно с родителями решаем различные организационные вопросы, также вопросы, связанные с учебной деятельностью, документацией и т.д. Каждый учебный год составляю индивидуальный план учебно-воспитательной работы. Он предусматривает работу с родителями. Обучаю родителей навыкам работы на компьютере, как пользоваться электронным дневником и другими возможностями сайта дистанционного обучения. Ежедневно веду на сайте электронный журнал и дневник ученика, в соответствии Правилам ведения электронного журнала и дневника в структурном подразделении ЦДО, утверждённых приказом. Ниже, в таблице № 3, представлены проведённые мною мероприятия совместно с родителями, направленные на освоение учащимися образовательной программы.
Таблица № 3.
Год | Проведенное мероприятие по решению проблем учащихся в освоении образовательной программы | Содержание деятельности | Результат |
Ежегодно в сентябре с вновь прибывшими родителями и учениками, с остальными - по мере необходимости. | Практическое занятие «Личная страница ученика на сайте ЦДО». | Проводится с учащимися практическая работа по оформлению личной страницы ученика. С родителями - просмотр рубрик для родителей: - распечатка документов, - оформление заявлений, - просмотр электронного дневника (уроки, отметки, рецензии, домашние задания). | Навыки работы с личной страницей ребенка на сайте rcoedu.ru |
В начале каждого учебного года. | Классное собрание «Индивидуальные учебные программы». | Родители знакомятся с учебным планом, согласуют с учителем-тьютром расписание занятий, индивидуальную учебную программу, собирают необходимый перечень документов, справок. Родители учеников обучаются пользоваться сайтом РЦО, образовательной средой. При составлении индивидуального расписания занятий учитываются не только состояние здоровья ребёнка-инвалида и рекомендации специалистов ППК, но и пожелания родителей, так как многие дети нуждаются в лечебных процедурах. | Вносятся коррективы в части количества часов по определенному учебному предмету, в части выбора конкретного учебного предмета. После ознакомления с ИУП родители подписывают оригиналы индивидуальных образовательных программ. |
Ежегодно в течение учебного года. | Беседа «Электронный журнал» | Овладевают практикой работы с электронным журналом, чтобы следить за успеваемостью своего ребёнка и следить за выполнением домашних заданий. Специальная учебная среда позволяет не только прокомментировать каждую работу ученика, но и дать рекомендации по исправлению ошибки - работать с каждым ребенком до полного решения учебной задачи. | Самостоятельная систематическая работа родителей и учителя по электронным журналам. |
Ежегодно в ноябре. | Круглый стол (родители - дети - учитель) «Правила полезного и безопасного Интернета». | Ведется дискуссия о правилах пользования Интернета, о его пользе и опасностях. Даются родителям рекомендации, связанные с безопасным использованием компьютера и Интернета. Объясняются причины установки на каждом детском компьютере контент-фильтров: дети умеют выходить в Интернет самостоятельно, а это чревато возможностью доступа негативной информации, что может навредить психическому здоровью. | Систематический контроль за детьми со стороны родителей и педагогов ЦДО: использование сайтов и программ Интернета. Установка техническими работниками на каждом детском компьютере контент-фильтров. |
В течение года по необходимости. Ежегодно в конце I полугодия и в конце года. | Индивидуальные родительские собрания «Создание благоприятного эмоционально-психологического климата при дистанционном обучении». | Разбираются положительные или проблемные моменты при обучении и выполнении домашних работ. Обсуждается, какими способами можно избежать и преодолеть негатив при обучении. Знакомятся с результатами диагностики «Анализ и мониторинг психо-эмоциональных состояний ребенка», проводимых психологами школы. | Наличие благоприятного психологического климата на уроках Это, в свою очередь, выступает своеобразным условием, обеспечивающим развитие личности учащегося: на его фоне ребенок раскрывается, проявляет свои дарования, активно взаимодействует с педагогом, усваивает необходимые знания, умения и навыки. |
Ежегодно январь- февраль. | Кнференц-связь «Вопрос-ответ» по теме: «Дозировка домашнего задания». | Даются ответы на вопросы родителей по нормативам объёма домашних заданий, учитывая особенности состояния здоровья детей. Сравнивается планируемое время, необходимое на выполнение домашнего задания и реально потраченного. Разбираются причины несоответствия. | Учитывая нормативы объёма домашних заданий, рекомендации учителя и просьбы родителей разрабатывается единое мнение по дозировке домашних заданий. |
Ежегодно в конце каждой четверти и года. | Собеседования по итогам окончания каждой четверти, по необходимости - консультации. | По необходимости напоминается родителям, как зайти на личную страничку ученика на сайте РЦО, посмотреть четвертные и годовые оценки в электронном журнале, найти необходимый документ, пользоваться внутренней почтой. Разбираются результаты динамического консилиума, отмечаются успехи и недочеты в учебе детей, обсуждаются рекомендации учителей. | Родители положительно влияют на учебную деятельность ребенка, мотивируют их, оказывают помощь по рекомендациям педагогов и психологов. |
Ежегодно сентябрь- октябрь. | Диалог «Трудности адаптационного периода в 5 классе и вновь прибывших детей, пути их преодоления». | Обсуждаются потребности учащихся с ОВЗ в соответствии с типом их ограничений. Знакомятся со специализированным оборудованием и программным обеспечением. Согласовываются вопросы соблюдения временных рамок уроков, учебных и физических нагрузок, рекомендованные специалистами ПМПК. | Адаптация учащихся к новой форме обучения протекает в допустимые сроки и оптимально. |
В течение учебного года по необходимости. | Индивидуальная беседа с родителями «Контроль за посещаемостью уроков». | Осуждаются вопросы о своевременности выхода обучающихся по видеосвязи для проведения уроков, причин отсутствия на уроке. Анализируются результаты совместной работы с провайдерами услуг предоставления доступа в сеть Интернет. Намечаются мероприятия по обеспечению усвоения программы в полном объеме. | уроки, пропущенные по уважительной причине: болезни ребёнка, в т.ч. отъезд учащихся к месту лечения, по семейным обстоятельствам, по причине отсутствия Интернета. |
Ежегодно, май. | Собеседование по итогам окончания года. | Обсуждаются результаты учебных достижений ребёнка с выявлением главных особенностей личности, определяющих эффективность его обучения, анализируется уровень развития общеучебных знаний, умений и навыков. Обсуждается и анализируется совместная деятельность, выявляются проблемы взаимодействия. Даются совместно с психологами рекомендации на следующий учебный год по итогам коррекционно-развивающих занятий. В конце каждого учебного года с родителями проводятся консультации по выбору предметов на следующий учебный год. | По итогам мониторинга делается вывод, что учащиеся и родители удовлетворены учебным процессом, в ЦДО ведется целенаправленная и эффективная работа по развитию и совершенствованию учебно-воспитательного процесса. |
В течение года. | Внеурочные школьные мероприятия. | В воспитательных мероприятиях участие учащихся невозможно без помощи и поддержки их родителей. Совместно со своими детьми родители принимают участие в фотовыставках и конкурсах рисунков, виртуальных концертах и тематических викторинах и др. | Социализация детей-инвалидов и создание благоприятных условий для развития у учащихся исследовательских и творческих умений, системного мышления и коммуникативных навыков в условиях дистанционного обучения. |
В течение года по необходимости. | Практические занятия для родителей для освоения необходимых образовательных программ и ресурсов. | Для того, чтобы родители могли оказывать своим детям помощь при подготовке итоговых проектов, в поиске информации, в размещении материалов на сайте ЦДО, им необходимы навыки работы на компьютере. Поэтому систематически даются консультации по пользованию электронных дневников, сайтами ЦДО, основными рабочими программами, которые используются в процессе обучения. | Родители осваивают компьютерную грамотность совместно с детьми и оказывают им посильную помощь при размещении на выставках, декадах, конкурсах РЦО свои фотографии, коллажи, рисунки и др. |
Ежегодно, ноябрь Ежегодно, декабрь | Очные общешкольные мероприятия «Доброта спасет мир!», «Мы имеем право жить, улыбаться и дружить!», Новогодний праздник в концертном зале Гимназии искусств. | Такие встречи проводятся регулярно на базе ЦДО, а Новогодние праздники - в концертном зале Гимназии искусств. На очных мероприятиях создаются благоприятные условия, где учащиеся вместе с родителями и учителями могут участвовать в неформальном общении друг с другом. | Социализация детей-инвалидов, развитие коммуникативных навыков, установление тесной связи: педагоги - родители - дети. |
В течение учебного года. | Работа с детскими портфолио. | В результате систематической работы совместно с детьми по накоплению материала портфолио, родители помогают улучшать показатели качественной успеваемости детей, мотивируют их на успех, осознавая социальную успешность своего ребенка. | Позволяет родителям и учителю составить более полную картину о достижении учащихся. |
В течение учебного года. | Совместная работа учителя, родителей, педагога-психолога. | Проведение и анализ диагностик, мониторингов, бесед по итогам которых родителям и ученикам оказывается профессиональная помощь. | Положительные результаты в формировании воспитанности учащихся |
Ежегодно, апрель-май. | Совместная работа с детьми над итоговыми межпредметными проектами. | Совместное обсуждение деятельности ребёнка над межпредметными годовыми проектами «Окно в мир», помощь в сборе, редактировании информации, оформлении проектов, а после завершения - анализ и оценка достижений ребёнка при работе над проектом | Готовые продукты - годовые проекты. Социализация детей-инвалидов и создание благоприятных условий для развития у учащихся исследовательских и творческих умений, системного мышления и коммуникативных навыков в условиях дистанционного обучения. |
Для более объективного выявления проблем в освоении образовательной программы среди учащихся, ежегодно, каждое полугодие учителями-предметниками и учителями-тьюторами проводятся динамические консилиумы и мониторинги педагогами-психологами.
11. Особенностью дистанционного обучения является работа с детьми-инвалидами по индивидуальным образовательным программам (ИОП). ИОП позволяют вести обучение детей с учётом их психофизического развития, индивидуальных возможностей и состояния здоровья. Объём учебной нагрузки и распределение учебных часов по образовательным областям определяется для каждого обучающегося индивидуально и зависит от уровня усвоения минимума содержания образования.
Перед началом учебного года мною, как учителем-тьютором, составляются ИОП на каждого ученика. Количество обучающихся 8 человек. Все дети разного возраста от 7 до 17 лет, у каждого свои индивидуальные личностные качества, способности, умения и навыки. Данные программы позволяют достаточно объективно отслеживать за тем, как развивается ребёнок, как овладевает общеучебными навыками, как формируются его личностные качества, есть ли проблемы в обучении. И на основании этого строить дальнейшую свою работу по воспитанию и обучению своих учеников в сотрудничестве с родителями, психологами, коллегами. Индивидуальные образовательные программы размещаются на сайте «РЦО».
12. Заключение. Таким образом, вся выше перечисленная работа помогает выявить объективный результат в освоении учащимися образовательной программы. При выявлении тех или иных проблем принимаются целенаправленные меры для их устранения. А это, прежде всего, работа с родителями или законными представителями: оказание профессиональной педагогической помощи. Учитывая интересы, желания детей и их родителей, мной разрабатываются индивидуальные мероприятия для каждого ученика в отдельности. Для этого обязательно предварительно анализируются портфолио каждого обучающегося, учитываются рекомендации учителей-предметников и педагогов-психологов.
Рисунок 2.
Скриншот. Портфолио ученика.