Особенности организации образовательного процесса с ребёнком с ОВЗ на дому

1
0
Материал опубликован 12 November 2019

Учитель начальных классов

 ГБОУ СОШ пос. Новоспасский

Колесниковой Татьяны Леонидовны

 «Особенности организации образовательного процесса

 с ребёнком с ОВЗ на дому».

Содержание:

  1. Условия создаваемого опыта ………………………... 
  2. Условия реализации…………………………………
  3. Теоретическая база опыта…………………………………                          
  4. Результативность опыта……………………………                         


  1. Условия создаваемого опыта

    В своей деятельности я стараюсь идти в ногу со временем и с потребностями общества.

   Данное стремление касается не только работы с одаренными детьми, но и с детьми-инвалидами. Каждый представитель этой категории так же уникален, как и одаренный ребёнок. Инвалиды – особые дети, имеющие в рамках одного диагноза совершенно разные качества, которые делают ребенка неповторимым. К каждому из таких детей требуется персональный подход, который найти непросто.

   На отдельном примере из своей небольшой практики могу поделиться опытом работы с ребёнком-инвалидом. Девочка с диагнозом ДЦП с умеренной умственной отсталостью.

   В индивидуальной программе реабилитации и абилитации (ИПРА), разработанной на 2012-2024г., прописано, обучение ребёнка является нецензовым образованием. Прогнозируемый результат: компенсация функций общения, контроль за своим поведением.   

    С Сашей я работаю в рамках надомного обучения. На основании заключения ПМПК №156 от 08.04.2014 года.

2. Условия реализации опыта

  Общеобразовательное учреждение и родителями были созданы условия для реализации надомного обучения ребенка – инвалида.

   Общеобразовательное учреждение:  (слайд 2)

Материально-техническое обеспечение:

  • Составление и утверждение плана по организации доступной среды
  • Организация группы по реализации плана мероприятий в организации доступной среды
  • Установка: подъёмника, поручней, пандусов
  • Оборудование комнаты релаксации

 Кадровое обеспечение: (слайд 3)

  • Прохождение курсов повышения квалификации педагогических кадров по вопросу организации обучения детей с ОВЗ
  • Организация индивидуального обучения (Выписка из приказа № 92 от 01.09.2014г.)  
  • Разработка адаптированной программы
  • Организация психолого-логопедического сопровождения

Родители: (слайд 4)

    Материально-технические ресурсы:

  • Оборудована учебная зона: вертикализатор
  • Школьные принадлежности
  • Кресло-коляска прогулочная и комнатная
  • Опоры (ходунки)

3. Теоретическая база

     Учитель, работающий с ребенком с ограниченными особенностями здоровья должен обладать качествами, которые присущи заботливым родителям, специалистам разных профессий, потому что, взаимодействуя с ребенком, имеющим ограниченные способности, специалист выступает в нескольких ролях: воспитателя, учителя, родителя. Он должен умело использовать формы, методы воспитательного воздействия. Владеть педагогической этикой, знать цели и функции учебно-воспитательного процесса, использовать различные коррекционно - развивающие педагогические технологии.

Для работы с Сашей мной были выделены и согласованы с педагогом психологом следующие образовательные технологий, элементы которых возможно применять на уроках: (слайд 5)

  • Игровые технологии. Практика показывает, что уроки с использованием игровых ситуаций, делая увлекательным учебный процесс, способствуют появлению активного познавательного интереса школьников.

Игровые технологии на уроках я стремлюсь как можно чаще использовать, чтобы вовлечь девочку в процесс обучения, но с условием, что это не просто развлечение, а обучающие формы   работы. На уроках чтения, для лучшего запоминания звуков и соответствующих им букв, мы выкладываем их из счетных палочек, лепим из пластилина, рисуем красками.  Обводим пальчиками буквы, вырезанные из бархатной бумаги, из наждачной   бумаги. (слайд 6)

  • Информационно-коммуникационные технологии. Внедрение ИКТ прежде всего, даёт возможность улучшить качество обучения, повысить мотивацию к получению и усвоению новых знаний учащимися с ограниченными возможностями здоровья

  Информационно-коммуникационные технологии использую для запоминания и восприятия нового учебного материала - это современная наглядность (красочно оформленный раздаточный материал), учебные лабораторные оборудования по ФГОС – все является хорошим средством для организации восприятия нового материала.  Просмотр обучающих мультфильмов, анимационных презентаций – также помогают выучить, запомнить, изучить и освоить новую информацию.  

  • Здоровьесберегающие технологии. Цель которых - обеспечить школьнику возможность сохранения здоровья. Важная составная часть здоровьесберегающей работы учителя – это рациональная организация урока.

   Здоровьесберегающие технологии активно внедряю в структуру урока. Провожу различные виды физкультминуток, стараюсь их разнообразить и адаптировать к её физическому состоянию.

  При выполнении какого – либо задания, Саше доступны лишь совместные, поэтапные действия с учителем при постоянном одобрении и поощрении.  

   И тогда я использую свою систему мотивации. Перед Сашей лежит картинка, разрезанная на квадратики (их количество зависит от количества заданий запланированных на данном занятии), по мере выполнения заданий, квадратики переворачиваю, и постепенно появлялось изображение наклейки, которую я потом вклеиваю в дневник за хорошую работу.

   Однако есть и затруднения в обучении:

  • достаточно низкий уровень работоспособности
  • неустойчивый характер деятельности, требующий постоянный контроль со стороны педагога
  • реакция на любые внешние раздражители 
  • слабое логическое мышление
  • крайне слабая механическая память
  • активный словарь ребенка, состоящий из некоторых звукоподражаний, вокализаций
  • недостаточно развита артикуляционная моторика

Неотъемлемой частью занятий является совместная работа с педагогом-логопедом. (слайд 8)

   Объединив работу педагогов я организовала активную работу с родителями, соединив семью и педагогов в единое целое. Используя следующие формы работы:

  • Консультирование родителей (по необходимости)
  • Участие ребёнка в совместных праздниках, внеклассных и школьных мероприятиях, проводимых со сверстниками.

   Вся эта совместная работа специалистов и родителей приносит свои положительные результаты:

  • Александра самостоятельно читает по буквам
  • По иллюстрации проводит анализ текста к данному произведению
  • Считает до 10 и обратно
  • Выражает свои эмоции
  • Реагирует на общение с ней взрослых и детей
  • Выполняет творческие работы (Одна из работ отправлена на конкурс для детей-инвалидов «Мои фантазии»)   (слайд 9)

   Думаю, что за три года нашего сотрудничества я смогла научить её главному: не бояться трудностей, всегда справляться с поставленной задачей.

    Выступив на педагогическом совете, я представила свой небольшой опыт работы с ребёнком с ОВЗ коллегам. А также, для совместных обсуждений опубликовала свой опыт работы на личных сайтах infourok.ru и социальная сеть работников образования.    (слайд 10)

     Данный опыт работы был представлен мною в рамках конкурса «Лидер в образовании», в котором я заняла 3 место в номинации «Учитель сельской школы».

Спасибо за внимание! (слайд 11)

Комментарии
Комментарии на этой странице отключены автором.

Похожие публикации