Выступление «Организация дистанционного обучения с Google Classroom»
GOOGLE CLASSROOM КАК ПЛАТФОРМА ДЛЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБРАЗОВАНИЯ (ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ)
Новашева Елена Николаевна,
преподаватель информатики
ГБПОУ «Палласовский сельскохозяйственный техникум»,
г. Палласовка
Интернет-технологии, которые быстро осваиваются современными учащимися, дают им уверенность в себе, создают более комфортные условия для самореализации и творчества, повышают мотивацию обучения, увеличивают круг общения школьников, предоставляют большой объем разнообразных образовательных ресурсов. Но и для педагога они открывают множество возможностей: более глубоко осветить теоретический вопрос, что помогает учащимся вникнуть более детально в процессы и явления, которые не могли бы быть изучены без использования интерактивных моделей; это неограниченные возможности для реализации инклюзивного образования и т.д. «Сегодня и завтра» наших учеников - это информационное общество. Высказывание академика Андрея Петровича Семёнова «Научить человека жить в информационном мире - важнейшая задача современной школы» должна стать определяющим в работе каждого современного учителя.
И сейчас выходят на первое место системы дистанционного обучения. С помощью дистанционных образовательных технологий можно не только переложить на плечи компьютера ряд рутинных педагогических действий, но и организовать по-настоящему качественное, индивидуальное, дифференцированное обучение. Сегодня существует три наиболее известных бесплатных систем дистанционного обучения: Moodle, Edmodo, Google Classroom.
Из опыта организации дистанционного обучения с помощью Google classroom, которое было проведено в прошлом учебном году для студентов, обучающихся в ГБПОУ «Палласовский сельскохозяйственный техникум» в связи со сложившейся сложной эпидемиологической обстановкой, связанной с распространением Covid-19.
В своей повседневной работе активно используем сервисы google, где выполняем разработку заданий к учебным занятиям, тренировочные материалы, тестирования и тп. Когда нам всем пришлось уйти на самоизоляцию, встала задача организации дистанционного обучения, пришлось задуматься об интерактивной форме обучения. В поисках удобной платформы, мы познакомились с Google classroom и оценили достоинства:
1) во-первых, это удобная форма общения - оповещения. Стена - на которой можно разместить объявления, прикрепить документ, например, график изучения материала со сроками сдачи и видами проверок, где существуют обратная связь в случае возникновения вопросов по общей теме, где появляется информация о созданных учителем заданиях и сроках их выполнения. Оповещения о появлении новой информации приходят на почту учеников и учителя.
2) во-вторых, это удобная форма организации урока: к заданию можно прикрепить любой документ, в том числе аудио, видео, включая и собственные записи, например, образцы выполнения устных заданий, презентации, фото, текстовые документы. Отдельно хочется отметить тесты, которые можно создать и использовать как для самопроверки, так и для оценки учителем. Тесты могут быть как с выбором ответа, так и для самостоятельной формулировки ответа (предложением или целым текстом). Они могут проверяться автоматически (выбор ответа) или вручную. После отправки теста ученик может увидеть свою оценку, допущенные ошибки, а учитель помимо ответов каждого ученика может посмотреть общую картину выполнения теста и выполнения отдельных заданий, что очень полезно для анализа усвоения материала.
3) в-третьих, это удобная форма коммуникации через личные комментарии. Ученик может задать вопрос до того, как приступит к выполнению задания, прислать комментарии вместе с заданием, учитель не только может поставить отметку, но и прокомментировать ответ учащегося, отметив не только ошибки, но и сильные стороны. Многие ученики на этом не останавливались и что-то уточняли, просили более подробных разъяснений по поводу своих недочетов или ошибок. Таким образом, проявлялась их заинтересованность в учебном процессе, возникала деловая - партнерская коммуникация с учителем.
4) в-четвертых, очень удобная система накопления оценок и ее разные модификации: общий журнал, журнал отметок по заданиям, по ученикам, с указанием кто задолжал, кто сдал вовремя, а кто с опозданием.
Безусловно, организуя дистанционное обучение, мы прежде всего делаем ставку на достижение предметных результатов, но сама ситуация работает на формирование и достижение метапредметных результатов и, конечно же, компьютерной и информационной грамотности:
личностные: сформированность мотивации к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.
познавательные: извлечение информации из разных источников, ее переработка систематизация и оценивание, предъявление разными способами.
коммуникативные, хоть студенты и лишены возможности общаться друг с другом, но происходит общение студент - учитель, на более близком деловом уровне, обучающийся осваивает правила делового общения с соблюдением социокультурных норм при написании сообщения или электронного письма преподавателя, обращаясь в вопросом, просьбой, за разъяснением или помощью.
регулятивные: управление своей деятельность, контроль и оценивание, волевая саморегуляция - все это востребовано при организации дистанционного обучения.
При организации работы с google classroom выявились некоторые проблемы. Самая первая проблема – несерьезное отношение к дистанционному обучению многих, в том числе и родителей. Это проявилось при регистрации. Студенты много времени проводят в интернете за играми или социальных сетях, где они надевают на себя маску и придумывают себе образ. Отсюда у нас в классах появились непознаваемые личности с самыми невероятными аватарками и псевдонимами, отсюда и отношение к дистанционному обучению как к игре, чему-то необязательному. Поэтому пришлось приложить усилия классным руководителям, преподавателям, чтобы всех подключить к этому процессу.
Но, даже зарегистрировавшись в google classroom, не все подключились к процессу или не всегда регулярно выполняли задания. Называемы причины: отсутствие интернета или проблемы со связью, отсутствие компьютера (только смартфон, а это усеченная версия), иногда просто ученик не знал, как зайти на сайт или как оперировать на нем (в этом случае приходилось руководить их действиями по телефону).
Следующая проблема - это невнимательное прочтение инструкций. Проявлялось это в отправке потока заданий, которые полагалось проверить по ключам, или представление выполненных заданий не в том формате, например, фото написанного от руки в учебнике, или разными путями: через почту, what’s up, личные сообщения в социальной сети. Чтению и соблюдению инструкций надо учить, настойчиво и неутомимо. Поэтому, спокойно и настоятельно требовали, добивались выполнения предписаний, количество же путей контактов следует ограничить, например, личные комментарии и почта.
Еще одной проблемой дистанционного обучения является возможность несамостоятельного выполнения заданий или их частичное выполнение, например, игнорирование заданий. Такая вероятность существует, как и при выполнении домашнего задания при очном формате обучения. Нам следует полагаться на сознательность большинства студентов и их родителей, на их понимания ценности знаний, а не полученной отметки. Если подобные ситуации возникали, а они иногда прослеживаются, то писали замечания в комментариях. Перебороть ситуацию можно только убеждая студента, в том числе и в его собственных силах.
Думаю, у google classroom есть и перспектива дальнейшего использования и на очном обучении. Прежде всего, для тех, кто вынужденно выпадает из учебного процесса по причине болезни (особенно длительной) или другим уважительным причинам (спортивные сборы, например). А также это будет полезно для тех, кто не справился с усвоением материала на уроке или для выполнения домашнего задания. Конечно, это дополнительные временные затраты для преподавателя, но освоившись и выкладывая материалы уже подготовленные для занятия в классе, педагог не потратит много времени.
Безусловно, система дистанционного обучения работает наиболее эффективно на сознательных, мотивированных обучающихся, но то же самое мы можем сказать и про живое занятие в группе. Поэтому, важнейшая задача преподавателей – непрерывное повышение мотивации в обучении студентов без внешнего контроля и принуждения.
Библиографический список:
1. Три бесплатных системы дистанционного обучения: какую выбрать школе или репетитору? Сайт http://www.eduneo.ru
2. Электронные образовательные ресурсы: современные возможности М.А.Бовтенко. Информационные технологии в образовании http://bit.edu.nstu.ru/
3. Электронные образовательные ресурсы нового поколения в вопросах и ответах. Сайт «Информика» http://ed.gov.ru/
3