Фрагмент урока русского языка «Определение как второстепенный член предложения» (8 класс)

1
0
Материал опубликован 3 May 2022

​​​​​​​.

                                                                                                  Каюмова Алия Магзумовна

В качестве примера организации общения с учащимися на уроке приведу фрагмент урока русского языка по теме «Определение как второстепенный член предложения», проведенного мной в восьмом классе. Перед учащимися была поставлена конкретная задача: сформировать умения: различать согласованные и несогласованные определения; использовать в речи определения для характеристики предмета, явления; правописание сложных прилагательных (через дефис), не с полными причастиями, причастный оборот;

Перед этим была проведена соответствующая подготовка по актуализации базовых знаний: проведем с вами небольшую орфографическую работу, чтобы выяснить, насколько вы готовы к сегодняшнему уроку. Перепишите примеры, раскрывая скобки, и объясните правописание не с полными причастиями; орфограмму-дефис в сложных прилагательных; причастный оборот. (Не)высохшие капли росы; ничем (не)прикрытая голова; (не)вспаханное поле; на (ярко) красном фоне; о(не)распустившемся цветке; цветок еще(не) распустившийся; (огненно)рыжий кот; маслята(облепленные хвоей).

Учитель. Сверьте ответы по следующей таблице.


Пишется слитно

Невысохшие капли росы, невспаханное поле, о нераспустившемся цветке

Пишется раздельно

Ничем не прикрытая голова, цветок ещё не распустившийся

Пишется через дефис

На ярко-красном фоне, огненно-рыжий кот

Запятая ставится

Маслята, облепленные хвоей

Далее диалог с учениками проходил следующим образом.

Учитель. С какими трудностями вы встретились при выполнении этого задания?

Ученица. Я затруднялась в слитном и раздельном написании не с полными причастиями.

Учитель. Давайте вспомним, когда не с полными причастиями пишется слитно, когда – раздельно?

Ученица. Не с полными причастиями пишется слитно, если нет пояснительных слов, если причастие без не не употребляется; не с полными причастиями пишется раздельно, если причастие имеет при себе зависимые слова, когда не входит в состав усилительных отрицаний: далеко не, ничуть не, вовсе не.

Учитель. Хорошо, спасибо. А сейчас объединимся в группы и выполним следующие задания. Первая группа повторяет знаки препинания при причастном обороте. В каких предложениях верно поставлены знаки препинания?

1. Шелестит камыш, чуть колеблемый ветром.

2. Чьи-то голоса слышимые издалека, гулко раздаются в ночной тишине.

3. Трава, пригибаемая ветром, ложилась на землю.

4. Подняли у рояля крышку, раскрыли ноты лежавшие уже наготове.

Ученик. Я считаю, что в 1 и в 3 предложениях.

Учитель. Почему вы так думаете? Объясните.

Ученик. Запятая ставится в 1 и 3 предложениях, потому что причастный оборот стоит после определяемого слова.

Учитель. Вторая группа повторяет не с полными причастиями. В каких предложениях не со словом пишется раздельно?

1. Виднелись еще (не) убранные поля.

2. Они шли по (не) освещенной дороге.

3. Ни с кем (не) простившийся товарищ.

4. (Не) прочитанная книга лежала на столе.

Ученики. Я думаю, что в этом задании верный ответ 1 и 3 .

Учитель. Почему? Объясните.

Ученик. Не пишется раздельно с полными причастиями при наличии зависимых слов.

Учитель. Третья группа работает над правописанием дефисных написании сложных прилагательных. В каком ряду все слова пишутся через дефис?

1. Самолето( строение), (грам)запись, (в)доволь.

2. (Кое) куда, (инженерно) строительный, (электро) провод.

3. (Гос) комитет, по (волчьи), (анти) народный.

4. (Темным) темно, (иссиня) черный, (северо) западный.

Ученики. В 4 ряду все слова пишутся через дефис, потому что они обозначают оттенки цветов и слово (северо-западный ) образовано от сложных существительных.

Учитель: А теперь обсудим нашу тему. Перед вами план нашего урока. Итак, первый вопрос: «Что такое определение?»

Ученики:

1.Определение – это второстепенный член предложения, который обозначает признак предмета и поясняет подлежащее, дополнение и другие члены предложения, выраженные существительными. Определения отвечают на вопросы какой? чей? Например: « Скорый дождь льется сильно. Он всегда приближается с набегающим шумом».

Учитель. А как толкуется это слово в словаре Ожегова?

Ученики. По сравнению с первым - определение у Ожегова в грамматике: второстепенный член предложения, обозначающий качество, свойство или другой признак предмета.

Учитель. Какие виды определений вы знаете?

Ученики. Согласованные и несогласованные. Согласованные определения согласуются с именами существительными в роде , числе и падеже. Например: «Желтые листья плыли островами, цеплялись за коряги, останавливались». Определение, связанное с поясняемым словом по способу примыкания и управления, называется несогласованным. Например: «Темнело быстро, и шел дождь по- осеннему».

Учитель: Ребята, а сейчас расскажите о способах выражения определений. Свои ответы подтвердите примерами из доски.

Ученики 1. Согласованные определения могут быть выражены прилагательными; например: « Уже безмолвие лесное налетом ветра смущено»,

Ученик 2.Причастиями; например: « Не тронутая даже шелестом единственного сухого листа тишина простиралась в лугах».

Ученик 3.Причастным оборотом; например: « В мещерском крае можно увидеть болота, покрытые ольхой и осиной», порядковым числительным; например: « Первый снег к лицу земле»;

Ученик 4. Несогласованные определения выражаются существительными в косвенных падежах, именами прилагательными в сравнительной степени. Например: «Небо за высотой все время меняло окраску, наливалось плотной багровостью. Среднесибирское плоскогорье – одно из крупнейших в мире».


в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации