Организационно-педагогические условия для реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста
Литературное образование - это процесс, непосредственного чтения художественного произведения, его восприятие, получение эмоциональной реакции, осознание нравственных переживаний, которые были заложены в книге.
В ФГОС ДО начало литературного образования заложено в большинстве образовательных областей: речевом, социально-коммуникативном, физическом и художественно-эстетическом развитии.
В процессе знакомства детей с книгой возможна интеграция следующих видов деятельности:речевой, познавательной, художественно-речевой, игровой, проектной, музыкальной, театрализованной, физической, досуговой и даже трудовой.
Процесс познания, творчества и исследования не обходится также без применения литературы. Произведения литературы богаты загадками, пословицами, народными приметами, которые развивают ребенка в области природных процессов, жизни людей, устройства мира растений и животных.
Например, в процессе литературного образования своих воспитанников, педагоги могут проводить различные литературные проекты. игры и викторины (КВН - "В гостях у сказки", "Литературное лото", отгадывание загадок) и т. д. Детям будут интересны сюжетно-ролевые игры и театрализация по прочитанным ими книгам ("Теремок", "Красная шапочка", Пых") . В процессе приобщения детей дошкольного возраста к книгам детям можно организовать экскурсию в библиотеку, провести беседу о происхождении книги или изготовить самим книжку - малышку. Совместно с родителями можно провести проект "Любимая книга", "Моя рукотворная книга", "Где живёт книга" или конкурс рекламы любимой книги.
Большое значение в реализации начального литературного образования детей дошкольного возраста имеет грамотно организованная развивающая предметно-пространственная среда. Например, книжный центр лучше расположить вдали от игровой зоны. В нем может находиться подбор художественной литературы, соответствующий возрастным особенностям детей. Здесь же могут находиться настольные и дидактические игры по знакомым произведениям, располагаться театральные атрибуты и атрибуты для сюжетно-ролевых игр соответствующей тематики: «Читальный зал», «Книжный магазин», «Мастерская для книг».В книжном центре дети должны иметь возможность не только познакомиться с книгами, но и пособирать пазлы, кубики по хорошо известным и знакомым им литературным произведениям.
Так же в группе можно оборудовать уголок уединения, где ребенок может в соответствии со своими интересами посмотреть любимые книги или полистать журналы.
Без активного участия семьи добиться успеха в литературном образовании практически невозможно. Задача воспитателей - убедить родителей в пользе чтения книг детям.
Для обеспечения эффективного сотрудничества с родителями можно использовать инновационные формы работы: литературные проекты, мастер - классы, семейные клубы, дни открытых дверей, встречи за круглым столом и другие. Тем самым педагоги могут повысить уровень педагогических знаний, практических умений родителей в связи с литературным образованием дошкольников и сформировать осознанное отношение к этому процессу.
Все вышеперечисленные основные организационно - педагогические условия, такие как, реализация принципа интеграции, создание развивающей предметно-пространственная среды, взаимодействие детского сада с семьей и библиотекой в комплексе способствуют повышению эффективности начального литературного образования.Источник публикации:
http://www.maam.ru/detskijsad/organizaciono-pedagogicheskie-uslovija-dlja-realizaci-nachalnogo-literaturnogo-obrazovanija-detei-doshkolnogo-vozrasta.html