Публикация «Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями»
Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями.
Работа с детьми - это счастье. Работа с детьми с особыми образовательными потребностями - это возможность расширить свои границы, свои знания, умения и навыки, стать более разносторонним. Термин "особые образовательные потребности" (ООП) появился относительно недавно, лет 45 назад. Что он под собой подразумевает? Особые образовательные потребности - это потребность в получении образования с адаптированными условиями под каждого ребенка в зависимости от особенностей его развития, это особая психолого-педагогическая помощь, индивидуальный подход к каждому ребёнку. К детям с особыми образовательными потребностями относятся дети с какими-либо нарушениями: психофизического развития (нарушение слуха, зрения, интеллекта, речи, опорно-двигательного аппарата, ЗПР и т.д.); дети с сохраненным интеллектом, но с поведенческими и эмоциональными проблемами; педагогическая запущенность детей из малообеспеченных семей; детей с трудностями адаптации к местному социуму или плохо понимающих и неговорящих на языке обучения в школе; одарённые дети, чьи образовательные интересы и потребности не удовлетворяются исключительно программным материалом и др. Для работы с такими детьми сегодня активно внедряется инклюзивное образование. Слово "инклюзия" в переводе означает "включаю". Инклюзивное образование направлено на включение детей с особыми образовательными потребностями в жизнь общества.
В каждом отдельном случае методы работы будут отличаться.
Хочу поделиться опытом моей коллеги.
В школе, где она работает, обязательно один раз медико-педагогическая и психолого-педагогическая комиссии выявляют детей, которые будут определены в группу с особыми образовательными потребностями. Чем раньше начнётся образование таких деток, тем больше шансов оказать максимальную своевременную помощь. Ежегодно в начале учебного года собирают портфолио на каждого из этих детей и проверяют уровень знаний на данный момент, чтобы понять, на что следует ориентироваться при составлении индивидуального плана обучения. План составляется на каждого ребёнка отдельно в зависимости от его индивидуальных особенностей и потребностей.
В школе для этих детей предусмотрен отдельный специально-оборудованный кабинет, который носит название "ресурсный центр". Именно туда социальный педагог забирает того или иного ребёнка с тех уроков, которые им не по силам в классе и требуют индивидуальной работы со специалистом. К примеру, дети с нарушениями опорно-двигательного аппарата вместо уроков физкультуры
занимаются ресурсном центре, а дети-аутисты с хорошей социализацией нуждаются в дозировании учебной нагрузки, основные предметы им преподают в индивидуальном порядке.
Очень важный инструмент для освоения учебного материала - игра. Игровая форма обучения детей с особыми образовательными потребностями способствует созданию условий для успешного обучения каждого ученика. Надеюсь, что с развитием технологий условия для работы с детьми с ООП станут более комфортными для всех участников образовательного процесса.