Интегрированная развивающая познавательная деятельность с детьми средне-старшего возраста (экспериментирование) «Свойства воды»
Интегрированная развивающая познавательная деятельность с детьми средне-старшего возраста (экспериментирование)
Тема: «Свойства воды»
Цель: Формировать у детей знания о свойствах воды на основе опытов (без запаха, без вкуса, прозрачная и т.д.). Формировать первоначальное представление о круговороте воды в природе. Развивать зрительное восприятие во время опытов, гимнастика для глаз.
Закрепить знания о значении воды в жизни людей, животных, растений, о подаче воды из водохранилища в краны. Развивать мышление, умение рассуждать и делать выводы. Воспитывать любознательность, внимание, бережное отношение к воде.
Материал: таблица «Круговорот воды в природе», стаканы, цифры, ложка, сахар, соль, сода, молоко, сок, чай, вода, лодочки, камешек, стеклянная посуда разной формы.
Ход
- Сегодня, ребята, мы отправляемся в Клуб знатоков. В этом клубе мы узнаем много нового и интересного. Тема нашего занятия: «Вода».
- Ну вот, например, маленькие дети говорят: «Ох, какая мокрая вода!»
А вот мне, ребята, интересно узнать, а какая еще бывает вода? Вы знаете?
- Сейчас вы будете мне рассказывать все, что знаете о воде, а за каждый правильный ответ получите фишки. И узнаете, кто имеет право носить эмблему знатоков.
- Что вы знаете о воде?
- Где можно увидеть воду?
- Какой бывает вода?
- Что можно делать с водой? (рассуждения детей)
- Дети, вы назвали много свойств воды, а теперь давайте докажем эти свойства. Я приглашаю вас в нашу маленькую лабораторию. Сейчас мы с вами докажем, вода прозрачная или нет.
Опыт №1
- Вот у меня в руке стакан с водой. Я беру в руки карандаш и ставлю его сзади стакана. Дети, вы видите карандаш? Значит какая вода? (ответы детей)
-Правильно, прозрачная. А как еще можно доказать, что вода прозрачная? (вызываю ребенка, предлагаю поставить цифру за стаканом воды, а потом за стаканом чая. Видна ли цифра?- Это свойство мы доказали – вода прозрачная.
Опыт №2
- А сейчас я возьму стакан с водой и насыплю в него сахар, размешаю ложечкой.
- Что у нас получилось? Алеша, подойди ,посмотри что получилось с сахаром?
- Правильно, его не стало, он растворился.
- Значит сахар растворяется в воде?
- Что еще может растворить вода? (ответы детей соль, соду..)
- И это свойство воды мы доказали – вода растворяет различные вещества.
Опыт №3
- Дети, а сейчас мы узнаем какой вкус имеет вода. Ко мне подойдет Маша, я завязываю ей глаза, даю в руки два стакана. Она должна попробовать и узнать, где вода и какой она имеет вкус.
-Правильно, это вода. Она без вкуса. (Дети пробуют молоко и воду, сок и воду)
- Вот мы и доказали, что вода вкуса не имеет.
Опыт №4
- Вкуса вода не имеет, это мы уже выяснили, а как же мы узнаем имеет ли вода запах? Коле, я тоже завяжу глаза, он будет поочередно брать стакан и нюхать. Так какой запах у воды?
Вывод: Вода не имеет запаха.
Опыт №5
- Как вы, ребята, считаете, имеет ли вода форму?
- Вот сейчас я вам докажу, что вода не имеет своей формы, а принимает форму того сосуда, в который она налита.(наливаю воду в различные сосуды)
- Вот мы и увидели, что вода формы не имеет.
Опыт №6
- Ребята, внимательно посмотрите на этот стакан, и, если что-то увидите, скажите.
- Правильно, со стакана идет пар. А откуда же пар взялся в стакане?
- Правильно, вода очень горячая, испаряется и превращается в пар.
- Дети, а пар это вода или нет?
- А если я возьму стекло и поставлю его над паром, как вы думаете, что случилось со стеклом?
- Оно потеет, на нем появились маленькие капельки воды. Об этом я расскажу вам маленькую сказку.
В одном озере жили капельки. Им было весело греться на солнышке. «Ах», сказали капельки и стали становиться все меньше и меньше, пока совсем не стали легкими как пар и улетели высоко в небо.
Там капельки превратились в облако. Долго они путешествовали по небу, пока не стали тяжелыми и не упали на землю дождиком. Так капельки снова превратились в воду.
- Так что можно сказать о воде? (ответы детей)
- Правильно, вода превращается в пар, а пар обратно превращается в воду.
- Так капельки из сказки превратились в пар, а потом снова упали на землю в виде дождя.
- А вы хотите показать, как капельки палали?
Упражнение для глаз «Дождик»
Капля первая упала — кап! (сверху пальцем показывают траекторию ее движения)
И вторая пробежала — кап!
Мы на небо посмотрели, (то же самое)
Капельки кап — кап запели,
Намочились лица.
Мы их вытирали. (вытирают лицо руками)
Туфли — посмотрите — (показывают вниз и смотрят)
Мокрыми стали.
Плечами дружно поведем (движения плечами)
И все капельки стряхнем.
От дождя убежим.
Под кусточком посидим. (приседают)
Опыт № 7
- Капельки дождя упали на землю, траву и цветы. Когда много мельчайших капелек попадает на лист, они собираются вместе, образуют большую каплю или даже небольшую лужицу. (восп-ль обрызгивает из пульверизатора листья, дети наблюдают)
Опыт №8
- Ребята, если я возьму камешек и брошу его в воду, что с ним случится?
-Правильно, он утонул.
- А если я опущу в эту воду игрушку, что случилось с игрушкой?
- Да, она плавает.
- Так, что же можно сказать об этом свойстве воды?
Что в воде тонут и плавают разные предметы.
-Вот мы еще раз это проверим с вами. Проверим утонут или будут плавать вот такие маленькие кораблики.
Практическая часть.
(Воспитатель предлагает детям смодулировать разные ветры: мягкий, нежный, буйный).
Опыт №9
- Ребята, а в какой воде плавали ваши кораблики?
- Давайте проверим, попробуйте пальчиком. А теперь попробуйте какая вода в этом ведерке.
- Что вы можете сказать еще о воде? ( рассуждения детей)
- Правильно, вода бывает холодной, теплой, горячей. Вот мы узнали о еще одном свойстве воды.
- Мы с вами проделали такую большую работу, что пора немного отдохнуть.
П/И «Ручеек»
Цель игры: развитие ловкости, гибкости, подвижности, коммуникативных способностей, образного мышления, фантазии.
Ручей, ручей, ручеек!
Здравствуй миленький дружок!
Можно с вами поиграть?
Дети стоящие в колонне, хором отвечают:
"Ты скорее забегай и друзей здесь выбирай!"
- Ребята, давайте еще раз назовем свойства воды (дети перечисляют)
- Дети, а как вы считаете нужна ли вода для жизни?
- А кому нужна вода?
- А как нужно охранять воду?
- Какие пословицы вы знаете о воде?
«без воды нет жизни», «От дождя земля расцветает», «Не умывши лица за стол не садятся».
- Вот, ребята, мы и доказали, что вода обладает многими свойствами, а еще вы доказали, что вода необходима для жизни. Так давайте, ребята, охранять и беречь воду.
- А сейчас вспомним стихотворение «Капли тоже говорят», написал его
Сергей Погорельский
Родник иссяк, ручей ослаб,
А мы на крыше- кап,
кап,
кап…
Мелеют реки и моря
Не тратьте воду зря,
зря,
зря,
А то, пройдет немного лет
И не водицы – нет,
нет,
нет…