12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Елена33
Учитель начальных классов МБОУ "СОШ №31" г. Ангарска. Стаж педагогической деятельности 27 лет.
Россия, Иркутская обл., Ангарск

Организация обучения детей с ОВЗ с легкой умственной отсталостью

в условиях общеобразовательной школы

 

Чернявская Елена Петровна
учитель начальных классов

МБОУ «СОШ №31», г. Ангарск

 

В настоящее время вопрос обучения детей с ОВЗ является актуальным, так как ежегодно количество детей с ОВЗ разных категорий, поступающих в общеобразовательные школы, увеличивается. На учителей начальной школы накладывается большая ответственность, так как они должны уметь работать с детьми с ОВЗ разных категорий.

В 2018-2019 учебном году я начала работать с учеником 3 класса с легкой умственной отсталостью (УО(ИН)). Курсовая подготовка пройдена, но опыта работы с ребенком с УО (ИН) нет. Сразу возник вопрос: с чего начать?

Прежде всего, изучила нормативную базу образования обучающихся с УО (ИН): ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, примерную АООП образования обучающихся с умственной отсталостью. Проанализировала литературу о психолого-педагогических особенностях развития детей с легкой умственной отсталостью . Мною было выделено, что умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического по­ражения центральной нервной системы (ЦНС) [1].

Василий Александрович Сухомлинский писал: «Придя в школу, умственно-отсталые дети не должны почувствовать, что они не такие как все….», поэтому целью обучения детей с ОВЗ является создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению им учебного материала.

Лев Семенович Выготский отмечал, что «только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями». Поэтому, наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, используются коррекционные приемы обучения, в результате которых одни недостатки у детей преодолеваются, другие - ослабевают, хотя это происходит медленно и неравномерно. Опираясь на учение Л.С. Выготского было установлено, что коррекционная работа должна производиться не на изолированных от учебных программ специальных занятиях, а во всем процессе обучения умственно отсталых детей, путем использования специальных педагогических приемов и упражнений [4].

Выделила характерные особенности психических процессов обучающихся с ОУ(ИН). Исходя из психологической диагностики обучающегося, выявила индивидуальные проблемы развития психических процессов обучающегося.

Учитывая полученные данные, подобрала приёмы и упражнения, направленные на совершенствование психических процессов.

Из всех видов мышления (наглядно-дей­с­т­венного, наглядно-образного и

сло­весно-ло­гического) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это вы­ра­жа­ет­ся в слабости обобщения, труд­но­с­тях понимания смысла явления или факта. Обу­ча­ю­щи­м­ся присуща сни­же­н­ная активность мыслительных про­це­с­сов и слабая регулирующая роль мы­ш­ления: зачастую, они начинают вы­по­л­нять работу, не до­слушав инструкции, не поняв це­ли задания, не имея внут­рен­­него плана действия.

Приемы и упражнения:

-исключение необходимых предметов (Ребенку показывают изображения четырех знакомых ему предметов, которые он может легко опознать. Из них только три можно объединить в одну общую категорию, четвертый же является лишним, его надо исключить. Например: хлеб, сыр, сахар, нож);

-установление родовой группы (назови одним словом);

етодика «Сравнение понятий» и т.д.;

-установление причинно-следственных зависимостей;

-установление аналогий;

-понимание загадок, переносного смысла пословиц, поговорок;

 

Недостатки па­мя­ти про­яв­ля­ются не столько в тру­дно­стях получения и

хранения информации, сколько ее воспро­из­ве­де­ния; вслед­ствие трудностей установления логических отношений полученная ин­фо­р­мация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством ис­ка­жений; при этом наи­большие трудности вызывает воспроизведение сло­вес­но­го материала.

Приемы:

-при заучивании и пересказе текстов учить выделять смысловые части, выбирать опорные слова;

-подбирать и использовать иллюстрации к тексту и т.д.;

Упражнения:

-«Что изменилось» (Перед ребенком (в зависимости от возраста) на столе раскладываются от трех до двенадцати картинок, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагают закрыть глаза, затем меняют местоположение картинок, просят открыть глаза и сказать, что изменилось);

- «Запомни и воспроизведи», «Цепочка действий», «Слова» и т. д.;

 

Внимание характеризуется сужением объе­ма, малой устойчивостью,

трудностями его распределения, за­ме­д­ле­н­нос­тью переключения. В значительной степени нарушено произвольное вни­ма­ние, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление тру­дностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в про­це­с­се обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо од­ном объекте или виде деятельности [3].

Приемы:

-должна быть четкая структура организации деятельности;

-темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном темпе - работа не захватывает ребенка);

-смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным);

Упражнения: «Чего не стало?», «Дорисуй картинку» (Задание вызывает интерес у детей, полезно для отработки концентрированности. Учитель предлагает ученику изображение знакомого предмета без какой-либо детали: чашка без ручки, стул без ножки, машина без колеса. Ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, чего не хватает, дорисовывает деталь),  «Раз-два-три, упражнение повтори!»;

 

Во­об­ра­же­ние отли­чается не­с­фо­р­ми­ро­ва­н­нос­тью, что выражается в

примитивности, не­точности и схематичности.

Приемы:

- сочинять вместе с ребенком сказки и небольшие истории;

- придумывать вместе несуществующую машину, животное, растение;

- рисовать эти объекты, воплощая фантазии на бумаге;

- просить ребенка закончить рисунок, который был ранее вами начат;

-просить ребенка складывать из геометрических фигур целые картинки и т.д.

 

Волевая сфера показывает сла­бость собственных намерений, побуждений,

большую вну­ша­е­мость. Эмоции в целом сохранны, однако они отличаются от­су­т­с­т­ви­ем от­те­н­­ков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень сла­бо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к по­­знавательной деятель­ности, а также с большими затруднениями осу­ще­с­т­в­ля­ется воспитание высших пси­хи­чес­ких чувств: нравственных и эс­те­ти­че­с­ких.

Приемы и упражнения:

-«Развесели грустного клоуна»(рассказать что-то такое, чтобы клоун стал веселым);

-«Чудо-Юдо»; «Изобрази»; «Мой цветок»; «Ты можешь», «Бывает, не бывает» и др.

 

Проявляется недоразвитие всех сторон речи: фо­не­ти­че­с­кой,

лексической, грам­ма­тической и синтаксической; характерно системное недоразвитие речи. Не­до­с­та­т­ки речевой де­я­тель­но­­сти этой ка­тегории обучающихся на­прямую связаны с нарушением аб­­с­т­ра­к­тно-ло­ги­че­с­кого мышления.

Приемы:

-для развития речи обязательно включать на каждом уроке работу со словом (словарную работу), важность которой объясняется крайне бедным словарным запасом учащихся, общими нарушениями их речи;

-беседовать на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений [5].

Все выше перечисленные приемы и упражнения также позволяют развивать речь.

Мотивация на низком уровне. Дети данной категории чаще всего

подвержены чувству беспомощности и разочарования, ожидают меньшего успеха, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается. Дети с нарушением интеллекта, в основном, ведомые, им свойственно подражание [2].

Приемы:

- малые порции учебного материала;

- многократное повторение чего-либо;

- использование игровых приемов обучения; использование наглядности;

- оценивание словесное, отметкой, смайликом (картинкой-похвалюшкой);

- создание ситуации успеха, снятие страха;

- авансирование — «У тебя получится…», «Ты сможешь…»

 

Целесообразность подобранных упражнений и приёмов подтверждается на практике положительной динамикой. Таким образом, по итогам первого полугодия можно отметить следующие результаты:

- ребенок стал читать с удовольствием (в начале обучения читать отказывался);

-повысилась мотивация (ученик активнее включается в учебную деятельность, с большим желанием идёт в школу(со слов родителей);

-ребёнок стал адекватно проявлять свои эмоции;

 

Всё, выше обозначенное, доказывает необходимость использования данных приёмов и упражнений при обучении ребенка с легкой УО (ИН).

В данной работе представлен теоретический и практический материал. Новизна работы заключается в объединении теоретического и практического материала.

Практическая значимость работы в том, что данные материалы могут активно использовать учителя начального общего образования общеобразовательной школы при обучении детей 3 класса с лёгкой умственной отсталостью. Учителю будет удобно в одном документе узнать об особенностях психических процессов детей с легкой умственной отсталостью и будет легко сориентироваться в подборке практических заданий.

Кумарина Г.Ф., заведующая кафедрой адаптивного образования, доктор педагогических наук, профессор писала: «…если с умственно отсталыми учащимися проводить целенаправленно занятия по коррекции психических процессов, и т.д., то их познавательная деятельность активизируется и станет более продуктивной».

Поэтому, только при системном использовании данных приемов и упражнений, развитие психических процессов не останавливается и даже становится возможным, а значит и процесс обучения детей с легкой умственной отсталостью будет эффективнее.

 

Список источников информации:

1. Примерная АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1)

2. https://gazeta-pedagogov.ru/kak-vesti-uroki-dlya-umstvenno-otstalyh-detej/

3. http://ext.spb.ru/site/6445-2014-11-14-14-15-05.pdf

4. https://infourok.ru/statya-metodi-i-priemi-obucheniya-detey-s-umstvennoy-otstalostyu-na-urokah-2441237.html

5. http://kak.znate.ru/docs/index-93049.html

Опубликовано


Комментарии (2)

Кияйкина Наталья Федоровна, 29.08.19 в 09:13 0Ответить Пожаловаться
Полезный ресурс! Спасибо!
Мастина Ольга Валерьевна, 29.08.19 в 11:20 0Ответить Пожаловаться
Спасибо! Вы затронули очень важную тему!
Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.