12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Спицына Любовь Ивановна45770
Инженер по образованию, учитель по призванию, романтик в душе, трудоголик по сути. Требовательна к себе и окружающим.
Россия, Краснодарский край, Краснодар
Материал размещён в группе «Учителя физики»
14

Организация деятельности учащихся на этапе актуализации знаний по теме "Электрические явления"

Пояснительная записка

Согласно требованиям ФГОС одним из ключевых этапов урока является этап актуализации знаний, во время которого учителем реализуется воспроизведение обучающимися, желательно, каждым, ранее освоеных навыков и знаний для подготовки к  освоению - открытию новых предметных познаний. Еще одной целью на данном этапе урока является оценка знаний учащихся.

В условиях переполненности классов, когда на уроке 30-35 учащихся, практикую проведение параллельных опросов, включающих в себя индивидуальную работу обучающихся (от 3 до 7 человек) с фронтальной работой классного коллектива над единым проверочным заданием.

Так, по теме "Электричесие явления" в формате параллельного опроса были выполнены проверочные задания:

Вставь слова в учебный текст по теме

«Электризация тел. Электрическое поле. Делимость электрического заряда»

                                         ИНДИВИДУАЛЬНОЕ задание учащимся:

Читая текст по теме «Электрические явления», вставь такие слова, чтобы содержание и смысл текста оставались научно грамотными.

ТЕКСТ

В двадцать первом веке для восьмиклассника не секрет, что некоторые тела могут проявлять особые свойства после взаимодействия с другими телами. Они становятся способными …(1)… или …(2)… другие тела. Такие вещества называют …(3)…, а процесс - …(4)…

Электрический …(5)… можно передавать от одного тела к другому. Для этого тела нужно …(6)… друг о друга, в результате …(7)… оба тела.

Результаты взаимодействия наэлектризованных тел подтверждают, что вокруг нас существует …(8)… вида …(9)… зарядов, обозначается который буквой …(10)…, измеряется в …(11)…

Определить, сообщен телу электрический заряд или нет, можно с помощью …(12)… Основные конструктивные элементы прибора - …(13)… (назвать все известные элементы). С помощью прибора можно не только обнаружить, наэлектризовано тело или нет, но и определить …(14)… заряда.

Взаимодействие заряженных тел возможно и в вакууме потому, что вокруг каждого …(15)… тела существует …(16)… …(17)… Это поле можно …(18)… по его действию на любой электрический заряд, помещенный в поле.

Зная строение атома любого химического элемента, называю основные составляющие его частицы: …(19)… (назвать все частицы)

Заряд …(20)… определяется числом, следовательно, общим зарядом …(21)… , однако при электризации от атома отрываются …(22)…, имеющие …(23)… заряд, поскольку они расположены на орбитах, отдаленных от ядра.

Если атом потерял один или несколько электронов, он превратится в …(24)… Эти частицы бывают как положительно, так и отрицательно заряжены.

Любое физическое тело электронейтрально, если …(25)… положительный заряд …(26)… численно равен …(записать всю часть фразы).

Если при электризации тела …(27)… переходят с поверхности стекла на поверхность …(28)…, стеклянная палочка становится заряженной …(29)…, и масса ее …(30)…

КЛЮЧ – слова для вставки

*сохранены падежи и окончания терминов, соответствующие содержанию в тексте.

Термин (слово)

Термин (слово)

Термин (слово)

1

притягивать

11

кулонах

21

протонов

2

отталкивать

12

электроскопа

22

электроны

3

заряженными

13

корпус, шар, стержень, стрелка

23

отрицательный

4

электризацией

14

знак

24

ион

5

заряд

15

наэлектризованного

25

суммарный

6

потереть

16

электрическое

26

протонов

7

электризуются

17

поле

27

электроны

8

два

18

обнаружить

28

шёлка

9

электрических

19

протон, нейтрон, электрон

29

положительно

10

q

20

ядра атома

30

уменьшается

В это же время для большей части учеников класса проведится: 

Блиц – диктант «ДА» - «НЕТ»

Задание учащимся: внимательно слушаем (читаем) каждый вопрос, в заготовленный бланк ответов вносим цифру - ответ: 

- если озвученная фраза не содержит смысловых ошибок, то есть утверждение верно - «1»

- если в озвученной фразе есть заведомо ложные утверждения - «0»

1. Земля не проводит электрические заряды, следовательно, она диэлектрик

2. Любое физическое тело состоит из элементарных, в том числе и заряженных, частиц

3. Наэлектризованное тело может иметь заряд любой величины

4. Электроскоп позволяет определить знак заряда наэлектризованного тела

5. Электрическое поле существует вокруг любых частиц

6. В металлах есть свободные электроны

7. По мере удаления от источника электрическое поле не ослабевает

8. Масса электрона приблизительно равна массе протона

9. Электризация – физическая основа действия электрического фильтра

10. Избыточный заряд, полученный эбонитовой палочкой после её электризации трением о кусочек меха, принято считать положительным

11. Электрическое поле способно совершать работу по перемещению заряда в нем

12. Чем меньше геометрические размеры тела, тем больший по величине заряд на него перейдет при взаимодействии

13. Объяснить деление веществ на проводники и диэлектрики позволяет знание строение атома

14. В результате электризации некоторые атомы вещества превращаются в ионы

15. Металлы можно наэлектризовать

КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

0

1

0

1

0

1

0

0

1

0

1

0

1

1

0

 Источник информации:

Учебник физики, по которому ведется обучение. 

Перышкин А.В. Физика, 8 класс, М., Дрофа, 2016, с. 238

Опубликовано в группе «Учителя физики»


Комментарии (9)

сменить сортировку
Елена Владимировна, 26.12.19 в 07:30 2Ответить Пожаловаться
Интересные задания и возможность получения оценки каждым учеником! Спасибо, Любовь Ивановна!
Спицына Любовь Ивановна, 26.12.19 в 08:09 2Ответить Пожаловаться
И Вас, Елена Владимировна, благодарю за внимание к публикациям.
Забелина Маргарита Владимировна, 26.12.19 в 15:33 2Ответить Пожаловаться
Отличные задания! Спасибо!
Спицына Любовь Ивановна, 26.12.19 в 16:30 1Ответить Пожаловаться
Маргарита Владимировна, рада Вашему комментарию. Благодарю. Редко общаемся, комментируя работы коллег, знаю, что все перегружены на работе.
Синяк Татьяна Ивановна, 27.12.19 в 16:28 2Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, спасибо за интересный ресурс! А Вы слова для вставки предлагаете или учащиеся сами должны догадаться?
Спицына Любовь Ивановна, 27.12.19 в 17:22 1Ответить Пожаловаться
Татьяна Ивановна, варианта может быть два: предлагаю перечень терминов для средних и слабых и пишут слова сами те, кто посильней.
Литвиненко Ирина Витальевна, 03.01.20 в 17:50 2Ответить Пожаловаться
Большое спасибо за интересный и полезный материал. У меня 10-11классы, но им тоже подойдет.СПАСИБО!!!
Старшов Михаил Александрович, 07.03.20 в 06:18 1Ответить Пожаловаться
Любовь Ивановна, всё нравится. Вопрос - применяете ли трафаретный метод проверки ответов? Кто-то давно придумал пластинку с окнами. ДЕТИ СТАВЯТ + И - НА ЛИСТОЧКЕ 3Х5 см, а учитель накладывает пластинку тоже 3х5 с окошечками для плюсов, сразу видно, сколько тех плюсов, и готова оценка.

















+
Спицына Любовь Ивановна, 07.03.20 в 06:57 0Ответить Пожаловаться
Михаил Александрович, проверяю без трафарета, на первом десятке работ уже автоматически. Хотя, благодарю за отличную идею использовать трафарет еще и для отработки требований ЕГЭ не выходить за границы окошка, будь то роспись или символ. У меня есть мальчик, которому всякий раз повторяю рекомендации по оформлению записи ответа. Не поверите, каждый раз раз пишет по-своему, будто вопреки.
А такая пластинка-трафарет была у меня и по теме ДВС, очень удобно для проверки.
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.