12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Саликаева Светлана Алексеевна7
Я, Саликаева Светлана Алексеевна, учитель начальных классов со стажем работы 35 лет. Люблю свою работу.
Россия, Башкирская респ., Бирск

ОРГАНИЗАЦИЯ ПРОЕКТНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В НАЧАЛЬНОЙ ШКОЛЕ

Тема моего выступления «Организация проектной деятельности в начальной школе»

В современной школе, развитие проектной, исследовательской познавательной активности является приоритетным направлением учебной и воспитательной работы с младшими школьниками. 

В нашей школе, я считаю, методу проектирования уделяется пристальное внимание. Так как на протяжении нескольких лет работает научное общество «Новые рубежи», где учащиеся 1-11классов являются участниками этого общества. Начальные классы под названием «Ноушата-любопытные ребята или Ноушата - Хочу все знать!. После начальных классов учащиеся продолжают участвовать в научном обществе в среднем звене и в старших классах, но основа дается, в начальных классах так как такая работа продолжается. Целый год учащиеся занимаются над проектами, затем проводятся конференции в три этапа: 1-4 кл, 5-8 кл, 9-11 классы. Работы оцениваются членами жюри и с лучшие работы предлагаются для выступления в научно- практических конференциях «Совенок», «Дорогами Отечества», на конференции «Старт в науку» в Российской академии наук (РАН) в Москве и т.д

Мы работаем по учебно-методическому комплексу «Планета знаний», в каждом учебном предмете, начиная с первого класса, встречается увлекательная и творческая работа над проектом. Помимо этого мы учителя начальных классов ведем внеурочную деятельность - «Проектная и исследовательская деятельность» где, вместе с детьми занимаемся проектной и исследовательской деятельностью. Следует отметить, что проектная деятельность в начальной школе достаточно сложный процесс, но интересный и увлекательный. Ведь метод проектов в образовании не случайно приобрел большую популярность. На самом деле участие детей в проекте даёт возможность экспериментировать, проявлять любознательность, активность и интерес к окружающему миру, а также взаимодействовать с другими детьми и взрослыми. Кроме того, младшие школьники в процессе реализации проекта получают большую творческую тренировку, что очень важно, так как основная цель проектов на современном этапе - это социализация детей.

Полученный опыт, позволяет предположить, что при правильной организации учебного процесса проектная деятельность весьма успешна, и приносит - желаемые результаты.

На самом деле, грамотно организовать такой вид работы, как создание проектов с учащимися, довольно сложно. Эта работа требует много сил и времени и от учителя, и от ученика, и конечно от родителей. На мой взгляд, очень важно дать первые умения по созданию проекта и исследовательской работы именно младшему школьнику.

Для нас проектная деятельность стала совместной учебно-познавательной, творческой и игровой деятельностью, имеющей общую цель, согласованные методы и способы деятельности, направленные на достижение результата – создания проекта.

Проект в начальной школе это не доклад и не сухой отчёт – это, напротив, интересное и красочное действие. В его основе лежит развитие познавательных интересов учащихся, умений самостоятельно конструировать свои знания и ориентироваться в информационном пространстве, проявлять компетенцию в вопросах, связанных с темой проекта, а также развивать критическое мышление. Метод этот может быть ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся – индивидуальную, парную или групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени.
В работе над проектами надо конечно как можно больше заинтересовать и родителей учащихся. В этих целях проводить всеобучи, родительские собрания, чтобы уделять особое внимание этапам работы над проектом.

В работе над проектом так важно ничего не упустить: актуальность проекта, его цели, задачи, проблема, гипотеза, предполагаемый результат, этапы работы над проектом, теоретическая и практическая части, заключения и выводы, подведение итогов работы над проектом.

Проектная деятельность в современном обществе - это будущее нашей педагогики в целом. Она способствует развитию личности, как детей, так и взрослых. Дети сами выбирают пути решения поставленной, выбранной ими проблемы, сами собирают информацию, сами реализуют проект. Педагог и родители только помогают и направляют.

Но у школьников не всегда возникает тяга к самостоятельной исследовательской работе. Здесь необходимо учителю организовать работу таким образом, чтобы у учащихся появилось желание провести исследование по возникшей проблеме.

Организация проектной,  учебно-исследовательской деятельности – это вовлечение школьников в процесс, напоминающий научный поиск, построенный на основе естественного стремления ребенка к самостоятельному изучению окружающего, что должно способствовать его творческой самореализации, развитию интеллекта и критического мышления, формированию и развитию исследовательских умений, умению самостоятельно добывать и применять знания.

В процессе работы и последующего выступления ребята получают опыт научно-исследовательской деятельности. Они осваивают структуру научной работы, которая поможет им в будущем активно реализовывать себя не только в школе, но и далее в учебной и самостоятельной жизни.

Участие в подобных конкурсах положительно влияет на развитие ребенка. Здесь, в атмосфере здоровой конкуренции, ему дают возможность увидеть и услышать другие выступления, познакомиться со своими ровесниками.

Рекомендации педагогам по работе над проектами,  исследованиями.

Первый этап работы на проектом или исследованием – это выбор темы. Вначале нужно определиться с интересами ребенка, которому необходмо предложить работу. Возможно, у него уже есть какие-то конкретные предложения (недаром, ваш выбор пал на него).

Далее – нужно найти какое-либо противоречие в выбранной теме, другими словами найти проблему, которую вы будете вместе с ребенком решать. Нужно найти «узкую» тему, а не обобщать.

Выбрали тему, смогли найти противоречие и проблему. Начинаем работать над планом работы. Определили объект и предмет исследования. Объект – это  то, на что направлено будет исследование. Это широкое понятие: явление, социальные группы, проблемные ситуации или процессы. Предмет – это более узкое понятие, на которое направлено ваше конкретное исследование. Предмет выявляется новые отношения, свойства объекта.

Необходимо определить одну (!) цель и несколько задач исследования. Цель – это конкретный результат, научный и практический. Определение задач поможет представить все последовательные этапы исследования с начала до конца.

В работе должны быть следующие пункты: введение, методика исследования, результаты исследований и их обсуждение, выводы, заключение, список источников и использованной литературы.

Проектные и исследовательские работы являются частью внеучебной деятельности для учителя и ученика. Это требует затрат: временных, личностных. Необходимо объяснять учащимся, что занятия исследовательской деятельностью – это путь к собственному  развитию, который очень многое дает ребенку.

Как правильно оформить исследовательскую работу?

Во введении обосновывается выбор темы, определяется цель работы и пути ее достижение, хронологические рамки исследования. Здесь же можно кратко рассказать о литературе, которая использовалась при изучении темы (это может быть «Обзор литературы» или «Исторический обзор»).

Основная часть исследования, как правило, состоит из 2-3 глав, раскрывающих тему. Важно раскрыть тему, восстановить, реконструировать историю объекта исследования, показать то новое, что вы внесли в тему.

В конце каждой главы стоит делать краткие выводы, которые являются краткими ответами на вопросы, поставленные в задачах. А в заключении подводят итоги и показывают историко-культурную ценность приведенных данных, делают выводы о роли изучаемого события, памятника для истории города, края и т.д.

Приложения нужны и даже обязательны для всякой исследовательской работы. Это могут быть копии архивных документов, фотографии, карты и т.п.

Работу завершает список используемой литературы. Здесь всегда много неточностей и ошибок. В алфавитном порядке указываются авторы, названия книг, издательство, количество страниц.

В тексте работы должны быть ссылки на источники и литературу. Фактические и числовые данные, имеющие большой объем, а также рисунки, диаграммы, схемы, карты, фотографии и т.д. могут быть внесены в конец работы – в приложения. Все приложения должны быть пронумерованы и озаглавлены, а в тексте работы должны быть сделаны ссылки на них.

Спасибо за внимание.




Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.