12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Элеонора31
преподаватель специальных дисциплин строительного профиля и мастер производственного обучения по профессии - мастер отделочных строительных и декоративных работ в Профессиональном училище №5 города Владикавказ
Россия, Владикавказ

t1576088587aa.jpg

Э.А.Зозырева\ E.A.Zozyreva

мастер производственного обучения высшей категории.

 

36204 ГБПОУ Профессиональное училище №5

362045 362045 г. Владикавказ, ул. А. Кесаева, 10

код.8-(867-2) тел. факс. 57-36-47

Е-mail: pu5@.edu15.ru

Определение подростков группы риска.

 

Как определить подростка группы риска в первые дни учебы в профессиональном училище? Как узнать его отношение к психоактивным веществам? Определенный подбор тестов дает возможность мастеру со 100% гарантией выявить группу риска среди учащихся, предрасположенных к употреблению психоактивных веществ.

 

How to define the teenager of group of risk in the first days of study in professional school? How to learn its relation to psychoactive substances? Certain selection of tests gives the chance to the master from 100 % a guarantee to reveal group of risk among the pupils predisposed to the use of psychoactive substances.

 

Ключевые слова:

Акцентуация характера – высокая степень выраженности отдельных черт характера и их сочетания, представляющие крайний вариант нормы.

Гиперактивность – синдром дефицита внимания у ребенка, проявляется в виде невнимания, отвлекаемости и импульсивности и создает проблемы во взаимоотношениях с окружающими, нарушении поведения и трудности в обучении.

Группа риска - это та категория детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации (неприспособленности) несовершеннолетних

Девиантное поведение – отклоняющееся поведение (преступность, алкоголизм, наркомания, суицид, проституция) не соответствующее моральным и правовым нормам и приводящее нарушителя к лечению, исправлению или наказанию.

Психоактивные вещества (ПАВ) - химические и фармакологические средства, влияющие на физическое и психическое состояние, вызывающие болезненное пристрастие.

Среди основных причин, влияющих на распространенность наркомании и токсикомании в детско-подростковой среде, одно из первых мест занимает легкая доступность психоактивных веществ. Наркодельцы давно определили для себя образовательные учреждения как мини-рынки сбыта наркотиков в молодежной среде.

В настоящее время психоактивные вещества сильно видоизменились. Появились такие вещества, которые еще не отнесены к наркотическим. Это, например, насвай – гранулированная смесь негашеной извести, порошкообразной анаши, нюхательного табака и куриного помета. Эта смесь относительно дешевая и весьма легкодоступная. Например, ее продают на базарах, в рядах приправ и называют гранулами для тех, кто хочет бросить курить. Привыкаемость почти мгновенная. Он дает расслабление и сильное слюновыделение. Если слюну не сплевывать, а сглатывать, то начинается гастрит, сопровождаемый сильными болями в желудке. Когда происходит привыкание к насваю, то возникает желание расслабиться более сильными веществами.

По опыту работы в профессиональном училище я знаю, что необходимо, в первые недели поступления подростков в учебное заведение определить таких учащихся и выделить их в группу риска. Так как они не только сами являются опасными для окружающих, но и втягивают в употребление своих сверстников.

Всё время работы в начальном профессиональном образовании я проводила тестирование своих учеников многими психологическими методиками, пытаясь выявить различные отклонения в развитии и определить их установки.

Перебрав различные способы определения подростков группы риска я выявила, что многие методики разработаны для практических психологов. В связи с чем попыталась найти такие, для работы с которыми не нужно иметь психологического образования, и с ними могли бы работать мастера производственного обучения и классные руководители. И, благодаря проводимым исследованиям, нашла ряд тестов, проводя которые с учениками можно определить в итоге именно тех ребят, которые или уже пробовали легкие наркотики, или хотя бы лояльно относятся к употреблению их и не прочь попробовать самим.

Суть данных исследований состоит в том, что совпадение по шкалам всех 5 методик дает 100% выявление группы риска. Сбоев не было ни одного раза.

Перед началом тестирования все ученики подробно инструктируются. Тестирование проводится анонимно. Это позволяет исключить боязнь обнародования результатов. Результаты тестирования хранятся в течении всего периода обучения учащегося в тайне от них. В ходе проведения воспитательных мероприятий на эти результаты также не ссылаются.

 

Тестирование начинается с выявления акцентуаций у подростков по тесту-опроснику Н. Шмишека.

Анализ результатов показывает, что в группе учащихся преобладают следующие акцентуации – возбудимость, гипертимность, экзальтированность, эмотивность и циклотимность ( это те, в которых процент соотношений к общему числу испытуемых больше 50%).

Группа подростков характеризуется недостаточной управляемостью, ослаблением контроля над влечениями и побуждениями, с преобладанием у них физиологических влечений. Для них характерна повышенная импульсивность, грубость, занудство, гневливость, склонность к хамству и брани, к трениям и конфликтам, в которых они сами являются активной и провоцирующей стороной. Эти дети раздражительны, вспыльчивы, часто меняют место учебы. Труд для них не привлекателен, учеба нежелательна. Они равнодушны к будущему, целиком живут настоящим, желая извлечь из него массу развлечений.

Реакция возбуждения у таких подростков гасится с трудом и может быть опасна для окружающих. Они могут быть властными, выбирая для общения наиболее слабых.

Эти дети гиперактивны, общительны, болтливы, чрезмерно самостоятельны, склонны к озорству, имеют недостаток дистанции в отношениях с другими. Шумят, любят компании сверстников, стремятся в них командовать. Преобладающее настроение – веселое, склонность к радостям жизни. Они энергичные , деятельные, инициативные. У них большое стремление к самостоятельности. Склонны к аморальным поступкам. Трудно переносят условия жесткой дисциплины, монотонную деятельность и вынужденное одиночество.

Следующим проводится изучение индивидуально-психологических черт личности подростка по методике Г. Айзенка.

Анализ результатов позволяет сделать вывод - в группе испытуемых подростков преобладают экстраверты. Подростки этого типа общительны и обращены вовне, имеют широкий круг знакомств, и нуждаются в постоянных контактах со сверстниками. Они действуют под влиянием момента, импульсивны, вспыльчивы. Чаще всего такие дети беззаботны, оптимистичны, веселы, предпочитают движение и действие, имеют тенденцию к агрессивности. Чувства и эмоции не имеют строгого контроля, склонны к рискованным поступкам. На них не всегда можно положиться.

Приблизительно треть подростков являются интровертами, это значит, что они застенчивы и склонны к самоанализу. Сдержаны и отдалены от всех, кроме близких друзей., не доверяют внезапным побуждениям, серьезно относятся к принятию решений и любят во всем порядок. Контролируют свои чувства и их нелегко вывести из себя. Пессимистичны.

Рассматривая данных учащихся с точки зрения эмоциональной стабильности или нестабильности – нейротизма, выясняем, что 58% из них – эмоционально стабильны, т.е. эмоционально устойчивы.

Эмоционально нестабильны – 42 % данных подростков. Они чрезвычайно нервные, неустойчивы, плохо адаптируются к действительности, склонны к быстрой смене настроения, имеют чувство вины и весьма беспокойны. Внимание у них рассеяно, присутствуют депрессивные реакции и неустойчивость в стрессовых ситуациях.

Третьим тестом проводится изучение самооценки личности старшеклассника, по методике под редакцией Я.Л.Коломинского.

На основе проведенного тестирования можно сделать следующий вывод: у данной группы исследуемых подростков низкий уровень самооценки, это означает, что подростки очень болезненно переносят критику в свой адрес, стараются считаться с мнением других людей и часто страдают «комплексом неполноценности».

Четвертым тестом проводится оценка волевых качеств школьников по методике А.И.Высоцкого.

По результатам проведенного тестирования делаем следующий вывод: у группы подростков сильно развит принцип самостоятельности (более 50%), более слабо развиты принципы дисциплинированности, неустойчивости и инициативности ( от 40 до 48%) и почти не проявляются признаки выдержки, организованности и решительности ( от 30 до 40 %).

И заключительным, пятым и основополагающим тестом является тестирование на предрасположенность подростка к употреблению ПАВ (определение группы риска изучаемого подростка). Тест был разработан Академией практической психологии @ Greate and design by Narcozona Team. 2000 – 2009. Итоги смотри в разделе 5 сводной таблицы приложения1.

Какие же можно сделать выводы на основе проведенных исследований:

19% учащихся дали совпадения по всем пяти проведенным методикам тестирования именно по тем графам, которые характеризуют неустойчивый тип личности. Общими для этих ребят являются такие акцентуации характера, как возбудимость, дистимность, экзальтированность. Все они эмоционально нестабильные экстраверты с низкой самооценкой, имеющие такие волевые качества как самостоятельность и настойчивость и имеют высокую вероятность зависимости к употреблению психоактивных веществ. Поэтому они составляют группу риска. Об этом информируется администрация образовательного учреждения. Эти учащиеся на Совете профилактики вносятся на внутриучилищный учет. К работе с этими подростками привлекаются педагог-психолог, социальный педагог, нарколог и медицинские работники.

29 % участников исследования могут быть отнесены, при определенных обстоятельствах, к группе риска.

Тестирование облегчает мастерам производственного обучения, преподавателям и классным руководителям изучение психологических качеств в организации индивидуального подхода в воспитании и образовании в учебной группе.

Итоги нескольких лет дают возможность мне, как мастеру производственного обучения, успешно проводить воспитательную работу в группе, т.к. внедренный мною метод обеспечивает положительную тенденцию к уменьшению количества учащихся, лояльно относящихся к употреблению ПАВ и жесткому контролю группы риска. Особенно по сравнению с тем периодом, когда я его не использовала.

Моя методика по определению подростков группы риска, предрасположенных к употреблению психоактивных веществ получила положительную оценку со стороны руководства училища.

Библиография.

 

Васильева О.С., Филатов Ф.Р. Психология здоровья человека: эталоны, представления, установки». М., «Академия», 2001 – 325с.

Головей Л.А., Рыбалко Е.Ф. Практикум по возрастной психологии. СПб, Речь, 2008 – 688с.

Истратова О.Н. Психодиагностика. Коллекция лучших тестов. Ростов н/Д, Феникс, 2007 – 375с.

Личко А.Е. Психопатии и акцентуации характера у подростков. Л., Медицина, 1983 – 310с.

Обухова Л.Ф. Возрастная психология. Учебник М.. Российское педагогическое агентство, 1996 – 347с.

Потемкина О.Ф., Потемкина Е.В. Тесты для подростков М.. АСТ-Пресс книга, 2006 – 320с.

Реан А.А. Психология подростка – полное руководство. М., Олма-ПРЕСС, 2003 – 423с.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.