Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями учителя иностранного языка в классах ЗПР

2
0
Материал опубликован 31 January 2023 в группе

Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями

учителя иностранного языка в классах ЗПР

Знакомство с детьми ЗПР началось для меня в 2014 году, когда я стала классным руководителем 5 класса, в котором оказалось 7 детей с ЗПР, пришедших из коррекционной школы в общеобразовательную. В то время я работала в обычной общеобразовательной школе.

На тот момент впервые пришлось столкнуться с особенностями поведения и обучаемости детей, к которым сегодня я приспособилась в своей работе.

Не могу забыть девочку Катю с огромными прозрачными голубыми глазами, которая механически списывала с доски в тетрадь всё что она там увидит.

Тогда пришло осознание того, что даже адаптация материала из учебных пособий ФГОС ООО не подходит для обучения большинства таких детей.

Бедная речь, ограниченный кругозор в силу педагогической запущенности, понятийный аппарат характерный для детей моложе на 4-5 лет.

Многие ребята с трудом понимают переносное значение слов и выражений, не способны выделить главное, разобраться в структуре задания.

Непоседливы, суетливы, постоянно отвлекаются. Обучаются чтению, но память на лексические единицы очень кратковременна. Развита механическая память. При обучении чтению им, в отличие от нормотипичных детей, может помочь, а не мешать заучивание транскрипционных знаков.

Ключевые проблемы детей с ЗПР

Низкая и кратковременная концентрация внимания;

Слабая переключаемость, быстрая утомляемость

Невозможность работы в быстром темпе

Имеют проблемы с фонематическим слухом и слоговой структурой слова

Часто присутствует дисграфия и дислексия.

Кроме того, у таких детей неизбежно возникают сложности в распознавании частей речи и членов предложения, они с трудом усваивают правила построения предложения, в том числе простого. Правила морфологии забываются и не всегда верно применяются в аналогичных ситуациях, в спряжении глаголов и склонении существительных делают много ошибок (речь идёт о втором иностранном, немецком языке).

Не только для наших, но и для нормотипичных детей бывают сложны правила образования аналитических перфектных форм глагола, так как в родном языке не существует подобных речевых образцов.

Дети с ЗПР с трудом применяют однажды усвоенное правило, не всегда делают перенос правила на аналогичные лексические единицы и ситуации.

Учебно-методические комплексы, написанные для нормотипичных детей, обычно перегружены объёмными текстами и не всегда вид такого задания обрадует ребёнка с ЗПР. Мои наблюдения говорят о том, что

В работе с ребёнком ЗПР неприемлемо и малоэффективно:

Некрупные картинки и рисунки чёрно-белого вида, перегруженные деталями;

Мелкий шрифт в учебном пособии,

Нечёткая постановка учебной задачи;

Присутствие в задании более трёх правил грамматики для тренировки употребления речевых конструкций;

Объём задания по аудированию более 9-10 предложений,

Отсутствие шаблона, образца для выполнения задания, наглядных примеров перестроенных предложений.

Отсутствие чёткого разделения материала на юниты(уроки, которые используются для работы в классе и определённые письменные упражнения для домашнего задания)

Отсутствие героев книги, вместе с которыми ребёнок переживает и изучает события, знакомится с лексикой и грамматикой языка, погружается в ситуации диалогического общения.

Отсутствие эмоционального подкрепления, стимула для выполнения задания-когда ребёнок видит и понимает алгоритм выполнения упражнения и получает награду.

Уровень сложности предлагаемого материала не соответствует актуальному уровню подготовки ученика.В таком случае полностью утрачивается интерес к выполнению задания.

В связи с введением обновлённого ФГОС ООО учителям-предметникам необходим УМК для работы с детьми с особыми образовательными потребностями. Для изучения иностранного языка детьми ЗПР.

Учебник, который обучает чтению не только наглядно-логическим, но и фонологическим методом. И тратится на выработку навыка чтения достаточное количество часов. Плохо читающий ребёнок никогда не полюбит чтение и не будет иметь тяги к познанию мира. Коммуникативный подход в обучении иностранному языку хорош тогда, когда человек погружён в среду говорящих на языке и слышит речь в быту, на улице и т.д.

Учебник, который не перегружен текстами и сложными правилами грамматики, при этом грамматические правила выдаются менее интенсивно, чем предусмотрено предметными результатами за год обучения в учебных пособиях для нормотипичных детей.

Учебник, который в составе УМК имеет интерактивное видеоприложение по возможности к каждому уроку либо серии уроков.

Учебник снабжённый подробным словарём к каждому уроку либо главе книги. С учётом того, что дети с ЗПР плохо запоминают и забывают слова, не всегда аккуратно ведут словарные тетради, наличие словаря в учебнике помогает ребёнку выполнять письменные задания.

Учебник, который в составе УМК имеет тетрадь на печатной основе, в которой присутствуют правила написания букв, слов и речевые образцы, закрепляющие материал урока. Особой мечтой учителя-практика является наличие разрезного дидактического материала к каждому уроку. Работа с таким материалом помогает ребёнку быстрее научиться читать, способствует запоминанию морфологии слова, грамматических конструкций, правил синтаксиса.

Учебник, в котором задания продублированы на русском языке. Многие дети с ЗПР читают по слогам и на родном языке, им нужно осознать алгоритм выполнения упражнений особенно если отсутствует образец.

Большинство детей с ЗПР затрудняются в описании картины, составлении рассказа по картинкам, формулировании главной мысли рассказа. Вообще с трудом отделяют главное от второстепенного. Страдает качество монологического высказывания.

Однажды мы с учениками 6 класса ЗПР тренировали употребление конструкции have got/has got ( есть, имеется). На картинке изображён медвежонок и его мама в домашней обстановке. В доме медведей множество предметов быта, продуктов, эта лексика ребятам уже известна. Произносим вслух: «…..У Билли есть чашка, ложка, тарелка. У мамы есть яблоки, бананы, хлеб, сыр, каша. Что будут делать мама и Билли?»

Дети отвечают:

-Завтракать! Маша У. поднимает руку.

-Что ты хочешь добавить?-спрашиваю я.

-Я хочу сказать главную мысль!

-Говори!

-Главная мысль тут в том, что у Билли синие штаны!!

-Почему ты так думаешь?

-Они яркие и красивые!!!

Маша научилась читать по-английски совсем недавно, работаем над этим три года. Запомнила буквы, транскрипционные знаки которые видит на каждом занятии. При чтении речевых образцов-слов, словосочетаний не испытывает сложностей, если помнит правило чтения. В случае, если встречает незнакомые слова в тексте теряется, не всегда может прочитать их правильно. Вообще Машу пугает вид объёмного текста.

Илья К, 5 класс ЗПР. Для него не существует интересных заданий вообще. Только видеоприложение к учебнику с говорящими и действующими героями, а также анимацией и сменяющимися картинками может ненадолго привлечь внимание Илюши.

Слова заучивать не пытается, письменные задания выполняет со множеством ошибок. Почерк неразборчивый. У мальчика есть запас лексики, приобретённый в начальной школе. С этим «багажом» выполняет задания по аудированию максимально результативно, слышит во время проигрывания аудиозаписи знакомые лексические единицы и переводит на русский язык. Извлекает необходимую информацию и формулирует ответ.

Егор М, 5 класс ЗПР. Имеет расстройство аутистического спектра. Хорошо научился читать и писать, не имеет проблем с пониманием грамматических явлений. Действует по алгоритму. Не понимает шуток, переносного значения. Очень слабая способность к выполнению репродуктивных упражнений, продолжения историй, сочинения рассказов.

Максим Г, 5 класс ЗПР. Худенький, суетливый, встревоженный мальчик. С первой встречи напоминает испуганного мышонка. Два года не мог научиться читать. Применение на занятиях кубиков, букв, карточек и игровых пособий изменило ситуацию в лучшую сторону. Сейчас один из самых активных участников урока: читает, пишет, успешно выполняет аудирование. Осваивает грамматику. Чаще пребывает в хорошем настроении, трудолюбив.

Лиза Б, 6 класс ЗПР. Диагноз, связанный с ДЦП. Тихая, старательная девочка. Руки слабоваты, работает и соображает медленно, но за годы обучения в школе выработался аккуратный почерк. Вначале ничего не понимала без зрительных опор, плохо воспринимала информацию на слух. Теперь читает без ошибок в рамках изучаемого материала, переводит, усваивает правила грамматики, успешно справляется с заданиями по аудированию.

Кирилл А, 4 класс ЗПР. Расстройство аутистического спектра. Читает, пишет, составляет диалоги, успешно выполняет аудирование и обладает широким кругозором.

Детей с ЗПР, таких разных и интересных, любопытных и не очень, внимательных и невнимательных, медлительных и неугомонных, можно и нужно обучать иностранному языку. Очень ждём свой учебник. Яркий, доступный, полезный и увлекательный. Практикоориентированный и помогающий социализироваться.







Игровые пособия, которые мы используем на уроках.

t1675188044aa.jpg











t1675188044ab.jpg









t1675188044ac.jpg









t1675188044ad.jpg









t1675188044ae.jpg









t1675188044af.jpg









t1675188044ag.jpg









t1675188044ah.jpg









t1675188044ai.jpg





























t1675188044aj.jpg



























t1675188044ak.jpg



в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации