Этап актуализации знаний на уроке физики в 8–9 классе по теме «Электрические явления»
Пояснительная записка
Согласно требованиям ФГОС одним из ключевых этапов урока является этап актуализации знаний, во время которого учителем реализуется воспроизведение обучающимися, желательно, каждым, ранее освоеных навыков и знаний для подготовки к освоению - открытию новых предметных познаний. Еще одной целью на данном этапе урока является оценка знаний учащихся.
В условиях переполненности классов, когда на уроке 30-35 учащихся, практикую проведение параллельных опросов, включающих в себя индивидуальную работу обучающихся (от 3 до 7 человек) с фронтальной работой классного коллектива над единым проверочным заданием.
Так, по теме "Электричесие явления" в формате параллельного опроса были выполнены проверочные задания:
Вставь слова в учебный текст по теме
«Электризация тел. Электрическое поле. Делимость электрического заряда»
ИНДИВИДУАЛЬНОЕ задание учащимся:
Читая текст по теме «Электрические явления», вставь такие слова, чтобы содержание и смысл текста оставались научно грамотными.
В двадцать первом веке для восьмиклассника не секрет, что некоторые тела могут проявлять особые свойства после взаимодействия с другими телами. Они становятся способными …(1)… или …(2)… другие тела. Такие вещества называют …(3)…, а процесс - …(4)…
Электрический …(5)… можно передавать от одного тела к другому. Для этого тела нужно …(6)… друг о друга, в результате …(7)… оба тела.
Результаты взаимодействия наэлектризованных тел подтверждают, что вокруг нас существует …(8)… вида …(9)… зарядов, обозначается который буквой …(10)…, измеряется в …(11)…
Определить, сообщен телу электрический заряд или нет, можно с помощью …(12)… Основные конструктивные элементы прибора - …(13)… (назвать все известные элементы). С помощью прибора можно не только обнаружить, наэлектризовано тело или нет, но и определить …(14)… заряда.
Взаимодействие заряженных тел возможно и в вакууме потому, что вокруг каждого …(15)… тела существует …(16)… …(17)… Это поле можно …(18)… по его действию на любой электрический заряд, помещенный в поле.
Зная строение атома любого химического элемента, называю основные составляющие его частицы: …(19)… (назвать все частицы)
Заряд …(20)… определяется числом, следовательно, общим зарядом …(21)… , однако при электризации от атома отрываются …(22)…, имеющие …(23)… заряд, поскольку они расположены на орбитах, отдаленных от ядра.
Если атом потерял один или несколько электронов, он превратится в …(24)… Эти частицы бывают как положительно, так и отрицательно заряжены.
Любое физическое тело электронейтрально, если …(25)… положительный заряд …(26)… численно равен …(записать всю часть фразы).
Если при электризации тела …(27)… переходят с поверхности стекла на поверхность …(28)…, стеклянная палочка становится заряженной …(29)…, и масса ее …(30)…
КЛЮЧ – слова для вставки
*сохранены падежи и окончания терминов, соответствующие содержанию в тексте.
№ | Термин (слово) | № | Термин (слово) | № | Термин (слово) |
1 | притягивать | 11 | кулонах | 21 | протонов |
2 | отталкивать | 12 | электроскопа | 22 | электроны |
3 | заряженными | 13 | корпус, шар, стержень, стрелка | 23 | отрицательный |
4 | электризацией | 14 | знак | 24 | ион |
5 | заряд | 15 | наэлектризованного | 25 | суммарный |
6 | потереть | 16 | электрическое | 26 | протонов |
7 | электризуются | 17 | поле | 27 | электроны |
8 | два | 18 | обнаружить | 28 | шёлка |
9 | электрических | 19 | протон, нейтрон, электрон | 29 | положительно |
10 | q | 20 | ядра атома | 30 | уменьшается |
В это же время для большей части учеников класса проведится:
Блиц – диктант «ДА» - «НЕТ»
Задание учащимся: внимательно слушаем (читаем) каждый вопрос, в заготовленный бланк ответов вносим цифру - ответ:
- если озвученная фраза не содержит смысловых ошибок, то есть утверждение верно - «1»
- если в озвученной фразе есть заведомо ложные утверждения - «0»
1. Земля не проводит электрические заряды, следовательно, она диэлектрик
2. Любое физическое тело состоит из элементарных, в том числе и заряженных, частиц
3. Наэлектризованное тело может иметь заряд любой величины
4. Электроскоп позволяет определить знак заряда наэлектризованного тела
5. Электрическое поле существует вокруг любых частиц
6. В металлах есть свободные электроны
7. По мере удаления от источника электрическое поле не ослабевает
8. Масса электрона приблизительно равна массе протона
9. Электризация – физическая основа действия электрического фильтра
10. Избыточный заряд, полученный эбонитовой палочкой после её электризации трением о кусочек меха, принято считать положительным
11. Электрическое поле способно совершать работу по перемещению заряда в нем
12. Чем меньше геометрические размеры тела, тем больший по величине заряд на него перейдет при взаимодействии
13. Объяснить деление веществ на проводники и диэлектрики позволяет знание строение атома
14. В результате электризации некоторые атомы вещества превращаются в ионы
15. Металлы можно наэлектризовать
КЛЮЧ:
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 | 15 |
Ответ | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 0 | 1 | 0 | 1 | 0 | 1 | 1 | 0 |
Источник информации:
Учебник физики, по которому ведется обучение.
Перышкин А.В. Физика, 8 класс, М., Дрофа, 2016, с. 238
Елена Владимировна
Спицына Любовь Ивановна
Забелина Маргарита Владимировна
Спицына Любовь Ивановна
Синяк Татьяна Ивановна
Спицына Любовь Ивановна
Литвиненко Ирина Витальевна
Старшов Михаил Александрович
Спицына Любовь Ивановна