Лекция «Организация работы с родителями в современных условиях»
Организация работы с родителями
PPTX / 2.07 Мб
Преемственность в работе логопеда
PPT / 1.03 Мб
Публичная лекция
«Организация работы с родителями в современных условиях».
Работа с родителями, согласно ФГОС, является важнейшим направлением деятельности дошкольного учреждения. В современных условиях родители выступают основными социальными заказчиками дошкольного образования, а значит, взаимодействие ДОУ и родителей требует учета интересов и запросов семьи.
Однако не всегда педагогам удается выстроить процесс взаимодействия с родителями должным образом, так как многие из них не готовы к построению конструктивного общения в силу таких причин, как:
- дефицит времени,
- недоверие родителей к воспитателю как к человеку,
- неуверенность в его профессиональной компетенции, несформированная должным образом коммуникативная компетентность педагога,
- излишняя озабоченность родителей пребыванием ребенка в ДОУ, доходящая до маниакального состояния,
- асоциальность, конфликтность родителей.
Организация работы с родителями в ДОУ строится, исходя из приоритета семьи, понимания того, что семья является естественной и наиболее благоприятной средой для развития ребенка. В тоже время ДОУ является первым образовательным учреждением, с которым вступают в контакт родители. Именно в детском саду начинается систематическое педагогическое просвещение. Поэтому для достижения целей просвещения очень важно побудить родителей стать активными участниками воспитательно - образовательного процесса.
Приоритетом организации работы с родителями в современных условиях становятся:
построение партнерских отношений ДОУ с семьями воспитанников на основе тесного сотрудничества и взаимодействия;
создание синергетического эффекта от объединения усилий семьи и детского сада в развитии и воспитании детей;
формирование атмосферы взаимопонимания родителей, воспитанников и педагогов детского сада.
Организация работы с родителями в современных условиях требует применения инновационных форм и методов, позволяющих вести диалог с родителями в атмосфере взаимопонимания, открытости, доверия.
Формы работы с родителями классифицируют по направлениям:
1. Межличностная коммуникация.
2. Психолого-педагогическое просвещение родителей.
3. Совместная творческая и трудовая деятельность педагогов, родителей и детей.
Для каждой формы работы с родителями характерно использование ряда методов. Таких как.
Беседы воспитателей с родителями, членами семьи воспитанников.
Анкетирование. Письменное или устное.
Родительские собрания.
Встречи с родителями могут быть организованы в виде:
форумов;
заседаний;
педагогических гостиных;
клубов по интересам;
деловых игр;
психологических тренингов;
мастер классов, практических занятий и т.д.
Но на сегодняшний день благодаря развитию компьютерных технологий и массовому проникновению Интернета, появилась возможность вести непосредственное общение внутри виртуальной реальности посредством мессенджеров. Прогресс в области компьютерных и мобильных разработок сделал возможным обмен сообщениями за считанные секунды (или мгновенно). В своей работе с родителями большинство педагогов пользуются этим. Варианты использования следующие: выкладывание фото и видео детей в группу родителей, информирование о собраниях, семинарах в садике, поздравление друг друга с праздниками, размещение объявлений о конкурсах, утренниках. Также педагоги могут оперативно получать информацию об отсутствии ребенка.
3. В рамках групповой работы можно организовать встречи родителей для обмена опытом в неофициальной обстановке: «В кругу друзей». Данный метод необходим в целях создания более тесного сотрудничества родителей, их знакомства друг с другом на этапе формирования группы.
Последняя форма работы с родителями в виде совместной творческой и трудовой деятельности педагогов, родителей и детей предполагает в современных условиях использование большого числа методов:
Подготовка к праздникам
Подготовка к конкурсам
Оформление группы
Участие в проектах и акциях ДОУ.
Участие в открытых мероприятиях, таких как выступления на утренниках, спортивных мероприятиях.
Среди новейших методов – формирование портфолио достижений ребенка. Либо создание цифрового аналога, позволяющего в дальнейшем использовать его при переходе ребенка на школьную ступень образования.
На мой взгляд организация работы с родителями педагогов ДОУ в современных условиях требует творческого подхода, учета современных тенденций, понимания психологии и знания некоторых юридических тонкостей. Благодаря организации работы с родителями достигается формирование активной позиции семьи в исполнении своей роли воспитания детей, реализуются наиболее благоприятные условия для развития дошкольников.
4