Организация исследовательской деятельности по музыке на уроках и во внеурочное время

1
0
Материал опубликован 10 February

Организация исследовательской деятельности на уроках музыки и во внеурочной деятельности


В настоящее время и теория, и педагогическая практика ориентируются на формирование качеств личности, готовой непрерывно развиваться, творчески подходить к решению задач в контексте изменяющегося мира, обновлять систему знаний и производить новое знание. Так, одна из ключевых идей Федерального государственного образовательного стандарта состоит в том, чтобы средствами нового школьного образования обеспечить развитие человеческого капитала, соответствующего задачам инновационной экономики как экономики, основанной не на добыче и продаже сырьевых ресурсов, а на производстве и применении новых знаний.

В ФГОС нового поколения особое значение уделяется вопросам формирования личностных универсальных учебных действий, основанных на системности и целостности, в том числе исследовательской деятельности, нацеленной на формирование целостной системы знаний.

Ученые и педагоги-практики отмечают, что научно-исследовательская деятельность является мощным средством, позволяющим увлечь новое поколение по самому продуктивному пути развития и совершенствования, один из методов повышения интереса к учебе и повышению качества образовательного процесса. Ведь для школьников, ведущих научную работу, самостоятельно приобретенные знания становятся ценностью.

В данном контексте в МБОУ «СОШ № 24» г. Абакан наработан определенный опыт организации научно-исследовательской работы учащихся во внеурочной деятельности. Создана творческая лаборатория для учащихся начальной школы «Мои первые исследования» и учеников среднего звена «Наука. Творчество.Прогресс» результаты деятельности которого выносятся сначала на внутришкольные научно-практические конференции. Проводятся научно-практические конференции ежегодно, в несколько этапов. Название конференции определяет и подчеркивает её направленность и характер. Опыт участия детей в школьной исследовательской деятельности показывает, что она не только позволяет получать и совершенствовать знания по предмету, но и является для них своеобразной самостоятельной учебой, в процессе которой формируются и развиваются первичные навыки исследовательской деятельности.

Задачи конференции:

- стимулирование способностей учащихся младшего школьного возраста в различных областях;

- привлечение учащихся к организационной, исследовательской, творческой и проектной деятельности как к оптимальному средству формирования универсальных учебных действий младших школьников;

- формирование у младших школьников навыков подготовки и проведения презентации, навыков эффективной самопрезентации в ходе публичного выступления.

Школьная Научно-практическая конференция включала в себя три этапа.

1 этап. Принимают участие все желающие. Проходит подготовка и отбор лучших презентаций на уровне класса. Так как в рамках ФГОС большое внимание уделяется научно-исследовательской работе, учениками разрабатывается большое количество интересных проектов, которым следует дать дальнейшее развитие. По завершению всех выступлений происходит голосование-анкетирование, где определяются лучшие работы, которые проходят в следующий этап.

2 этап. В этот этап проходят лучшие работы, прошедшие голосование, имеющие исследовательский характер, отличающиеся новизной. Данные работы соревнуются на уровне школы. В состав жюри входят педагоги-стажисты как точных наук, так и гуманитарно-эстетического направления.

3 этап. Выход на городской, региональный, всероссийский уровень по решению жюри. Это итог всей учебно-исследовательской работы и школьной научно-практической конференции. СЛАЙД 6

Приведу некоторые примеры направлений и тем презентаций, подготовленных к школьной конференции в 2017-2018 учебном году:


2 класс – «Фортепиано: прошлое и настоящее» (изучение истории появления и развития фортепиано) – 1 место;

3 класс – «Музыкотерапия» (исследование влияния симфонической музыки на живой организм, демонстрация и сравнение музыки разных направлений) – сертификат участника;

4 класс – «История гимна России» (исследование истории государственного Гимна Российской Федерации) – 3 место;

6 класс – «Чудо инструмент» (исследование и конструирование стеклянной гармоники) – 1 место;

7 класс – «Влияние музыки на здоровье человека» (исследование особенностей влияния музыки на физическое здоровье и настроение школьников) – 2 место.

Пример оценочного листа вы можете увидеть на слайде 7

Важно отметить, что проведение научно-практической конференции школьников позволило интегрировать учебную и внеурочную сферы деятельности учеников. Посредством этой формы работы стало возможным выявлять и развивать способности обучающихся, в том числе и одарённых детей, инициировать интеллектуальное и творческое соревнование учащихся в учебно-исследовательской внеурочной деятельности.

Таким образом, такая форма внеурочной деятельности как подготовка и участие школьников в научно-практической конференции позволила нам расширить возможности внеурочной работы для наиболее полной самореализации школьников, создать условия для формирования у учащихся навыков организационной, учебно-исследовательской работы.

В заключение необходимо отметить, что сегодня особое внимание уделяется попыткам создания образовательного пространства, ориентированного на человека как субъекта, сознательно актуализирующего образование как непременный атрибут всей своей жизни. Реализация этой задачи немыслима без формирования у школьников особого отношения к знаниям, раскрытия для них его значения. Знание, каким бы ценным оно ни было, не должно стать самоцелью. Как писал К. Фишер: «Знание без опоры на собственное понимание и суждение остается лишь сведением, собирательством информации» [4, с. 172]. Потому так важно, начиная уже с младшего школьного возраста, формировать личностное и осмысленное отношение к знанию путем участия в исследовательской деятельности.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.

Похожие публикации