Программа «Организация работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования»
УДК 377
ПРОГРАММА «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»
Д.В. Довженко, заместитель директора по УВР ЦДО
муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 68»
Аннотация: В данной статье представлена Программа организации и реализации работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.
Ключевые слова: одаренные дети, индивидуальный образовательный маршрут обучающихся, Программа, дополнительное образование.
Среди основных задач образовательного процесса любой образовательной организации является работа с одарёнными детьми, направленная на выявление одаренных детей, их поддержку и развитие, а также получение обучающимися возможностей проявить себя, раскрыться, развивать свои способности в системе дополнительного образования, а также во время индивидуальной работы с педагогами [1].
Выбор индивидуального образовательного маршрута по работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования повышает устойчивое отношение обучающегося к своим творческим способностям. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается и реализуется в рамках программы по работе с одаренными детьми.
В данной статье представлена Программа «Организация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования».
Цель программы: создание организационно-педагогических условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии с их способностями, а также обеспечение возможностей творческой самореализации личности в различных видах деятельности.
Задачи программы:
- выявлять и развивать возможности одарённых обучающихся;
- организовать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся, расширить возможности для участия в олимпиадах, конкурсах и конференциях различного уровня;
- разработать и начать реализацию подпрограмм, индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, организовывать проведение индивидуальных и (или) групповых занятий для одарённых обучающихся;
- создать условия для повышения профессионального уровня педагогов, работающих с одарёнными обучающимися;
- организовать оказание консультативной и методической помощи педагогам, работающим с одарёнными детьми.
Содержание Программы работы с одарёнными детьми определяют следующие принципы:
- Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от основного общего образования к дополнительному.
- Соблюдение интересов обучающегося. Принцип основан на работе с максимальной пользой и в интересах обучающегося.
- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития одарённых детей.
- Непрерывность. Работа с одаренным обучающимся до завершения ими освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее - ДООП).
- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими особые образовательные способности.
Структура организации и реализации работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования по основным направлениям представлена в таблице «Программа «Организация работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования»» [4, 5, 6, 7, 8].
Таблица 1
Программа «Организация работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования»
Область реализации проекта |
Мероприятия |
Сроки осуществления |
Организационная деятельность Цель: Разработка и формирование системы работы с одаренными обучающимися в системе дополнительного образования |
Разработка Программы «Одарённые дети» и её утверждение. Составление плана реализации Программы |
2020-2021 уч.г. |
Проведение психолого-педагогического анализа по результатам мониторинга освоения ДООП за Iе полугодие. |
Декабрь, ежегодно (в конце первого полугодия) |
|
Анализ и корректировка результативности и выполнения Программы «Работа с одарёнными детьми» (мониторинг) |
2020 – 2021 уч.г. |
|
Разработка системы стимулирования для победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей различного уровня. |
В течение учебного года |
|
Организация работы научного общества обучающихся и педагогов |
Сентябрь, ежегодно |
|
Расширение системы дополнительного образования для развития одарённых детей |
В течение учебного года |
|
Работа с местными СМИ по вопросу освещения проводимой работы в образовательной организации |
В течение учебного года |
|
Анализ итогов реализации программы |
Июнь, 2021 год |
|
Формирование базы данных «Одаренные дети» |
Сентябрь-октябрь, ежегодно |
|
Научно-методическое и информационное обеспечение Цель: Методическое сопровождение работы педагогов по развитию одаренности обучающихся |
Приобретение учебно-методической литературы и медиа-учебников по организации работы с одаренными детьми в дополнительном образовании |
Январь-Август, 2020 года |
Изучение учебно-методической литературы по вопросам одарённости |
Постоянно |
|
Подбор диагностического инструментария для выявления одаренных детей и на определение вида одаренности |
Сентябрь, 2020 год |
|
Проведение диагностики на выявление одарённых детей; на определение вида одаренности |
Октябрь, ежегодно |
|
Подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными обучающимися |
Сентябрь-ноябрь, 2020 года |
|
Методическое сопровождение педагогов, работающих с одаренными детьми |
В течение учебного года |
|
Повышение уровня профессионального мастерства педагогов через тематические семинары, круглые столы, мастер-классы и обмен опытом педагогов. |
В течение учебного года |
|
Прохождение курсов повышения квалификации педагогов по работе с одаренными детьми в дополнительном образовании. |
В течение учебного года |
|
Создание методического продукта педагогов по результатам работы с одаренными детьми и сборника творческих работ обучающихся. |
Май-июнь 2021 года |
|
Образовательное пространство и материально-техническая база Цель: Создание оптимальной среды, способствующей реализации способности одаренных детей в различных областях науки и искусства |
Формирование образовательной среды для развития одаренных детей: разработка индивидуальных и нестандартных заданий, заданий повышенного уровня сложности |
В течение учебного года |
Обеспечение материально-технической базы |
В течение учебного года |
|
Создание системы психологического сопровождения одаренных детей |
В течение учебного года |
|
Использование информационно-коммуникационных технологий |
В течение учебного года |
|
Создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других мероприятиях различного уровня |
В течение учебного года |
|
Работа педагогов с одаренными детьми Цель: Сопровождение одаренных детей в соответствии с нормативной базой системы дополнительного образования |
Разработка индивидуальных маршрутов педагогами по работе с одаренными детьми |
2020 – 2021 уч.г. |
Отчет по итоговой работе с одарёнными детьми в соответствии с разработанным индивидуальным маршрутом |
Декабрь, май, ежегодно |
|
Обобщение опыта работы педагогов, работающих с одарёнными детьми |
Ежегодно |
|
Конкурсы «Профессионального мастерства» |
Ежегодно |
|
Деятельность обучающихся Цель: Самореализация одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня |
Участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в дистанционных и заочных конкурсах открытого и заочного типа, учебных проектах, в научно-практических конференциях; участие в чемпионате «Молодые профессионалы», в онлайн-тестировании, в Фестивале науки, выставках. |
В течение года, ежегодно |
Ожидаемые результаты реализации программы:
- Сформирована система работы с одарёнными обучающимися.
- Наличие преемственности.
- Повышение качества образования.
- Формирование банка диагностического инструментария для ранней диагностики способных и одаренных детей.
- Разработка педагогами Индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, учитывающих их способности.
- Реализация способностей обучающихся через организацию исследовательской деятельности, в результате которой обучающиеся научаться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; собирать, структурировать, хранить и использовать информацию; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи [2, 3].
Формы представления результатов программы:
- Ежегодные аналитические отчеты педагогов, работающих с одаренными детьми о ходе реализации Программы, Индивидуальных образовательных маршрутов одаренных обучающихся в дополнительном образовании.
- Создание методического продукта педагогами.
- Создание сборника творческих работ обучающихся.
- Листы достижений обучающихся.
Таким образом, мы видим, что Программа «Организация работы с одаренными детьми в Центре дополнительного образования» направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала одаренных обучающихся. Внедрение маршрутной системы образования одаренных детей позволяет создать условия педагогической поддержки личностного самоопределения обучающихся.
Библиографический список
Дубасенюк, А.А. Стратегии обучения одаренных детей / А. А. Дубасенюк // Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 85-92. - Библиогр.: с. 92.
Жиркова, М.В. Одаренность как результат сотрудничества и сотворчества педагога и обучающихся / М. В. Жиркова // Одар. ребенок. - 2011. - № 5. - С. 72-84.
Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Сыманюк, Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005.
Захарченко, Т.В. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей / Т. В. Захарченко// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 97-101. - Библиогр.: с. 101.
Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М., 2004.
Сатынская, А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.
Семенов, П.П. План работы по реализации программы "Одаренные дети" в учебном году / П. П. Семенов // Завуч. - 2012. - № 2. - С. 43-49.
Чепкова, О.Н. Модель научно-методического и организационного сопровождения педагогических и управленческих систем поддержки детской одаренности / О. Н. Чепкова // Одар. ребенок. - 2011. - № 6. - С. 94-98.