Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках технологии
«Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников на уроках технологии»
Щетинина Виктория Анатольевна, учитель высшей категории
МОАУ «СОШ № 53 г. Орска»
Современная образовательная среда направлена на формирование устойчивого познавательного интереса школьников, который должен быть личностно ориентирован, мотивирован на позитивный эмоциональный настрой в приобретении новых знаний. На наш взгляд всем этим требованиям отвечают информационно-коммуникативные технологии, которые опираются на информационную образовательную среду.
В процессе реализации предметной области «Технология» с помощью модульного обучения использование современных информационно-коммуникативных технологий, формирующих умение анализировать и аргументировать, материализуются первичные и вторичные потребности школьников [2].
На примере модуля «Методы и средства творческой проектной деятельности» продемонстрируем роль информационно-коммуникативных технологий [3]. Рассматривая тему проекта «Новогодняя игрушка» в 7 классе, обратимся на Ӏ этапе к методу фокальных объектов, который способствует развитию критического мышления учеников в процессе творческого совершенствования. Рассмотрим ассоциативный ряд и признаки объектов на рисунке 1.
Рисунок 1. Ассоциативный ряд и признаки фокальных объектов
Реализуя метод фокальных объектов, ученики использовали интернет источники, что помогло наглядно увидеть, как можно усовершенствовать продукт проекта.
На ӀӀ этапе рассматриваются альтернативные идеи по выполнению новогодней игрушки с помощью заполнения таблицы 1.
Таблица 1. Альтернативы изготовления новогодних игрушек
Критерии отбора | Игрушка из бумаги | Игрушка из ниток | Игрушка из макарон |
Оригинальность | - | - | + |
Сложность | - | + | + |
Практичность | - | - | + |
Конкурентоспособность | - | - | + |
Творчество | + | + | + |
Используя программу Microsoft Word, была составлена и проанализирована таблица, с помощью которой было определено, что выполненная из макарон новогодняя игрушка отвечает всем критериям отбора.
На ӀӀӀ этапе были изучены и переработаны материалы интернет ресурсов об истории новогодней игрушки, составлен план по изготовлению продукта, рассмотрены требования по технике безопасности при работе с клеем и краской, выявлены основные параметры и ограничения, произведен дизайн-анализ, составлена технологическая карта по изготовлению, и оформлен материал проекта для представления на конкурс.
Несмотря на то, что метод проекта демонстрирует индивидуальность каждого ученика, роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности на уроках технологии значима, так как способствует формированию навыков по работе с информацией, как с ее поиском, наглядностью, так и оформлением.
Список используемой литературы
Информационно-коммуникативные технологии в современном образовательном пространстве. Сборник научных статей по материалам Международной научно-практической конференции 10 октября 2019 г., Москва. / Ред.-сост. О.Д. Никитин. – Москва: ООО «Сам Полиграфист», 2019. – 226 с.
Казакевич, В.М. Технология. Методическое пособие.5-9 классы / В.М. Казакевич, Г.В. Пичугина, Г.Ю. Семенова, Е.Н. Филимонова, Г.Л. Копотева, Е.Н. Максимова. – М.: Просвещение, 2020. – 96 с.
Казакевич, В.М. Технология. 7 класс: учеб. для общеобразоват. организаций / В.М. Казакевич. – М.: Просвещение, 2020. – 191 с.
Чернобай, Е.В. Технология подготовки урока в современной информационной образовательной среде: пособие для учителей образоват. учреждений / Е.В. Чернобай. – М.: Просвещение, 2013. – 56 с.