Выступление «Проектирование урока в условиях дистанционного обучения»
«Проектирование урока в условиях дистанционного обучения»
В условиях пандемии короновируса переход на дистанционное обучение стал внезапной необходимостью, заставившей педагогов уйти от привычной классно-урочной системы и начать осваивать дистанционные технологии, которые ранее были для них мало востребованы. Но самое главное – и учителям, и обучающимся, их родителям стало понятно, что качественное образование должно быть доступно не только в школе, но и на «дистанте». Поэтому в педагогической среде широко обсуждается вопрос: как эффективно организовать и провести дистанционный урок
Одно из условий эффективного дистанционного урока — это частая смена заданий и много практики. Ученикам сложно воспринимать и усваивать большой объём информации или длительное время выполнять одно задание, тем более в непривычном для них формате. Необходимо, чтобы урок состоял из нескольких видов заданий: просмотр короткого видеоролика, задания на рассуждение, работу с текстом, ответы на вопросы, письменное задание . Важно помнить и об экранном времени, поэтому необходимо чередовать работу учащихся с экраном и работу с учебником.
На этапе получения новых знаний для более качественного запоминания учебного материала использую в основном цифровые образовательные ресурсы: Videouroki.net. образовательные каналы Youtube.com, Яндекс.Уроки, которые предоставляют прекрасные видеолекции к урокам всех предметов школьного плана.
Но в основном я использую ресурсы портала «Российская электронная школа». Видеоуроки этого ресурса хороши тем, что они короткие, емкие, с опорой на наглядность.
На дистанционном уроке русского языка важным средством обучения является и презентация. Презентация позволяет сделать процесс обучения более наглядным, ярким, способствует систематизации знаний, более успешному их усвоению, а также позволяет эффективно использовать время на уроке. При изучении новой темы наглядность облегчает восприятие учащимися теоретического материала.
Тренировочные задания помогают учителю, с одной стороны, выявить степень осознанности восприятия учащимися материала видеоролика, с другой стороны, закрепить и систематизировать полученные знания на практике и быстро проверить правильность выполнения. На многих образовательных ресурсах сейчас есть возможность прохождения онлайн тестов, чтобы получить практически мгновенную обратную связь и понимание того, насколько хорошо разобрались в теме ученики. Старшеклассники особенно любят сайт «Решу ЕГЭ», «Незнайка», дети средних классов используют Учи.ру, Кид- мама, Решу ВПР.
Как и большинство учителей, основной площадкой для организации учебного процесса в среднем и старшем звене школы я выбрала социальную сеть Viber . Созданы группы-классы, детям отправлялись листы с расписанием уроков и заданиями, давались ссылки, публиковались текстовые материалы.
Важная составляющая дистанционного обучения - обратная связь учителя с учащимися. Учащиеся по видеосвязи в режиме Skype получают индивидуальные консультации после просмотра видеоуроков, выполнения заданий. Учащиеся с выученными уроками по литературе, например, пересказ и чтение стихотворения наизусть.
В этом году мы всей школой начали использовать ресурс, созданный специально для организации дистанционного образования, - это ЯКласс. Здесь есть и интерактивные карты, и схемы, масса учебных тренажёров по многим предметам, возможность составить домашнюю, контрольную работу (причём, решена проблема списывания, поскольку предусмотрено создание одновременно до 30 вариантов) . В Яклассе материал расположен в том же порядке, в котором мы изучаем их в школе. По каждой теме имеются задания для самостоятельной работы. Есть возможность подготовиться к ОГЭ или ЕГЭ, к ВПР. Ребята видят свой результат сразу и имеют возможность улучшить его. Причем узнать свой результат можно сразу после выполнения, а не ждать следующего урока, когда учитель проверит и объявит оценки. Я тоже вижу все нюансы их работы, вплоть до количества попыток и потраченного времени, вижу, какие задания вызывают затруднения. Имеется возможность распечатать результаты работы отдельного ученика, с тем, чтобы провести работу над ошибками, которые можно обсудить в личном общении с учащимся или же в общей группе, если ошибки типичны.
Учебная платформа ЯКласс дает хорошую возможность для быстрого оценивания и выявления уровня знаний учащихся по изученной теме. Здесь можно выполнять как тренировочные задания, так и проверочные. Тренируясь, ребенок может вернуться к заданию, если неправильно его выполнил, может прочитать объяснение, повторить теоретический материал и выполнить снова. Большой плюс в том, что ребятам предлагается алгоритм выполнения задания. Важным преимуществом ЯКласса является то, что у учителя есть возможность самому создать проверочную работу из заданий, предложенных на платформе, а также составить свои задания и разместить их в системе. На дистанционном уроке очень удобно работать на этой платформе. Учитель видит, в каком темпе работает каждый ученик, видит, какие задания выполняет правильно или неправильно, система сама проверяет правильность выполнения и оценивает. Тем самым еще и экономится время учителя на оценивание обучающихся.
На этой платформе для учащихся проводятся бесплатные олимпиады. Учитель имеет возможность провести подготовку к олимпиаде, может сам прорешать задания. Для учащихся в разделе «Переменка» предоставлены различные творческие задания. Также на этой платформе проводятся вебинары для учителей. По окончании предоставляются материалы вебинара и бесплатный сертификат.
Эта онлайн -площадка действительно отвечает многим требованиям организации дистанционного образования, привычна и удобна и для учёбы школьников, и для моей работы с ними. Поэтому буду продолжать работу на платформе ЯКласс и дальше на традиционных уроках.