Статья «Организация обучения детей с ОВЗ с легкой умственной отсталостью в условиях общеобразовательной школы»
Организация обучения детей с ОВЗ с легкой умственной отсталостью
в условиях общеобразовательной школы
Чернявская Елена Петровна
учитель начальных классов
МБОУ «СОШ №31», г. Ангарск
В настоящее время вопрос обучения детей с ОВЗ является актуальным, так как ежегодно количество детей с ОВЗ разных категорий, поступающих в общеобразовательные школы, увеличивается. На учителей начальной школы накладывается большая ответственность, так как они должны уметь работать с детьми с ОВЗ разных категорий.
В 2018-2019 учебном году я начала работать с учеником 3 класса с легкой умственной отсталостью (УО(ИН)). Курсовая подготовка пройдена, но опыта работы с ребенком с УО (ИН) нет. Сразу возник вопрос: с чего начать?
Прежде всего, изучила нормативную базу образования обучающихся с УО (ИН): ФГОС образования обучающихся с умственной отсталостью, примерную АООП образования обучающихся с умственной отсталостью. Проанализировала литературу о психолого-педагогических особенностях развития детей с легкой умственной отсталостью . Мною было выделено, что умственная отсталость - это стойкое, выраженное недоразвитие познавательной деятельности вследствие диффузного (разлитого) органического поражения центральной нервной системы (ЦНС) [1].
Василий Александрович Сухомлинский писал: «Придя в школу, умственно-отсталые дети не должны почувствовать, что они не такие как все….», поэтому целью обучения детей с ОВЗ является создание условий, способствующих развитию личности ребенка и эффективному усвоению им учебного материала.
Лев Семенович Выготский отмечал, что «только то обучение хорошо, которое стимулирует развитие, ведет его за собой, а не служит просто обогащению ребенка новыми сведениями». Поэтому, наибольший эффект в их развитии достигается в тех случаях, когда в обучении осуществляется принцип коррекции, используются коррекционные приемы обучения, в результате которых одни недостатки у детей преодолеваются, другие - ослабевают, хотя это происходит медленно и неравномерно. Опираясь на учение Л.С. Выготского было установлено, что коррекционная работа должна производиться не на изолированных от учебных программ специальных занятиях, а во всем процессе обучения умственно отсталых детей, путем использования специальных педагогических приемов и упражнений [4].
Выделила характерные особенности психических процессов обучающихся с ОУ(ИН). Исходя из психологической диагностики обучающегося, выявила индивидуальные проблемы развития психических процессов обучающегося.
Учитывая полученные данные, подобрала приёмы и упражнения, направленные на совершенствование психических процессов.
Из всех видов мышления (наглядно-действенного, наглядно-образного и
словесно-логического) в большей степени недоразвито словесно-логическое мышление. Это выражается в слабости обобщения, трудностях понимания смысла явления или факта. Обучающимся присуща сниженная активность мыслительных процессов и слабая регулирующая роль мышления: зачастую, они начинают выполнять работу, не дослушав инструкции, не поняв цели задания, не имея внутреннего плана действия.
Приемы и упражнения:
-исключение необходимых предметов (Ребенку показывают изображения четырех знакомых ему предметов, которые он может легко опознать. Из них только три можно объединить в одну общую категорию, четвертый же является лишним, его надо исключить. Например: хлеб, сыр, сахар, нож);
-установление родовой группы (назови одним словом);
-методика «Сравнение понятий» и т.д.;
-установление причинно-следственных зависимостей;
-установление аналогий;
-понимание загадок, переносного смысла пословиц, поговорок;
Недостатки памяти проявляются не столько в трудностях получения и
хранения информации, сколько ее воспроизведения; вследствие трудностей установления логических отношений полученная информация может воспроизводиться бессистемно, с большим количеством искажений; при этом наибольшие трудности вызывает воспроизведение словесного материала.
Приемы:
-при заучивании и пересказе текстов учить выделять смысловые части, выбирать опорные слова;
-подбирать и использовать иллюстрации к тексту и т.д.;
Упражнения:
-«Что изменилось» (Перед ребенком (в зависимости от возраста) на столе раскладываются от трех до двенадцати картинок, просят рассмотреть их и назвать. После этого предлагают закрыть глаза, затем меняют местоположение картинок, просят открыть глаза и сказать, что изменилось);
- «Запомни и воспроизведи», «Цепочка действий», «Слова» и т. д.;
Внимание характеризуется сужением объема, малой устойчивостью,
трудностями его распределения, замедленностью переключения. В значительной степени нарушено произвольное внимание, что связано с ослаблением волевого напряжения, направленного на преодоление трудностей, что выражается в неустойчивости внимания. Также в процессе обучения обнаруживаются трудности сосредоточения на каком-либо одном объекте или виде деятельности [3].
Приемы:
-должна быть четкая структура организации деятельности;
-темп ведения занятия (при чрезмерно быстром темпе могут появляться ошибки, при медленном темпе - работа не захватывает ребенка);
-смена видов деятельности (слуховое сосредоточение сменяется зрительным и моторным);
Упражнения: «Чего не стало?», «Дорисуй картинку» (Задание вызывает интерес у детей, полезно для отработки концентрированности. Учитель предлагает ученику изображение знакомого предмета без какой-либо детали: чашка без ручки, стул без ножки, машина без колеса. Ребенок внимательно рассматривает картинку, говорит, чего не хватает, дорисовывает деталь), «Раз-два-три, упражнение повтори!»;
Воображение отличается несформированностью, что выражается в
примитивности, неточности и схематичности.
Приемы:
- сочинять вместе с ребенком сказки и небольшие истории;
- придумывать вместе несуществующую машину, животное, растение;
- рисовать эти объекты, воплощая фантазии на бумаге;
- просить ребенка закончить рисунок, который был ранее вами начат;
-просить ребенка складывать из геометрических фигур целые картинки и т.д.
Волевая сфера показывает слабость собственных намерений, побуждений,
большую внушаемость. Эмоции в целом сохранны, однако они отличаются отсутствием оттенков переживаний, неустойчивостью и поверхностью. Отсутствуют или очень слабо выражены переживания, определяющие интерес и побуждение к познавательной деятельности, а также с большими затруднениями осуществляется воспитание высших психических чувств: нравственных и эстетических.
Приемы и упражнения:
-«Развесели грустного клоуна»(рассказать что-то такое, чтобы клоун стал веселым);
-«Чудо-Юдо»; «Изобрази»; «Мой цветок»; «Ты можешь», «Бывает, не бывает» и др.
Проявляется недоразвитие всех сторон речи: фонетической,
лексической, грамматической и синтаксической; характерно системное недоразвитие речи. Недостатки речевой деятельности этой категории обучающихся напрямую связаны с нарушением абстрактно-логического мышления.
Приемы:
-для развития речи обязательно включать на каждом уроке работу со словом (словарную работу), важность которой объясняется крайне бедным словарным запасом учащихся, общими нарушениями их речи;
-беседовать на темы, близкие их личному опыту, используя при этом несложные конструкции предложений [5].
Все выше перечисленные приемы и упражнения также позволяют развивать речь.
Мотивация на низком уровне. Дети данной категории чаще всего
подвержены чувству беспомощности и разочарования, ожидают меньшего успеха, что дополнительно усложняет их социальное и когнитивное развитие. В результате они начинают ожидать неудачи даже при выполнении тех задач, с которыми могут справиться; при отсутствии надлежащего обучения их мотивация выполнять новые требования понижается. Дети с нарушением интеллекта, в основном, ведомые, им свойственно подражание [2].
Приемы:
- малые порции учебного материала;
- многократное повторение чего-либо;
- использование игровых приемов обучения; использование наглядности;
- оценивание словесное, отметкой, смайликом (картинкой-похвалюшкой);
- создание ситуации успеха, снятие страха;
- авансирование — «У тебя получится…», «Ты сможешь…»
Целесообразность подобранных упражнений и приёмов подтверждается на практике положительной динамикой. Таким образом, по итогам первого полугодия можно отметить следующие результаты:
- ребенок стал читать с удовольствием (в начале обучения читать отказывался);
-повысилась мотивация (ученик активнее включается в учебную деятельность, с большим желанием идёт в школу(со слов родителей);
-ребёнок стал адекватно проявлять свои эмоции;
Всё, выше обозначенное, доказывает необходимость использования данных приёмов и упражнений при обучении ребенка с легкой УО (ИН).
В данной работе представлен теоретический и практический материал. Новизна работы заключается в объединении теоретического и практического материала.
Практическая значимость работы в том, что данные материалы могут активно использовать учителя начального общего образования общеобразовательной школы при обучении детей 3 класса с лёгкой умственной отсталостью. Учителю будет удобно в одном документе узнать об особенностях психических процессов детей с легкой умственной отсталостью и будет легко сориентироваться в подборке практических заданий.
Кумарина Г.Ф., заведующая кафедрой адаптивного образования, доктор педагогических наук, профессор писала: «…если с умственно отсталыми учащимися проводить целенаправленно занятия по коррекции психических процессов, и т.д., то их познавательная деятельность активизируется и станет более продуктивной».
Поэтому, только при системном использовании данных приемов и упражнений, развитие психических процессов не останавливается и даже становится возможным, а значит и процесс обучения детей с легкой умственной отсталостью будет эффективнее.
Список источников информации:
1. Примерная АООП образования обучающихся с легкой умственной отсталостью (вариант 1)
2. https://gazeta-pedagogov.ru/kak-vesti-uroki-dlya-umstvenno-otstalyh-detej/
Кияйкина Наталья Федоровна
Мастина Ольга Валерьевна