12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Бортнийчук Олеся Вячеславовна62
Россия, Иркутская обл., Усть-Илимск
1

Статья на тему «Организация и реализация проектной деятельности на учебных занятиях по географии»

О.В. Бортнийчук

ГБПОУ ИО «Усть - Илимский техникум лесопромышленных

технологий и сферы услуг»

Организация и реализация проектной деятельности на учебных занятиях по географии.

В современном российском образовании проектная система обучения начала возрождаться лишь в 1980-1990-х гг. в связи с реформированием образования, демократизацией отношений между учителем и обучающимися, поиском активных форм познавательной деятельности обучающихся.

Исходя из опыта своей работы, считаю, что в реализации перспективных педагогических технологий особое место занимает проектная деятельность. Такой подход позволяет перевести обучающихся из слушателей в активных участников процесса обучения. Исследовательское поведение – один из важнейших источников получения ребёнком представлений о мире. Исследовать, открыть, изучить – значит сделать шаг в неизведанное и непознанное.

В течение двух лет я использую метод проектов, я не случайно взяла на адаптацию и внедрение именно эту методику. Сейчас стремительно развиваются информационные технологии, усовершенствуются способы добычи знаний. На своих занятиях я специально формулирую вопросы так, чтобы обучающиеся вынуждены были выдвигать гипотезы, а только потом их перепроверять с помощью различных источников информации.

Я даю обучающимся возможность выбора, принятие правильного решения, возможно не единственно правильного.

Проекты по всем направлениям защищаются на уроках или во внеурочное время, оцениваются. Создаются банки проектов, идей, используемой (рекомендуемой) литературы.

Внешний результат можно увидеть, осмыслить, применить в реальной практической деятельности.
Внутренний результат - опыт деятельности - становится бесценным достоянием обучающегося, соединяя в себе знания и умения, компетентности и ценности.          

Разработаны и проведены уроки с элементами метода проектов по географии: «Антропогенные катастрофы в природе», «Внутренние воды нашей области», «Охрана природы России», в результате у студентов повысился интерес к предмету и качество знаний увеличивается.

Как я организую урок с использованием данного метода:

Группа студентов делится на группы (3-4) по 4-5 человек. Работу над проектом необходимо организовать как минимум за неделю до предполагаемого урока, лучше за две. Подбираю литературу по теме или сайты интернета, разрабатываю план. Студенты полностью самостоятельно разрабатывают план и готовят проект.

- Обучающиеся получают задания.

- Обучающиеся объединяются в группы по 4 - 5 человек.

- Изучают методы, которые используются в определенной области. Свой проект группа должна обосновать с научной точки зрения, даже если он фантастический.

- Группа придумывает себе название.

- Определяют круг вопросов (проблем), которые будем изучать.

- Распределяют роли в группе, выбирают форму выполнения работы (реферат, доклад, проект, презентация, публикация и т.д.).

- Планируют деятельность (определяют цели, актуальность выбранной проблемы, определяют последовательность действий, подготавливают условия, проектируют свою деятельность).

- Осуществляют свою деятельность.

- Свои проекты каждая группа представляет на бумажных носителях и в электронном виде.

- Представляют результаты своей работы (защита реферата, представление доклада, презентация проекта или публикации и т.д.).

Следующим этапом этой методики является внеурочная работа над исследовательским проектом. В ходе работы возможно и целесообразно развитие следующих исследовательских умений: понимание сущности проблемы и формулирование проблемного вопроса, формулирование и обоснование гипотезы, определение задач исследования, отбор и анализ литературных данных, проведение эксперимента или наблюдения, фиксирование и обработка результатов, формулирование выводов, оформление отчета о выполнении исследования. А также развитие таких коммуникативных умений и навыков, как организация внутригруппового сотрудничества, совместная выработка способов действий, публичная презентация работы. Благодаря продуктивной работе с методом проектов в декабре 2017 года мои студенты стали победителями региональной конференции, заняли 1 место по теме «Экологические проблемы северных рек».

С 2017 года мы продолжаем принимать активное участие во многих конкурсах, олимпиадах и проектной деятельности.

Мои ученики работали над  следующими проектами:

- Влияние Богучанского водохранилища на речку Невонку

- Охрана лесных ресурсов

-Таксидермия прошлое и настоящее

Результаты работ над проектами таковы:

сформировано осознанно-правильное отношение к объектам и явлениям природы;

появилось желание общаться с природой и отражать свои впечатления через различные виды деятельности;

получены практические знания по охране природы;

обучающиеся научились экспериментировать, анализировать, делать выводы.

Использование проектной деятельности в образовании и воспитании даёт важное преимущество. Метод проектов – это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы, которая должна завершиться реальным практическим результатом, оформленным нужным образом.

Таким образом, организация проектной деятельности становится одним из определяющих факторов развития склонностей обучающихся, способностей и интересов, делает современное обучение личностно-ориентированным.

Литература:

1. Интернет-ресурсы.
2. Павлова И. М. Применение компьютерных технологий в проектной деятельности школьников.//Информатика и образование. - 2010 г.
3. Селевко Г. К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2 т. Т.1. М.; НИИ школьных технологий, 2006.

 


 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.