Внеклассное мероприятие «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Городская стажерская площадка
Тема: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
Воспитатель: Морозова Ю.А.
Целевая аудитория: педагоги детских садов города.
Цель:
Повышение профессиональной компетентности педагогов-участников в процессе
ознакомления с формой работы технологией экспериментирования
Задачи:
- познакомить участников с формой работы с дошкольниками –
Технология экспериментирования;
- формировать у педагогов мотивацию к использованию в образовательной деятельности с детьми данной формы работы;
- обучить участников навыкам работы с технологией путём показа фрагмента образовательной деятельности формы работы технологией экспериментирования, а также коллективной работы с комментированием своих действий.
Планируемый результат:
- участники мероприятия ознакомлены с формой работы тезнология экспериментирования «Маленькие волшебники», применяемой в старшем дошкольном возрасте;
- педагоги заинтересованы полученной информацией об использовании данной формы
работы, хотят применять полученные знания в педагогической деятельности;
- воспитатели научились проводить технологию экспериментирования в ходе мастер-класса.
Стажёрская площадка для педагогов включает в себя 3 части:
теоретическую,
практическую,
заключительную.
Ход мероприятия.
1. Теоретическая часть.
Добрый день, уважаемые коллеги! Сегодня мы хотим поделиться с вами опытом своей работы по организации детской деятельности с применением педагогической технологии детского экспериментирования на тему: «Опытно-экспериментальная деятельность как средство формирования познавательного интереса у детей дошкольного возраста»
В соответствии с новыми приоритетами развития содержания российского образования
перед педагогами встаёт необходимость поиска и внедрения педагогических технологии в
образовательную деятельность. В Федеральном Законе «Об образовании в Российской
Федерации» и в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного
образования предусматривается ориентация профессиональной деятельности педагога на
новые образовательные результаты: ценностные установки и ориентации, универсальные
учебные действия, универсальные способы действий.
Целевые ориентиры на этапе завершения дошкольного образования (ФГОС ДО) таковы:
Ребенок проявляет инициативу и самостоятельность в разных видах деятельности, в том числе и познавательно-исследовательской деятельности.
.Ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои мысли.
Ребенок проявляет любознательность, задает вопросы взрослым и сверстникам, интересуется причинно-следственными связями, пытается самостоятельно придумывать объяснения явлениям природы и поступкам людей; склонен наблюдать, экспериментировать
В дошкольном возрасте у детей развиваются потребности познания этого мира, которые находят отражение в форме поисковой, исследовательской деятельности, направленные на «открытие нового», которые развивают продуктивные формы мышления. Исследовательская, поисковая активнoсть – естественное состояние ребенка, он настроен на освоение окружающего мира, он хочет его познавать. Экспериментирование затрагивает все сферы детской деятельности, обогащая память ребёнка, активизируя мыслительные процессы, развивает речь.
Таким образом, пришли к выводу о необходимости активного включения в образовательный процесс педагогической технологии детского экспериментирования.
Слово ««Эксперимент» переводится с греческого как «проба, опыт».
По словам Толстиковой О.В, термин — «Экспериментирование»- это активная деятельность, направленная на активный поиск решений задач, выдвижений предположений, реализацию выдвинутой гипотезы в действия.
Технологию детского экспериментирования в ДОУ можно представить себе, как способ организации педагогического процесса, основанный на взаимодействии педагога и воспитанника, способ взаимодействия с окружающей средой, поэтапная практическая деятельность по достижению поставленной цели и подтверждения гипотезы эксперимента или опыта.
Алгоритм реализации технологии детского экспериментирования представлен в виде 6 этапов:
1 этап – Подготовительный этап. Актуализация проблемной ситуации. Создание условий, необходимых для проведения опыта или эксперимента в соответствии с техникой безопасности, подготовка экспериментального оборудования, составление карт – схем и т.д. Мотивация детей к исследовательской деятельности. Напоминание правил техники безопасности при работе с экспериментальным оборудованием
2 этап - Этап формулирования цели эксперимента или опыта. Обсуждение проблемы с детьми, подведение детей к постановке цели эксперимента или опыта, выдвижению рабочих гипотез. Оказание содействия детям в выдвижении гипотез по мере необходимости.
3 этап- Этап планирования экспериментальной деятельности. Обсуждение с детьми алгоритма действий по проведению эксперимента или опыта. Подведение детей к выполнению алгоритма действий.
4 этап- Этап коррекции проблемы. Корригирующие действия по мере необходимости
5 этап- Практический этап детского экспериментирования. Помощь детям в организации практической деятельности (объяснение, разъяснение). По мере необходимости совместное выполнение с детьми практических действий. Контроль за соблюдением техники безопасности при проведении детьми опыта или эксперимента.
6 этап- Заключительный этап. Подведение итогов, оценивание результатов. Настрой на новую проблемную ситуацию, предстоящую деятельность.
Нами были изучили также метод пособия Тугушева Г.П., Чистякова А.Е, «Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста», Веракса Н.Е., Галимов О.Р., «Познавательно исследовательская деятельность дошкольников 4-7 лет»
Изучив данные методические пособия по реализации технологии детского экспериментирования, мы определили для себя возможность реализации данной педагогической технологии в совместной деятельности с детьми.
Для реализации педагогической технологии детского экспериментирования нами было составлено перспективное планирование.
Также с детьми проводилась предварительная работа на территории ДОУ во время прогулок, проводились наблюдения, сбор материала и т.п., например, для экспериментирования песком, дети набрали песок на участке, для экспериментирования со снегом дети набирали снег. Работа началась с любознательности к простым опытам и экспериментам, у детей сохранился интерес к исследовательской деятельности по итогу нами были конструкты совместной образовательной деятельности.
Наша работа по внедрению технологии детского экспериментирования началась с наблюдения за детьми. По результатам наблюдений было замечено что детям стала интересна исследовательская деятельность. Далее наша работа началась со знакомства с профессией исследователя, лаборанта и рассматривания различных пробирок, капсул и т.д. Проведение экспериментов шло также параллельно с созданием лаборатории и её пополнением различными материалами. Также было придумано название и символ для лаборатории. При выборе названия мы старались выслушать каждого ребёнка и в конце пришли к единому мнению что наш центр исследовательской деятельности будет называться «Лаборатория», при создании лаборатории мы старались организовать ей такой, чтобы она была содержательно-насыщенной, трансформируемой, полифункциональной, вариативной, доступной и безопасной.
В лаборатории имеется различное оборудование такое как: магниты, колбы, песок, глина, водяная мельница, скрепки, пипетки, трубочки, различный природный материал, сухоцветы, шарики, пакеты, зеркало, лейки, лопатки и т.д .оно представлено на слайде.
Также у нас есть хозяин лаборатории –дедушка Знай, и его помощники, которые помогают детям в процессе экспериментальной деятельности.
После того, как мы с детьми создали лабораторию и познакомились с ней, нами были проведены следующие эксперименты «Знакомство со свойствами воды», были подобраны опыты, в которых дети узнали, что вода принимает цвет и форму. В лабораторию пришла «грустная Капелька», она не знала кто она, что она может делать, какой может быть, детям было необходимо провести опыты и рассказать «грустной Капельке» все о ней. В лаборатории детям предлагалось поместить капельку в различные формы, попробовать покрасить её. В результате было отмечено что дети не могут сформулировать полный вывод о проделанных опытах.
Данное затруднение мы учли в разработке следующего конструкта для проведения СОД «Водная мельница» было реализовано для того чтобы дать детям представление о том, что вода может проводить движение в другие предметы. Дедушка Знай спросил у детей для чего нам нужна вода, и может ли она заставить работать другие предметы? Для детей у него была приготовлена мельница, проведя с ней опыты, результат был таков, что вода может привести мельницу в движение. Сформулировав вывод и зарисовав его в «Дневник наблюдений» дети пришли к выводу что, вода может заставить работать предметы.
Следующим занятием, которое было реализовано в форме технологии экспериментирования — это «Знакомство со свойствами льда». В группу пришло письмо с «Африки», жители увидели, как у нас проходила зима, горки, которые были построены изо льда их очень волновал вопрос что такое лёд? Из чего он сделан? почему он тает? «Какой он?» Так как они его никогда не видели. Дедушка Знай принёс для ребят лёд, они изучили его свойства и вместе создали лёд для жителей Африки.
СОД «Знакомство со свойствами дерева» нами были проделаны такие опыты как «Какие предметы могут плавать?», «Тонет не Тонет». Мы создали «Дневник наблюдений» в котором фиксировали с помощью символов и зарисовки результы опытов, для того чтобы в завершении экспериментирований дети могли самостоятельно сформулировать вывод.
Планирование СОД «Знакомство со свойствами воздуха» заключалось в таких опытах как «Воздух повсюду», «Воздух работает» в результате дети узнали, что воздуху не имеет цвета, прозрачный, воздух можно «Поймать», также узнали с помощью трубочки «Воздух тяжёлый или лёгкий».
В апреле в нашем детском саду проходил конкурс «Самый лучший центр изобразительного искусства, нам в центр не хватало расписных игрушек, Дедушка Знай предложил ребятам сделать их с помощью глины. Ребята вылепили игрушки, дождались пока они высохли, и начали их рассматривать Дедушка Знай нечаянно уронил свою расписную игрушку, и она раскололась. Дедушка Знай предложил детям по экспериментировать с глиной (различными видами) и сравнить её с камнем. Дети пришли к выводу что камень будет прочнее, и дедушка Знай предложил детям расписать камни разными росписями.
Далее нами был составлен конструкт СОД «Знакомство со свойствами песка».
были подобраны опыты, в которых дети узнали, что песок бывает разный. В результате дети узнали из чего состоит песок? Каким же он бывает? Из какого песка лучше делать постройку? Одинаковый ли вес у сырого и сухого песка? В дневник наблюдений были занесены результаты опыта.
Со старшей группы мы начали знакомить детей со свойства магнита. Нами был разработан конструкт СОД «Знакомство детей со свойствами магнитов». Трудность будет заключаться в том, что детям необходимо определить какой материал будет притягивать к себе магнит. Дети познакомятся со свойством, что магнит притягивает к себе только металлические предметы. Далее детям необходимо будет вытащить металлическую скрепку из стакана с водой с помощью магнита. Так дети познакомятся со свойством «Магнит сохраняет силу в воде». Следующий опыт будет заключаться в том, что детям нужно будет определить движет ли магнит предметами. Так дети познакомятся со свойством, что магнит движет металлические предметы. Сейчас вашему вниманию мы хотели бы предложить видео совместной образовательной деятельности в педагогической технологии детского экспериментирования. Вы увидите, как создаётся игровая мотивация образовательной деятельности и конечно, как дети и педагог взаимодействуют между собой.
Вместе с тем поддержка родителей (законных представителей) в воспитании детей, вовлечение семей в образовательную деятельность является одним изосновных условий построения образовательной деятельности, предъявляемых ФГОС ДО. Данные обстоятельства были учтены нами при разработке конструкта СОД по данной технологии. Увлекательный мастер-класс с применением педагогической технологии был проведён в нашей группе. В реализации совместной деятельности родители принимали на себя роль воспитателей. Родители были очень рады принять участие, понимали важность и хорошо подготовились. К подготовке родители отнеслись ответственно сами проявили инициативу в выборе, также изготовили демонстрационный материал и необходимые атрибуты.
Таким образом педагогическая технология детского экспериментирования играет значительную роль в развитии каждого ребёнка. Так реализуя педагогическую технологию
Происходит достижение целевых ориентиров ФГОС ДО. В процессе своей работы с детьми по технологии экспериментирования, мы отметили положительную динамику развития: У детей продолжает развиваться интерес к экспериментированию, стали развиваться навыки экспериментирования, дети более уверенно пользуются исследуемыми материалами. Ребята самостоятельно стали подбирать оборудование для экспериментов, усвоили элементарные правила проведения опытов. Дети стали более внимательными, у них расширился кругозор, появились свои предпочтения к обследуемым предметам, индивидуальные интересы к обследуемым объектам. Дети научились объединяться в группы, пытаются самостоятельно, планировать работу, используя схемы и алгоритмы. Нередко дети с более высоким уровнем развития старались помочь тем детям, которые испытывали затруднения. Мы убеждены, что систематические занятия по развитию детского экспериментирования во всех его видах и формах - являются необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Представленные данные мониторинга образовательных достижений свидетельствуют о положительной динамике по познавательному развитию.
Так как дети продолжают проявлять любознательность, интерес к экспериментам мы планируем и далее реализовывать педагогическую технологию детского экспериментирования с применением игр- экспериментов и моделирования.