Урок русского языка на тему «Определение типов сказуемых» (8 класс)
Класс: 8
Тема: Определение типов сказуемых
Тип: урок закрепления
Задачи:
- повторить знания учащихся о типах сказуемых, систематизировать их;
- повторить изученные орфограммы: правописание –н- и –нн- в суффиксах прилагательных и причастий, правописание гласных и согласных в приставках, правописание безударных и чередующихся гласных;
- обобщить знания о частях речи.
Литература и оборудование:
Бархударов С.Г. Русский язык 8 класс. – М.: Просвещение, 2005.
Русский язык в 7-8 классах/ под ред. В.В.Бабайцевой. – М.: Просвещение.
Русский язык. Дидактический материал для самоконтроля (5-9 кл.) с ключами. – М.: Юнвес, 1997. – с.142-145
Доска, таблицы, карточки.
План урока:
№ |
Этапы |
Методы и приёмы |
Время |
1 |
Орг. момент, постановка цели и задач |
Слово учителя |
2 мин. |
2 |
Повторение ранее изученного |
Фронтальная беседа |
8-10 мин. |
3 |
Этап закрепительных упражнений |
Групповая самостоятельная работа |
24-28 мин. |
4 |
Самостоятельная работа |
||
5 |
Комментарии д/з, подведение итогов урока |
Слово учителя, беседа |
3 мин. |
Ход урока:
П: Здравствуйте, ребята, садитесь. Откройте свои тетради и запишите число, классная работа и тему урока «Определение типов сказуемых». Цель нашего урока обобщить наши знания о типах сказуемых. Но сначала запишем объяснительный словарный диктант.
Балконная дверь, облепленный снегом, разрисованная печь, арбуз не разрезан, небритый охотник, стеклянный сосуд, гусиное перо, разъярённое животное, неверный ответ.
(оценивание)
П: Назовите главные члены предложения.
У: Подлежащее и сказуемое.
П: Какой член предложения называется подлежащим?
У: Подлежащее – это главный член предложения, обозначающий предмет речи и отвечающий на вопросы кто? что? Чаще всего подлежащее выражено именем существительным или местоимением.
П: Какой член предложения называется сказуемым?
У: Сказуемое - это главный член предложения, обозначающий действие предмета и отвечающий на вопросы что делать? что сделать? Чаще всего подлежащее выражено глаголом.
П: Какие вы знаете типы сказуемых? Приведите примеры.
У: Простое глагольное. Девочка поёт песню.
У: Составное глагольное. Цветы начали распускаться.
У: Составное именное. Углич – капелька России.
П: Сегодня мы сыграем в игру «Крестики-нолики». Вы разделились на 2 команды «Крестики» и «Нолики». Каждая ячейка поля содержит задание, чья команда выполнит его вперёд, то записывает крестик или нолик соответственно в таблицу. Если будет больше крестиков, то выигрывают «Крестики», если ноликов – «Нолики».
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
Найдите подлежащее и сказуемое, определите, чем они выражены.
Ветер поднимал листья.
Я опоздал на поезд.
Две свечи горело в комнате.
Найдите главные члены предложения, определите, чем они выражены, определите тип у сказуемых
Москва – столица России.
Все остались ночевать на даче.
Иванов вчера уехал.
Буквенный диктант.
лебединая (стая)
написанное (письмо)
(задача) решена
соломенная (шляпа)
награждённый (грамотой)
серебряный (кубок).
1. н 2. нн 3. н 4.нн 5.нн 6.н.
Найдите сказуемые, определите их тип.
Мама была домоседкой и не любила выезжать из своего дома.
Расставьте знаки препинания, объясните их постановку, найдите грамматическую основу.
Я замер от восторга, очарованный красотой осеннего2 леса.
Выполните синтаксический разбор предложения.
Старик был рассержен.
Повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, нераспространенное, полное, ничем не осложнено.
Найдите грамматические основы, определите типы сказуемых, расставьте знаки препинания.
Человек должен с детства помнить, на какой земле он родился. (сложное предложение)
Замените составные именные сказуемые простыми глагольными.
Несколько зданий было разрушено бурей.
Деревья были повалены бурей.
(Ураган разрушил несколько зданий.
Буря повалила деревья.)
Запишите текст, определите его стиль, найдите все грамматические основы, у сказуемых определите их тип.
Тысячелистник – растение луговое. Его часто можно видеть на одном и том же лугу с ромашкой. Но он менее прихотлив и более засухоустойчив. Но воспользуемся его соседством с ромашкой. С первого взгляда они мало похожи друг на друга.
(художественный стиль, для него характерны составные именные сказуемые, для разговорного – простые глагольные).
Подведение итогов урока. им