12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Иванова Елена Юрьевна142
Россия, Тюменская обл., Ишимский район, с. Ершово

8 класс

18.01.2017

Тема: Однородные и неоднородные определения

Цель: углубить представление об однородных членах предложения;

дать понятие об однородных и неоднородных определениях; научить находить их в тексте, использовать в речи, изображать графически

Задачи урока:

    Раскрыть тесные связи русского языка и литературы, используя изучаемые художественные произведения для иллюстрации языковых фактов;

    Способствовать эстетическому воспитанию обучающихся, делая акцент на межпредметные связи;

    Обогащение словаря обучающихся, активизация их устной и письменной речи.

Межпредметные связи: литература.

Урок в системе уроков: второй урок в разделе «Предложения с однородными членами».

Тип урока: урок сообщения новых знаний.

Оборудование урока: раздаточный материал, «Словарь русского языка» С.И. Ожегова, стихотворение Ф. И. Тютчева.

Ход урока:

1.Организационный момент

II. Вступительное слово учителя.

    Повторение изученного материала на предыдущем уроке.

- Как называлась тема предыдущего урока?

- Какие ассоциации у вас возникают, когда вы слышите фразу: «Однородные члены предложения»?

- Сегодня мы закрепим знания, полученные по теме «Однородные члены, ряды однородных членов, пунктуация при сочинительных союзах» и углубим знания по теме «Однородные члены».

1/. Работа у доски /расставить знаки препинания в предложениях из 1 главы «Капитанской дочки» А.С. Пушкина/. – 1 ученик.

Я жил недорослем, гоняя и играя в чехарду с дворовыми мальчишками.

Нет, пускай послужит он в армии, да потянет лямку, да понюхает пороху.

2/. Из какого произведения взяты эти строки, кто их автор? / поэма «Мцыри». М.Ю. Лермонтов/. Списать, расставить знаки препинания, выделить графически однородные члены предложения:

    Удар мой верен был и скор;

    И помнил я кольчуги звон, и блеск ружья, и гордый непреклонный взор, и молодых моих сестёр;

    Узнать, для воли иль тюрьмы на этот свет родились мы;

    То вдруг стихал он, то сильней он раздавался в тишине;

    Как будто сам я был рождён в семействе барсов и волков.

3/. Индивидуальная работа по карточке. Выполнить синтаксический разбор предложения с однородными членами предложения:

Ещё до восхождения солнца Лиза встала, сошла на берег Москвы-реки, села на траве и смотрела на белые туманы. /Н. Карамзин/

4/. «Мозговой штурм»

    Какие члены предложения называются однородными?

    При помощи чего соединяются между собой однородные члены предложения?

    Как произносятся однородные члены предложения?

5/. Проверка выполненной работы у доски и с места. Выставление баллов за правильные ответы в Лист успеха.

III. Работа по теме урока «Однородные и неоднородные определения»

Запись отрывка из стихотворения «Русский язык» И.С. Тургенева:

Во дни сомнений, во дни тягостных раздумий о судьбах моей родины – ты один мне поддержка и опора, о великий, могучий, правдивый и свободный русский язык!

- Найдём однородные члены предложения, чем они выражены?

- Что вы заметили в этом предложении?

- В чём разница между этими прилагательными?

Учащиеся делают выводы.

Определение темы урока, запись в тетрадь. Осмысление названия темы.

- Почему одни слова одного рода, а другие – не одного рода?

1. Работа со словарём. Определение слова «род». Словарь С.И. Ожегова,стр.592.

2. Самостоятельная работа.

а/. Чтение теоретического материала п.28.

б/. Работа в группах. Составить характеристики, свойственные однородным и неоднородным определениям.

1 группа – неоднородные определения;

    группа – однородные определения.

в/. проверка работы в группах

НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ – 1 группа

1. Характеризуют предмет с разных сторон.

2. К существительному относится только ближайшее определение, а другое относится ко всему словосочетанию.

3. Между ними нет сочинительной связи. /Нельзя поставить союз И/.

4. Часто неоднородные определения выражены прилагательными разных разрядов/качественными и относительными/.

5. Нет перечислительной интонации.

ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ – 2 группа

1. Характеризуют предмет с одной стороны /по цвету, форме, размеру/ или создают целостную картину о предмете.

2. Равно, одинаково относятся к определяемому существительному.

3. Соединены между собой сочинительной связью. /Можно поставить союз И/.

4. Произносятся с перечислительной интонацией.

5. Определения-эпитеты /художественные, эмоциональные определения/.

IV. Закрепление изученного.

Найти признаки однородных и неоднородных определений /работа по группам/:

Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин) /неоднород.определения, характеризуют предмет по размеру и форме/.

Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) /однородные определения, характеризуют предмет с одной стороны – по цвету/.

Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов) /неоднородн. определения, характеризуют предмет с разных сторон по размеру и цвету/

6.Заслушать выполненные задания.

VI. Итог урока.

    Какими свойствами характеризуются однородные определения?

    Какими свойствами характеризуются неоднородные определения?

    Какие определения отделяются запятыми?

    Для чего используют однородные и неоднородные определения?

Домашнее задание: параграф ,

«5»- эссе «Письмо другу», используя однородные и неоднородные определения;

«4»- выписать из текста 5 предложений с однородными и 5 с неоднородными определениями;

«3»- упр. 256 / по заданию/.

Выставление оценок:

Этимологическая справка

Толковый словарь Ожегова

Род

1. Основная общественная организация первобытнообщинного строя, объединённая кровным родством. Старейшина рода.

2. Ряд поколений, происходящих от одного предка, а также вообще поколение. Старинный р. Вести свой р. отко-го-н. (происходить от кого-н.). Родам крестьянин. Из рода в р. (из поколения в поколение). Без роду без племени (о человеке неизвестного происхождения; устар. и разг.). Ни роду ни племени (о человеке одиноком, не имеющем родни; устар. и разг.). Это у нас в роду (передаётся наследственно).

3. (род. -а, предл. о роде, в роде, мн. -ы,-ов). В систематике: группа, объединяющая близкие виды. Роды и виды растений, животных. Роды литературы (эпос, лирика, драма).

Род людской (устар. и ирон.)- люди, человечество. От роду (разг.) — о возрасте: считая с рождения. Мальчик семилет от роду. Не дурак, а родом так (прост. шутл.) — погов. о дураке.

На роду написано кому что или с неопр. (разг.) — такая судьба, так предопределено. II прил. родовой, -ая, -ое. Родовая община. Р. строй (первобытнообщинный). Р. быт. Родовые привилегии. Родовые и видовые понятия.



Категория рода имен существительных в русском языке – грамматический признак, указывающий на родовую (половую) принадлежность называемого существительным предмета (живого существа, явления) либо ее отсутствие. Род является постоянным грамматическим признаком существительных и изучается в 6 классе.

Особенности категории рода существительных

В русском языке выделяют три рода имен существительных:

    Мужской (он). Существительные мужского рода в единственном числе И. п. имеют окончания -а, -я, и нулевое. Примеры существительных мужского рода: папа, дядя, нож, стол, ястреб.

    Женский (она). Существительные женского рода в единственном числе И. п. имеют окончания -а, -я, и нулевое. Примеры существительных женского рода: жена, няня, ночь, слава, пустыня.

    Средний (оно). Существительные среднего рода в единственном числе И. п. имеют окончания -о, -е. Примеры существительных среднего рода: болото, золото, солнце, озеро, варенье.

Также существует класс слов, так называемого, общего рода, которые, в зависимости от контекста, могут употребляться и в мужском, и в женском роде (зануда, неженка, плакса, умница, жадина).

Категория рода не определяется у слов, которые употребляются только во множественном числе (брюки, сани, сливки).









НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Характеризуют предмет

К существительному относится

Можно ли между ними поставить союз и

Часто неоднородные определения выражены

Есть ли интонация перечисления



ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Характеризуют предмет

По отношению к определяемому существительному

Можно ли между ними поставить союз и

Есть ли интонация перечисления

Определения- это эпитеты



НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Характеризуют предмет

К существительному относится

Можно ли между ними поставить союз и

Часто неоднородные определения выражены

Есть ли интонация перечисления



ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Характеризуют предмет

По отношению к определяемому существительному

Можно ли между ними поставить союз и

Есть ли интонация перечисления

Определения- это эпитеты



НЕОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Характеризуют предмет

К существительному относится

Можно ли между ними поставить союз и

Часто неоднородные определения выражены

Есть ли интонация перечисления



ОДНОРОДНЫЕ ОПРЕДЕЛЕНИЯ

Характеризуют предмет

По отношению к определяемому существительному

Можно ли между ними поставить союз и

Есть ли интонация перечисления

Определения- это эпитеты




Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)

Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)

Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)

Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)

Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)

Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)

Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)

-------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)

Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)

Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)

Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)

Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Оба семечка легли в одну ямку возле большого плоского камня.(М.М. Пришвин)

Вот зовёт она его, и такая сама светленькая, беленькая сидит на ветке, словно плотвичка…(И.С. Тургенев) Его маленькие чёрные глаза, всегда беспокойные, старались проникнуть в наши мысли. (М. Ю. Лермонтов)

-----------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.