Этап актуализации знаний на уроке физики в 8–9 классе по теме «Электрические явления»

14
9
Материал опубликован 26 December 2019 в группе

Пояснительная записка

Согласно требованиям ФГОС одним из ключевых этапов урока является этап актуализации знаний, во время которого учителем реализуется воспроизведение обучающимися, желательно, каждым, ранее освоеных навыков и знаний для подготовки к  освоению - открытию новых предметных познаний. Еще одной целью на данном этапе урока является оценка знаний учащихся.

В условиях переполненности классов, когда на уроке 30-35 учащихся, практикую проведение параллельных опросов, включающих в себя индивидуальную работу обучающихся (от 3 до 7 человек) с фронтальной работой классного коллектива над единым проверочным заданием.

Так, по теме "Электричесие явления" в формате параллельного опроса были выполнены проверочные задания:

Вставь слова в учебный текст по теме

«Электризация тел. Электрическое поле. Делимость электрического заряда»

                                         ИНДИВИДУАЛЬНОЕ задание учащимся:

Читая текст по теме «Электрические явления», вставь такие слова, чтобы содержание и смысл текста оставались научно грамотными.

ТЕКСТ

В двадцать первом веке для восьмиклассника не секрет, что некоторые тела могут проявлять особые свойства после взаимодействия с другими телами. Они становятся способными …(1)… или …(2)… другие тела. Такие вещества называют …(3)…, а процесс - …(4)…

Электрический …(5)… можно передавать от одного тела к другому. Для этого тела нужно …(6)… друг о друга, в результате …(7)… оба тела.

Результаты взаимодействия наэлектризованных тел подтверждают, что вокруг нас существует …(8)… вида …(9)… зарядов, обозначается который буквой …(10)…, измеряется в …(11)…

Определить, сообщен телу электрический заряд или нет, можно с помощью …(12)… Основные конструктивные элементы прибора - …(13)… (назвать все известные элементы). С помощью прибора можно не только обнаружить, наэлектризовано тело или нет, но и определить …(14)… заряда.

Взаимодействие заряженных тел возможно и в вакууме потому, что вокруг каждого …(15)… тела существует …(16)… …(17)… Это поле можно …(18)… по его действию на любой электрический заряд, помещенный в поле.

Зная строение атома любого химического элемента, называю основные составляющие его частицы: …(19)… (назвать все частицы)

Заряд …(20)… определяется числом, следовательно, общим зарядом …(21)… , однако при электризации от атома отрываются …(22)…, имеющие …(23)… заряд, поскольку они расположены на орбитах, отдаленных от ядра.

Если атом потерял один или несколько электронов, он превратится в …(24)… Эти частицы бывают как положительно, так и отрицательно заряжены.

Любое физическое тело электронейтрально, если …(25)… положительный заряд …(26)… численно равен …(записать всю часть фразы).

Если при электризации тела …(27)… переходят с поверхности стекла на поверхность …(28)…, стеклянная палочка становится заряженной …(29)…, и масса ее …(30)…

КЛЮЧ – слова для вставки

*сохранены падежи и окончания терминов, соответствующие содержанию в тексте.

Термин (слово)

Термин (слово)

Термин (слово)

1

притягивать

11

кулонах

21

протонов

2

отталкивать

12

электроскопа

22

электроны

3

заряженными

13

корпус, шар, стержень, стрелка

23

отрицательный

4

электризацией

14

знак

24

ион

5

заряд

15

наэлектризованного

25

суммарный

6

потереть

16

электрическое

26

протонов

7

электризуются

17

поле

27

электроны

8

два

18

обнаружить

28

шёлка

9

электрических

19

протон, нейтрон, электрон

29

положительно

10

q

20

ядра атома

30

уменьшается

В это же время для большей части учеников класса проведится: 

Блиц – диктант «ДА» - «НЕТ»

Задание учащимся: внимательно слушаем (читаем) каждый вопрос, в заготовленный бланк ответов вносим цифру - ответ: 

- если озвученная фраза не содержит смысловых ошибок, то есть утверждение верно - «1»

- если в озвученной фразе есть заведомо ложные утверждения - «0»

1. Земля не проводит электрические заряды, следовательно, она диэлектрик

2. Любое физическое тело состоит из элементарных, в том числе и заряженных, частиц

3. Наэлектризованное тело может иметь заряд любой величины

4. Электроскоп позволяет определить знак заряда наэлектризованного тела

5. Электрическое поле существует вокруг любых частиц

6. В металлах есть свободные электроны

7. По мере удаления от источника электрическое поле не ослабевает

8. Масса электрона приблизительно равна массе протона

9. Электризация – физическая основа действия электрического фильтра

10. Избыточный заряд, полученный эбонитовой палочкой после её электризации трением о кусочек меха, принято считать положительным

11. Электрическое поле способно совершать работу по перемещению заряда в нем

12. Чем меньше геометрические размеры тела, тем больший по величине заряд на него перейдет при взаимодействии

13. Объяснить деление веществ на проводники и диэлектрики позволяет знание строение атома

14. В результате электризации некоторые атомы вещества превращаются в ионы

15. Металлы можно наэлектризовать

КЛЮЧ:

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

Ответ

0

1

0

1

0

1

0

0

1

0

1

0

1

1

0

 Источник информации:

Учебник физики, по которому ведется обучение. 

Перышкин А.В. Физика, 8 класс, М., Дрофа, 2016, с. 238

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Интересные задания и возможность получения оценки каждым учеником! Спасибо, Любовь Ивановна!

2
26 December 2019

И Вас, Елена Владимировна, благодарю за внимание к публикациям.

2
26 December 2019

Отличные задания! Спасибо!

2
26 December 2019

Маргарита Владимировна, рада Вашему комментарию. Благодарю. Редко общаемся, комментируя работы коллег, знаю, что все перегружены на работе.

1
26 December 2019

Любовь Ивановна, спасибо за интересный ресурс! А Вы слова для вставки предлагаете или учащиеся сами должны догадаться?

2
27 December 2019

Татьяна Ивановна, варианта может быть два: предлагаю перечень терминов для средних и слабых и пишут слова сами те, кто посильней.

1
27 December 2019

Большое спасибо за интересный и полезный материал. У меня 10-11классы, но им тоже подойдет.СПАСИБО!!!

2
3 January 2020

Любовь Ивановна, всё нравится. Вопрос - применяете ли трафаретный метод проверки ответов? Кто-то давно придумал пластинку с окнами. ДЕТИ СТАВЯТ + И - НА ЛИСТОЧКЕ 3Х5 см, а учитель накладывает пластинку тоже 3х5 с окошечками для плюсов, сразу видно, сколько тех плюсов, и готова оценка. +

1
7 March 2020

Михаил Александрович, проверяю без трафарета, на первом десятке работ уже автоматически. Хотя, благодарю за отличную идею использовать трафарет еще и для отработки требований ЕГЭ не выходить за границы окошка, будь то роспись или символ. У меня есть мальчик, которому всякий раз повторяю рекомендации по оформлению записи ответа. Не поверите, каждый раз раз пишет по-своему, будто вопреки. А такая пластинка-трафарет была у меня и по теме ДВС, очень удобно для проверки.

0
7 March 2020