Урок русского языка на тему: «Однородные и неоднородные определения» (8 класс)
8 класс
18.01.2017
Тема: Однородные и неоднородные определения
Цель: углубить представление об однородных членах предложения;
дать понятие об однородных и неоднородных определениях; научить находить их в тексте, использовать в речи, изображать графически
Задачи урока:
Раскрыть тесные связи русского языка и литературы, используя изучаемые художественные произведения для иллюстрации языковых фактов;
Способствовать эстетическому воспитанию обучающихся, делая акцент на межпредметные связи;
Обогащение словаря обучающихся, активизация их устной и письменной речи.
Межпредметные связи: литература.
Урок в системе уроков: второй урок в разделе «Предложения с однородными членами».
Тип урока: урок сообщения новых знаний.
Оборудование урока: раздаточный материал, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, стихотворение Ф. И. Тютчева.
Ход урока:
1.Организационный момент
II. Вступительное слово учителя.
Повторение изученного материала на предыдущем уроке.
- Как называлась тема предыдущего урока?
- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу: «Однородные члены предложения»?
- Сегодня мы закрепим знания, полученные по теме «Однородные члены, ряды однородных членов, пунктуация при сочинительных союзах» и углубим знания по теме «Однородные члены».
1/. Работа у доски /расставить знаки препинания в предложениях из 1 главы «Капитанской дочки» А.С. Пушкина/. – 1 ученик.
Я жил недорослем, гоняя и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.
Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху.
2/. – Из какого произведения взяты эти строки, кто их автор? / поэма «Мцыри». М.Ю. Лермонтов/. Списать, расставить знаки препинания, выделить графически однородные члены предложения:
Удар мой верен был и скор;
И помнил я кольчуги звон, и блеск ружья, и гордый непреклонный взор, и молодых моих сестёр;
Узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы;
То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине;
Как будто сам я был рождён в семействе барсов и волков.
3/. Индивидуальная работа по карточке. Выполнить синтаксический разбор предложения с однородными членами предложения:
Ещё до восхождения солнца Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и смотрела на белые туманы. /Н. Карамзин/
4/. «Мозговой штурм»
Какие члены предложения называются однородными?
При помощи чего соединяются между собой однородные члены предложения?
Как произносятся однородные члены предложения?
5/. Проверка выполненной работы у доски и с места. Выставление баллов за правильные ответы в Лист успеха.
III. Работа по теме урока «Однородные и неоднородные определения»
Запись отрывка из стихотворения «Русский язык» И.С. Тургенева:
Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!
- Найдём однородные члены предложения, чем они выражены?
- Что вы заметили в этом предложении?
- В чём разница между этими прилагательными?
Учащиеся делают выводы.
Определение темы урока, запись в тетрадь. Осмысление названия темы.
- Почему одни слова одного рода, а другие – не одного рода?
1. Работа со словарём. Определение слова «род». Словарь С.И. Ожегова,стр.592.
2. Самостоятельная работа.
а/. Чтение теоретического материала п.28.
б/. Работа в группах. Составить характеристики, свойственные однородным и неоднородным определениям.
1 группа – неоднородные определения;
группа – однородные определения.
в/. проверка работы в группах
НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ – 1 группа
1. Характеризуют предмет с разных сторон.
2. К существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.
3. Между ними нет сочинительной связи. /Нельзя поставить союз И/.
4. Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов/качественными и относительными/.
5. Нет перечислительной интонации.
ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ – 2 группа
1. Характеризуют предмет с одной стороны /по цвету, форме, размеру/ или создают целостную картину о предмете.
2. Равно, одинаково относятся к определяемому существительному.
3. Соединены между собой сочинительной связью. /Можно поставить союз И/.
4. Произносятся с перечислительной интонацией.
5. Определения-эпитеты /художественные, эмоциональные определения/.
IV. Закрепление изученного.
Найти признаки однородных и неоднородных определений /работа по группам/:
Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин) /неоднород.определения, характеризуют предмет по размеру и форме/.
Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) /однородные определения, характеризуют предмет с одной стороны – по цвету/.
Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов) /неоднородн. определения, характеризуют предмет с разных сторон по размеру и цвету/
6.Заслушать выполненные задания.
VI. Итог урока.
Какими свойствами характеризуются однородные определения?
Какими свойствами характеризуются неоднородные определения?
Какие определения отделяются запятыми?
Для чего используют однородные и неоднородные определения?
Домашнее задание: параграф ,
«5»- эссе «Письмо другу», используя однородные и неоднородные определения;
«4»- выписать из текста 5 предложений с однородными и 5 с неоднородными определениями;
«3»- упр. 256 / по заданию/.
Выставление оценок:
Этимологическая справка
Толковый словарь Ожегова
Род
1. Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством. Старейшина рода.
2. Ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение. Старинный р. Вести свой р. отко-го-н. (происходить от кого-н.). Родам крестьянин. Из рода в р. (из поколения в поколение). Без роду без племени (о человеке неизвестного происхождения; устар. и разг.). Ни роду ни племени (о человеке одиноком, не имеющем родни; устар. и разг.). Это у нас в роду (передаётся наследственно).
3. (род. -а, предл. о роде, в роде, мн. -ы,-ов). В систематике: группа, объединяющая близкие виды. Роды и виды растений, животных. Роды литературы (эпос, лирика, драма).
* Род людской (устар. и ирон.)- люди, человечество. От роду (разг.) — о возрасте: считая с рождения. Мальчик семилет от роду. Не дурак, а родом так (прост. шутл.) — погов. о дураке.
На роду написано кому что или с неопр. (разг.) — такая судьба, так предопределено. II прил. родовой, -ая, -ое. Родовая община. Р. строй (первобытнообщинный). Р. быт. Родовые привилегии. Родовые и видовые понятия.
Категория рода имен существительных в русском языке – грамматический признак, указывающий на родовую (половую) принадлежность называемого существительным предмета (живого существа, явления) либо ее отсутствие. Род является постоянным грамматическим признаком существительных и изучается в 6 классе.
Особенности категории рода существительных
В русском языке выделяют три рода имен существительных:
Мужской (он). Существительные мужского рода в единственном числе И. п. имеют окончания -а, -я, и нулевое. Примеры существительных мужского рода: папа, дядя, нож, стол, ястреб.
Женский (она). Существительные женского рода в единственном числе И. п. имеют окончания -а, -я, и нулевое. Примеры существительных женского рода: жена, няня, ночь, слава, пустыня.
Средний (оно). Существительные среднего рода в единственном числе И. п. имеют окончания -о, -е. Примеры существительных среднего рода: болото, золото, солнце, озеро, варенье.
Также существует класс слов, так называемого, общего рода, которые, в зависимости от контекста, могут употребляться и в мужском, и в женском роде (зануда, неженка, плакса, умница, жадина).
Категория рода не определяется у слов, которые употребляются только во множественном числе (брюки, сани, сливки).
НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ | |
Характеризуют предмет | |
К существительному относится | |
Можно ли между ними поставить союз и | |
Часто неоднородные определения выражены | |
Есть ли интонация перечисления |
ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ | |
Характеризуют предмет | |
По отношению к определяемому существительному | |
Можно ли между ними поставить союз и | |
Есть ли интонация перечисления | |
Определения- это эпитеты |
НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ | |
Характеризуют предмет | |
К существительному относится | |
Можно ли между ними поставить союз и | |
Часто неоднородные определения выражены | |
Есть ли интонация перечисления |
ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ | |
Характеризуют предмет | |
По отношению к определяемому существительному | |
Можно ли между ними поставить союз и | |
Есть ли интонация перечисления | |
Определения- это эпитеты |
НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ | |
Характеризуют предмет | |
К существительному относится | |
Можно ли между ними поставить союз и | |
Часто неоднородные определения выражены | |
Есть ли интонация перечисления |
ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ | |
Характеризуют предмет | |
По отношению к определяемому существительному | |
Можно ли между ними поставить союз и | |
Есть ли интонация перечисления | |
Определения- это эпитеты |
Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)
Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)
Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)
Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)
Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)
Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)
Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)
-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)
Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)
Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)
Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)
Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------
Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)
Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)
-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------