Статья «Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках биологии»
Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках биологии.
Автор: Глушакова Татьяна Сергеевна,
учитель биологии первой категории,
МОУ СОШ №31,
г.Комсомольск-на-Амуре
Уроки биологии не были бы столь интересны и познавательны, если бы на них не использовались современные информационно-коммуникативные технологии.
Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в образовании — это методы приема, сбора, передачи и хранения информации, общение между педагогом и учащимся, в том числе и дистанционное. Каждый педагог/учитель должен владеть навыками в сфере ИКТ и уметь применять их на практике, постоянно совершенствовать свои знания и навыки в использовании информационно-коммуникационных технологий в своей профессиональной деятельности. Важным устройством в применении ИКТ является компьютер, на котором должно быть установлено все необходимое программное обеспечение и сопутствующее оборудование: проектор, мультимедийная доска, колонки и др. Такое оснащение позволяет наглядно предоставлять необходимый материал, и доступнее донести свою мысль с помощью: презентаций, слайд-шоу, таблиц, видео- и аудиозаписей, которая при зрительном восприятии усвоится гораздо быстрее и в большем объеме. Учебный процесс будет еще лучше выстроен и дополнит учителя, а не заменит его, как многие боятся. Использование мультимедийной доски или проектора сделает урок более интересным, а, как мы знаем, мозг ребенка лучше воспринимает информацию, если она в красочном виде, поэтому и материал урока воспримется с легкостью и лучше запомнится.[1]
Использование ИКТ в обучении помогает педагогу решить такие дидактические задачи, как:
-формирование устойчивой мотивации;
- активизация мыслительных способностей учащихся;
- привлечение к работе пассивных учеников;
-повышение интенсивности учебного процесса;
-обеспечение живого общения с представителями других стран и культур;
- обеспечение учебного процесса современными материалами;
- приучение учащихся к самостоятельной работе с различными источниками информации; - реализация личностно-ориентированного и дифференцированного подхода к обучению; - активизация процесса обучения, возможность привлечения учащихся к исследовательской деятельности;
- обеспечение гибкости процесса обучения [3]
Специфика преподавания данного предмета такова, что без средств наглядности тема будет раскрыта не полностью. Изучая растительный и животный мир на уроках биологии, ученики должны знать изучаемые объекты «в лицо». Это очень важно, так как в КИМах ОГЭ, ЕГЭ и ВПР большое количество заданий на распознавание биологических объектов. В помощь учителю приходят презентации, видеоуроки. Причем, учебные презентации можно создавать самостоятельно или пользоваться уже готовыми. Очень удачный вариант, задавать в качестве домашнего задания создание презентаций самим ученикам. Это позволяет решить сразу несколько задач. Во-первых, таким образом, ученик глубже вникает в тему, подбирая подходящий материал, во-вторых, приобретает навыки ИКТ-компетенций, которые, несомненно, пригодятся в будущем. Большим подспорьем для педагогов являются такие интернет-проекты, как видеоуроки.нет, где большое количество разработанных видеоуроков и презентаций по каждой теме школьного курса биологии. Также, в сети интернет большое количество педагогических сообществ, в которых педагоги делятся своими методическими разработками.
Пример презентации «Образование новых клеток» https://infourok.ru/prezentaciya-po-biologii-na-temu-obrazovanie-novih-kletok-2685050.html
Для закрепления изученного материала, а также для проверки знаний учащихся, активно использую сайты LearningApps.org, Биоуроки. С помощью этих сайтов можно разнообразить задания, создавать тематические игры, кроссворды, тесты.
В настоящее время у большинства учебно-методических комплексов в комплекте идёт электронное приложение к учебнику. С помощью этого приложения возможно выстроить все этапы урока, используя в качестве наглядности и контроля знаний.
Для контроля знаний создаю электронные тесты на сайте Инфоурок и Дневник.ру. Пример теста на тему «Млекопитающие» https://infourok.ru/testConstructor/testView/28787
Литература:
Зеленецкая, Л. П. Применение информационно-коммуникационных технологий в образовании / Л. П. Зеленецкая. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 18 (308). — С. 498-499. — URL: https://moluch.ru/archive/308/69449/
Деменцова, В. И. Роль информационно-коммуникативных технологий в познавательной деятельности учащихся / В. И. Деменцова. — Текст : непосредственный // Инновационные педагогические технологии : материалы II Междунар. науч. конф. (г. Казань, май 2015 г.). — Казань: Бук, 2015. — С. 159-161. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/150/7980 / (дата обращения: 05.03.2022).
Вылегжанина, Е. А. Использование информационно-коммуникационных технологий в образовательном процессе / Е. А. Вылегжанина, Н. Н. Мальцева. — Текст: непосредственный // Актуальные задачи педагогики : материалы VI Междунар. науч. конф. (г. Чита, январь 2015 г.). — Чита: Издательство Молодой ученый, 2015. — С. 4-6. — URL: https://moluch.ru/conf/ped/archive/146/7072/
https://www.prodlenka.org/metodicheskie-razrabotki/292646-sozdanie-multimedijnyh-prezentacij-pri-izuche