Технология исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как условие повышения качества образования дошкольников в условиях реализации ГОС ДВО»
«Технология исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как условие повышения качества образования дошкольников в условиях реализации ГОС ДВО»
Режим поиска, размышления и инноваций –норма жизни современной дошкольной организации. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания формируется с дошкольного возраста. Детское экспериментирование – один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста. Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем более и полноценнее он развивается. Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК предусматривает овладение детьми дошкольного возраста элементарными навыками познавательной деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром. Обновление содержания системы дошкольного воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно -ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.
Наша задача, как педагогов, поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.
Из собственного опыта работы, хотим отметить, что в ходе исследовательской деятельности нужно создавать такие ситуации, которые ребенок может разрешить благодаря проведению опытов и экспериментов, анализировать, делать вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает знанием о том или ином физическом законе, явлении. Мы считаем, что основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В экспериментировании ребенка привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, что-то самому выбирать и менять.
Детское экспериментирование имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности и нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Нужно учитывать также индивидуальные возможности и различия, имеющиеся у детей, право ребенка на ошибку.
Воспитатель должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. А педагог обеспечивает безопасность и моральную поддержку, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения его деятельности интерес ребенка быстро затухает. В нашей группе мы применяем технологии развития критического мышления и сотрудничества с целью достижения ожидаемых результатов, обозначенных в Типовой программе. Обозначим несколько моментов, которые мы используем на практике при проведении опытов: Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу .
С целью большей наглядности обязательно надо брать два объекта: один —опытный, другой —контрольный. При руководстве опытом задаём детям вопросы, предполагающие формирование у них целостного представления об объекте или явлении, побуждающие к рассуждению, объяснению, сравнению. Рекомендуем проводить один и тот же опыт дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.При проведении опыта предусматриваю факт - не нанести вреда живым объектам.
Хотим отметить, что детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности. Задачи в ОО «Коммуникация» решаются в детском экспериментировании, в процессе которого обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами изготовленными из различных материалов дети называют их свойства, таким образом, идет накопление предметного словаря и словаря прилагательных (железо – железный,)
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с предметом «Основы математики». Во время проведения опыта в ГПП постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. В процессе измерения жидких и сыпучих тел, формирую знания о том, что от внешней формы сосудов не зависит равенство или неравенство их объемов. Или при изучении явлений живой и неживой природы обращаю внимание на пространственно-временные отношения.
Свои впечатления дети могут отразить в темах творческого конструирования объектов. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?». Хочу отметить, что очень важно, чтобы знания, полученные во время проведения опытов, запомнились надолго, ребенок должен делать все САМ, а не быть в роли наблюдателя. Главной задачей воспитателя является создание предметно-пространственной развивающей среды, которая является источником знаний и социального опыта для детей.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками. Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает познавательные, творческие и коммуникативные способности.
ГККП «Ясли-сад №8» г.Костанай
Ершова Елена Васильевна