12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гурьева Татьяна Викторовна16
Россия, Новосибирская обл., Каргатский район
0

Статья «Организация исследовательской деятельности на уроках географии»

Организация исследовательской деятельности на уроках географии

Т.В. Гурьева, учитель географии МКОУ Набережная средняя школа

Аннотация. Особенностью обучения географии является комплексное взаимодействие множества факторов, относящихся к различным областям науки, что придает предмету особую привлекательность и делает организацию учебного процесса очень сложной и многообразной. Исследовательская деятельность позволяет более глубоко учитывать и использовать личные особенности обучаемых, заменить непродуктивные способы передачи знаний, дает возможность планировать учебный процесс и обеспечить гарантированные результаты обучения.

В основу современной школы закладывается деятельностно-компетентностный подход. При этом основным критерием качественного образования становятся его социальные результаты: готовность и способность выпускника творчески мыслить, находить нестандартные решения, умения проявлять инициативу. Решать эти проблемы, наряду с учебной, должна и исследовательская деятельность. Задача учителя – создать в своей работе систему по формированию у обучаемых опыта творческой деятельности. В связи с этим особую актуальность приобретает организация исследовательской работы обучающихся, как на уроке, так и во внеурочной деятельности.

 Модернизация содержания образования предполагает усиление практической ориентации и направленности образовательного процесса не только на усвоение знаний, но и на выработку практических навыков через расширение различного рода практикумов.

Решение задачи усиления практической направленности географического образования может осуществляться за счет целенаправленной, системной организации учебно-исследовательской работы обучающихся, обеспечивающей единство теории и практики в обучении, формирование и развитие общеучебных и исследовательских умений и способностей обучающихся. Учебно-исследовательская работа концентрирует в себе активную познавательную и профессиональную компоненту, моделирует социальные взаимодействия и иерархии, поведенческие ситуации, что обеспечивает социальные функции современного школьного образования.

Сельская образовательная среда, в отличие от городской, имеет свои особые признаки. Главными причинами, действующими на личность ребенка, здесь являются: специфика социально-экономических и культурно-бытовых условий семьи и населения, а также близость природы.

Исходя из этих особенностей, были разработаны элементы теоретической модели организации исследовательской деятельности школьников при обучении географии в МКОУ Набережная средняя школа.

Не смотря на то, что населённый пункт Набережное относится к поселку городского типа, фактически подавляющее большинство населения ведет сельский образ жизни: проживает в индивидуальных малоэтажных домовладениях с приусадебным участком и надворными постройками, позволяющими содержать домашний скот. Уровень благоустройства и бытовых условий не отличается от городского (газификация, канализации, центральное отопление и водоснабжения в домах). В тоже время это позволяет собственникам жилья реализовать индивидуальность в застройке своего жилища, оформлении приусадебной территории. Дети могут постоянно контактировать с объектами природы находящимися в непосредственной близости от их дома (река, лес, лесопосадки). Важно привлечь сельских детей к исследованию современных проблем села. Для этого могут быть проведены исследования в рамках учебных занятий: изучить состав воды в водоёме, состав почвы на разных участках, скорость прорастания семян в зависимости от состава почвы и т.п. Работа с архивными материалами, первоисточниками, документами, общение с земляками, людьми разных поколений в процессе исследовательской деятельности существенно обогащают опыт школьников, развивают многие важные качества.

Опыт исследовательской деятельности может быть сведен к следующему: видение проблемы в знакомой ситуации, рассматривание новой цели знакомого объекта, перенос ранее усвоенных знаний и умений в новые ситуации, нахождение и решения проблемы, комбинирование ранее усвоенных способов деятельности в новый способ, позволяющий решить проблему наиболее оптимальным методом.

В зависимости от глубины усвоения опыта исследовательской деятельности обеспечивается освоение учеником средствами преобразования окружающей среды на качественно новом уровне. Всё это можно считать важными составляющими адаптации личности в сельском социуме.

Отличительной особенностью сельской школы является её более тесная связь с ближайшим социумом (музей, библиотеки, сельские клубы), что создает ряд благоприятных социальных условий для организации исследовательской деятельности.

Данная модель организации исследовательской деятельности школьников при обучении географии в условиях сельской школы является целостным образованием, в основе которого лежит особый тип взаимодействия учителя и учеников друг с другом, в результате происходит изменение личностных качеств учащихся и их ценностных ориентации. Главной составляющей является учебная, ценностная, личностно-ориентированная ситуация. Помещая обучающихся в такую ситуацию, учитель моделирует их поведение. Построение учебного процесса кардинально меняет роли и характер современного взаимодействия его обучающихся. В целом реализация такого подхода приводит к появлению у школьников устойчивого интереса к учёбе и познавательных мотивов.

Применение на уроках географии (начиная с пятого класса) основ исследовательского обучения позволяет развивать у обучающихся следующие умения и навыки: наблюдать (измерять, фиксировать) знакомые и незнакомые явления природы, «считывать» географическую информацию, сравнивать собственные наблюдения с другими источниками информации, пользоваться измерительными приборами, находить необходимую информацию в различных источниках, описывать и составлять карты, объяснять, систематизировать, классифицировать, устанавливать связи между различными факторами и явлениями, формировать предложения к более эффективному решению задач, прогнозировать, уметь формулировать гипотезу и т.д. Развиваются коммуникативные навыки. Систематическая работа позволяет развивать в учениках такие приемы умственной деятельности как анализ и синтез, абстрагирование и конкретизацию, сравнение и обобщение, владение формами географического прогнозирования, моделирования, аргументации, доказательности.

Общепринятая последовательность выполнения исследовательской работы следующая:

Актуализирование проблемы, выбор темы исследования.

Определение сферы исследования (цель, задачи, предмет и объект исследования).

Выработка гипотезы.

Выявление и классификация подходов к решению (выбор методов исследования).

Определение последовательности проведения исследования.

Сбор и обработка информации.

Анализ и обобщение полученных материалов.

Подготовка и оформление работы.

Публичная защита работы.

Поиск темы исследовательской работы – очень сложный момент для учителя географии. Во-первых, необходимы наблюдения и эксперименты, непосредственно проведенные на территории объекта исследования. Подобный вид деятельности очень ценен для развития исследовательского поведения и в плане приобретения новых сведений о мире. Теоретические исследования, направленные на работу по изучению фактов, материалов, содержащихся в разных теоретических источниках мы относим к работам реферативного плана и часто не допускаем к конкурсу, так как почти всегда они не содержат новизны и самостоятельных выводов. Однако теоретические научные исследования в научном мире признаются самыми сложными и доступны высокоодаренным обучающимся.

При организации исследовательской работы предполагается систематическое руководство со стороны учителя и четкое планирование совместной деятельности с обучающимися в процессе уроков географии и внеклассных занятий. Подбор разноуровневых заданий должен способствовать обучению детей приемам исследовательской деятельности, оформлению и представлению результатов работы и развивать навыки самоконтроля и взаимоконтроля. Необходим постоянный мониторинг деятельности обучающихся, итоговая диагностика и самоанализ конечных результатов. И, конечно, освоение и использование современных информационных технологий.

Продукты исследовательской деятельности могут быть представлены в разных формах: доклады, рефераты, публикации, газета, спектакли, игры, сценарии праздников, макеты оформления школьного кабинета, компьютерные презентации, видеоклипы и др.

Главная особенность исследовательской модели обучения – сходство этапов и логики учебного и научного познания. Рефлексия исследовательской деятельности обучающихся осуществляется по трём направлениям: осмысливаются и анализируются процесс мышления, возникающие эмоции и влияние данной модели обучения на развитие личности. Особое внимание следует уделить формированию умения видеть проблемы, задавать вопросы, выдвигать гипотезы, давать определение понятиям, классифицировать, наблюдать, проводить эксперименты, структурировать полученный в ходе исследования материал, делать выводы и умозаключения, доказывать и защищать свои идеи. «Детство – каждодневное открытие мира. Нужно, чтобы это открытие стало, прежде всего, познанием человека и Отечества», - писал замечательный педагог В.А.Сухомлинский.

Именно в школе должны проявиться будущие ученые, именно учитель должен суметь их подготовить!

Чтобы запланировано развивать у школьников исследовательский потенциал, необходимо четко представлять результат подобной педагогической работы и уметь проектировать средства для достижения этого результата. Основной методический «инструмент» любого педагога, позволяющий решать подобные педагогические задачи, – это образовательная программа.

 

Библиография:

1.    Воровщиков, С. Г. Развитие учебно-познавательной компетентности старшеклассников: управленческий аспект. М.: АПК и ППРО, 2006.

2.    В.Н. Иванова, Е.Н. Антонова. Активизация познавательной деятельности учащихся: исследовательские работы, уроки, проекты. Волгоград, 2009.

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.