Статья «Роль информационно-коммуникативных технологий в организации учебной деятельности школьников (из опыта работы)»
Информационно-коммуникативными технологиями в педагогике называют все технологии, которые используют специальные технические средства (компьютер или ноутбук, аудио, видео, телефон). Вместе с компьютером можно использовать экран, проектор, интернет. Всё это открывает новые возможности получения информации и работы с ней, а так же новые способы коммуникации; позволяет глубже, интереснее, разнообразнее, удобнее организовать учебную деятельность учащихся и учителя. Кроме того, её индивидуализировать. А уж масштаб этих возможностей и способов не может не поражать! Учитель может создать нужные пособия, которые будут достаточно долговечны и воспользоваться теми, которые создали другие учителя. Хотя есть и минусы, поскольку сервисы исчезают, сайты прекращают своё существование, с ними вместе исчезают все материалы. За то время, пока я использую ИКТ исчезли такие педагогические сайты, как «Открытый класс», «Сеть творческих учителей», «ЭОР», ряд интернет-сервисов. Буквально на днях стало невозможно работать в Инстаграме, «Твиттере», «Фэйсбуке».
Моё знакомство с ИКТ и использование их в профессиональной деятельности можно разделить на три этапа. Эти же этапы используются в обучении детей.
1 этап – это знакомство с компьютером. Этому знакомству посодействовала наш бывший директор Галина Ивановна Бартошина , которая в тяжёлые 90-е годы написала проект, получила грант и создала компьютерный класс, куда и усадила педагогов осваивать компьютер. Надо было научиться работать с программами: создавать файлы, папки, печатать, вставлять картинки, делать видео, диаграммы, компьютерную графику разного рода, презентации, скриншоты, таблицы, записывать аудио, слайд-шоу и так далее. Не могу сказать, что это было легко. Помню, как я в самый первый день обучения в расстройстве ушла от компьютера, потому что забыла, как делать пробел и психанула. Сейчас смешно, а тогда мне казалось, что я самая тупая ученица. В конце концов, ликбез был закончен. Но когда у меня появляются новые ученики и мы с ними начинаем работать на компьютере, я с ними прохожу тот же самый путь, который я прошла сама когда-то. Это азы, но без них никак. И должна сказать, что подавляющее большинство этих азов не знает. Навыки большинства учеников сводятся к тому, что они печатают одним пальцем и делают не очень качественные презентации. Поэтому в первую очередь, учеников нужно научить работать с компьютером, ознакомить с их функциями, что я и делаю. Это позволяет сделать работу более качественной: аккуратной, творческой. Правда, нужно учитывать одну опасность, которую нельзя недооценивать. Написанная работа может быть точно идентифицирована по почерку, напечатанная – такой возможности не даёт. Поэтому часто работа просто скачивается из Интернета, и толку от неё фактически нет. Но избежать эту опасность достаточно просто: надо давать такие работы, которые из интернета скачать невозможно, которые требуют самостоятельного подхода, творчества.
Примеры детских работ
1. Буквадрат "Памятники архитектуры"
2. Буклет "Художник Винсент ван Гог"
3. Игровая карточка на основе картины В. ван Гога "Стога сена в Провансе"
4. Интерактивная игра "Знатокам Древнего Египта" (по типу "да или нет")
5. Компьютерный рисунок "Храм Покрова-на-Нерли"
2 этап – это знакомство с интернет-сервисами. Интернет-сервисы появились в моей педагогической практике в июне 2011 года. О том, как шло знакомство с ними, как они используются в педагогической деятельности и что это даёт можно прочитать в статье и увидеть в презентации.
Статья «Интернет-сервисы в моей педагогической деятельности»
Презентация «Интернет-сервисы в моей педагогической деятельности»
3 этап – знакомство с дистанционными технологиями. Оно началось недавно. Здесь далеко не всё ещё освоено и работы непочатый край. Все её возможности пока трудно даже себе представить, но понятно, что они огромны. Мы привыкли к классно-урочной форме деятельности, но у неё есть серьёзные недостатки. ИКТ позволяют определённым образом их уменьшить. Прежде всего потому, что она позволяет индивидуализировать процесс обучения. Индивидуализировать – это не только продумывать индивидуальные задания, но и давать возможность учиться в удобное время. Это можно сделать за счёт расположения материала в Интернете и предоставления возможности ознакомиться с ним в любое время. Я материалы располагаю на своих сайтах, в сервисах - хранилищах файлов (у меня это Google Диск) и на различных интернет-платформах. Материалов у меня такого рода уже много. Всё не опишешь.
Я приведу пример организации учебной деятельности на примере одного сервиса onlinetestpad. Это онлайн-конструктор тестов, опросов, кроссвордов. Я составила и разместила на нём несколько тестов. Но есть и викторины. Тесты достаточно объёмные. В них практически всегда по 50 вопросов. Иногда и больше. В основном тесты с выбором одиночного ответа. События, имена, понятия не только указаны, они ещё и показаны с помощью видео, картины, описания или фотографии. Если ответ неправильный, не беда, поскольку после неправильного ответа показывается правильный и только после этого можно идти дальше. После прохождения теста нужно нажать кнопку «Завершить». Время ответов на тест фиксируется (это заложено в программе), но при подведении итогов оно не учитывается. Для хорошего результата, естественно, важно не время, а количество правильных ответов. По окончании теста можно получить сертификат. Только после прохождения теста в специальной форме указать своё имя и фамилию: тогда сертификат будет именным.
Вот примеры моих работ:
- В мире книг о Гарри Поттере
- Камчатские экспедиции XVIII века
- Культура СССР
- Оборона Петропавловска в XIX веке
- Посвящение Петру Первому
- По страницам книг по Гарри Поттере
- Путешественники в Милькове
- Российская история XIX века
- Российская культура XVIII века
- Российская культура XIX века
- Российская культура «Серебряного века»
- Семь чудес Света
- Страницы истории Камчатки
- Я приглашаю Вас на менуэт
Два теста сделаны учениками. Они поменьше – по 25 заданий. Это «История в картинах» и «Объединение русских княжеств». Оба теста сделаны десятиклассниками.
Тесты можно выполнить в любое время и даже сразу получить оценку. Учителю остаётся только выставить её в журнал. Очень удобно. Причём работать может кто угодно, а не только свои ученики.
Что же касается связи, то социальные сети, телефон, электронная почта предоставляют дополнительные возможности для информирования и обратной связи. У меня аккаунты есть во многих социальных сетях: «ВКонтакте», «Инстаграм», «Одноклассники», «Твиттер», «Фэйсбук», WhatsApp.
Сейчас самая большая активность в WhatsApp. Здесь есть группа «Гуманитарная школа. РДДТ». Здесь мои ученики и их родители. Сюда скидывается информация о текущей работе, о планах, разные интересные материалы.
Вот некоторые примеры (скриншоты):
Не секрет, что родители далеко не всегда с восторгом идут на родительские собрания. Поэтому использовать социальные сети для организации работы с родителями намного проще и очень удобно. Их можно привлечь к конретной работе по оцениванию детских работ в конкурсе или организовать акцию. Договориться проще вечером, когда все более менее свободны.
Всё написанное не значит, что нужно полностью отказываться от традиционных способов организации учебной деятельности школьников. Сводить всё к ИКТ тоже неправильно и вредно. Всё хорошо в меру, вовремя и на своём месте.
Мы живём на Камчатке, в небольшом селе, далеко от культурных центров. Но не прозябаем. Благодаря ИКТ мы не чувствуем никакой оторванности от мира. Они уже дали огромный стимул к саморазвитию. И, по-прежнему, дают прекрасную возможность и людей посмотреть и себя показать. Мир открыт тебе, и ты открыт миру. И это здорово!
Источники
Фокина Лидия Петровна
Дементьева Ирина Михайловна
Трефилова Раиса Поликарповна
Горбачёва Марина Юрьевна
Воропаева Лилия Алексеевна