Публикация «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Доклад на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»
Познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.
Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?" и «Как?". Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.
Задачами данной деятельности, являются:
1.Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию.
2. Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира.
3. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра, геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности.
4. Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.
Для этого мы в своей группе решили создать условия для познавательно исследовательской деятельности, в виде центра экспериментирования. Нами были подобраны интересные на наш взгляд опыты для детей нашей возрастной группы. С помощью родителей было подготовлено оборудование в центр экспериментирования.
Мы выбрали время для проведения опытов и экспериментов каждый понедельник в вечернее время. Для этого согласно отобранных и собранных в картотеку опытов, подготавливаем оборудование, с которым будем работать. И после сон часа, полдника начинаем с детьми экспериментировать.
Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:
О материалах (песок, бумага, гидрогель, крупы).
О природных явлениях (вода, игры со снегом, солнце).
О способах исследования объекта (как изготовить пирожное, как сварить суп, как заварить чай).
О предметном мире (транспорт, игрушки, краски для рисования, фрукты, овощи).
В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).
В данной презентации хотим познакомить вас уже с некоторыми результатами своей работы. (просмотр презентации).
И в заключении хочу сказать, что детям очень интересен данный вид деятельности. Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.
Приложение:
1. Овощи и фрукты
1) Опыт «Рассматривание моркови»
Цели: формировать у детей представление о моркови как овощной культуре; ввести в активный словарь словосочетания и предложения: морковь красная, твёрдая, сладкая, хрустит; её можно тереть на тёрке; морковь едят.
Материал: морковь большая, морковь маленькая на каждого ребёнка, тёрка, тарелочки.
Ход:
Педагог приносит в группу морковь.
Педагог. Дети, где я взяла морковь? (Сорвали на грядке.)
Морковь растёт в земле. А над землей пушистая зелень - ботва. Я потянула за ботву и вытянула морковь. Покажите, как я потянула. (Дети показывают.)
А где же ботва? (Вы её отрезали.)
Правильно. Я её отрезала, а морковь вымыла. Стала морковь чистая.
Беседа об овоще.
Педагог организует рассматривание овоща.
Педагог. Какая морковь? (Красная, большая.)
Потрогайте её. Какая она? (Твёрдая.)
Вывод: Вот сколько интересного мы про морковь узнали. Давайте расскажем о ней нашей любимой кукле. (Педагог показывает куклу.)
Дети под руководством педагога вспоминают и рассказывают кукле, что они узнали о моркови. (Красная, сладкая, твёрдая, хрустит).
2) Опыт «Тонет не тонет апельсин»
Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха; развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.
Предшествующая работа: чтение худ. литературы, загадывание загадок, рассматривание фруктов.
Материал: апельсины, емкости с водой.
Ход:
Педагог: Отгадайте загадку: С виду он как рыжий мяч,
Только вот не мчится вскачь.
В нем полезный витамин –
Это спелый …. (апельсин). (Ответы детей)
-Правильно. ( Дать детям рассмотреть апельсин). Что вы можете рассказать об апельсине? (круглый, оранжевый, сочный , из него делают апельсиновый сок, варят компот).
-Молодцы, вы очень много знаете про апельсин. Как вы думаете, если апельсин опустить в емкость с водой, он утонет? (Да)
-Почему? (Он тяжелый) .
-Давайте проверим. (Дети выполняют, опускают апельсин в воду).
_ Что произошло? (Апельсин не утонул, он плавает).
-А теперь давайте почистим апельсин и снова опустим его в воду (дети выполняют).
- Что случилось с апельсином? (Он утонул).
-Как вы думаете, что помогало апельсину не тонуть? (Кожура).
-Давайте рассмотрим кожуру .Какая она? (Кожура неровная, шершавая, пористая). В кожуре есть маленькие дырочки, которые заполнены воздухом,
а воздух не дает утонуть апельсину. Опустите кожуру в воду, она плавает. Кожура для апельсина, как спасательный круг.
-Теперь вы можете дать ответ, почему не тонет апельсин?
( ответы детей).
Вывод: «В апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».
2. Цветные арбизы
1) Опыт "Арбизы растут"
Цель: формировать представления детей о свойствах арбиз
Педагог: ребята сегодня я принесла странные цветные шарики. Ктол знает что это за шарики?
Правильно, это арбизы. А давай - те посмотрим что с ними будет если их опучтить в воду. Без влаги они находятся в «свернутом» состоянии, а при проникновении воды «разворачиваются» – и шарики набухают.
Педагог: при играх с гидрогелем необходимо соблюдать определенные правила безопасности: в рот не брать шарики, не кидаться ими.
Давай - те опустим шарики в воду и посмотрим что с ними произойдет, только уже завтра.
Вывод: на следующий день шарики увеличились в размере, значит в воде арбизы растут.
2)Опыт "Переправа"
Цель: продолжаем формировать представление о свойствах арбиз; развитие мелкой моторики рук.
Педагог: посмотрите, ребята как выросли наши шарики. А хотите потрогать их?
Тогда полностью опустим ручки в контейнер и потрогаем и по перебираем шарики пальчиками.
Вывод: арбизы скользкие, мягкие, могут крошиться, прыгучие.
3)Опыт "Грузчик - водитель"
Педагог: В контейнере с арбизами есть ложечки и совочки. Хотите поиграть в игру "довези до склада".
Кто будет у нас водителем?
А кто будет грузчиком?(ответы детей)
Дети с помощью ложек и маленьких совочков наполняют машины и трактора арбизами.
Вывод: Такая игра сплочает детей играть вместе друг с другом, дети узнают что с арбизами можно играть в игры и использовать разные игрушки.
4) "Веселая мозаика"
Цель: Формировать у детей восприятие цвета, учить детей группировать детали по цвету. учить выкладыванию деталей мозаики, развитие речевой деятельности, формирование интереса к игре с арбизами, развитие мелкой моторики рук.
Педагог: Вы хотите поиграть в мозаику?
-Да.
Но мозаика будет необычная. Это арбизы. Будем выкалывать вот в эти контейнеры для яиц. Кто как хочет. По цвету, по рисунку. по размеру...
Дети выкладывают арбизы по контейнеру в ячейки.
Вывод: В данном опыте показано то, как дети могут играть и в то, же время развивать мелкую моторику, воображение и речь.
3. "Волшебница пена"
1) Опыт "Красивое пирожное"
Цель: формировать представление о пене для бритья, развитие самостоятельности, любознательности, воображения.
Педагог: Я очень люблю пирожное. А вы любите? А почему?
Вот сегодня вы хотите научиться печь пирожные? К нам придут скоро гости давай те их и угостим им.
Дети из пены и арбиз изготавливают пирожные. Украшают как хотят.
Вывод: Дети с удовольствие делают пирожные, происходит развитие мелкой моторики, воображения.
2) Опыт "Рисование на пене"
Цель: развитие любознательности, формировать представление о свойствах пены для бритья, развитие воображение.
Педагог: а вы знаете что можно рисовать на пене?
-Хотите попробовать нарисовать подарочную открытку для Деда Мороза?
Дети с помощью губок и кисточек рисуют на пене гуашью.
Вывод: освоение нового способа рисования.
4. "Разные крупы"
1) Опыт "Сыпучий сундучок"
Цель: развитие речевой активности, воображения, мелкой моторики.
Я принесла сыпучий сундучок, в нем спрятаны игрушки. кто хочет узнать какие?
Вывод: в данном опыте у детей идет обогащение словарного запаса, развивается мелкая моторика и воображение, речь.
2) "Варим суп"
Цель: познакомить детей с процессом приготовления супов с крупами, активизировать речь, воображение, развитие мелкой моторики и любознательности.
Педагог: Уже время подходит к обеду и мне очень хочется кушать. А вы хотите? А что мы едим на обед?
- Суп.
- Верно. Мы можем приготовить суп.
- А еще картофельное пюре и котлету. Или кашу.
Дети пересыпают пальчиками крупы, используют лопатки, грабельки и раскладывают в разную посуду.
Вывод: Данный опыт тоже отлично развивает мелкую моторику, хорошо стимулирует тактильные ощущения, вызывает положительные эмоции.