Статья «Организация методической работы»

16
15
Материал опубликован 8 August 2022 в группе

«Организация методической работы в детском саду в группе»

 

t1659986894aa.jpg

 

Одной из ведущих тенденций модернизации в сфере Российского образования является усиление внимания к проблеме повышения качества образования. Система дошкольного образования, как обозначено в Законе РФ "Об образовании", является первой ступенью в системе непрерывного образования, и чтобы эта ступень была совершенной и эффективной, государственные стандарты указывают нам на необходимость поиска новых подходов в организации методической работы с родителями. Хочу поделиться эффективными, на мой взгляд педагогическими практиками в системе выстраивания партнёрских отношений с родителями.

Организация взаимодействия с родителями в группе (группа компенсирующего вида с детьми с ОНР) состоит из (основных) документов:

1). План взаимодействия с семьёй.

Входят мероприятия для родителей и мероприятия, проводимые совместно с детьми и родителями.

2). Протокол родительских собраний.

Полное название учреждения.

Дата проведения (проводиться четыре раза в год).

Перечень присутствующих (педагоги, администрация, родители).

Повестка дня.

Перечень докладов.

Решения.

Подпись секретаря, воспитателей, председателя родительского комитета.

3). Информация о родителях.

ФИО ребёнка,

дата рождения

(особенности ребёнка: аллергия, лунатизм, геморрой и т.д.)

Адрес проживания,

адрес прописки,

своя, съём

(сколько комнат в квартире)

ФИО папы.

Дата рождения,

телефон,

место работы,

должность,

сколько детей

ФИО мамы.

Дата рождения,

телефон,

место работы,

должность,

сколько детей

 

Наглядная пропаганда

 

t1659986894ab.jpg

 

Как говорится театр начинается с вешалки, а группа начинается с входа.

В наше время много технических возможностей для оформления информационных стендов, мы выбрали стенд на пленке Оракал (называется цветная печать) на пластике (3 мм.). Стенд ламинирован. Сверху наклеены кармашки для листа А4 из веролайта.

 

t1659986894ac.png

 

Для оформления стенда «Наше творчество», мы выбрали тот же рисунок кораблика и мальчика морячка, но уже с кисточкой и красками, на пленке Оракал (та же цветная печать) на листе оцинкованного железа. Стенд ламинирован. Работы крепятся разноцветными магнитами.

 

t1659986894ad.png

 

Для оформления выставки работ по лепке, мы выбрали 3-х этажную полочку из ДСП с рисунком кораблика (та же цветная печать на пластике 2 мм.). На торце полочки наклеены и ламенированы ИФ детей.

Работы по рисованию, лепке, аппликации выставляются с информацией по программному содержанию занятия.

t1659986894ae.jpgt1659986894af.gif

Родители сейчас очень образованные и грамотные, и их интересует содержание нашей работы, в начале учебного года желательно оформить выставку по программно-методическому комплекту, по которому работаете и пользуетесь в работе с детьми. Для того чтобы познакомить с литературой и целевыми ориентирами которые будете достигать. Родители должны знать, чему мы учим их детей.

Также переодически выставляются подборка книг, которые можно почитать с детьми, подборка игр с помощью которых можно позаниматься с детьми (в соответствии с возрастом детей, и особенностями,(например у нас в группе был мальчик который очень интерисовался динозаврами и мы подбирали игры и книжки в том числе и с динозавриками) .

На стенде каждую неделю вывешивается рекомендации «Тема недели». Вот тут есть примеры рекомендаций по темам недели https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/rekomendatcii_roditelyam_po_temam_nedeli_200922.html

https://www.maam.ru/detskijsad/tematicheskie-pamjatki-dlja-roditelei-vesna.html

https://www.maam.ru/detskijsad/tematicheskie-pamjatki-dlja-roditelei-odezhda.html

Оформляем выставки по временам года, где мы предлагаем конкретные книги (художественную литературу), стихи, пословицы, которые можно почитать, выучить с детьми. Оформляем информацию к праздникам с методическими рекомендациями как рассказать про праздник, какие сделать праздничные поделки, куда сходить. Очень на это хорошо работают папки передвижки. Для этого в группе очень хорошо бы иметь коробки(папки) для накопления материала.

Выставляем поздравления с днём рождения детей и как можно его провести.

Должно быть обязательно расписание непрерывной образовательной деятельности и распорядок дня.

Чем больше информации, тем меньше вопросов к вам (к нам).

Так же должна быть папка или папка - передвижка специалистов (музыкального руководителя, инструктора по физической культуре, психолога, медицинской сестры) чтобы они выставляли свою информацию, рекомендации, каких результатов хотят добиться. Формы работы с детьми, примеры игр, литературу в помощь. Какое-то время стоит папка передвижка инструктора по физкультуре, какое-то время психолога, медиков, какое-то время музыкального руководителя (ну, например, по два месяца), информацию можно менять с соседними группами.

В нашей группе, так как наша группа компенсирующего вида для детей с недоразвитием речи, у нас есть уголок логопеда, где оставляются задания детям и информация для родителей.

Размещение стенда должно быть на уровне глаз среднего человека и сам стенд должен быть не высокий (не под потолок) и не низкий чтобы не надо было наклоняться, чтобы прочесть. Всё это должно быть эстетически привлекательным, чистым, аккуратным, желательно в одном стиле.

 

t1659986894ag.jpg

 

С чего начать составление плана работы по взаимодействия с родителями?

Надо учитывать критерии и условия:

1. Доверие. (достигается созданием своего уклада и эффективным планированием работы с родителями).

2. Заинтересованность в развитии ребёнка.

3. Профессионализм педагога.

4. Методическое просвещение родителей.

5. Полная информационная - доступность в пребывании ребёнка в ДОУ.

Векторы направления деятельности:

1. Проектная деятельность.

2. Круглые столы.

3. Дни открытых дверей.

4. Организация праздников.

5. Субботник.

6. Экскурсии.

7. Участие родителей в режимных моментах.

8. Цикл родительских лекториев.

9. Семейные квесты.

 

Содержание и формы работы по просвещению родителей

Содержание сотрудничества педагога с родителями включает три основных направления: психолого-педагогическое просвещение, вовлечение родителей в учебно-воспитательный процесс и участие в управлении жизни детского сада.

Психолого-педагогическое просвещение родителей можно организовать с помощью следующих форм работы с семьей:

- родительские университеты;

- конференции;

- круглый стол;

- индивидуальные и тематические консультации;

- родительские собрания;

- тренинги.

Вовлечь родителей в учебно-воспитательный процесс можно с помощью следующих форм деятельности организации совместной досуговой деятельности:

- дни творчества обучающихся и их родителей, мастер-классы;

- открытые занятия;

- семейные конкурсы, соревнования, фестивали;

- семейные походы, лагерь выходного дня»;

- помощь родителей в организации и проведении коллективных творческих дел и укрепление материально-технической базы объединения.

Участие родителей в управлении учебно-воспитательным процессом можно организовать с помощью следующих форм деятельности:

- участие родителей в работе совета учреждения дополнительного образования;

- участие родителей в работе родительского комитета объединения.

Индивидуальные формы:

- консультации для родителей;

- беседы с родителями;

- посещение семей воспитанников.

Групповые формы:

- родительский комитет;

- семейная гостиная;

- групповые тренинги;

- «круглый стол» для родителей;

- открытые занятия в кружковых объединениях;

- встречи со специалистами, интересными для части родителей людьми;

- анкетирование родителей.

Массовые формы:

- родительские собрания;

- традиционные праздники;

- семейные конкурсы и соревнования;

- «День открытых дверей»;

- концерты, выставки;

- «КВН», «Брейн-ринг» и т.п.;

- совместные походы и экскурсии.

Примерный план от которого можно оттолкнутся при составлении ежегодного планирования работы с семьёй

Сентябрь-октябрь

 

t1659986894ah.jpg

 

Информационные встречи для родителей

Уклад и традиции детского сада. Родитель – партнёр: что нужно? Это важно! (младшие и средней группы)

Преемственность детского сада и школы как одна из задач непрерывного образования ФГОС ДО (старший и подготовительной группы)

Старт олимпиад и проектов. У нас в садике реализуются самые разные муниципальные проекты (туристические, спортивные, творческие, информационные и т.д.)

Старт традиционных годовых детско родительских проектов, проектов посвященного тематике года в России.

Педагогические гостиные (можно в он - лайн режиме).

Дни открытых дверей с показом занятий и мастер – классов воспитателями и специалистами.

Выставки (детских работ, совместных работ детей и родителей) на тему «Осень золотая», «Поделки из природных материалов».

 

Ноябрь – декабрь

Выставки (детских работ, совместных работ детей и родителей) на тему «Подарки на новый год», «Самое интересное украшение для группы».

Проектная работа в группах и на уровне детского сада.

Январь – февраль

Выставки (детских работ, совместных работ детей и родителей) на тему «Зимушка зима».

Спортивный праздник и квест игра, посвящённые Дню Защитника Отечества.

Знакомство с «Книжкиным домом» – библиотекой.

Подготовка и проведение мероприятий, посвящённых "Недели родных языков".

Родительская декада «Моя группа – моя гордость!»

 

t1659986894ai.jpg

 

 

Март – апрель – май

Праздник или мастер - классы мамочек, посвящённые 8 марта

Выставки (детских работ, совместных работ детей и родителей) на тему "Портрет любимой мамочки» и "Самым милым и самым любимым...".

Праздничные мероприятия, посвященные празднованию Дня Космонавтики.

Праздничные мероприятия, посвященные празднованию Дня ПОБЕДЫ.

Выставки (детских работ, совместных работ детей и родителей) на тему "День ПОБЕДЫ»

Праздничные мероприятия, посвященные празднованию Дня рождения Чувашской Республики.

Информационные встречи для родителей по результатам учебного года и построение планов на лето и новый учебный год.

Мероприятия, посвященные Дню Семьи и верности в России. Это может быть игры с родителями «Игры нашего двора», «Игры в которые играли наши родители», «Что за чудо эти сказки (родители ставят для детей сказку и сами в ней играют)»)

 

 

t1659986894aj.jpg

 

Время очень стремительно набирает обороты и в эпоху цифровизации, меняются и добавляются формы общения с родителями и на смену живому общению приходят дистанционные формы общения. Это очень эффективная форма сотрудничества с родителями. Родители заняты на работе, поэтому им трудно получать своевременную полную информацию о жизни группы и детского сада, где большую часть дня проводят их дети. Таким образом, интернет – оповещения и общение нужны родителям для того, чтобы узнать новости группы, уточнить время проведения дополнительных занятий, посмотреть фотографии своих детей, участвующих в различных мероприятиях.

Встречи с родителями в сетях (семинары практикумы, мастер-классы, развивающие ролики). Темы могут быть самые разные, например, «Общение взрослого и ребёнка», «Если ребёнок плохо говорит?», «Для чего нужна артикуляционная гимнастика?», «Нормы и патологии детских страхов?», «Формирование фонематического слуха у детей», «Готовность ребёнка к школе», «Развития игровой компетентности», «Мастер – класс как изготовить сувенир к Новому году» и другие. Это могут быть просто ролики с мастер – классом или лексическим лекторием (их родители могут посмотреть в любое свободное время, когда например едут в транспорте или перед сном), а может быть полноценная встреча на платформе ZOOM.

 

t1659986894ak.png

 

 

Сейчас самым популярными и доступными ресурсами являются «ВКонтакте», «Телеграмм», «Вайбер». На родительском собрании было принято решение о создание группы (закрытой) в социальной сети «ВКонтакте» и «Вайбер». В сетях, к странице группы доступ ограничен - только для своих одногруппников. На страницу в соц. сети заходят родители почти ежедневно, всегда удобно вести беседу и задать личные вопросы. За наполняемостью страниц и информацией следят воспитатели группы.

 

Правила общения с родителями в социальных сетях:

- временные рамки общения в чате с 9:00 до 21:00.

- время на ответы можно регламентировать (3-5 часов, например).

- контроль и фильтрация информации, в основе бесконфликтное общение.

- вежливое, деловое общение с выделением заглавной буквы собственных имён.

- соблюдение нейтралитета. Не стоит писать на эмоциях и переходить на выяснение личных отношений.

- перед созданием чата в мессенджере или социальных сетях необходимо собрать письменное согласие на публикации фото и видео в самом чате для передачи другим родителям.

 

t1659986894al.jpg

 

Очень хочется поделиться некоторыми уже ставшими традиционными мероприятиями, которые проводятся в нашей группе и помогают нам в установлении партнёрских отношений между нами и родителями и у нас появляется взаимопонимание, тем самым у детей убирается тревожность.

В начале года у нас в группе проводится круглый стол с родителями с чаепитием. Чашка душистого чая снимает напряжённость, и мы совместно с родителями строим планы на будущий год, учитывая образовательную программу и пожелания родителей. Эта встреча настраивает всех участников на доверительные отношения.

 

t1659986894am.png

 

В своей группе мы активно используем проектную деятельность, этот метод помогает выйти на новый уровень общения с родителями. В процессе меняется отношение родителей к воспитательной системе.

Один из видов проектов, который можно использовать для вовлечения родителей – это исследовательский проект. Проекты, которые мы предлагали родителям: «Вода», «Круговорот воды в природе», «Чудо которое мы вырастили сами», «Птицы зимой (надо ли их кормить, или так проживут? Чем кормить?)», «Что нужно растению для роста?». Детки дома с родителями исследовали материал, готовили доклад, а потом ребёнок рассказывал всем остальным что же они узнали, очень часто на таких докладах присутствуют родители, они начинают видеть по-другому своего ребёнка в детском саду, как бы изнутри. И в ходе такого сотрудничества появляется самое ценное - понимание, поддержка, помощь. Важно и то, что родители начинают видеть в воспитателях своих союзников по воспитанию детей и начинают понимать, что дошкольная организация готова оказать необходимую поддержку, поскольку сотрудники детского сада имеют все необходимые знания и опыт по педагогике и психологии.

t1659986894an.jpg

Научно-технический «Музей истории трактора». 

 

Стала доброю традиция в нашей группе - посещение музеев, театров. Где как не в музее можно расширить кругозор детей и своими глазами увидеть то о чём мы говорим детям на занятиях? Параллельно мы знакомимся с профессией экскурсовода и слушаем не воспитателей или родителей, а экскурсоводов это совсем другой уровень для детей. Для родителей - это возможность посмотреть на детей в другой обстановке посмотреть их социализацию, после таких встреч мы приходим в детский сад и делимся впечатлениями все вместе, что очень благоприятно влияет на обстановку в группе.

 

t1659986894ao.jpg

Музей при кукольном театре.

 

Семья и детский сад не могут заменить друг друга так как имеют свои особые функции и для полноценного развития ребёнка нужно полноценное взаимодействие педагогов с родителями. Задача воспитателя вовлечь родителя в процесс воспитания ребёнка чтобы все стали активными участниками педагогического процесса и воспитатели, и родители, и дети.

 

Источники информации

 

Губанов Д.А., Новиков Д.А., Чхартишвили А.Г. Социальные сети: модели информационного влияния, управления и противоборства. М.: Издательство физико-математической литературы, 2010. — 228 с.

Лупоядова Л.Ю., Мельникова Н.А., Якимович И.Г. Родительские собрания. – Волгоград: Учитель, 2005.-208с.

https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/302391-roditeli-kak-uchastniki-obrazovatelnogo-proce

https://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/formi_i_sposobi_vzaimodejstviya_i_sotrudnichestva_pe_142958.html

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Всё чётко, наглядно и с большой любовью к своему делу! Спасибо, что поделились опытом!

9 August 2022

Благодарю за хороший отзыв, мне очень приятно )))

9 August 2022

Наглядно и очень интересно!

9 August 2022

Благодарю за хороший отзыв, мне очень приятно )))

9 August 2022

Благодарю за материал)))

17 August 2022

Татьяна, поздравляю Вас с победой! Творческих Вам успехов!

17 August 2022

Благодарю за поздравление, мне очень приятно )))

17 August 2022

Татьяна, поздравляю с победой в конкурсе и желаю Вам новых побед!

17 August 2022

Благодарю за поздравление, мне очень приятно )))

17 August 2022

Поздравляю с победой в конкурсе!

17 August 2022

Благодарю ))) очень приятно )))

18 August 2022

Татьяна, поздравляю с победой в конкурсе! Ждем новых интересных работ!

17 August 2022

Благодарю ))) Сама уже подсела на созидательный процесс ))) больше нравятся творческие работы....

18 August 2022

Татьяна, поздравляю с победой в конкурсе! Статья объемная, все очень структурировано!

19 August 2022

Благодарю ))) очень приятно )))когда пишешь , сама многое переосмысляешь и всё выстраивается в систему ))) поэтому последнее время полюбила писать статьи )))

20 August 2022