12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовала
Ровенская Лариса Григорьевна371
Россия, Орловская обл., Орел

Организация воспитательной работы с одарёнными детьми.


Аннотация: Статья посвящена важности воспитательной работы с одарёнными детьми, они являются мощным ресурсом общественного развития. Есть множество инновационных форм и методов работы с талантливыми обучающимися. Благодаря Федеральному проекту «Успех каждого ребёнка», в образовательных учреждениях модернизируется образовательная инфраструктура, совершенствуется профессиональное мастерство педагогических кадров, обновляется содержание дополнительного образования всех направленностей, повышается качество и вариативность образовательных программ, всё это даёт возможность раскрыть талант каждого ребёнка.

Ключевые слова: Одарённые дети, флешмоб, творческие способности, воспитательный процесс.

Ровенская Лариса Григорьевна

Воспитатель - БОУ ОО «Созвездие Орла»

Тел. 8-920-807-54-57, эл. почта: larisa.rovenskaya@yandex.ru

Rovensckaya Larisa Grigoryevna

Educator-BOU OO " constellation of the eagle»

Tel. 8-980-369-50-38, e-mail. mail: larisa.rovenskaya@yandex.ru


В нашем российском обществе возрастает потребность в талантливых, креативных, одарённых людях, которые умеют неординарно мыслить, способных нестандартно решать поставленные задачи и ставить перед собой новые, и в перспективе добиваться поставленной цели [1].

Для нашей страны одарённые дети являются мощным ресурсом общественного развития. Благодаря Федеральному проекту «Успех каждого ребёнка», в образовательных учреждениях модернизируется образовательная инфраструктура, совершенствуется профессиональное мастерство педагогических кадров, обновляется содержание дополнительного образования всех направленностей, повышается качество и вариативность образовательных программ, всё это даёт возможность раскрыть талант каждого ребёнка. По всей стране для детей открываются «Точки роста», «Кванториумы», «IТ-клубы», «Региональные центры выявления, поддержки и развития способностей и талантов у детей и молодёжи». Каждый обучающийся талантлив, и главной задачей образовательных учреждений развитие системы выявления поддержки и развития одарённых детей. У одарённых детей хорошие задатки к развитию способностей, необходимых для соответствующего вида деятельности. Одарённые дети способны обеспечить нашей стране духовно - нравственное, культурное и социальное преображение.

Одной из наиболее актуальных проблем образования на сегодняшний день – это формирование компетенций у обучающихся. Одарённые дети обладают различными видами способностей, они необходимы для успешного выполнения какого-либо вида деятельности. Очень важно, чтобы у человека было много способностей, и они могли сочетаться. Если говорить о качественных способностях, то они необходимы для успешного выполнения какой-либо деятельности, здесь речь идёт о том, что ребёнок не просто имеет способности, а о том, что его способности предрасположены к одному виду деятельности, то есть указывает качество его способностей. Талант, одарённость или гениальность проявляется в личности, как яркие интеллектуальные, эмоциональные, индивидуально-творческие, физические способности в той или иной области человеческой деятельности. 

Современное информационное общество формирует новую систему ценностей, в котором человек должен уметь ориентироваться в информационном потоке, уметь находить и использовать новые знания, самообучаться и обладать такими качествами, мобильность, нестандартность мышления. Талантливые дети легко справляются с трудностями и познавательной неопределенностью, они с интересом воспринимают достаточно сложные задания, поставленные перед ними, и любят, когда они самостоятельно справляются, и не любят, если им выдают готовый ответ. Одарённые обучающиеся обладают повышенной концентрацией внимания, отличной памятью и большим упорством в решении любых задач, в достижении результата в сфере, которая ему наиболее интересна. Благодаря способности классифицировать информацию и накопленный опыт, они умеют достаточно широко пользоваться полученными знаниями.

Одним из компонентов реализации работы с одарёнными детьми является не только обучение, но и воспитательная деятельность, затрагивающая все воспитательные направления по формированию всесторонне и социально компетентной личности.  Педагогическая поддержка талантливых детей должна находить своё воплощение не только в образовательном процессе, но и в воспитательной работе. Именно в процессе воспитания можно наиболее полно раскрыть таланты и способности ребёнка, найти более широкое поле действий для увлеченных ребят. Психолого–педагогическое сопровождение одарённого ребёнка даёт возможность решить трудности касающихся социальной адаптации обучающегося на этапе его вступления во взрослую жизнь. Для достижения наиболее высоких возможностей, нужно помнить, что нельзя обойтись без воспитательного процесса, без него сам факт обучения одарённого ребёнка будет недостаточным.

Одарённые дети – это особая категория, которая не будет эффективно развиваться, в рамках традиционного обучения и воспитания. Только создание необходимых условий, для социализации обучающихся, даст возможность развитие творческого потенциала в соответствии с его способностями, и подготовить его к цивилизованному вхождению в мир культуры и воспитание у него, навыков духовно-нравственного опыта, гражданско-патриотического, творческого, воспитание гармоничных форм отношения к природе, обществу, самому себе.

Воспитательные функции при работе с талантливыми детьми не должны уходить на второй план, процесс обучения и воспитания неразрывны, комплексы мероприятий по воспитательной работе направлены на выработку умений решать жизненные проблемы, делать жизненный выбор нравственным путем, на воспитание чувств. Молодое поколение необходимо научить любить свою Родину, сострадать людям, быть патриотом и настоящим гражданином своей страны, чтить память погибших отдавших свои жизни ради мирного неба, быть благодарным людям за их труд. Система воспитательной работы образовательного учреждения складывается из совместной деятельности педагогов и обучающихся, основными целями воспитательной системы являются: 

Обеспечение условий для интеллектуального, духовно-нравственного, патриотического и гражданского самосознания обучающихся;

формирование российской идентичности;

формирование сознательного отношения обучающихся к укреплению своего здоровья и физического развития;

удовлетворение творческих и образовательных потребностей обучающихся;

формирование социально активной личности, способной к принятию самостоятельных решений;

совершенствование навыков культуры поведения и взаимоотношений, обучающихся в социуме, приобщение детей к культурному наследию;

формирование экологического воспитания и жизненно важных трудовых навыков и профессионального самоопределения.

Воспитательный процесс реализовывается педагогами в полной мере, затрагивая все воспитательные направления (интеллектуальное, духовно-нравственное, правовое и культура безопасности, культурно-эстетическое, экологическое, трудовое и профессиональное, гражданско-патриотическое). Профессиональное мастерство педагогов состоит в том, чтобы из всего многообразия форм и методов выбрать те, которые в каждом конкретном случае дадут возможность достигнуть поставленной цели. В каком – то определённом случае, это будет мастер-класс, в другом флешмоб или дискуссионная площадка и др. Нельзя забывать, что все методы и формы работы с одарёнными детьми должны учитывать возрастные и индивидные особенности ребёнка, так как они  являются важным фактором его успешности в формировании воспитательных компетенций, а также развития его познавательных способностей и личностных качеств .

Инновационные и более эффективные формы работы позволяют привлечь и вызвать интерес у нашего молодого поколения к мероприятиям в любом воспитательном направлении. Формы воспитательной работы различны – это дискуссии и диспуты, гостиные, экскурсии, походы, конкурсно–развлекательные программы, коллективно творческие дела, флешмобы, акции, фестивали, мозговой штурм, викторины, квесты, интеллектуальные игры, брейн–ринги, круглые столы, тренинги общения, деловые игры, спортивные конкурсы и соревнования и др. [2].

Наша профессиональная задача стремиться всесторонне развивать наше молодое поколение и находить такие формы работы, которые интересны детям, например флешмоб, его участники выполняют определённые действия и стараются сделать, что-то вместе, для того, чтобы наш мир был интереснее, люди добрее, помочь самому себе самоутвердиться, получить ощущение причастности к общему делу и приобрести новых друзей. Флешмоб по стилю может быть танцевальным, спортивным, вокальным, акробатическим и др. Обучающиеся с большим интересом принимают участие в флешмобах по интересам, их цель – привлечение внимания к какой-либо проблеме, либо оказание поддержки или в фан-мобах, фан-моб – это выражение памяти, уважения к своему кумиру. Он может быть как известным актером, художником, певцом, так и учёным и политиком.

 В воспитательной работе с одарёнными обучающимися необходим дифференцированный подход, отражающий психологические особенности того или иного возраста, отвечающий его запросам, выявляющий и реализующий творческие возможности. Театрализованные праздники — это достаточно интересная форма работы с обучающимися, в них дети имеют возможность проявлять творческие навыки, они способствует активному самовыражению личности ребёнка, помогают реализовать актерские способности, непосредственно участвуя в представлениях, развивают способности к литературному творчеству и художественному тексту. Очень интересны детям и другие формы работы – это коллективно творческая деятельность: проведение различных акций, фестивалей, праздников, спектаклей, участие в волонтёрских движениях, творческих вечерах и др. 

Коллективные творческие дела обладают наибольшими объективными воспитательными возможностями. КТД создают положительный эмоциональный настрой, пробуждают чувства к состраданию, сопереживанию, активизируют мышление, воображение, дают возможность расширять знания об окружающем мире, реализовать и развивать свои способности. Содействуют разнообразности и мобильности внутри коллективных связей и отношений, дают возможность поделиться своими интересами, найти друзей и единомышленников в различных видах деятельности, проявить свои личностные качества (творческие, организаторские, практические, интеллектуальные).

Для того чтобы привить интерес у обучающихся к познавательному процессу, педагоги используют, ещё одну форму воспитательной деятельности – это всеми любимые интеллектуальные игры. Интеллектуальные игры являются так же серьезным инструментом воспитания личности одарённых детей и умения сотрудничать, игра основывается на применении игроками своего интеллекта или эрудиции. Она требует применения продуктивного мышления, требуя формулирования понятий, выполнения основных мыслительных операций, в таких играх участники отвечают на поставленные вопросы из различных сфер жизни. Главная цель интеллектуальных игр – это развитие познавательного интереса к различным разделам науки, к изучению художественной, научно-познавательной литературы, и в свою очередь педагоги должны мотивировать обучающихся к познанию чего-то нового и, конечно же, поддерживать эмоциональный настрой.

Внедрение инновационных технологий, таких как квест в воспитательную деятельность, включает соревновательные механизмы и повышает интерес к знаниям в различных сферах и создает условия для повышения качества выполнения заданий. Квест, ещё ода из форм воспитательной работы – это активная, приключенческая, командная и самая любимая игра обучающихся, ребята, используя свои знания, интеллект и смекалку, выполняют последовательно все задания от одной точки до другой и преодолевают различные препятствия, дистанцию за определенное время, и так до финиша. Количество точек (станций) и их сложность определяется для каждой игры в отдельности [3].

На сегодняшний день, одной из приоритетных задач образовательных учреждений является развитие творческого потенциала детей с учётом их индивидуальных и возрастных особенностей. Каждый обучающийся — это личность, которая стремится к познанию, к чему-то новому, детям хочется пробовать себя в самых различных видах деятельности и достичь определённых высот. Занимаясь творческой деятельностью обучающиеся, развивают фантазию, творческий вкус и их внутренний мир обогащается. К тому же, дети получают возможность общаться со сверстниками, учатся работать в команде, учатся проявлять лидерские качества и выслушивать мнения других. Именно в развитии творческих способностей обучающихся большую роль играют мастер–классы, это интерактивная форма обучения и воспитания, обучающиеся отрабатывают навыки работы на практике по различным методикам и технологиям, получая от этого яркие, положительные эмоции, а так же обмениваться опытом с другими участниками, расширяя свой кругозор и приобщаются к новейшим областям знания. Участвуя в мастер-классах, одарённые дети проявляют и развивают свои творческие способности, они не только наблюдают со стороны, а учатся взаимодействовать со сверстниками, раскрывая свои неординарные способности. Результатом любого мастер-класса, является овладение участниками творческой деятельности новыми способностями, а также формирование мотивации к самообучению, самосовершенствованию и саморазвитию.

Воспитательная работа педагога с одарёнными детьми, сложный и не прекращающийся процесс. Он требует от педагогов не только личностного роста и постоянно обновляемых знаний, но и внедрения в педагогическую деятельность инновационных форм и методов работы, а также знаний в области психологии одарённых детей и их воспитании. Осуществляя воспитательную деятельность, педагог должен способствовать всестороннему развитию каждого ребёнка во всех сферах его жизни, именно одарённые люди способны внести наибольший вклад в развитие нашего общества, не развивать таланты нашего подрастающего поколения, является недопустимой ошибкой для развития Российского государства.


Литература и интернет – ресурсы:


 [1] https://solncesvet.ru/opublikovannyie-materialyi/uchitel-i-odarennye-deti-osobennost/

 [2] Бондаренко, Ю. В. Современные технологии в работе с одаренными детьми [Текст] / Ю. В. Бондаренко // Одар. ребенок. - 2015. - № 1. - С. 14-20. - Библиогр.: с. 20.

[3] Аксенова, Д. В. Одарённые дети [Текст] / Д. В. Аксенова // Образование в соврем. шк. - 2015. - № 3-4. - С. 39-40.


Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.