Статья на тему «Организация внеурочной деятельности»

4
3
Материал опубликован 13 January 2021

Организация внеурочной деятельности

(из опыта работы в сельской школе).

На сегодняшний день мы переживаем процесс модернизации системы образования в Российской Федерации, и необходимо осознать, что результативность этого процесса зависима от соответствия культурно-образовательным традициям отечественной педагогической мысли.

И государство, и общественность все больше сходятся во мнении, что преобладание материальных ценностей над всеми остальными очень пагубно своими последствиями. Поэтому перед Образованием ставится задача обеспечения социального заказа российского общества двадцать первого века. Это духовно богатая личность с высокоразвитым чувством патриотизма, гражданственности, пониманием собственной ответственности перед семьей, обществом, государством.

Время показало, что сформировавшаяся ранее система воспитания обеспечивала усвоение обучающимися некоторых способностей, норм морали и нравственности и духовных ориентиров и была результативна только для существования в определенном обществе. Теперь же, когда изменился общественно-политический строй в стране, те приемы и методы организации воспитательной работы перестают быть эффективными и необходимо преобразование воспитательного процесса. Поэтому организация внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях выходит на первый план.

Сегодня обучающиеся должны создавать исследовательские проекты, принимать участие в творческих конкурсах, спортивных мероприятиях, в ходе которых они учатся изобретать, понимать и осваивать новые знания, быть открытыми и умеющими выражать собственное мнение, уметь принимать решения и оказывать помощь другим, определять интересы и оценивать свои возможности. Эти требования формируются Федеральным государственным образовательным стандартом (ФГОС).

В Покрово-Марфинском филиале МБОУ «Знаменская средняя общеобразовательная школа» ФГОС был введен в процесс обучения и воспитания с первого класса в 2011году. Я работаю в среднем и старшем звене, поэтому ко мне пришли пятиклассники - «первопроходцы» в 2015-2016 учебном году. За годы работы по введению ФГОС накопился определенный опыт.

При выборе направлений внеурочной деятельности изначально я предпочла следующие: учебно-познавательная деятельность, духовно-нравственное воспитание, спортивно-оздоровительная деятельность и формирование здорового образа жизни. В дальнейшем были включены гражданско-патриотическое и формирование межличностных отношений и толерантности.

Разработанные мною рабочие программы: «Хочу все знать», «Азбука доброты», «В здоровом теле - здоровый дух», «Общение без конфликтов – путь к успеху», «Я – частичка мира» - обеспечили реализацию данных направлений.

Содержание деятельности по учебно- познавательной программе «Хочу всё знать» дает возможность каждому обучающемуся совершенствовать орфографическую и пунктуационную грамотность, развивать лингвистические способности, повышать уровень культуры речи. Практикумы, работа со словарями, занятия с использованием обучающихся компьютерных программ (презентации, проекты) – предпочтительные формы работы по программе. Учащиеся с удовольствием составляли словарные статьи, «играли» со словами, раскрывали «тайны» русского языка и своего имени; «путешествуя по России», анализировали литературные произведения с поставленной целью и т.д.

Безусловно, данная программа является не только закономерным продолжением и дополнением урока, но в большей степени увлекательным путешествием по русскому языку на разных ступенях обучения. Более того, воспитанники развивают не только познавательные способности, но и формируют и совершенствуют такие ценные личностные качества, как трудолюбие, самообладание, упорство, воля, самокритичность, умение работать в группе.

Работая по программе «Хочу всё знать», мне удалось вызвать у детей живой интерес к изучению русского языка. Ученики (в классе их всего 13 человек) принимают активное участие во всероссийских, региональных, муниципальных конкурсах, олимпиадах и добиваются определенных успехов. Результаты таковы: «Русский медвежонок – языкознание для всех» (Бикташева Е., 98 баллов); «Мультитест» (Афонина А.,(диплом 2 степени); «Письмо губернатору» (участие), «Олимпис» (Дмитриева Д., диплом 3степени), «Олимпис» (Игнатьева М., диплом 1 степени); «Школьные дни» (участие), «Наш родной язык – русский» (Бикташева Е., 1 место).

Программа «В здоровом теле – здоровый дух» воспитывает внутреннюю потребность обучающихся в здоровом образе жизни. Участие в Днях здоровья, победы в районных спортивных соревнования: «Бег на 100 метров», (Волков К, 2 место), «Футбол», (в составе команды Волков К. и Сарычев К., 3 место); бронзовый значок ГТО (Чепурнова Д), серебряный значок ГТО (Волков К.) – подтверждение эффективности воспитательной работы.

На данный момент считаю необходимой и важной работу над программой «Общение без конфликтов – путь к успеху».

Трудно переоценить важность правильного поведения человека в конфликте, успешное разрешение конфликтных ситуаций. Содержание программы дает представление детям о понятии конфликта, о его причинах, особенностях; разыгрывая конфликтные ситуации, они находят пути разрешения конфликта. В ходе групповых интервью и дискуссий, в искусственно созданных учителем конфликтах, ребята на практике отрабатывают умение управлять своим поведением и поведением окружающих для разрешения конфликта. Полученные наблюдения и итоги анкетирования о психологии конфликта дают мне полное право утверждать, что из 13 учеников класса 11 человек научились управлять своим поведением, а 10 – поведением окружающих для разрешения конфликта.

Духовно – нравственное воспитание детей является одной из ключевых проблем, стоящих перед родителями, обществом и государством в целом. Программа «Я – частичка мира» обеспечивает формирование основ гражданской идентичности: чувства сопричастности и гордости за свою Родину, воспитание нравственных качеств, уважение к историческому и культурному наследию народа, освоение основных социальных норм и правил. Форма организации занятий была разнообразной. Это лекции, беседы, диспуты, встречи с интересными людьми, викторины, интеллектуально-познавательные игры, тренинги, акции, проекты, презентации, исследования, выставки семейного творчества.

Реализуемая программа «Азбука доброты» направлена на воспитание нравственных чувств и этического сознания детей. Занятия проходят эмоционально, строятся на непроизвольном внимании и памяти, включают игровые элементы. Дети, активно обсуждая жизненные ситуации, неподдельно проявляют интерес к внутреннему миру человека, задумываются о себе и своих поступках, их нравственной сущности. В ходе бесед, экскурсий, заочных путешествий, театральных постановок, литературно – музыкальных композиций у обучающихся формируется представление о базовых ценностях отечественной культуры.

Для меня успехи и победы детей, посещающих мои занятия во внеурочное время, очень значимы. Так, ученица Корниенко Диана под моим руководством приняла участие в региональной научно-практической конференции «Праздники, пришедшие с небес» и была награждена Дипломом 1 степени. Кроме этого, Диана одержала победу во Всероссийском с международным участием интернет-конкурсе исследовательских работ на тему «Краеведение». Бирюков Артем победил в интернет-конкурсе «Радуга талантов». А Игнатьева Мария и Корниенко Диана вышли в финал Всероссийского конкурса молодёжных проектов “Если бы я был Президентом” и защищали свои работы в Санкт-Петербурге. Ученица Анурьева Дарья участвовала во Всероссийском конкурсе молодёжных работ “Наша история” и в финале защищала свою работу в Москве. Во Всероссийской научно-практической конференции учащихся 7-11 классов “Учёные будущего” Корниенко Диана одержала победу (Диплом 1 степени), в Межрегиональном конкурсе проектов учащихся 8-9 классов “Старт в науку” Корниенко Диана - 1 место, Игнатьева Мария - 2 место, Анурьева Дарья - участие.

В заключение хочу сказать, что очень важно заинтересовать ребенка после уроков, помочь ему раскрыть свою личность и внеурочную деятельность превратить в полноценное пространство воспитания и образования.



Учитель русского языка и литературы, первая категория

Буерашина Людмила Сергеевна

Покрово-Марфинский филиал МБОУ “Знаменская СОШ”





в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Фотографии в качестве приложения очень украсили бы публикацию. Людмила Сергеевна, сколько учеников обучается в школе?

14 January 2021

Доброе утро! В школе обучается 65 человек.

15 January 2021

К сожалению, немного сохранилось фотографий: подвела компьютерная техника.

15 January 2021

Ответ #343736 был удален 15 January 2021


Похожие публикации