12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Дарья27
7

Программа «Организация работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования»

УДК 377

 

ПРОГРАММА «ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ В СИСТЕМЕ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ ДЕТЕЙ»

 

Д.В. Довженко, заместитель директора по УВР ЦДО

муниципальное общеобразовательное учреждение «Средняя школа № 68»

 

Аннотация: В данной статье представлена Программа организации и реализации работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования.

 

Ключевые слова: одаренные дети, индивидуальный образовательный маршрут обучающихся, Программа, дополнительное образование.

 

Среди основных задач образовательного процесса любой образовательной организации является работа с одарёнными детьми, направленная на выявление одаренных детей, их поддержку и развитие, а также получение обучающимися возможностей проявить себя, раскрыться, развивать свои способности в системе дополнительного образования, а также во время индивидуальной работы с педагогами [1].

Выбор индивидуального образовательного маршрута по работе с одаренными детьми в системе дополнительного образования повышает устойчивое отношение обучающегося к своим творческим способностям. Индивидуальный образовательный маршрут разрабатывается и реализуется в рамках программы по работе с одаренными детьми.

В данной статье представлена Программа «Организация работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования».

Цель программы: создание организационно-педагогических условий для выявления, поддержки и развития одаренных детей, их самореализации в соответствии с их способностями, а также обеспечение возможностей творческой самореализации личности в различных видах деятельности.

Задачи программы:

- выявлять и развивать возможности одарённых обучающихся;

- организовать систему проектно-исследовательской деятельности обучающихся, расширить возможности для участия в олимпиадах, конкурсах и конференциях различного уровня;

- разработать и начать реализацию подпрограмм, индивидуальных образовательных маршрутов, учебных планов, организовывать проведение индивидуальных и (или) групповых занятий для одарённых обучающихся;

- создать условия для повышения профессионального уровня педагогов, работающих с одарёнными обучающимися;

- организовать оказание консультативной и методической помощи педагогам, работающим с одарёнными детьми.

Содержание Программы работы с одарёнными детьми определяют следующие принципы:

- Преемственность. Принцип обеспечивает создание единого образовательного пространства при переходе от основного общего образования к дополнительному.

- Соблюдение интересов обучающегося. Принцип основан на работе с максимальной пользой и в интересах обучающегося.

- Системность. Принцип обеспечивает единство диагностики и развития, т. е. системный подход к анализу особенностей развития одарённых детей.

- Непрерывность. Работа с одаренным обучающимся до завершения ими освоения дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программы (далее - ДООП).

- Вариативность. Принцип предполагает создание вариативных условий для получения образования обучающимися, имеющими особые образовательные способности.

Структура организации и реализации работы с одаренными детьми в системе дополнительного образования по основным направлениям представлена в таблице «Программа «Организация работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования»» [4, 5, 6, 7, 8].

Таблица 1

Программа «Организация работы с одарёнными детьми в системе дополнительного образования»

Область реализации проекта

Мероприятия

Сроки осуществления

Организационная деятельность

Цель: Разработка и формирование системы работы с одаренными обучающимися в системе дополнительного образования

Разработка Программы «Одарённые дети» и её утверждение. Составление плана реализации Программы

2020-2021 уч.г.

Проведение психолого-педагогического анализа по результатам мониторинга освоения ДООП за Iе полугодие.

Декабрь,

ежегодно (в конце первого полугодия)

Анализ и корректировка результативности и выполнения Программы «Работа с одарёнными детьми» (мониторинг)

2020 – 2021 уч.г.

Разработка системы стимулирования для победителей олимпиад, конкурсов, фестивалей различного уровня.

В течение учебного года

Организация работы научного общества обучающихся и педагогов

Сентябрь, ежегодно

Расширение системы дополнительного образования для развития одарённых детей

В течение учебного года

Работа с местными СМИ по вопросу освещения проводимой работы в образовательной организации

В течение учебного года

Анализ итогов реализации программы

Июнь, 2021 год

Формирование базы данных «Одаренные дети»

Сентябрь-октябрь, ежегодно

Научно-методическое и информационное обеспечение

Цель: Методическое сопровождение работы педагогов по развитию одаренности обучающихся

Приобретение учебно-методической литературы и медиа-учебников по организации работы с одаренными детьми в дополнительном образовании

Январь-Август, 2020 года

Изучение учебно-методической литературы по вопросам одарённости

Постоянно

Подбор диагностического инструментария для выявления одаренных детей и на определение вида одаренности

Сентябрь,

2020 год

Проведение диагностики на выявление одарённых детей; на определение вида одаренности

Октябрь, ежегодно

Подготовка методических рекомендаций по работе с одаренными обучающимися

Сентябрь-ноябрь, 2020

года

Методическое сопровождение педагогов, работающих с одаренными детьми

В течение учебного года

Повышение уровня профессионального мастерства педагогов через тематические семинары, круглые столы, мастер-классы и обмен опытом педагогов.

В течение учебного года

Прохождение курсов повышения квалификации педагогов по работе с одаренными детьми в дополнительном образовании.

В течение учебного года

Создание методического продукта педагогов по результатам работы с одаренными детьми и сборника творческих работ обучающихся.

Май-июнь 2021 года

Образовательное пространство и материально-техническая база

Цель: Создание оптимальной среды, способствующей реализации способности одаренных детей в различных областях науки и искусства

Формирование образовательной среды для развития одаренных детей: разработка индивидуальных и нестандартных заданий, заданий повышенного уровня сложности

В течение учебного года

Обеспечение материально-технической базы

В течение учебного года

Создание системы психологического сопровождения одаренных детей

В течение учебного года

Использование информационно-коммуникационных технологий

В течение учебного года

Создание условий для участия одаренных детей в олимпиадах, конференциях и других мероприятиях различного уровня

В течение учебного года

Работа педагогов с одаренными детьми

Цель: Сопровождение одаренных детей в соответствии с нормативной базой системы дополнительного образования

Разработка индивидуальных маршрутов педагогами по работе с одаренными детьми

2020 – 2021 уч.г.

Отчет по итоговой работе с одарёнными детьми в соответствии с разработанным индивидуальным маршрутом

Декабрь, май, ежегодно

Обобщение опыта работы педагогов, работающих с одарёнными детьми

Ежегодно

Конкурсы «Профессионального мастерства»

Ежегодно

Деятельность обучающихся

Цель: Самореализация одаренных детей через интеллектуально-творческие мероприятия разного уровня

Участие обучающихся в олимпиадах и конкурсах различного уровня, в дистанционных и заочных конкурсах открытого и заочного типа, учебных проектах, в научно-практических конференциях; участие в чемпионате «Молодые профессионалы», в онлайн-тестировании, в Фестивале науки, выставках.

В течение года,

ежегодно

 

Ожидаемые результаты реализации программы:

- Сформирована система работы с одарёнными обучающимися.

- Наличие преемственности.

- Повышение качества образования.

- Формирование банка диагностического инструментария для ранней диагностики способных и одаренных детей.

- Разработка педагогами Индивидуальных образовательных маршрутов обучающихся, учитывающих их способности.

- Реализация способностей обучающихся через организацию исследовательской деятельности, в результате которой обучающиеся научаться видеть проблемы; ставить вопросы; выдвигать гипотезы; давать определение понятиям; классифицировать; наблюдать; проводить эксперименты; делать умозаключения и выводы; собирать, структурировать, хранить и использовать информацию; готовить тексты собственных докладов; объяснять, доказывать и защищать свои идеи [2, 3].

Формы представления результатов программы:

- Ежегодные аналитические отчеты педагогов, работающих с одаренными детьми о ходе реализации Программы, Индивидуальных образовательных маршрутов одаренных обучающихся в дополнительном образовании.

- Создание методического продукта педагогами.

- Создание сборника творческих работ обучающихся.

- Листы достижений обучающихся.

Таким образом, мы видим, что Программа «Организация работы с одаренными детьми в Центре дополнительного образования» направлена на эффективное выявление и развитие интеллектуально-творческого потенциала одаренных обучающихся. Внедрение маршрутной системы образования одаренных детей позволяет создать условия педагогической поддержки личностного самоопределения обучающихся.

 

Библиографический список

 

Дубасенюк, А.А. Стратегии обучения одаренных детей / А. А. Дубасенюк // Одар. ребенок. - 2011. - № 2. - С. 85-92. - Библиогр.: с. 92. 

Жиркова, М.В. Одаренность как результат сотрудничества и сотворчества педагога и обучающихся / М. В. Жиркова // Одар. ребенок. - 2011. - № 5. - С. 72-84.

Зеер, Э.Ф., Павлова, А.М., Сыманюк, Э.Э. Модернизация профессионального образования: Компетентностный подход. М.: МПСИ, 2005.

Захарченко, Т.В. Программа психолого-педагогического сопровождения одаренных детей / Т. В. Захарченко// Одар. ребенок. - 2011. - № 1. - С. 97-101. - Библиогр.: с. 101.

Лосева, А.А. Психологическая диагностика одаренности. – М., 2004.

Сатынская, А.К. О проблеме разработки учебных программ для одаренных детей / А. К. Сатынская // Одар. ребенок. - 2010. - № 6. - С. 29-33. - Библиогр.: с. 33.

Семенов, П.П.  План работы по реализации программы "Одаренные дети" в учебном году / П. П. Семенов // Завуч. - 2012. - № 2. - С. 43-49. 

Чепкова, О.Н. Модель научно-методического и организационного сопровождения педагогических и управленческих систем поддержки детской одаренности / О. Н. Чепкова // Одар. ребенок. - 2011. - № 6. - С. 94-98.

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.