Доклад «Организация проектной деятельности в начальной школе»
ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ
Тема моего выступления «Организация проектной деятельности в начальной школе»
В современной школе, развитие проектной, исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками.
В нашей школе, я считаю, методу проектирования уделяется пристальное внимание. Так как на протяжении нескольких лет работает научное общество «Новые рубежи», где учащиеся 1-11классов являются участниками этого общества. Начальные классы под названием «Ноушата-любопытные ребята или Ноушата - Хочу все знать!. После начальных классов учащиеся продолжают участвовать в научном обществе в среднем звене и в старших классах, но основа дается, в начальных классах так как такая работа продолжается. Целый год учащиеся занимаются над проектами, затем проводятся конференции в три этапа: 1-4 кл, 5-8 кл, 9-11 классы. Работы оцениваются членами жюри и с лучшие работы предлагаются для выступления в научно- практических конференциях «Совенок», «Дорогами Отечества», на конференции «Старт в науку» в Российской академии наук (РАН) в Москве и т.д
Мы работаем по учебно-методическому комплексу «Планета знаний», в каждом учебном предмете, начиная с первого класса, встречается увлекательная и творческая работа над проектом. Помимо этого мы учителя начальных классов ведем внеурочную деятельность - «Проектная и исследовательская деятельность» где, вместе с детьми занимаемся проектной и исследовательской деятельностью. Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Ведь метод проектов в образовании не случайно приобрел большую популярность. На самом деле участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, младшие школьники в процессе реализации проекта получают большую творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов на современном этапе - это социализация детей.
Полученный опыт, позволяет предположить, что при правильной организации учебного процесса проектная деятельность весьма успешна, и приносит - желаемые результаты.
На самом деле, грамотно организовать такой вид работы, как создание проектов с учащимися, довольно сложно. Эта работа требует много сил и времени и от учителя, и от ученика, и конечно от родителей. На мой взгляд, очень важно дать первые умения по созданию проекта и исследовательской работы именно младшему школьнику.
Для нас проектная деятельность стала совместной учебно-познавательной, творческой и игровой деятельностью, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.
Проект в начальной школе это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив, интересное и красочное действие. В его основе лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, а также развивать критическое мышление. Метод этот может быть ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
В работе над проектами надо конечно как можно больше заинтересовать и родителей учащихся. В этих целях проводить всеобучи, родительские собрания, чтобы уделять особое внимание этапам работы над проектом.
В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом.
Проектная деятельность в современном обществе - это будущее нашей педагогики в целом. Она способствует развитию личности, как детей, так и взрослых. Дети сами выбирают пути решения поставленной, выбранной ими проблемы, сами собирают информацию, сами реализуют проект. Педагог и родители только помогают и направляют.
Но у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.
Организация проектной, учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.
В процессе работы и последующего выступления ребята получают опыт научно-исследовательской деятельности. Они осваивают структуру научной работы, которая поможет им в будущем активно реализовывать себя не только в школе, но и далее в учебной и самостоятельной жизни.
Участие в подобных конкурсах положительно влияет на развитие ребенка. Здесь, в атмосфере здоровой конкуренции, ему дают возможность увидеть и услышать другие выступления, познакомиться со своими ровесниками.
Рекомендации педагогам по работе над проектами, исследованиями.
Первый этап работы на проектом или исследованием – это выбор темы. Вначале нужно определиться с интересами ребенка, которому необходмо предложить работу. Возможно, у него уже есть какие-то конкретные предложения (недаром, ваш выбор пал на него).
Далее – нужно найти какое-либо противоречие в выбранной теме, другими словами найти проблему, которую вы будете вместе с ребенком решать. Нужно найти «узкую» тему, а не обобщать.
Выбрали тему, смогли найти противоречие и проблему. Начинаем работать над планом работы. Определили объект и предмет исследования. Объект – это то, на что направлено будет исследование. Это широкое понятие: явление, социальные группы, проблемные ситуации или процессы. Предмет – это более узкое понятие, на которое направлено ваше конкретное исследование. Предмет выявляется новые отношения, свойства объекта.
Необходимо определить одну (!) цель и несколько задач исследования. Цель – это конкретный результат, научный и практический. Определение задач поможет представить все последовательные этапы исследования с начала до конца.
В работе должны быть следующие пункты: введение, методика исследования, результаты исследований и их обсуждение, выводы, заключение, список источников и использованной литературы.
Проектные и исследовательские работы являются частью внеучебной деятельности для учителя и ученика. Это требует затрат: временных, личностных. Необходимо объяснять учащимся, что занятия исследовательской деятельностью – это путь к собственному развитию, который очень многое дает ребенку.
Как правильно оформить исследовательскую работу?
Во введении обосновывается выбор темы, определяется цель работы и пути ее достижение, хронологические рамки исследования. Здесь же можно кратко рассказать о литературе, которая использовалась при изучении темы (это может быть «Обзор литературы» или «Исторический обзор»).
Основная часть исследования, как правило, состоит из 2-3 глав, раскрывающих тему. Важно раскрыть тему, восстановить, реконструировать историю объекта исследования, показать то новое, что вы внесли в тему.
В конце каждой главы стоит делать краткие выводы, которые являются краткими ответами на вопросы, поставленные в задачах. А в заключении подводят итоги и показывают историко-культурную ценность приведенных данных, делают выводы о роли изучаемого события, памятника для истории города, края и т.д.
Приложения нужны и даже обязательны для всякой исследовательской работы. Это могут быть копии архивных документов, фотографии, карты и т.п.
Работу завершает список используемой литературы. Здесь всегда много неточностей и ошибок. В алфавитном порядке указываются авторы, названия книг, издательство, количество страниц.
В тексте работы должны быть ссылки на источники и литературу. Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть внесены в конец работы – в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.
Спасибо за внимание.