Статья «Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями»
МБОУ «Первомайская средняя общеобразовательная школа» в п.Заводской Первомайского района Тамбовской области
Статья
«Опыт работы с детьми с особыми образовательными потребностями»
Подготовил:
учитель-логопед Порошина О.А
2023г
Коррекционная работа учителя-логопеда с детьми с особыми образовательными потребностями в общеобразовательном учреждении направлена на преодоление речевых и психофизических нарушений. На первый план выдвигаются задачи воспитания у детей потребности в здоровье как жизненно важной ценности, ответственного отношения к своему здоровью и здоровью окружающих.
Цель коррекционной работы учителя-логопеда - оказание необходимой коррекционной помощи учащимся, имеющим нарушения в развитии устной и письменной речи; общее развитие ребенка: ума, чувств, воли; обучение умению учиться жить среди людей.
Основные задачи коррекционной работы учителя-логопеда:
· выявление учащихся с нарушениями звукопроизношения и ошибками дисграфического и дислексического характера.
· коррекция нарушений в развитии устной и письменной речи обучающихся.
· своевременное предупреждение и преодоление трудностей в освоении обучающимися общеобразовательных программ.
· привитие детям коммуникативных навыков.
· разъяснение специальных знаний по логопедии среди педагогов, родителей (законных представителей) обучающихся.
Исходя из целей и задач работы, выделяются следующие направления работы:
- диагностическое;
- коррекционно-развивающее;
- профилактическое;
- консультативное;
- организационное.
Основные формы работы учителя-логопеда:
- индивидуальная и групповая диагностическая и коррекционно-развивающая работа с обучающимися;
- индивидуальная и групповая консультативно-просветительская и профилактическая работа с родителями и педагогами;
- подготовка и участие в заседаниях ППк.
Формы коррекционной работы с детьми – фронтальные и индивидуальные занятия. Индивидуальные и групповые логопедические занятия по заключению ЦПМПК проводятся со школьниками, как в первой, так и во второй половине дня, согласно графику. Их продолжительность 15 -20 минут.
Важным аспектом деятельности является комплексный подход к проблемам ребенка, который предполагает:
- создание индивидуального образовательного маршрута;
- взаимодействие специалистов в рамках ППк;
- организация развивающего пространства – кабинет учителя-логопеда.
В работе с детьми используются следующие методы работы:
направляемая беседа
сюжетно-ролевая игра
карточки для индивидуальной работы
выполнение релаксационных занятий
выполнение творческих заданий
Основными проблемами, с которыми обращаются родители, являются:
проблемы обучения и воспитания;
речевые проблемы и трудности по русскому языку;
рекомендации по результатам диагностики детей.
Совместная работа специалистов ПМПк, классных руководителей и родителей создает благоприятные условия для обучения детей с особыми образовательными потребностями. Комплексный подход и вовлеченность каждого участника процесса в анализ проблем учащихся, направление на ПМПК и разработка программ сопровождения учащегося в соответствии с рекомендациями областной комиссии дает положительные результаты.
Использованная литература:
Логопедия под ред. Волковой- М.: “ Просвещение”,1989.
Л.И.Ефименко,Г.Г.Мисаренко.Организация и методы коррекционной работы логопеда на логопункте.- М.: “ Просвещение”, 1988.
Л.Н.Ефименкова Коррекция устной и письменной речи учащихся начальных классов- М.: “ Просвещение”, 1989.
Е. Косинова .Пальчиковая гимнастика. -М.: “Эксмо” 2003г.
Е. Косинова .Гимнастика для развития речи .- М.: “Эксмо”, 2003
Т.А. Куликовская. Мастерская букв.- М.: “ Гном-пресс”, 1997
И.Лопухина. Логопедия. 550 занимательных упражнений по развитию речи-М.: “Аквариум”, 1995.
И.Б. Мусова. Логопедические чистоговорки.- М.: 1999.
Е.А. Пожиленко. Волшебный мир звуков и слов.- М.: “ Владос” 1999.
З.А. Репина, В. И.Буйко. Уроки логопедии.- Екатеринбург, “ Литур”, 1999.
З.А. Репина. Поле речевых чудес. Екатеринбург,2000.
Е.Ф.Рау,В.И.Рождественская.Исправление недостатков произношения у школьников.- М.: “ Просвещение” 1968.
Н.И. Садовникова. Нарушение письменной речи и их преодоление у младших школьников.-М.: “ Просвещение” ,1997
Скороговорки - чистоговорки. - М.: “ Гном-пресс” ,1999.
Т.Г.Филичева, Н.А.Чевелева, Т.В.Чиркина. Основы логопедии.- М.:“ Просвещение”, 1989
М.Ф. Фомичева. Воспитание у детей правильного произношения.- М.: “ Просвещение”, 1988.
Чиркина Г. В. Программа обучения и воспитания детей с недоразвитием фонематического строя речи
Ястребова А.В., Бессонова Т. П.. Инструктивно -методическое письмо о работе учителя – логопеда при общеобразовательной школе
Сидорова Ольга Юрьевна
Порошина Ольга Анатольевна