Статья на тему «Организация дистанционного обучения в МАОУ Гимназия №56 г. Томска»
ОРГАНИЗАЦИЯ ДИСТАНЦИОННОГО ОБУЧЕНИЯ В МАОУ ГИМНАЗИЯ №56 Г. ТОМСКА В НЕПРОСТОЙ ПЕРИОД 2020 ГОДА
ORGANIZATION OF DISTANCE LEARNING IN MAOU GYMNASIUM 56 OF TOMSK IN THE DIFFICULT PERIOD 2020
А.В. Швенк, Н.К. Клесова, В.Г. Филатова, И.В. Гришина, Е.Е. Рубцова
МАОУ гимназии №56 г. Томска, Россия
A.V. Shvenk, N.K. Klesova, V.G. Filatova, I.V. Grishina, E.E. Rubtsova
MAOU Gymnasium 56, Tomsk, Russia
Аннотация: Сегодня, одной из актуальных тем, обсуждаемых в образовании, является использование современных цифровых технологий. В данной статье представлен опыт МАОУ гимназии №56 при организации дистанционного обучения школьников на всех уровнях образования в непростой эпидемиологической обстановке в мире.
Annotation: Today, one of the pressing topics discussed in education is the use of modern digital technologies. This article presents the experience of MAOU Gymnasium 56 in organizing distance learning for students at all levels of education in a difficult epidemiological situation in the world.
Ключевые слова: дистанционное обучение школьников, цифровые платформы, организация образовательного процесса
Key words: distance learning for schoolchildren, digital platforms, educational process organization
В современных условиях школы столкнулись с непростой задачей – организовать полноценное дистанционное обучение обучающихся. Самый первый вопрос, который возник у учителей «Каким образом и где мы будем осуществлять образовательный процесс?». Сегодня они вынуждены осваивать дистанционные технологии «на ходу». Надо спасать учебный процесс, завершать учебный год, проводить как-то промежуточную и итоговую аттестацию школьников. Учителю, в различного рода методических рекомендациях, предложена масса ресурсов, которые можно использовать в образовательном процессе. И появились эти ресурсы не сегодня, и даже не вчера, но система образования все равно оказалась не готова к дистанционной форме. Даже учителя, которые активно использовали электронные образовательные ресурсы и информационные технологии на своих уроках, делали это, в основном, в поддержку классно-урочной системы. Особой необходимости, и социального заказа как-то развивать дистанционные технологии в школьном образовании не было. И сегодняшнее понимание дистанционного обучения на всех уровнях сводится ко все той же классно-урочной системе, только через интернет посредством конференцсвязи.
Да, понятно, дети и родители тоже не готовы, даже морально, к такой форме обучения. Им тяжело перестроится, поэтому, на первых этапах, контакт «глаза в глаза», наверное, очень важен. Но мотивацию к самостоятельному добыванию знаний, а именно это ставится во главу угла новых образовательных стандартов, это никак не повысит. И, скорее всего, с окончанием пандемии, все вернется на круги своя: дистанционные технологии будут не более чем фишкой «продвинутого» учителя или изюминкой в представлении опыта на каком-нибудь конкурсе.
В первое время из-за разнообразия цифровых платформ для дистанционного обучения учителя самостоятельно выбирали платформу, при помощи которой они будут контактировать с детьми. Возникла не совсем приятная ситуация: учителя выбрали разные платформы. Поэтому детям пришлось регистрироваться на всех этих платформах. Это создало определенное неудобство, как для родителей, так и для самих детей. Поэтому, было принято решение на уровне администрации, об ограничении количества цифровых платформ на уровне обучения до двух на первом уровне обучения и до трех на втором и третьем уровнях обучения. Цифровые платформы позволяют осуществлять автоматизированный контроль работ обучающихся, имеют единые требования к критериям и оцениванию работ, позволяют формировать модули и задания по предметам из имеющегося банка, которые основаны на программном материале учебников, рекомендованных Министерством образования и науки РФ, позволяют проводить онлайн уроки и многое другое. Для администрации гимназии важным в период дистанционного обучения было эффективно организовать образовательный процесс, не упустить ни одного ученика. Не секрет, что не все семьи наших учеников и не все педагоги имеют дома достаточный уровень технического оборудования для организации дистанционного обучения. Для решения этой проблемы, в гимназии для педагогов было организовано несколько мастер-классов по освоению выбранных цифровых платформ, созданы условия для проведения онлайн уроков, привлечены специалисты для ежедневного консультирования педагогов. Обучающимся, не имеющих технических средств для дистанционного обучения, была организована работа с бумажными носителями.
Сложнее всего пришлось педагогам и обучающимся первого уровня обучения. Начальная школа и дистанционное обучение, еще месяц назад, казалось для любого учителя неприемлемым взаимодействием, в силу ряда причин. Казалось, невозможным не только научить на расстоянии, без ежеминутного контроля, но и во время помочь, направить в нужном направлении. Да и возраст ребят младших классов, не позволяет обойтись без помощи взрослых дома, так как не все технические моменты дистанционного обучения, реализуемые специфичными средствами Интернет-технологий или другими средствами им понятны. Трудности возникали на первоначальном этапе, первые 2-3 дня, большей частью это были организационные вопросы. Большая часть решалось моментально, при получении конкретной инструкции. Педагоги гимназии свой выбор остановили на Google класс - это бесплатный веб-сервис, разработанный компанией Google для общеобразовательных заведений, целью которого является создание, упрощение, распространение и оценка заданий безбумажным способом. Именно он показался самым доступным для ребят начальной школы.
Педагоги второго и третьего уровня обучения, свой выбор остановили на цифровой платформе ЯКласс. Несколько педагогов нашей гимназии уже апробировали данную платформу, и она была им хорошо знакома. Более 43 педагогов используют платформу для организации дистанционного обучения. Ученикам нравится раздел «Топы». Здесь можно увидеть, какой класс по школе находится на первом месте, а также топ одноклассников. Рейтинг проводится в масштабе региона и по России. Соревновательный момент положительно сказывается на успеваемости. Ученики просят сами дать им дополнительные задания, чтобы получить дополнительные баллы. Наша гимназия находится в топе региона на 21 место, что для начала очень хорошо.
«Цифровая платформа персонализированного образования для школы» для дистанционного обучения запущена в 7 субъектах Российской Федерации. Обучающиеся 5-8 классов гимназии перешли на модульный режим дистанционного обучения на базе платформы. Одним из достоинств платформы – наличие готовых модулей и заданий по предметам, т.е. учителю не надо придумывать задания. Далее ученик может выполнять модуль в своем темпе: ему задается только дедлайн по сдаче модуля. Платформа позволяет персонализировать обучение. Учитель может предоставить быструю обратную связь ученику. Для более слабых учеников можно снизить целевой уровень прохождения модуля, скорректировать его персональный учебный план.
Если говорить о минусах, то они будут касаться большинства платформ, да и всего дистанционного обучения - это отсутствие живого общения с ребенком, невозможность наблюдения его эмоций, когда он познает что-то новое, неизведанное.
В сравнении с предлагаемыми платформами с уже готовым контентом, система ДО Moodle, возможно, выглядит не так выигрышно, наполнять учебным материалом приходится самому, это не так просто. В гимназии система дистанционного обучения Moodle установлена достаточно давно, более 5 лет. Система достаточно мощная и гибкая, позволяющая не только выставить материал в удаленный доступ, но и действительно организовать процесс eLearning. В реалиях сегодняшнего дня это, конечно, всего лишь палочка-выручалочка. Учителя имеют возможность выложить материалы к уроку, а сегодня практически на каждом уроке учитель использует мультимедийный контент, обращается к интернет-ресурсам, использует систему тестовой проверки знаний. Самое важное, может получить обратную связь в виде выполненного задания, оставить комментарий, оценить работу.
Система позволяет достаточно быстро наполнить содержание урока, так как поддерживает различные форматы файлов, позволяет встраивать видео, проводить обсуждение на форумах и в чатах. Это уже не просто документ, набранный на компьютере и прикрепленный в электронном журнале. Основная трудность, с которой сталкиваешься при создании курса – это неумение структурировать информацию. Многие привыкли излагать материал линейно, и разбить его на блоки, обработать материал, возможно, предложить другую форму подачи становится невероятно трудной задачей.
И здесь уже требуется совместная работа с администрацией, чтобы организовать новую модель учебного процесса под названием eLearning. Это, прежде всего, обучение педагогов. Обучение не по принципу, кому подошел срок прохождения курсов, а целенаправленная работа по освоению дистанционных технологий всеми учителями. И здесь, конечно, неоценимую помощь могут оказать ВУЗы. Это методическая работа по формированию общей структуры курсов, чтобы не получить «зверинец» в системе. Это моральная и материальная поддержка, стимулирующая к постоянному наполнению контента. Это перевод части образовательного процесса в дистанционную форму. Например, подготовка и проведение промежуточной аттестации. Возможно, части ее. Это проведение сетевых проектов, которые сначала получили широкое распространение, но как-то постепенно сошли на нет. Возможно, организация обсуждения методических вопросов на внутришкольном уровне в формате форума. Ведь не секрет, что педагогический совет, заседание кафедр и методических объединений не всегда располагают к высказыванию собственного мнения в силу разных причин. При таком подходе в сравнительно короткие сроки можно получить вполне работоспособную систему если не дистанционного обучения, то дистанционной поддержки обучения.
Зачем нам это нужно? Пандемия бывает раз может в сто лет, морозы не всегда, заболевшим и отсутствующим можно дать задание в учебнике. Но, как это ни парадоксально звучит, - чтобы снять нагрузку с учителя, администратора. Ведь один раз, хорошо поработав над структурой и наполнением, мы получим такую дистанционную поддержку на долгое время. Дальнейшее наполнение контента уже не так трудоемко, учителя одной предметной области могут разрабатывать и использовать в дальнейшей работе общий банк вопросов, общие модули, подключать своих учеников, формировать свои группы, а этому, как выяснилось, тоже надо учить. Такая электронная поддержка, в какой-то мере, может решить проблему замещения учителя. Ну и, наконец, такие «экзотические» пока еще составляющие образовательного процесса, как экстернат, индивидуальная образовательная траектория, обучение детей с ограниченными возможностями, возможно, станут не просто словами.
Литература.
Захарова И. Г. Информационные технологии в образовании: [учебное пособие для высших педагогических учебных заведений] / И. Г. Захарова. - М.: Академия, 2010. – 375c.
Ивановская Е.О., Осмоловская И.М. Теория обучения в информационном обществе. Москва, Просвещение ,2011.-190с.
Симонова А.А. Электронные образовательные ресурсы нового поколения (ЭОР НП): Методические возможности // Актуальные вопросы гуманитарных наук: теория, методика, практика. Научный редактор А.А. Сорокин. Материалы I Всероссийской научно-практической конференции МГПУ. Оренбург, 2014. С. 144-151.
Ярмахов Б.Б. «1 ученик: 1 компьютер» — образовательная модель мобильного обучения в школе - Москва, 2012год,236 с.
.
5