Особенности организации образовательного процесса с ребёнком с ОВЗ на дому
Учитель начальных классов
ГБОУ СОШ пос. Новоспасский
Колесниковой Татьяны Леонидовны
«Особенности организации образовательного процесса
с ребёнком с ОВЗ на дому».
Содержание:
- Условия создаваемого опыта ………………………...
- Условия реализации…………………………………
- Теоретическая база опыта…………………………………
- Результативность опыта……………………………
- Условия создаваемого опыта
В своей деятельности я стараюсь идти в ногу со временем и с потребностями общества.
Данное стремление касается не только работы с одаренными детьми, но и с детьми-инвалидами. Каждый представитель этой категории так же уникален, как и одаренный ребёнок. Инвалиды – особые дети, имеющие в рамках одного диагноза совершенно разные качества, которые делают ребенка неповторимым. К каждому из таких детей требуется персональный подход, который найти непросто.
На отдельном примере из своей небольшой практики могу поделиться опытом работы с ребёнком-инвалидом. Девочка с диагнозом ДЦП с умеренной умственной отсталостью.
В индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА), разработанной на 2012-2024г., прописано, обучение ребёнка является нецензовым образованием. Прогнозируемый результат: компенсация функций общения, контроль за своим поведением.
С Сашей я работаю в рамках надомного обучения. На основании заключения ПМПК №156 от 08.04.2014 года.
2. Условия реализации опыта
Общеобразовательное учреждение и родителями были созданы условия для реализации надомного обучения ребенка – инвалида.
Общеобразовательное учреждение: (слайд 2)
Материально-техническое обеспечение:
- Составление и утверждение плана по организации доступной среды
- Организация группы по реализации плана мероприятий в организации доступной среды
- Установка: подъёмника, поручней, пандусов
- Оборудование комнаты релаксации
Кадровое обеспечение: (слайд 3)
- Прохождение курсов повышения квалификации педагогических кадров по вопросу организации обучения детей с ОВЗ
- Организация индивидуального обучения (Выписка из приказа № 92 от 01.09.2014г.)
- Разработка адаптированной программы
- Организация психолого-логопедического сопровождения
Родители: (слайд 4)
Материально-технические ресурсы:
- Оборудована учебная зона: вертикализатор
- Школьные принадлежности
- Кресло-коляска прогулочная и комнатная
- Опоры (ходунки)
3. Теоретическая база
Учитель, работающий с ребенком с ограниченными особенностями здоровья должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий, потому что, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные способности, специалист выступает в нескольких ролях: воспитателя, учителя, родителя. Он должен умело использовать формы, методы воспитательного воздействия. Владеть педагогической этикой, знать цели и функции учебно-воспитательного процесса, использовать различные коррекционно - развивающие педагогические технологии.
Для работы с Сашей мной были выделены и согласованы с педагогом психологом следующие образовательные технологий, элементы которых возможно применять на уроках: (слайд 5)
- Игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников.
Игровые технологии на уроках я стремлюсь как можно чаще использовать, чтобы вовлечь девочку в процесс обучения, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие формы работы. На уроках чтения, для лучшего запоминания звуков и соответствующих им букв, мы выкладываем их из счетных палочек, лепим из пластилина, рисуем красками. Обводим пальчиками буквы, вырезанные из бархатной бумаги, из наждачной бумаги. (слайд 6)
- Информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья
Информационно-коммуникационные технологии использую для запоминания и восприятия нового учебного материала - это современная наглядность (красочно оформленный раздаточный материал), учебные лабораторные оборудования по ФГОС – все является хорошим средством для организации восприятия нового материала. Просмотр обучающих мультфильмов, анимационных презентаций – также помогают выучить, запомнить, изучить и освоить новую информацию.
- Здоровьесберегающие технологии. Цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.
Здоровьесберегающие технологии активно внедряю в структуру урока. Провожу различные виды физкультминуток, стараюсь их разнообразить и адаптировать к её физическому состоянию.
При выполнении какого – либо задания, Саше доступны лишь совместные, поэтапные действия с учителем при постоянном одобрении и поощрении.
И тогда я использую свою систему мотивации. Перед Сашей лежит картинка, разрезанная на квадратики (их количество зависит от количества заданий запланированных на данном занятии), по мере выполнения заданий, квадратики переворачиваю, и постепенно появлялось изображение наклейки, которую я потом вклеиваю в дневник за хорошую работу.
Однако есть и затруднения в обучении:
- достаточно низкий уровень работоспособности
- неустойчивый характер деятельности, требующий постоянный контроль со стороны педагога
- реакция на любые внешние раздражители
- слабое логическое мышление
- крайне слабая механическая память
- активный словарь ребенка, состоящий из некоторых звукоподражаний, вокализаций
- недостаточно развита артикуляционная моторика
Неотъемлемой частью занятий является совместная работа с педагогом-логопедом. (слайд 8)
Объединив работу педагогов я организовала активную работу с родителями, соединив семью и педагогов в единое целое. Используя следующие формы работы:
- Консультирование родителей (по необходимости)
- Участие ребёнка в совместных праздниках, внеклассных и школьных мероприятиях, проводимых со сверстниками.
Вся эта совместная работа специалистов и родителей приносит свои положительные результаты:
- Александра самостоятельно читает по буквам
- По иллюстрации проводит анализ текста к данному произведению
- Считает до 10 и обратно
- Выражает свои эмоции
- Реагирует на общение с ней взрослых и детей
- Выполняет творческие работы (Одна из работ отправлена на конкурс для детей-инвалидов «Мои фантазии») (слайд 9)
Думаю, что за три года нашего сотрудничества я смогла научить её главному: не бояться трудностей, всегда справляться с поставленной задачей.
Выступив на педагогическом совете, я представила свой небольшой опыт работы с ребёнком с ОВЗ коллегам. А также, для совместных обсуждений опубликовала свой опыт работы на личных сайтах infourok.ru и социальная сеть работников образования. (слайд 10)
Данный опыт работы был представлен мною в рамках конкурса «Лидер в образовании», в котором я заняла 3 место в номинации «Учитель сельской школы».
Спасибо за внимание! (слайд 11)