Проектно-исследовательская работа «Организация работы с одарёнными детьми»

0
0
Материал опубликован 3 January

В работе проанализирована проблематика организации работы с одарёнными детьми. Раскрыты понятия «одарённость» и «одарённый ребёнок». Рассмотрены виды и признаки одарённости. Предложены методы работы с одарёнными детьми.

 

Гасанова Анна Алексеевна

учитель начальных классов

МАОУ СОШ № 43 г. Краснодара

 

 

 

 

 

 

 

ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЁННЫМИ ДЕТЬМИ

__________________________________________________________________

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

г. Краснодар

2025

Содержание

 

 

Введение 3

1. Теоретические аспекты изучения детской одарённости 5

1.1. Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок» 5

1.2. Признаки одарённости 7

1.3. Виды одарённости 10

2. Проблемы организации работы с одарёнными детьми 17

3. Методы работы с одарёнными детьми 25

Заключение 31

Список использованных источников 33

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

Веками в обществе формировались представления об одарённости людей. Одарённым, умным человеком всегда называли того, кто был способен к выдающимся результатам, рекордам, мог найти интересный, неожиданный выход из непростой ситуации, создать что-то принципиально новое, отличное от других, легко приобретал новые знания, делал то, что другие не могли.

Особое место при исследовании этого феномена занимает детская одарённость, её происхождение, проявление, развитие. Этот вопрос сегодня становится особенно актуальным. В настоящее время современному обществу необходимы дети, обладающие высоким уровнем умственных способностей, умеющие принимать нестандартные решения, способные мыслить творчески. Всё это является теми качествами, которые присущи одарённым людям, одарённым детям.

Следует сказать, что как бы не был одарён ребёнок, его нужно учить. Важно выработать в нём усидчивость, приучить трудиться, самостоятельно принимать решения. Это выделяет особую значимость учителя, вовремя рассмотреть, выявить и развить "одарённость" ребёнка, активизировать познавательный процесс.

Проблемы развития и воспитания одарённых детей имеют важнейшее государственное значение, так как от уровня подготовки будущих специалистов зависит потенциал страны. Эти специалисты будут в будущем определять культурное, духовное, экономическое, социально-политическое развитие страны.

Система развития одарённого ребёнка должна быть тщательно выстроена, индивидуализирована и её реализация должна приходиться на благоприятный возрастной период. Это период становления способностей и формирования личности.

На сегодняшний день существует ряд трудностей в организации работы с одарёнными детьми, например, нехватка квалифицированных специалистов для работы с ними, отсутствие материально-технической базы, тщательно проработанных программ и алгоритмов работы с такими детьми.

Но, несмотря на существующие проблемы удалось и многое сделать. В целях выявления и поддержки лиц, проявивших выдающиеся способности, проводятся различные олимпиады и иные интеллектуальные и творческие конкурсы, физкультурные и спортивные мероприятия, направленные на выявление и развитие у обучающихся интеллектуальных и творческих способностей, способностей к занятиям физической культурой и спортом, интереса к научной, исследовательской деятельности, творческой деятельности, физкультурно-спортивной деятельности, на продвижение научных знаний, творческих и спортивных достижений.

Целью данного исследования является изучение проявления одарённости у детей, раскрытие сущности понятия одарённости, обобщение методики выявления одарённых детей, рассмотрение особенностей педагогической работы с ними.

Объектом работы являются одарённые дети младшего школьного возраста, их умственное развитие и организация работы с такими детьми.

Процесс выявления и развития одарённости, особенности педагогической работы и совершенствование её организации является предметом данного исследования.

Методом является изучение и анализ методической, психолого-педагогической литературы, а также педагогическое наблюдение, оценка и самоанализ.

Практическая значимость работы заключается в применении разработанных направлений совершенствования организации работы с одарёнными детьми в образовательных организациях.

Работа состоит из введения, трёх глав, трёх параграфов, заключения и списка использованных источников.

1. Теоретические аспекты изучения детской одарённости

1.1. Определение понятий «одарённость» и «одарённый ребёнок»

Создание концепции одарённости началось на рубеже XIX и XX веков. Выдающийся английский учёный Френсис Гальтон первым попытался доказать экспериментальным путём, что выдающиеся способности являются результатом действия наследственных факторов. Позже было установлено, что одарённость во многом зависит от воспитания, получения образования, жизненного уровня и других факторов в жизни человека. Один из психологов ХХ века Вильям Штерн предлагал следующее понятие одарённости: умственная одарённость есть "общая способность сознательно направить своё мышление на новые требования, есть умственная способность приспособления к новым задачам и условиям жизни". Он подчёркивает , что признак приспособления выдвигает зависимость действий от внешних моментов и отличает одарённость от гениальности, сущность которой состоит в самопроизвольном творчестве. А признак всеобщности отличает умственную одарённость от таланта, характерная особенность которого состоит именно в ограничении умственной способности одной областью содержания. Умственно одарён тот, кто легко приспосабливается к новым требованиям при различных условиях и различных областях.

В отечественной науке одним из первых понятие "одарённость" дал в 1940 году в своей статье "Способности и одарённость" советский психолог, основатель школы дифференциальной психологии Борис Михайлович Теплов. По его мнению, одарённость следует понимать как качественно-своеобразное сочетание способностей и факторов среды, от которых зависит возможность достижения успеха в выполнении той или иной деятельности. При этом одарённость понимается не как механическая совокупность способностей, а как новое качество, рождающееся во взаимовлиянии и взаимодействии компонентов, которые в неё входят. Одарённость обеспечивает не успех в деятельности, а только возможность достижения этого успеха. Кроме наличия комплекса способностей, для успешного выполнения деятельности человеку необходимо обладать определённой суммой знаний, умений и навыков.

Первоначально это понятие было отнесено только ко взрослым, достижения которых считались выдающимися. Затем его стали применять к детям, имея в виду их умственное развитие, исключительные достижения в учении.

Понятие "одарённость" - это системное развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких (необычных, незаурядных) результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Это качественное своеобразное сочетание способностей, обеспечивающее успешное выполнение деятельности. Совместное действие способностей, представляющих определённую структуру, позволяет компенсировать недостаточность отдельных способностей за счёт преимущественно развития других. Необходимо отметить, что понятие "одарённость" очень близко к понятию "способности". Слово "способность" в русском языке имеет два значения: природное дарование и возможность, умение что-нибудь делать. Такими образом, эти два термина тесно связаны и не всегда их можно различить. Также способность всегда перекликается с индивидуальностью. Быть индивидуальностью - значит уметь думать по своему, вносить что-то новое.

Одарённым можно считать ребёнка, который выделяется яркими, очевидными, иногда выдающимися достижениями (или имеет внутренние предпосылки для таких достижений) в том или ином виде деятельности. Одарённость у разных детей может быть выражена в более или менее очевидном виде. Судить об одарённости следует не только по школьной деятельности ребёнка, но и по его внешкольным делам, а также по инициированным им самим формам деятельности.

Поскольку одарённость в детском возрасте можно рассматривать в качестве потенциала психического развития по отношению к последующим этапам жизненного пути личности, следует учитывать сложность самой проблемы "одарённый ребёнок". Одарённость конкретного ребёнка - в значительной мере условная характеристика. Необходимо понимать, что проявления одарённости в детские годы, даже при самых благоприятных условиях могут либо постепенно, либо весьма быстро исчезнуть. Данное обстоятельство необходимо учесть при организации практической работы с одарёнными детьми. Особенности, присущие одарённым, обогащают нашу жизнь во всех её проявлениях и делают их вклад чрезвычайно важным. Одарённых детей отличает высокая чувствительность во всём, у многих высоко развито чувство справедливости; они способны чутко улавливать изменения в общественных отношениях, новые веяния времени в науке, культуре, технике, быстро и адекватно оценивать характер этих тенденций в обществе. Немаловажной особенностью является непрекращающаяся познавательная активность и высоко развитый интеллект, которые дают возможность получать новые знания об окружающем мире. Также, одарённым детям присущи большая энергия, целеустремлённость и настойчивость, которые в сочетании с огромными знаниями и творческими способностями позволяют претворять в жизнь массу интересных и значимых проектов.

1.2. Признаки одарённости

По данным учёных, у 20 процентов современных детей уже в дошкольном возрасте выявляются признаки одарённости. Этих детей в раннем возрасте отличает способность прослеживать причинно-следственные связи и умение делать соответствующие выводы; часто им не интересно общаться со сверстниками; одарённые дети могут быть долгое время сосредоточены на чём-либо; при выполнении того или иного задания они сразу приступают к заданию, а потом задают вопросы; тратят почти всю свою ментальную энергию на те вещи, которые их интересуют.

Признаками одарённости являются особенности одарённого ребенка, которые проявляются в его реальной деятельности и могут быть оценены на уровне наблюдения за характером его действий. Признаки явной (проявленной) одарённости зафиксированы в ее определении и связаны с высоким уровнем выполнения деятельности. Вместе с тем, об одарённости ребёнка следует судить в единстве категорий “хочу” и “могу”. Поэтому признаки одарённости охватывают два аспекта поведения одарённого ребёнка: инструментальный и мотивационный. Инструментальный - характеризует способы его деятельности (как ребёнок выполняет какое-либо действие). Мотивационный - характеризует отношение ребёнка к той или иной стороне действительности, а также к своей деятельности.

Инструментальный аспект поведения одаренного ребенка может быть описан следующими признаками:

1. Наличие специфических стратегий деятельности. Способы деятельности одарённого ребёнка обеспечивают ее особую, качественно своеобразную продуктивность. При этом выделяются три основных уровня успешности деятельности, с каждым из которых связана своя специфическая стратегия её осуществления:

- быстрое освоение деятельности и высокая успешность ее выполнения;

- использование и изобретение новых способов деятельности в условиях поиска решения в заданной ситуации;

- выдвижение новых целей деятельности за счёт более глубокого овладения предметом, ведущее к новому видению ситуации и объясняющее появление, на первый взгляд, неожиданных идей и решений.

Для поведения одарённого ребёнка характерен главным образом третий уровень успешности: новаторство, как выход за пределы требований выполняемой деятельности.

2. Сформированность качественно своеобразного индивидуального стиля деятельности, выражающегося в склонности “все делать по-своему” и связанного с присущей одарённому ребёнку самодостаточной системой саморегуляции. Индивидуализация способов деятельности выражается в элементах уникальности её продукта.

3. Высокая структурированность знаний, умение видеть изучаемый предмет в системе, свернутость способов действий в соответствующей предметной области, что проявляется в способности одарённого ребёнка, с одной стороны, практически мгновенно схватывать наиболее существенную деталь (факт) среди множества других предметных сведений (впечатлений, образов, понятий и т.д.) и, с другой стороны, удивительно легко переходить от единичной детали (факта) к её обобщению и развернутому контексту её интерпретации. Иными словами, своеобразие способов деятельности одарённого ребёнка проявляется в его способности в сложном видеть простое, а в простом – сложное.

4. Особый тип обучаемости. Он может проявляться как в высокой скорости и легкости обучения, так и в замедленном темпе обучения, но с последующим резким изменением структуры знаний, представлений и умений.

Мотивационный аспект поведения одарённого ребёнка может быть описан следующими признаками:

1. Повышенная, избирательная чувствительность к определенным сторонам предметной действительности (знакам, звукам, цветам, растениям и т.д.) либо определенным формам собственной активности (физической, художественной и т.д.), сопровождающаяся, как правило, переживанием чувства удовольствия.

2. Ярко выраженный интерес к тем или иным занятиям или сферам деятельности, чрезвычайно высокая увлечённость каким-либо предметом, погружённость в то или иное дело.

3. Повышенная познавательная потребность, любознательность.

4. Предпочтение парадоксальной, противоречивой и неопределенной информации, неприятие стандартных, типичных заданий и готовых ответов.

5. Высокая критичность к результатам собственного труда, склонность ставить сверхтрудные цели, стремление к совершенству.

Психологические особенности детей, демонстрирующих одарённость, могут рассматриваться лишь как признаки, сопровождающие одарённость, но не обязательно как порождающие её. Поэтому наличие указанных психологических особенностей может служить лишь основанием для предположения об одарённости, а не для вывода о её безусловном наличии.

Следует подчеркнуть, что поведение одарённого ребёнка совсем не обязательно должно соответствовать одновременно всем вышеперечисленным признакам. Поведенческие признаки одарённости вариативны и часто противоречивы по своим проявлениям, поскольку в сильной мере зависимы от социального контекста. Тем не менее, даже наличие одного из этих признаков должно привлечь внимание специалиста и мотивировать его на тщательный и длительный по времени анализ каждого конкретного индивидуального случая.

1.3. Виды одарённости

Одарённые дети чрезвычайно сильно отличаются друг от друга по видам одарённости. Разграничение видов одарённости определяется условиями, положенными в основу классификации. Так, например, американский психолог Говард Гарднер объяснил особенности проявлений и примеры кинестетической, пространственной, логико-математической, музыкальной, лингвистической и социальной одарённости, а в Мюнхенском исследовании продемонстрирована независимость когнитивных факторов одарённости: интеллекта, креативности, социальной компетентности, музыкальных и сенсомоторных способностей.

В одарённости выделяются качественный и количественный аспекты. При исследовании качественных характеристик одарённости предполагается выделение различных качественно своеобразных видов одарённости в связи со спецификой психических возможностей человека и особенностями их проявления в тех или иных видах деятельности. Анализ количественных характеристик позволяет описать степень выраженности психических возможностей человека.

Критериями выделения видов одарённости являются:

1) Вид деятельности и обеспечивающие ее сферы психики.

Выделение видов одарённости осуществляется в рамках основных видов деятельности с учётом многообразных психических сфер и степени участия разных уровней психической организации. Основными видами деятельности являются практическая, теоретическая (познавательная), художественно-эстетическая, коммуникативная и духовно-ценностная. Сферы психики представлены интеллектуальной, эмоциональной и мотивационно-волевой.

Соответственно, могут быть выделены следующие виды одарённости.

В практической деятельности можно подчеркнуть одарённость в ремеслах, спортивную и организационную одарённость. В познавательной деятельности находит реализацию интеллектуальная одарённость различных видов. В художественно-эстетической деятельности выделяются, например, хореографическая, сценическая, литературно-поэтическая, изобразительная и музыкальная одарённость. В коммуникативной деятельности, прежде всего, следует выделить лидерскую и аттрактивную одарённость. И, наконец, в духовно-ценностной деятельности можно отметить одарённость в создании новых духовных ценностей и смыслов, служение людям.

Каждый из этих видов предполагает одновременное включение всех уровней психической организации с преобладанием того уровня, который наиболее значим для данного конкретного вида деятельности.

Одарённость выступает как интегральное проявление разных способностей в целях конкретной деятельности. Один и тот же вид одарённости может носить неповторимый, уникальный характер, поскольку отдельные компоненты одарённости у различных людей могут быть выражены в разной степени. Одарённость может состояться только в том случае, если резервы самых разных способностей человека позволят компенсировать недостающие или недостаточно выраженные компоненты, необходимые для успешной реализации деятельности. Яркая одарённость или талант свидетельствуют о наличии высоких способностей по всему набору компонентов, затребованных деятельностью, а также об интенсивности интеграционных процессов «внутри» субъекта, вовлекающих его личностную сферу.

2) По критерию «степень сформированности одарённости» можно дифференцировать: актуальную и потенциальную одарённость.

Актуальная одарённость – это психологическая характеристика ребёнка с такими наличными (уже достигнутыми) показателями психического развития, которые проявляются в более высоком уровне выполнения деятельности в конкретной предметной области по сравнению с возрастной и социальной нормами. В данном случае речь идет не только об учебной, но и о широком спектре различных видов деятельности. Особую категорию актуально одарённых детей составляют талантливые дети. Считается, что талантливый ребёнок – это ребёнок, достижения которого отвечают требованию объективной новизны и социальной значимости. Как правило, конкретный продукт деятельности талантливого ребёнка оценивается экспертом (высококвалифицированным специалистом в соответствующей области деятельности) как отвечающий в той или иной мере критериям профессионального мастерства и творчества.

Потенциальная одарённость – это психологическая характеристика ребёнка, который имеет лишь определенные психические возможности (потенциал) для высоких достижений в том или ином виде деятельности, но не может реализовать свои возможности в данный момент времени в силу их функциональной недостаточности. Развитие этого потенциала может сдерживаться рядом неблагоприятных причин (трудными семейными обстоятельствами, недостаточной мотивацией, низким уровнем саморегуляции, отсутствием необходимой образовательной среды и т. д.).

Для выявления потенциальной одарённости требуется высокая вариативность используемых диагностических методов, поскольку речь идёт о ещё несформировавшейся системе способностей, о дальнейшем развитии которой можно судить лишь на основе отдельных предпосылок и признаков. Консолидация способностей, необходимая для высоких достижений, ещё отсутствует. Данный вид одарённости проявляется при благоприятных условиях, обеспечивающих определённое развивающее влияние на исходные психические возможности ребёнка.

3) Критерием «форма проявления» является явная и скрытая одарённости.

 

Явная одарённость раскрывается в деятельности ребёнка достаточно выразительно и ярко (как бы «сама по себе»), в том числе и при неблагоприятных условиях. В этом случае достижения ребёнка столь очевидны, что его одарённость не вызывает сомнения, поэтому специалисту в данной области с большой степенью вероятности удаётся сделать заключение о наличии одарённости или высоких возможностях ребёнка. Он может соответствующе оценить “зону ближайшего развития” и правильно наметить программу дальнейшей работы с таким “перспективным ребёнком”. Однако далеко не всегда одарённость обнаруживает себя столь явно.

Скрытая одарённость показывает себя в деятельности ребёнка менее выражено, часто замаскировано и не замечается окружающими. Так, возрастает опасность ошибочных заключений об отсутствии одарённости такого ребёнка. Его могут отнести к числу «малоперспективных» и лишить необходимого внимания и грамотного подхода.

Причины скрытой одарённости во многом могут быть связаны с наличием особых психологических барьеров, кроются в специфике культурной среды, в которой формируется ребёнок, в особенностях его взаимодействия с окружающими людьми.

Скрытые формы одарённости - это сложные по своей природе и часто непредсказуемые по характеру проявления психические феномены. Выявление детей с таким типом одарённости ни в коем случае не может сводиться к одномоментному психодиагностическому обследованию больших групп дошкольников и школьников. Их идентификация - это длительный процесс, основанный на использовании многоуровневого комплекса методов анализа поведения ребёнка, включении его в различные виды реальной деятельности, организации его общения с одарёнными взрослыми, обогащении его индивидуальной жизненной среды, вовлечения его в инновационные формы обучения и т.д.

4) По критерию «широта проявлений в различных видах деятельности» можно выделить общую (или умственную) и специальную одарённость.

Общая одарённость проявляется по отношению к различным видам деятельности и выступает как основа их продуктивности. Психологической основой данного вида одарённости является результат объединения умственных способностей, мотивационной сферы и системы ценностей, вокруг которых выстраиваются волевые, эмоциональные и другие качества личности. Умственная активность и её саморегуляция являются важнейшими факторами общей одарённости. Она идентифицирует уровень понимания происходящего, глубину мотивационной и эмоциональной вовлечённости в деятельность, степень ее целенаправленности.

Специальная одарённость раскрывается в конкретных видах деятельности и обычно определяется в отношении отдельных областей (поэзия, музыка, математика, спорт, живопись и т. д.). Основополагающим является особое, сопричастное отношение человека к явлениям жизни и стремление воплотить ценностное содержание своего жизненного опыта в выразительных художественных образах. Ещё одним ярким примером специальных способностей является социальная одарённость - это интегральное качество личности, основанное на способности устанавливать и поддерживать зрелые, конструктивные, характеризующиеся глубиной и продуктивностью взаимоотношения с другими людьми, сформированные на уважении к ним, их внутреннему состоянию, особенностям характера и жизненной ситуации (семья, политика, деловые отношения в рабочем коллективе). Специальная одарённость оказывает влияние на избирательную специализацию общих психологических ресурсов личности, усиливая тем самым индивидуальное своеобразие и самобытность одарённого человека.

5) Последним является критерий “особенности возрастного развития” и здесь можно разграничить раннюю и позднюю одарённость.

Решающими показателями в этом случае выступают темп психического развития ребёнка, а также те возрастные этапы, на которых одарённость проявляется в явном виде. Необходимо учитывать, что ускоренное психическое развитие и соответственно раннее обнаружение дарований (феномен «возрастной одарённости») далеко не всегда связаны с высокими достижениями в более старшем возрасте. В свою очередь, отсутствие ярких проявлений одарённости в детском возрасте не означает отрицательного вывода относительно перспектив дальнейшего психического развития личности. Примером ранней одарённости являются дети, которые получили название “вундеркиндов”. Вундеркинд (буквально – “чудесный ребенок”) -

ребёнок, который признан образовательной системой превосходящим уровень интеллектуального развития других детей своего возраста. Как правило, это ребёнок дошкольного или младшего школьного возраста с чрезвычайными, блестящими успехами в каком-либо определенном виде деятельности - в музыке, рисовании, пении и т.д. Особое место среди таких детей занимают интеллектуальные вундеркинды. Это не по годам развитые дети, чьи возможности проявляются в крайне высоком опережающем темпе развития умственных способностей. Для них характерно чрезвычайно раннее, с 2-3-х лет освоение чтения, письма и счёта; овладение программой трехлетнего обучения к концу первого класса; выбор сложной деятельности по собственному желанию. Их отличает необыкновенно высокое развитие отдельных познавательных процессов (блестящая память, редкостная наблюдательность, необычная сообразительность, абстрактное мышление).

Существует определенная зависимость между возрастом, в котором проявляется одарённость, и областью деятельности. Наиболее рано дарования проявляются в искусстве, особенно в музыке. Несколько позднее одарённость проявляется в сфере изобразительного искусства. В науке достижение значимых результатов в виде выдающихся открытий, создание новых областей и методов исследования и т.п. происходит обычно позднее, чем в искусстве. Это связано, в частности, с необходимостью приобретения глубоких и обширных знаний, без которых невозможны научные открытия. Итак, любой индивидуальный случай детской одарённости может быть оценен с точки зрения всех вышеперечисленных критериев классификации видов одарённости. Одарённость оказывается, таким образом, многовариантным по своему характеру явлением. Для практика - это возможность и, вместе с тем, необходимость более широкого взгляда на своеобразие одарённости конкретного ребёнка.

С психологической точки зрения одарённость, во–первых, представляет собой очень сложное психическое образование, в котором неразрывно переплетены познавательные, мотивационные, психолого-физиологические и другие сферы психики. Во-вторых, одарённость многолика, её проявления зависят от возраста, и характеризуется большой индивидуальностью, что определяется исключительно своеобразным сочетанием разных сфер психики одарённого человека. В-третьих, различны критерии, используемые для оценки феномена одарённости.

Таким образом, одарённость в целом представляет собой явление динамическое, изменяющееся во времени как по предмету и интенсивности проявления, так по степени и характеру взаимосвязей между её структурами.


 

 

2. Проблемы организации работы с одарёнными детьми

Интерес общества к одарённым детям как к будущей интеллектуальной и творческой элите растёт, поскольку становится очевидным, что процветание и благосостояние общества зависит от развития личностных ресурсов человека. Проблемы организации работы с одарёнными детьми привлекают внимание многих педагогов во все времена. Многие из них считают своей главной задачей выявление одарённого ребёнка и развитие его способностей. Основная задача состоит в том, чтобы поддержать такого ребёнка и способствовать развитию его возможностей. Этот вопрос всегда присутствовал и решался в той или иной степени на всех этапах развития любой системы образования посредством дифференцированного и индивидуального подхода в обучении.

Сегодня проблема обучения одарённых детей напрямую связана с новыми условиями и требованиями быстро меняющегося мира, породившего идею организации целенаправленного образования людей, имеющих ярко выраженные способности в той или иной области знаний. Одарённый ребёнок – это особенный ребёнок, и ему не всегда подходят требования стандартной образовательной системы. Для одарённых детей характерна чрезвычайная любознательность и потребность в познании, энергичность и яркая независимость.

Работа с одарёнными детьми в современной системе образования РФ выстраивается в образовательных организациях различного типа. В значительной степени разработана область работы с одарёнными детьми в общеобразовательных организациях. Её целью является создание системы выявления, развития и адресной поддержки одарённых детей. Работа с талантливыми детьми многогранна и требует интеграции усилий педагогов, психологов, родителей. Кроме того, современная школа делает акцент не на выделение отдельных одарённых детей, а в максимальном раскрытии способностей каждого ребёнка.

Однако школа, несмотря на серьёзную активность в отношении данной категории детей на современном этапе развития системы образования РФ, не всегда может создать условия для решения возрастных задач и задач социального развития одарённых школьников. В силу направленности на существующие нормы и стандарты общеобразовательные организации часто по-прежнему ориентированы на среднего ученика. Это приводит к сложностям в развитии способностей, в самореализации и социальном развитии одарённых детей. Выделяется ряд проблем в работе с одарёнными детьми: создание необходимых педагогических условий, сложности в планировании индивидуальных маршрутов обучения, использование продуктивных форм и методов работы.

В литературе по проблемам развития одарённых детей сложилась весьма противоречивая ситуация – одни считают, что одарённые дети неадаптивны, другие говорят об их сверхадаптивности, есть и те, кто считает, что они часто бывают  нетворческими, но им возражают четвертые, убежденные в том, что без творческих способностей одаренности не бывает. Можно выделить еще группу специалистов, считающих, что такие дети одарены от природы, но есть и специалисты, которые подчеркивают, что от природы этот дар получает только небольшая часть детей. В вопросе определения одарённости есть немало специалистов, оценивающих её по успешности обучения, и ещё больше тех, кто не включает этот показатель в число признаков одарённости. Примеров несогласованности позиций – великое множество. Причина кроется в том очевидном факте, что в число одарённых включаются весьма разные группы детей, отличающихся не только по уровню способностей, но и по типу развития, по типу открытости (проявленности) способностей и по многим другим характеристикам.

Модернизация работы с одарёнными обучающимися – одна из современных задач развития сферы образования. Сегодня школы разрабатывают планы работы с одарёнными обучающимися, в отдельных образовательных организациях могут создаваться и собственные концепции развития одарённых детей. Анализ планов работы с одарёнными школьниками и отчетов о реализации подобных планов демонстрирует положительную динамику развития сферы организации специальной учебно-воспитательной работы по выявлению и развитию одарённых детей. Вместе с тем непосредственное наблюдение за образовательным процессом в школе позволило выявить ряд проблем, решение которых затруднительно и требует большого количества времени. Современный школьник пока ещё недостаточно подготовлен к творческому и интеллектуальному труду, редко обладает высоким уровнем познавательной мотивации, часто ищет легкие пути достижения положительных результатов в учебной деятельности. Это подтверждается следующими данными проведённого опроса:

– менее 8,5% подростков получают удовольствие от процесса познания;

– всего 5,1% обучающихся испытывают потребность в выполнении самостоятельных творческих заданий;

– 8,4% школьников нуждаются в «более понятном» объяснении материала

учителями;

– 14,7% опрошенных выразили пожелание «упрощения программы»;

– 29,4% респондентов упоминают интерес к тем урокам, которые проводятся

в виде дискуссии, работы в группах или «разнообразно».

На современном этапе развития психолого-педагогической мысли одарённость можно рассматривать как в некоторой степени девиацию, а именно, одарённые дети представляются во многих случаях носителями отклонений, что при работе с ними создаёт не мало трудностей.

Актуальность существующих проблем связана с негативными личностно-поведенческими аспектами одарённого ребенка, среди которых можно отметить следующие: эгоцентризм и неспособность вставать на точку зрения другого человека, особенно если он интеллектуально слабее, неприязнь к школе, если учебная программа скучна и неинтересна, отставание в физическом развитии по сравнению со сверстниками, так как одарённый ребёнок предпочитает интеллектуальные занятия, отсутствие культуры диалога и желание заканчивать мысль собеседника, так как уже с первых слов схватывает суть проблемы, стремление прерывать и поправлять собеседника во время разговора, стремление всегда быть правым в споре из-за отсутствия конформизма и способности идти на компромисс, стремление командовать сверстниками – иначе ему становится скучно с ними.

Эти проблемы влекут за собой комплекс сложностей социально-психологического характера, что затрудняет работу педагога с таким ребёнком, приводя нередко к неподобляющей - дезадаптивной симптоматике поведения, а именно ассоциальной, агрессивной. Протест ребёнка против сложившейся к нему практики отношения сверстников и взрослых, неудовлетворённость отношениями, длительное подавление его важных потребностей, выраженное в активности, демонстрации своих возможностей, лидировании, могут принимать в поведении формы демонстративной асоциальности, защитной агрессии. Такой ребёнок ведёт себя вызывающе, бурно и недоброжелательно реагирует на действия и оценки окружающих, позволяет себе даже откровенно асоциальные поступки: портит вещи, нецензурно бранится, дерётся и т.д.

Достаточно часто на практике можно встретить и противоположную социально-психологическую реакцию одарённого ребёнка на ситуацию подавления его естественных проявлений и потребностей: уход в себя, в мир своих фантазий и грёз, апатичность, вялость, незаинтересованность в контактах. Депрессивное поведение может принимать и демонстративные черты. Одну из серьёзных причин таких социально-психологических проявлений составляет длительная депривация (подавление, неудовлетворение) со стороны ближайшего социального окружения ребёнка, его важных психологических потребностей.

Ещё одной причиной социально-психологических проблем является недостаточное развитие коммуникативной функции. Одарённые дети чаще других сталкиваются с ней. Истоки её часто лежат в дошкольном прошлом детей, той особой щадящей среде, которую создали для них любящие родители.

Учитывая всё перечисленное, можно выделить наиболее частые особенности дезадаптации одарённых детей: трудности в нахождении близких по духу людей; проблемы участия в играх и развлечениях сверстников; старание подстроиться под других, казаться такими, как все, отказ от своей индивидуальности; ранний интерес к проблемам мироздания и судьбе; опережение развития как причина потери мотивации к учёбе.

Стоит заметить, что детская одарённость не является аномальным процессом, сопровождающимся различного рода трудностями. Одарённый ребёнок – ребёнок, который развивается по-другому, он требует изменения установившихся норм взаимоотношений, других учебных программ, что и составляет содержание основного проблемного поля при работе с данной категорией учащихся.

Говоря о проблемах в работе с одарёнными детьми в школе необходимо выделить следующее: преобладание в школах традиционных подходов к образовательному процессу при работе с одарёнными детьми, отсутствие развития данных подходов, которое ведет к «старению» системы работы, её несоответствию требованиям современного общества, а как следствие - неумение определить и зафиксировать одарённость; отсутствие методической литературы; педагоги из-за загруженности и недостаточного количества свободного времени не проходят специальные курсы повышения квалификации по работе с одарёнными детьми; большая загруженность учащихся (занятие сразу в нескольких кружках и секциях, информационная перегрузка); недопонимание учащимися значения расширения знаний по предмету; недостаточное финансирование школ для создания условий по выявлению и поддержке одарённых детей; низкая оплата труда, которая приводит к оттоку педагогов из образовательных учреждений; отсутствие мониторинга продвижения одарённого ребёнка в социуме.

Все обозначенные проблемы обуславливают необходимость разработки программ в работе с нестандартными, одарёнными учащимися. В связи с этим можно обозначить следующие моменты. Современная система образования в России испытывает явный дефицит педагогов, подготовленных к работе с одарёнными и талантливыми детьми. Предметная направленность профессиональной подготовки учителей, сокращение объема часов, отводимых на изучение психолого-педагогических дисциплин в вузах, безусловно, не способствуют формированию у будущих педагогов умений грамотно дифференцировать учебно-воспитательный процесс и выстраивать индивидуальные планы развития детей с различными способностями. В то же время решение проблемы сопровождения одарённости связывают с повышением интеллектуально-творческого потенциала страны. С 60-х годов ХХ века в нашей стране существуют специализированные классы и школы, куда отбираются дети на основе их более высокого уровня способностей. Преподавательский состав школ образуют не только учителя, но и профессора вузов, учёные.

В качестве предложений, способствующих решению проблем в организации работы с одарённым ребёнком можно сформулировать следующие:

1. Чёткая программа по выявлению одарённых обучающихся; сформированная система работы с одарёнными детьми, организация интеллектуальных и творческих соревнований, проектно-исследовательской деятельности;

2. Составление плана занятий с ребёнком, учитывая тематику его самообразования, склонности (гуманитарные, математические, естественно – научные, музыкальные и т.д.), психические особенности ребёнка;

3. Определение тем консультаций по наиболее сложным и запутанным вопросам;

4. Проведение тестирований, решение задач, рассмотрение вопросов за определённое количество времени;

5. Предоставление ребёнку названия темы и плана её изучения, основных вопросов, понятий и терминов, которые он должен усвоить; практических работ, список необходимой литературы, форм контроля, заданий для самопроверки;

6. Анализ результатов работы;

7. Результативное применение педагогами современных образовательных и информационно-коммуникационных технологий развивающего обучения;

8. Участие обучающихся в международных олимпиадах и учебно-тренировочных сборах;

9. психолого-педагогическое сопровождение одарённых детей.

Учитывая все вышеназванные особенности одарённых детей, необходимо правильно организовать учебно-воспитательный процесс, выработать индивидуальный маршрут комплексного сопровождения такого ребёнка. А для этого необходима высокая профессиональная компетентность педагога, работающего с одарённым ребёнком.

Для развития указанных личностных и профессиональных качеств педагога необходимо:

1) определить для педагога, решившего работать с одарёнными детьми, опытного наставника или коллегу, имеющего опыт работы с одарёнными детьми;

2) обязанность работодателя направлять педагога на дополнительное профессиональное образование, в программах высших учебных заведений открыть специализированный курс по работе с одарёнными детьми в рамках педагогических направлений;

3) участие в тренингах;

4) предоставление знаний о процессах обучения, развития и особенностях разных видов одарённости;

5) развитие компетенций, необходимых для эффективного обучения и создания индивидуальных программ;

6) повышение заработной платы для педагогов, имеющих большой стаж работы или работающих по профильным и «специальным» программам; стимулирующие надбавки за работу с одарёнными детьми;

Исходя из вышеизложенного, очевидно, что в практической деятельности школа испытывает особые потребности в учебниках и программах, в которых учитывались бы индивидуальные запросы и интересы одарённых детей. В программах не закладываются альтернативные пути продвижения талантливого ребёнка за пределы курса. И поэтому большое значение в развитии одарённого ребёнка играет система дополнительного образования. Внешкольные кружки, студии, творческие мастерские (здесь, может быть, основная роль принадлежит учреждениям культуры) дают возможность реализовывать интересы, выходящие за рамки школьной программы.

Работа педагога с одарёнными детьми – это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Он требует от учителей и воспитателей личностного роста, хороших, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями одарённых.

 

 


 


 


 


 


 


 


 


 

3. Методы работы с одарёнными детьми

Предложение отбирать и интенсивно обучать одарённых детей впервые

было высказано еще Конфуцием более двух с половиной тысячи лет тому назад. Эта идея была реализована в Древнем Китае, где для отбора особо одарённых детей использовались различные испытания (тесты) на логическое мышление, творческую фантазию, память, умение красиво писать, сочинять стихи и романы.

Для работы с одарёнными детьми необходимы определённые методики. Так, в 2003 году была издана «Рабочая концепция одарённости», подготовленная Дианой Борисовной Богоявленской - советским и российским психологом, специалистом по психологии творчества и одарённости. Д. Б. Богоявленская считает, что «одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких, незаурядных результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми». Представление об одарённости, изложенное в «Концепции», трактуется как единое, комплексное свойство, характеризующее психику ребёнка в целом. При этом именно личность, её направленность, система ценностей ведут за собой развитие способностей и определяют, как будет реализован её потенциал. В «Концепции» разработаны методики организации работы с одарёнными детьми, описан аналитический этап выявления одарённых детей. Для начала нужно выявить одарённых детей среди множества учеников. Процесс выявления одарённости основан не только на таких объективных данных, как уровень успеваемости, но и на опыте педагога, его интуиции. Основным подходом в поиске юных дарований следует признать комплекс мероприятий (медико-психологических, педагогических), направленных не только на детей, но и на их родителей. Важно использовать разнообразные методики отбора детей и в дальнейшем непрерывно наблюдать за их успехами. По результатам групповых тестирований и социологических опросов можно выявить круг детей для более углубленных индивидуальных исследований.

Применительно к обучению интеллектуально одарённых учащихся, безусловно, ведущими и основными являются методы творческого характера – проблемные, поисковые, эвристические, исследовательские, проектные – в сочетании с методами самостоятельной, индивидуальной и групповой работы. Эти методы имеют высокий познавательно-мотивирующий потенциал и соответствуют уровню познавательной активности и интересов одарённых учащихся. Они исключительно эффективны для развития творческого мышления и многих важных качеств личности (познавательной мотивации, настойчивости, самостоятельности, уверенности в себе, эмоциональной стабильности и способности к сотрудничеству и др.)». Развитие исследовательского компонента у учащихся является первым шагом в овладении ими методологией научного познания. Участие в работе научного общества учащихся даст возможность одарённым обучающимся развить свой интеллект в самостоятельной творческой деятельности, с учётом индивидуальных особенностей и склонностей. Очень важным моментом является то, что при обучении в сотрудничестве учитель тоже приобретает новую, очень важную роль – организатора самостоятельной учебно-познавательной, коммуникативной, творческой деятельности учащихся. У него появляется больше возможностей дифференцировать процесс обучения, используя возможности межличностной коммуникации школьников в процессе их совместной деятельности для совершенствования своих умений.

Чтобы разнообразить учебные будни, необходимо использовать различные формы и жанры урока, интегрированные уроки, уроки с STEAM технологией, уроки-проекты и исследования, интеллектуальные марафоны, применять разнообразные методы и приемы работы: ролевые тренинги, «мозговые штурмы», пресс-конференции, основанные на умении детей задавать вопросы содержательного характера. Причем вопросы могут быть репродуктивные (на повторении знаний), расширяющие (узнать о предмете что-то новое) и развивающие (несущие исследовательское начало); проблемные и поисковые методы.

Обязательным условием формирования у ребёнка чувства успешности – это обеспечение его участия во внеурочной деятельности, различных конкурсах, интеллектуальных играх, предметных олимпиадах, научно – практических конференциях. Многочисленные конкурсы, олимпиады - это возможность для детей проявить свои неординарные способности, получить одобрение от авторитетных людей. Методика подготовки школьника к олимпиаде в корне отличается от обычной, урочной. Необходимы иные условия, при которых этот процесс будет осуществляться максимально эффективно. Программа подготовки учащихся к олимпиадам должна быть рассчитана на весь период их обучения и направлена на:

1. Выявление наиболее подготовленных, одарённых и заинтересованных школьников через: очно-заочные курсы, вступительные экзамены (в тексты которых обязательно включаются творческие задания), наблюдение в ходе уроков, организация исследовательской работы.

2. Создание творческих групп, команд учащихся, готовящихся к олимпиадам. Передача детьми опыта участия в олимпиадах, психологическая подготовка учащихся.

3. Планирование работы: оптимальное выстраивание индивидуальных образовательных траекторий для каждого ученика.

4. Расширение кругозора: чтение книг, журналов, работы в Интернете; общение дистанционно.

5. Организация и участие детей в тренингах.

Высокие результаты достигаются благодаря высокому потенциалу детей и систематической мотивации со стороны педагога.

Один из наиболее распространенных стереотипов учительского сознания заключается в том, что ученик изначально рассматривается как объект педагогического воздействия, но не как субъект совместного образовательного процесса. Данная проблема может быть решена использованием методов диалогового обучения. По мнению Абрамкиной О.Г., учебный диалог – это своеобразный вид целевой деятельности, включенной в процесс обучения и обладающий такими структурными компонентами, как учебные цели и задачи, соответствующие общим педагогическим чётко поставленным целям обучения, содержание, субъекты и правила диалога, обеспечивающие усвоение как предметного содержания учебной дисциплины, так и норм социального поведения.

Именно в диалоге возникают вопросы, которые стимулируют к поиску информации и исследованию. Но самое главное в этом процессе – интерес к поиску нового возникает как у учителя, так и у ученика. Кроме того, желание аргументировать свою позицию стимулирует к развитию речи, придает уверенность в публичных выступлениях, что будет полезно в повседневной жизни ребёнка.

Для работы с одарёнными детьми важно использование методов критического мышления. Критическое мышление – это процесс соотнесения внешней информации с имеющимися у человека знаниями, выработка решений о том, что можно принять, что необходимо дополнить, а что – отвергнуть.

Развитие критического мышления возможно через использование кейс-метода. По мнению А.П. Панфиловой, метод кейсов – конструирование дизайнов единичных и множественных случаев. Кейсы базируются на реальном фактическом материале, или же приближены к реальной ситуации.

Именно этот метод развивает гибкость мышления, настойчивость, готовность к планированию, способность находить компромиссные пути решения проблемы, умение работать в команде. Данный метод предполагает как индивидуальные, так и групповые формы работы. Педагог в группе занимает позицию активного участника, предлагающего свои способы решения кейса, провоцирующего детей на предложение других вариантов разрешения ситуации.

Такая форма взаимодействия приводит к появлению новых целей, деятельность происходит не по алгоритму, а требует постоянной смены деятельности и постановки вновь возникающих целей. Создается дерево целей, порождающее новые способы решения кейса. Успех такой деятельности зависит от уровня креативности учителя и его мировоззренческой позиции.

Проанализировав статьи, монографии, диссертации педагогов, психологов можно прийти к выводу об эффективности представленных методов, форм и приёмов работы с одарёнными детьми. Обучение одарённых детей в условиях общеобразовательной школы может осуществляться на основе принципов дифференциации и индивидуализации (с помощью выделения групп учащихся в зависимости от вида их одарённости, организации индивидуального учебного плана; обучения по отдельным учебным предметам и т. д.).

Большие возможности содержатся в такой форме работы с одарёнными

детьми, как организация исследовательских секций или объединений, предоставляющих учащимся возможность выбора не только направления исследовательской работы, но и индивидуального темпа и способа продвижения в предмете.

Развитие критического мышления способствует интеллектуальному и эмоциональному развитию обучающихся, что важно не только в системе обучения, но и в будущей профессиональной деятельности.

Значимой является организационная роль педагога в работе с одарёнными детьми. Именно поиск внутренних смыслов, а не соответствие внешнему заказу помогут учителю выстроить грамотную и результативную систему работы с одарёнными детьми в современной школе.

Таким образом, необходимо выделить следующие задачи учебно-воспитательного процесса:

- развитие одарённости учащихся через получение глубоких и прочных знаний, умений и навыков;

- создание условий для развития критического мышления, творческой самореализации школьника;

- организация деятельности, способствующей развитию соответствующих интересов и склонностей.

Необходим особый подход к обучению и воспитанию одарённых детей, обеспечивающий их самореализацию в учебной деятельности, который создает условия для адаптации в современном обществе. Этот подход реализуется через:

- концепцию развивающего обучения

- психолого-педагогические основы работы с одарёнными детьми

- личностно-ориентированное обучение

- индивидуализацию обучения

- организация исследовательской работы

Это позволяет создать эмоционально-мотивационную сферу деятельности ребёнка, условия для удовлетворения познавательных потребностей, обеспечивает ребёнку возможность увидеть себя в результате своего труда.

В настоящее время в России появились и успешно зарекомендовали себя специализированные центры по работе с одарёнными детьми, которые не только предоставляют возможности для их развития, но и становятся местом, аккумулирующим современный передовой опыт с данной категорией школьников.

 

 


 


 


 


 


 

Заключение

На протяжении веков одарённость изучалась и развивалась самостоятельно, независимо от социально-педагогической практики. Это происходило, потому, что изучение, анализ и опыт этого явления были не востребованы системой образования. Основное внимание исследователей было устремлено не на сам феномен одарённости как социально-психологическое явление или личностное образование, а на проблему его происхождения - дар или результат труда. Основными видами одарённости было принято считать интеллектуальную и творческую. Значительные изменения во взглядах ученых начала ХХ века были вызваны признанием научной деятельности как высшего вида творчества. Большинство педагогов и психологов проявление высшей одарённости видели в научном творчестве и научном мышлении.

Одной из приоритетных задач в развитии образования в Российской Федерации является формирование и развитие системы поиска и поддержки талантливых детей. Организация работы с одарёнными детьми на всех уровнях образования – от дошкольного до среднего общего образования – ведущее направление в деятельности современных образовательных организаций в решении данной задачи. Этим объясняется интерес к изучению проблемы одарённости детей, поиск путей выявления ранней одарённости детей, решение вопросов психолого-педагогического сопровождения одарённых детей и их социальной адаптации, а также решение вопросов, связанных с повышением квалификации педагогов, работающих с такими детьми, их материальным стимулированием.

Таким образом, одарённость – это системное, развивающееся в течение жизни качество психики, которое определяет возможность достижения человеком более высоких результатов в одном или нескольких видах деятельности по сравнению с другими людьми. Она характеризуется гибкостью ума, оригинальным мышлением, высокой концентрацией внимания, умением ясно выражать мысли.

Работа педагога с одарёнными детьми - это сложный и никогда не прекращающийся процесс. Этот процесс требует от учителя личностного роста, постоянно обновляемых знаний в области психологии одарённых детей и их обучения, а также тесного сотрудничества с психологами, другими учителями и обязательно с родителями.

В данной работе проанализированы вопросы теории и практики работы с одарёнными детьми; обобщены методики выявления одарённых детей и систематизированы методические рекомендации по работе с ними; рассмотрены особенности организации процесса обучения.

Сегодня общество нуждается в школах и педагогах, которые смогут заметить ребёнка, отличающегося высоким уровнем творческого и интеллектуального потенциала, выделить его из общей массы и направить его способности в нужное русло. Одарённые люди являются мощным ресурсом общественного развития. Они способны обеспечить нашей стране социальное, культурное и духовно-нравственное преображение. Поэтому раннее выявление и правильное обучение одарённых детей – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни России в будущем.

 

 

 


 


 


 


 


 


 

Список использованных источников

1. Абатурова В. В. О системе работы с одаренными школьниками в России. - Профильная школа.- 2010.- № 3.

2. Бабаева Ю. Д., Лейтес Н. С., Марютина Т. М. Психология одаренности детей и подростков: учеб.пособие / под ред. Н. С. Лейтеса – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Издательский центр «Академия», 2010.

3. Богоявленская Д. Б. Рабочая концепция одаренности: Д. Б. Богоявленская - М.: ИЧП «Издательство Магистр», 2010.

4. Бурменская Г. В. Одарённые дети / Г. В. Бурменская, В. М. Слуцкий. – М.: Просвещение, 1991.

5. Выготский Л. С. Проблема культурного развития ребенка / Л. С. Выготский // Вестник Московского университета. – М.: Вильямс, 2011. – №4.

6. Григорович Л. А. Педагогическая психология. - М.: Гардарики, 2001.

7. Ермолаева М. В. Психология развития: методическое пособие/ М. В. Ермолаева, Москва - Воронеж, 2010.

8. Леднева С.А. Детская одаренность глазами педагогов / С. А. Леднева // Начальная школа. – М.: Владос, 2013. – № 1.

9. Лосева А. А., Матюшкин А. М., Волков А. С. Психологическая диагностика одаренности. – М.: Академический проспект, 2004.

10. Мижериков В. А., Психолого-педагогический словарь / В. А. Мижериков- Ростов н/Д: Феникс, 2009.

11. Одаренность и проблемы ее идентификации / Д. Б.Богоявленская, М. Е.Богоявленская // Психологическая наука и образование.- 2000.- N 4.

12. Овсянникова Е.А. Одаренные дети: из опыта работы // Завуч. - 2004. -№ 7.

13. Психология одаренности: от теории к практике / под ред. Д.В. Ушакова. –М.: Прогресс, 2007.

14. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: С. Л Рубинштейн, Изд.: Питер 2002.

 

15. Савенков А. И. Детская одаренность и проблема жизненной успешности. //Управление современной школой. –2009 – № 8.

16. Сергеева Н. Г. Одаренные дети: проблемы диагностики. / Сергеева, Н. Г //Управление современной школой. Завуч. - 2009 - № 8.

17. Степанов В. Г. Психология одаренности детей и подростков / В. Г. Степанов // Вопросы психологии. – М.: «Академия», 2013. – №3.

18. Сухова Е. И., Карпова С. И. Развитие детской одаренности в отечественной системе образования // Вестник Тамбовского университета. Серия Гуманитарные науки. – Тамбов, 2018.

19. Тарасова С. Ю. Опыт консультативного наблюдения одаренных детей / Психологическая наука и образование.- 2002.- N 1.

20. Теплов Б. М. Способности и одарённость. // Психология индивидуальных различий. Тексты. М.: изд-во Моск. Ун-та, 1982.

21. Федотова Н. К. Из опыта работы с одаренными детьми: Н. К. Федотова; Вестник НГУ. Серия: Педагогика, Новосиб гос ун-т. 2008.

22. Хуторской А. В. Развитие одаренности школьников: Методика продуктивного обучения: пособие для учителя./А. В. Хуторской.- М.: ВЛАДОС, 2009.

23. Штерн, В. Умственная одаренность: психологические методы испытания

умственной одаренности в их применении к детям школьного возраста: под ред. В.А. Лукова. - СПб: Союз, 1997.

24.Шумакова Н.Б. Обучение и развитие одаренных детей / Н.Б. Шумакова. –Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2014.

 

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.