Статья «Технология исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как условие повышения качества образования дошкольников в условиях реализации ГОС ДВО»
СЛАЙД 1 «Технология исследовательской деятельности детей дошкольного возраста как условие повышения качества образования дошкольников в условиях реализации ГОС ДВО»
Режим поиска, размышления и инноваций –норма жизни современной дошкольной организации. Бережное отношение к природе, осознание важности ее охраны, формирование экологической культуры и природоохранного сознания формируется с дошкольного возраста. Детское экспериментирование –один из методов познавательного развития детей дошкольного возраста.
СЛАЙД 2 Опытно-экспериментальная деятельность позволяет объединить все виды деятельности и все стороны воспитания, развивает наблюдательность, пытливость ума стремление к познанию мира, познавательные способности, умение изобретать, использовать нестандартные решения в трудных ситуациях, формировать творческую личность. Чем разнообразнее и интенсивнее поисковая деятельность, тем больше новой информации получает ребенок, тем более и полноценнее он развивается.
Экспериментирование является наиболее успешным путем ознакомления детей с миром окружающей их живой и неживой природы. В повседневной жизни ребенок неизбежно сталкивается с новыми, незнакомыми ему предметами и явлениями природы и у него возникает желание узнать это новое, понять непонятное.
Государственный общеобязательный стандарт дошкольного воспитания и обучения РК предусматривает овладение детьми дошкольного возраста элементарными навыками познавательной деятельности, необходимыми для взаимодействия с окружающим миром. Обновление содержания системы дошкольного воспитания и обучения предусматривает его вариативность, обеспечивающую переход на личностно -ориентированное взаимодействие педагога с детьми, индивидуализацию педагогического процесса.
Слайд 3 Моя задача, как педагога, поддерживать и развивать в ребенке интерес к исследованиям, открытиям, создавать необходимые для этого условия.
Из собственного опыта работы, хочу отметить, что в ходе исследовательской деятельности нужно создавать такие ситуации, которые ребенок может разрешить благодаря проведению опытов и экспериментов, анализировать, делать вывод, умозаключение, самостоятельно овладевает знанием о том или ином физическом законе, явлении.
Слайд 4 Я считаю, что основной формой детской экспериментальной деятельности являются опыты. Дети с огромным удовольствием выполняют опыты с объектами неживой природы: песком, глиной, снегом, воздухом, камнями, водой, магнитом и пр. В экспериментировании ребенка привлекает сам процесс, возможность проявления самостоятельности и свободы, реализации замыслов, что-то самому выбирать и менять.
Слайд 5 Детское экспериментирование имеет свои особенности. Оно свободно от обязательности и нельзя жестко регламентировать продолжительность опыта. Нужно учитывать также индивидуальные возможности и различия, имеющиеся у детей, право ребенка на ошибку.
Воспитатель должен вести себя так, чтобы детям казалось, что они работают самостоятельно. А педагог обеспечивает безопасность и моральную поддержку, так как без постоянного поощрения и выражения одобрения его деятельности интерес ребенка быстро затухает.
Слайд 6 -7 Я применяю технологии развития критического мышления и сотрудничества с целью достижения ожидаемых результатов, обозначенных в Типовой программе.
Обозначу несколько моментов, которые я использую на практике при проведении опытов:
1.Воспитатель должен просто и четко формулировать стоящую перед детьми задачу – Например - тепло ли травке под снегом или нет, есть ли у воды запах?
2.С целью большей наглядности обязательно надо брать два объекта: один —опытный, другой —контрольный
На ОУД тема «Откуда хлеб пришел» сравнили результат опыта: одни посевы пшеницы полили, а другие – нет, сделали вывод. А проводя опыт по выявлению необходимости света для роста растений, выбрали два одинаковых растения, организовали одинаковый уход за ними, но одно растение стояло в темном месте, а другое — осталось на свету.
3. При руководстве опытом задаю детям вопросы, предполагающие формирование у них целостного представления об объекте или явлении, побуждающие к рассуждению, объяснению, сравнению.
Например, предлагая прислушиваться к звукам в парке задаю вопрос, какие звуки слышим в парке зимой и какие слышим летом, а как выглядят деревья летом, а как зимой?
4. Рекомендую проводить один и тот же опыт дважды, чтобы дети убедились в правильности выводов, а также с целью привлечения детей, не проявивших интереса к нему в первый раз.
На ОУД «Что вокруг нас?» предмет «Естествознани» закрепили понятие «неживая природа» и провели опыт « Можно ли пить талую воду?». Дети узнали, что даже самый, казалось бы, чистый снег грязнее водопроводной воды. После того, как снег растаял, рассмотрели воду в тарелках, сравнили ее и выяснили, в которой из них был снег (определили по мусору на дне). Доказано, что снег – это грязная талая вода, и она не пригодная для питья людям. Но, талую воду можно использовать для поливки растений, а также ее можно давать животным.
5. При проведении опыта предусматриваю факт - не нанести вреда живым объектам.
Например: В процессе экспериментов не стоит пытаться заставить животное делать то, что для него не свойственно. В экспериментах с растениями необходимо избегать воздействий, наносящих вред растению, а именно: не поливать длительное время, выносить на мороз, вызывать солнечные ожоги. Воздействие данных экстремальных факторов лучше рассмотреть в процессе наблюдений в естественной среде, а не в специально организованном наблюдении.
Слайд 8 Хочу отметить, что детское экспериментирование тесно связано с другими видами деятельности.
Задачи в ОО «Коммуникация» решаются в детском экспериментировании, в процессе которого обогащается словарь детей. Знакомя дошкольников со свойствами снега, песка, воды, с предметами изготовленными из различных материалов дети называют их свойства, таким образом, идет накопление предметного словаря и словаря прилагательных (железо – железный,)
Не требует особого доказательства связь экспериментирования с предметом «Основы математики». Во время проведения опыта в ГПП постоянно возникает необходимость считать, измерять, сравнивать, определять форму и размеры. В процессе измерения жидких и сыпучих тел, формирую знания о том, что от внешней формы сосудов не зависит равенство или неравенство их объемов. Или при изучении явлений живой и неживой природы обращаю внимание на пространственно-временные отношения.
На ОУД предмет «Основы математики» тема «Вес» проводили сравнение одинаковых по форме и величине, но разных по тяжести предметов, например, кубиков, сделанных из дерева, металла, поролона, полной и пустой чашек. При объяснении уточнила, что для точного определения тяжести используются весы. Для закрепления исследуемого материала организуются дидактические игры. Например, предлагаю найти в групповой комнате и назвать предметы легче, чем кубик, а затем проверить правильность выполнения в дидактической игре.
Свои впечатления дети могут отразить в темах творческого конструирования объектов. Исследования предоставляют ребенку возможность самому найти ответы на вопросы «как?» и «почему?».
Слайд 9 Хочу отметить, что очень важно, чтобы знания, полученные во время проведения опытов, запомнились надолго, ребенок должен делать все САМ, а не быть в роли наблюдателя.
Главной задачей воспитателя является создание предметно-пространственной развивающей среды, которая является источником знаний и социального опыта для детей.
Экспериментальная деятельность дает детям возможность тесного общения, проявления самостоятельности, самоорганизации, свободу действий и ответственность, позволяет осуществлять сотрудничество как со взрослыми, так и со сверстниками.
Экспериментируя, ребенок ищет ответ на вопрос и тем самым, развивает познавательные, творческие и коммуникативные способности.
В завершении хотелось бы закончить китайской пословицей: «Расскажи — и я забуду, покажи — и я запомню, дай попробовать — и я пойму». Усваивается все прочно и надолго, когда ребенок слышит, видит и делает сам.