12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Гладкова Евгения Александровна51
Россия, Саратовская обл., Балашов
0

«Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»

Доклад на тему «Развитие познавательно-исследовательской деятельности с детьми младшего дошкольного возраста»


                                                 

Познавательные интересы дошкольника проявляются в его отношении к окружающему миру. Необходимой предпосылкой их развития являются ориентировочные реакции, вызываемые новизной, необычностью предмета, его несоответствием с имеющимися у ребенка представлениями.

Дети дошкольного возраста — пытливые исследователи окружающего мира. Они познают его в игре, на прогулках, занятиях, в общении со сверстниками. Мышление ребенка начинается с вопроса, с удивления или недоумения, с противоречия. Задача взрослого создать условия для самостоятельного нахождения ответов на свои вопросы «Почему?" и «Как?". Экспериментирование, как одна из форм организации детской деятельности, побуждает ребенка к активности самостоятельности, к открытию новых знаний и способов познания.

Задачами данной деятельности, являются:

1.Поддерживать детское любопытство и развивать интерес детей к совместному со взрослым и самостоятельному познанию.

2. Развивать познавательные и речевые умения по выявлению свойств, качеств и отношений объектов окружающего мира.

3. Формировать представления о сенсорных эталонах: цветах спектра,  геометрических фигурах, отношениях по величине и поддерживать использование их в самостоятельной деятельности.

4. Обогащать представления об объектах ближайшего окружения и   поддерживать стремление отражать их в разных продуктах детской деятельности.  

Для этого мы в своей группе решили создать условия для познавательно исследовательской деятельности, в виде центра экспериментирования.  Нами были подобраны интересные на наш взгляд опыты для детей нашей возрастной группы.  С помощью родителей было подготовлено оборудование в центр экспериментирования.

Мы выбрали время для проведения опытов и экспериментов каждый понедельник в вечернее время. Для этого согласно отобранных и собранных в картотеку опытов, подготавливаем оборудование, с которым будем работать. И после сон часа, полдника начинаем с детьми экспериментировать.

 Основное содержание исследований, производимых детьми, предполагает формирование у них представлений:

О материалах (песок, бумага, гидрогель, крупы).

О природных явлениях (вода, игры со снегом, солнце).

О способах исследования объекта (как изготовить пирожное, как сварить суп, как заварить чай).

О предметном мире (транспорт, игрушки, краски для рисования, фрукты, овощи).

В процессе экспериментирования развивается словарь детей за счет слов, обозначающих сенсорные признаки, свойства, явления или объекта природы (цвет, форма, величина); мнется, ломается; высоко - низко-далеко; мягкий - твердый - теплый и т.д.).

В данной презентации хотим познакомить вас уже с некоторыми результатами своей работы. (просмотр презентации).

 И в заключении хочу сказать, что детям очень интересен данный вид деятельности. Интенсивное развитие детского экспериментирования во всех его видах и формах - является необходимым условием успешного становления личности дошкольника, развитию познавательного интереса, воспитанию потребности к целостному восприятию окружающего мира.

Приложение:

1. Овощи и фрукты

1)  Опыт «Рассматривание моркови»

Цели: формировать у детей представление о моркови как овощной культуре; ввести в активный словарь словосочетания и предложения: морковь красная, твёрдая, сладкая, хрустит; её можно тереть на тёрке; морковь едят.

Материал: морковь большая, морковь маленькая на каждого ребёнка, тёрка, тарелочки.

Ход:

Педагог приносит в группу морковь.

Педагог. Дети, где я взяла морковь? (Сорвали на грядке.)

Морковь растёт в земле. А над землей пушистая зелень - ботва. Я потянула за ботву и вытянула морковь. Покажите, как я потянула. (Дети показывают.)

А где же ботва? (Вы её отрезали.)

Правильно. Я её отрезала, а морковь вымыла. Стала морковь чистая.

Беседа об овоще.

Педагог организует рассматривание овоща.

Педагог. Какая морковь? (Красная, большая.)

Потрогайте её. Какая она? (Твёрдая.)

Вывод: Вот сколько интересного мы про морковь узнали. Давайте расскажем о ней нашей любимой кукле. (Педагог показывает куклу.)

Дети под руководством педагога вспоминают и рассказывают кукле, что они узнали о моркови. (Красная, сладкая, твёрдая, хрустит).

2) Опыт «Тонет не тонет апельсин»

Цель: продолжать знакомить детей со свойствами воды и воздуха; развивать интерес к познавательно-исследовательской и продуктивной деятельности.

Предшествующая работа: чтение худ. литературы, загадывание загадок, рассматривание фруктов.

Материал: апельсины, емкости с водой.

Ход: 

Педагог: Отгадайте загадку: С виду он как рыжий мяч,

Только вот не мчится вскачь.

В нем полезный витамин –

Это спелый …. (апельсин). (Ответы детей)

-Правильно. ( Дать детям рассмотреть апельсин). Что вы можете рассказать об апельсине? (круглый, оранжевый, сочный , из него делают апельсиновый сок, варят компот).

-Молодцы, вы очень много знаете про апельсин. Как вы думаете, если апельсин опустить в емкость с водой, он утонет? (Да)

-Почему? (Он тяжелый) .

-Давайте проверим. (Дети выполняют, опускают апельсин в воду).

_ Что произошло? (Апельсин не утонул, он плавает).

-А теперь давайте почистим апельсин и снова опустим его в воду (дети выполняют).

- Что случилось с апельсином? (Он утонул).

-Как вы думаете, что помогало апельсину не тонуть? (Кожура).

-Давайте рассмотрим кожуру .Какая она? (Кожура неровная, шершавая, пористая). В кожуре есть маленькие дырочки, которые заполнены воздухом,

а воздух не дает утонуть апельсину. Опустите кожуру в воду, она плавает. Кожура для апельсина, как спасательный круг.

-Теперь вы можете дать ответ, почему не тонет апельсин?

( ответы детей).

Вывод: «В апельсиновой кожуре много пузырьков воздуха. Они выталкивают апельсин на поверхность воды. Без кожуры апельсин тонет, потому что тяжелее воды, которую вытесняет».

2. Цветные арбизы

1) Опыт "Арбизы  растут"

Цель: формировать представления детей о свойствах арбиз

Педагог: ребята сегодня я принесла странные  цветные шарики. Ктол знает что это за шарики?

Правильно, это арбизы. А давай - те посмотрим что с ними будет если их опучтить в воду. Без влаги они находятся в «свернутом» состоянии, а при проникновении воды «разворачиваются» – и шарики набухают.

Педагог: при играх с гидрогелем необходимо соблюдать определенные правила безопасности: в рот не брать шарики, не кидаться ими.

Давай - те опустим шарики в воду и посмотрим что с ними произойдет, только уже завтра.

Вывод: на следующий день шарики увеличились в размере, значит в воде арбизы растут.

2)Опыт "Переправа"

Цель: продолжаем формировать представление о свойствах арбиз; развитие мелкой моторики рук.

Педагог: посмотрите, ребята как выросли наши шарики. А хотите потрогать их?

Тогда полностью опустим ручки в контейнер и потрогаем и по перебираем  шарики пальчиками.

Вывод: арбизы скользкие, мягкие, могут крошиться, прыгучие.

3)Опыт "Грузчик - водитель"

Педагог: В контейнере с арбизами есть ложечки и совочки. Хотите поиграть в игру "довези до склада".

Кто будет у нас водителем?

А кто будет грузчиком?(ответы детей)

Дети с помощью ложек и маленьких совочков наполняют машины и трактора арбизами.

Вывод: Такая игра сплочает детей играть вместе друг с другом, дети узнают что с арбизами можно играть в игры и использовать разные игрушки.

4) "Веселая мозаика"

Цель: Формировать у детей восприятие цвета, учить детей группировать детали по цвету. учить выкладыванию деталей мозаики, развитие речевой деятельности, формирование интереса к игре с арбизами, развитие мелкой моторики рук.

Педагог: Вы хотите поиграть в мозаику?

-Да.

Но мозаика будет необычная. Это арбизы. Будем выкалывать вот в эти контейнеры для яиц. Кто как хочет. По цвету, по рисунку. по размеру...

Дети выкладывают арбизы по контейнеру в ячейки.

Вывод: В данном опыте показано то, как дети могут играть и в то, же время развивать мелкую моторику, воображение и речь.

3. "Волшебница пена"

1) Опыт "Красивое пирожное"

Цель: формировать представление о пене для бритья, развитие самостоятельности, любознательности, воображения.

Педагог: Я очень люблю пирожное. А вы любите? А почему?

Вот сегодня вы хотите научиться печь пирожные? К нам придут скоро гости давай те их и угостим им.

Дети из пены и арбиз изготавливают пирожные. Украшают как хотят.

Вывод: Дети с удовольствие делают пирожные, происходит развитие мелкой моторики, воображения.

2) Опыт "Рисование на пене"

Цель: развитие любознательности, формировать представление о свойствах пены для бритья, развитие воображение.

Педагог: а вы знаете что можно рисовать на пене?

-Хотите попробовать нарисовать подарочную открытку для Деда Мороза?

Дети с помощью губок и кисточек рисуют на пене гуашью.

Вывод: освоение нового  способа  рисования.

4. "Разные крупы"

1) Опыт  "Сыпучий сундучок"

Цель: развитие речевой активности, воображения, мелкой моторики.

Я принесла сыпучий сундучок, в нем спрятаны игрушки. кто  хочет узнать какие?

Вывод: в данном опыте у детей идет обогащение словарного запаса, развивается мелкая моторика и воображение, речь.

2) "Варим суп"

Цель: познакомить детей с процессом приготовления супов с крупами, активизировать речь, воображение, развитие мелкой моторики и любознательности.

Педагог: Уже время подходит к обеду и мне очень хочется кушать. А вы хотите? А что мы едим на обед?

- Суп.

- Верно. Мы можем приготовить суп.

- А еще картофельное пюре и котлету. Или кашу.

Дети пересыпают пальчиками крупы, используют  лопатки, грабельки и раскладывают  в разную посуду.

Вывод: Данный опыт  тоже отлично развивает мелкую моторику, хорошо стимулирует тактильные ощущения, вызывает положительные эмоции.



Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.