Проект «Организация семейных традиций в процессе патриотического воспитания у детей среднего дошкольного возраста»
Актуальность.
На современном этапе дискуссия о необходимости патриотического воспитания перешла в практические рамки: как воспитывать, когда начинать, какие использовать средства, в каких формах.
В содержании ФОП ДО отмечена острая необходимость активации процесса воспитания патриотизма дошкольников, потому что именно в детском возрасте закладываются чувство любви к Родине, система ценностей, жизненные ориентиры. Своевременное и грамотное нравственно-патриотическое воспитание дошкольников - основа формирования будущего гражданина своей страны, где немаловажную роль играет влияние семьи и образования [4].
Чувство патриотизма многогранно по содержанию. Это и любовь к своей семье, родным и близким людям, и любовь к родным местам, и гордость за свой народ, и ощущение своей неразрывности с окружающим миром, и желание сохранять и приумножить богатство своей страны [1].
Любовь к Родине, привязанность к родной земле, языку, культуре, традициям входят в понятие «патриотизм». Оно проявляется в чувстве гордости за достижения родной страны, в горечи за ее неудачи и беды, бережном отношении к народной памяти [4].
М.Д. Маханева отмечает, что чувство Родины начинается у ребенка с отношения к семье, к самым близким людям - к матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением, что доступно пониманию детям уже с дошкольного возраста.
Учитывая детскую эмоциональную восприимчивость, автор, рекомендует воспитывать патриотические чувства к Родине, начиная с представления того, что восхищает его, чему он изумляется и что вызывает отклик в его душе. «И, хотя многие впечатления еще не осознаны ребенком глубоко, но, пропущенные через детское восприятие, они играют огромную роль в становлении личности патриота» [1].
А.С. Семерез, М.Н. Журахова, О.А. Фомичева рассматривая вопрос воспитания патриотизма через любовь к истории и культуре родного края, рекомендуют использовать книги о защитниках Родины, где героизм волнует и притягивает к себе ребенка, рождает стремление к подражанию, например, Л. Кассиля «Твои защитники». Эмоциональным откликом отзывается у детей впечатления от демонстрации художественной галереи, где представлены доступные дошкольникам репродукции картин известных художников, например, А. Дайнека, Ю. Непринцева, В. Богаткина, фотографии памятников-мемориалов «Брестская крепость», «Мамаев курган», скульптуры малой формы [3].
М.Д. Маханева рекомендует в нравственно-патриотическое воспитание включать пример взрослых, в особенности близких людей. Особенно важно использовать конкретные факты из их жизни (служба в армии, участие предков в Великой Отечественной войне, их фронтовых и трудовых подвигов). «Такой живой пример способен привить детям такие важные понятия, как «долг перед Родиной», «любовь к Отечеству», «героизм», «трудовой подвиг» и т.д. Важно подвести ребенка к пониманию, что Родина чтит своих героев, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники» [1].
О.Г. Романенко, Т.В. Дорошина, К.И. Григорян, работая с детьми по патриотическому воспитанию через приобщение к национальной культуре, выделяют народную тематику, которая «знакомит их с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей» [2].
Уже с среднего дошкольного возраста возможно решать следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским и семейным традициям;
- воспитание уважительного отношения к героизму, к героическим поступкам исторических и современных героев Отечества;
- воспитание гендерной идентичности: мужественности, женственности [1].
Новизна данной работы заключается в интеграционном подходе к вопросам семейных традиций в воспитании патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста, где параллели взаимодействия воспитателей с родителями и с детьми объединены в тематической папке – передвижке, посвященной «Дню Защитника Отечества».
Тематическая папка – передвижка «Семейные традиции по патриотическому воспитанию» включает несколько сценарий, разработанных по ключевым разделам, представляющим инновационные формы взаимодействия с детьми и их родителями: Фотоколлаж «Дорогие сердцу мужчины», памятка «Прогулка в парк», творческая акция «подарки для друзей», вечер по интересам «Наша любимая военная песня»; «Стихи о подвигах людей» и др.
Теоретическая значимость заключается в том, что сценарии разработаны на основе теоретических понятий о нравственно-патриотическом воспитании М.Д. Маханевой, современных педагогов – новаторов (О.Г. Романенко, Т.В. Дорошина, К.И. Григорян, А.С. Семерез, М.Н. Журахова, О.А. Фомичева).
Практическая значимость заключается в том, что разработанные сценарии являются деятельным подходом для организации традиций как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях по направлению патриотического воспитания и интегрируются в родственные темы: «День Защитника Отечества», «День Космонавтики», «День Победы», «День народного единства», соответствующие требованиям ФГОС ДО (2014г.) и ФОП ДО (2022г.).
Фотоколлаж «Дорогие сердцу мужчины».
Цель: показать вариант семейной традиции.
Задачи для ребенка:
- формировать у ребенка гендерную идентичность (мужественность, женственность); воспитывать уважение к Защитникам Отечества.
Задачи для взрослых:
- способствовать умению объяснять ребенку об исторической значимости семейной фотографии, рассказывать фрагменты событий из армейской жизни.
Материал: клей, ножницы, фломастер, фотографии, ватман.
Ход работы.
1 этап. Подготовительный.
1) Совместная беседа о предстоящем празднике – День Защитника Отечества: «В этот день поздравляют всех мужчин кто служил в армии. Во время службы они считались солдатами. Армия нужна, чтобы защищать Родину, наш дом, наш город, нашу семью. Я служил в танковых войсках. Нас называли танкистами».
2) Индивидуальная беседа мамы с детьми, где предлагается порадовать дорогих папу и дедушку сюрпризом – сделать коллаж из фронтовых фотографий. «Фотография – это память о минувших днях. Посмотрят на них наши мужчины и вспомнят добрые или тяжелые дни своей службы в армии. И расскажут нам что-то интересное».
3) Совместный отбор фотографий: «…Это фотографии дедушки, когда он служил в армии. А на это фотография прадедушка с медалями. Ему их дали за отвагу при защите города Орла. А эта медаль за смелость при штурме Берлина. Вот фотографии вашего папы, когда он тоже служил в армии. Посмотрите, какой папа сильный – поднимает орудие. А вот, сынок, твои фотографии, где ты занимаешься спортом. Каждый мальчик – будущий защитник Отечества. А каждая девочка – будущая добрая женщина, ласковая мама, заботливая дочка»
2 этап. Основной.
1) Нарисовать на ватмане контур сердца и вырезать его.
2) Дать ребенку возможность расположить на вырезанном ватмане фотографии в последовательности взросления от прадедушки до самого ребенка.
3) Приклеить фотографии и вместе обвести фломастером.
3 этап. Заключительный
1) В день праздника прикрепить фотоколлаж на видном месте;
2) Дать возможность дедушке, папе, сыну насытиться эмоциями при первом осмотре фотоколлажа.
3) Включиться в семейное обсуждение, вспомнить ситуации, при которых были сделаны эти снимки, объяснить их. Например, «Эта фотография в день присяги. Сначала мы адаптировались к военной службе. Подъем начинался в 7 утра. И сразу бежали на утреннюю физическую зарядку. Потом шли в туалет умываться. Потом завтракали. Потом шли на занятии по военной подготовке. Там изучали устав – это клятва защищать свою страну, свой город, свою семью. Любить и уважать своих товарищей, боевую машину. В занятия каждый день входила физическая подготовка. Этот предмет был одним из важных. Потому что каждый солдат должен быть сильным, выносливым, мужественным. В армии я познакомился с сослуживцами. Иногда по графику дежурил, то в казарме, то в столовой. Вот на этой фотографии я рядом с нашим танком. Как раз мы его только почистили. Привели в боевую готовность. Однажды…»
4) Сфотографировать фотоколлаж и отправить в онлайн-группу детского сада.
Памятка «Прогулка в парк».
Совместная прогулка в парк предусматривает активный и пассивный отдых, основанный на общих семейных интересах. Обычно такая прогулка планируется заранее или является семейной традицией по выходным. В праздничные дни их можно приурочить к определенной тематике. Например, к дню Защитника Отечества, мы рекомендуем посетить парк Маргелова, также можно посетить памятники (Генералу Карбышеву, Стелу в ознаменовании 50 лет Победы в Великой Отечественной Войне).
Что можно рассказать детям о В.Ф. Маргелове?
Василий Филиппович Маргелов – военачальник, командир Воздушно-десантными войсками, генерал армии. За героизм, проявленный в годы службы награжден самым важным орденом – Герой Советского Союза. Сначала был простым солдатом - снайпером. Умел хорошо прицелиться и попасть в середину мишени с дальнего расстояния.
В перерыв беседы включить игру – соревнование «Кто самый меткий стрелок». Обозначить горизонтальную метку на дороге, где должен стоять играющий. Обозначить цель на дороге (для ребенка 2-3 метра от горизонтальной). Для метания можно использовать подручный материал (камушки, шишки и другое). Сделать несколько бросков по очереди. Похвалить ребенка за старание («Молодец! Еще немного потренируешься и будешь как снайпер»).
А генералом Маргелов стал намного позже, когда несколько раз отличился в боевом искусстве при защите родных городов и своей Родины. А после войны возглавил Воздушно-десантные войска. Собрал армию из самых ловких, сильных, выносливых солдат, которые могли прыгать с парашютом, быстро бегать, маневрировать на местности.
Перерыв беседы заполнить игрой «Пробегись по змейке». На дороге начертить линию в виде змейки (3-4 метра). Фиксируется время от старта до финиша. «Молодец! Время пробежки 5 секунд. Еще потренируешься и будешь ловким, как десантник»
Василий Филиппович Маргелов подготовил много доблестных солдат. Все они могли точно выполнять поставленную задачу. И детей своих научил быть доблестными солдатами. Он ими очень гордился. А сыновья гордились свои отцом. Ему даже присвоили звание – Почетный солдат воинской части. Во многих городах нашей страны поставили ему памятники, чтобы вы, наши дети, не забывали доблестных героев, которые отважно умели защищать свою страну и свою семью.
В заключении прогулки пройдитесь по аллее Славы. Рассмотрите широкие плечи, мужественные лица, количество орденов на груди. Закончите рассказ о своем отце, дедушке, которые были доблестными солдатами и имели звания.
Творческая акция «Подарки для друзей».
Цель: Способствование организации традиции по проявлению желания делать добрые дела и совершать нравственные поступки.
Задачи:
- Развивать нравственные качества личности: доброжелательность, уважение сверстников, толерантность.
- Способствовать творческой самореализации: выбирать предмет для подарка, придавать ему сюрпризность, необычность.
- Воспитывать интерес и желание к продолжению традиции.
Материал: атласная лента, круг из картона с отверстием от дырокола, краски – гуашь, звезда из красной бумаги, клей - карандаш
Ход работы:
1 этап – Мотивирующий.
Беседа «Скоро праздник – День Защитника Отечества. На праздник принято дарить подарки. Кому можно подарить в такой день? Как вы думаете, что можно подарить? Какому подарку вы бы обрадовались? Чему может обрадоваться ваш папа, дедушка, брат, друг? Как вы думаете орден (медаль) – это может быть подарком? Орденами награждают людей за победу. Спортсменов за призовые места, солдат за хорошо выполненное военное поручение, за отвагу, за храбрость, за мужество, женщин за заботу, за доброту. Как вы думает за что можно наградить друга (подругу) орденом?»
2 этап – Деятельностный.
1) Рассматривание образцов орденов (медалей). «Обратите внимание, что у ордена есть две стороны: лицевая и обратная. На каждой стороне есть изображения. На лицевой стороне что может изображаться? На обратной стороне, обычно изображен герб или другой символ. Как вы думаете, для нашего ордена подходит звезда, как армейский символ? Какие еще армейские символы могут быть? (Георгиевская лента)»
2) Практическое выполнение:
Сначала нужно оформить обратную сторону. Приклейте ровно по середине кружка красную звезду. Помните, как это нужно делать? Плотно прижмите ее, чтобы она крепко приклеилась.
Теперь поверните на лицевую сторону и оформите ее по своему желанию. Можно поставить печать кулачка, как символ мужества. Можно сделать оттиск ладошки, как символ доблести. Можно отпечатать лучи солнца, как символ боевых отличий. Можно прорисовать линии георгиевской ленты. Решите это сами.
3) Выставка творческих работ.
Посмотрите на ваши работы. Каждый постарался. Я думаю, этот подарок – орден будет достойно оценен тем, кому вы его делали.
3 этап – Заключительный.
1) Акт дарения: «Настало время дарить подарок. Только помните, что подарки дарят с добрым сердцем, теплыми руками, ласковыми словами».
Дети самостоятельно выбирают себе друга, которого хотели бы наградить за заслуги. Обязательно при этом расскажите ему за что вы его награждаете.
2) Обращение к детям: «Ребята, вам понравилось дарить подарки? А нравиться принимать подарки от своих друзей? Как вы думаете, на следующий праздник будем устраивать день подарков? Если вам это понравилось, то можно сделать такую традицию. Следующим праздником будет – Международный женский день – 8 марта».
Примечание: Необходимо иметь несколько дополнительных орденов, чтобы наградить тех детей, которым не досталось награды (можно взять из рассматриваемых образцов).
Вечер по интересам «Наша любимая военная песня», «Стихи о славных подвигах людей» и другие.
Рекомендации: Дома можно устроить совместный вечер по интересам. Есть несколько вариантов организации таких вечеров.
1. Например, «Наша любимая военная песня», где выбираются песни для семейного застолья.
Раньше, каждое праздничное застолье, украшалось народным голосовым пением. Предложите своим родным и близким продолжить или возродить данную традицию. Каждый член семьи высказывает свое желание спеть или услышать ту или иную песню.
Очень значимо будет, если песни будут соответствовать теме праздника. Например, в день Защитника Отечества пели «Три танкиста, три веселых друга», «Катюша», «Смуглянка», «Солнечный круг, небо вокруг». Может всем будет интересно спеть разудалую песню «Эх, яблочко» с приплясыванием:
Эх, яблочко, куда ж ты котишься?
Ко мне в рот попадёшь - не воротишься
Ко мне в рот попадёшь - не воротишься
Эх, яблочко, да на завалинке
Продаёт офицер стары валенки
Эх, яблочко, катись по бережку
Раз купил товар - давай денежку
Раз купил товар - давай денежку
Спекулянт, спекулянт спекулирует
А народная власть реквизирует!
А народная власть реквизирует!
Ла-ла-лай, ла-лай-ла-ла – повтор 7 раз
Эх, яблочко с червоточинкой
Мы к врагу подошли тёмной ноченькой.
Мы к врагу подошли да ударили
И до самого утра мы их парили.
Эх, яблочко да на тарелочку.
Выходи, негодяй на перестрелочку.
Эх, яблочко да ты персидское.
Помянули мы его и простилися.
Ла-ла-лай, ла-лай-ла-ла – повтор 7 раз
В конце застолья можно спросить у ребенка, какая песня ему понравилась больше всего. Выяснить почему. Обратиться к каждому члену семьи и поинтересоваться, понравилось ли такое застолье, есть ли желание повторить на следующий праздник.
2. Вечер по интересам «Стихи о славных подвигах людей»
Рекомендации: С детьми среднего дошкольного возраста можно вместе выразительно прочитать или послушать аудиозаписи стихи, посвященные дню Защитника Отечества – 23 февраля.
О. Чусовитина «Самый лучший»;
Г. Лагздынь «Мой папа - военный»;
А. Чурбанова «Мой дедуля»;
О. Конаева «Поздравления для папы»;
А. Ошнуров «В нашей армии», «Пилот»;
Н. Найденова «Пусть небо будет голубым»;
С. Маршак «Круглый год. Февраль»;
К. Авдеенко «23 февраля – зимний день»;
В. Косовицкий «Будущий мужчина».
После чтения (или слушания) стихов желательно побеседовать. В беседе можно рассказать, понравилось ли вам стихотворение, что именно понравилось, что впечатлило, тронуло. Расскажите о своих чувствах и эмоциях. Например, к стихотворению Н. Найденовой «Пусть небо будет голубым»: «Какое правдивое стихотворение. Мне сразу стало теплее от такого стихотворения. Потому что в нем желают всем нам добра, мира, голубого неба, чтобы все печали ушли как дым». Потом узнать у ребенка, понравилось ли ему стихотворение. Какие он испытал эмоции (приятные, спокойные, тревожные, печальные и т.п.). Спросите других членов семьи, понравился ли им такой вечер, хотят ли они его повторить еще, с другими стихами или рассказами. Возможно, именно такой вариант понравится членам вашей семьи, и он станет семейной традицией.
В заключении можно отметить, что разработанные сценарии являются готовыми и доступными для использования в процессе взаимодействия с семьями по воспитанию патриотического воспитания, которые могут быть началом организации семейных и групповых традиций.
С помощью них впечатления от праздников будут значительно глубже не только у ребенка, но и у всех членов семьи.пониманию, что Родина чтит своих героев, их имена увековечены в названиях городов, улиц, площадей, в их честь воздвигнуты памятники» [1].
О.Г. Романенко, Т.В. Дорошина, К.И. Григорян, работая с детьми по патриотическому воспитанию через приобщение к национальной культуре, выделяют народную тематику, которая «знакомит их с жизнью и подвигами великих патриотов земли Русской. Это и Святой Преподобный Сергий Радонежский, это и князь Александр Невский, знаменитые слова которого: «Не в силе Бог, а в правде» до сих пор помнят потомки. Это князь Дмитрий Донской, великие полководцы – М.И. Кутузов, А.В. Суворов. Все они являются высоким нравственным примером для наших детей» [2].
Уже с среднего дошкольного возраста возможно решать следующие задачи:
- воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;
- формирование бережного отношения к природе и всему живому;
- воспитание уважения к труду;
- развитие интереса к русским и семейным традициям;
- воспитание уважительного отношения к героизму, к героическим поступкам исторических и современных героев Отечества;
- воспитание гендерной идентичности: мужественности, женственности [1].
Новизна данной работы заключается в интеграционном подходе к вопросам семейных традиций в воспитании патриотических чувств у детей среднего дошкольного возраста, где параллели взаимодействия воспитателей с родителями и с детьми объединены в тематической папке – передвижке, посвященной «Дню Защитника Отечества».
Тематическая папка – передвижка «Семейные традиции по патриотическому воспитанию» включает несколько сценарий, разработанных по ключевым разделам, представляющим инновационные формы взаимодействия с детьми и их родителями: Фотоколлаж «Дорогие сердцу мужчины», памятка «Прогулка в парк», творческая акция «подарки для друзей», вечер по интересам «Наша любимая военная песня»; «Стихи о подвигах людей» и др.
Теоретическая значимость заключается в том, что сценарии разработаны на основе теоретических понятий о нравственно-патриотическом воспитании М.Д. Маханевой, современных педагогов – новаторов (О.Г. Романенко, Т.В. Дорошина, К.И. Григорян, А.С. Семерез, М.Н. Журахова, О.А. Фомичева).
Практическая значимость заключается в том, что разработанные сценарии являются деятельным подходом для организации традиций как в дошкольном учреждении, так и в домашних условиях по направлению патриотического воспитания и интегрируются в родственные темы: «День Защитника Отечества», «День Космонавтики», «День Победы», «День народного единства», соответствующие требованиям ФГОС ДО (2014г.) и ФОП ДО (2022г.).
Фотоколлаж «Дорогие сердцу мужчины».
Цель: показать вариант семейной традиции.
Задачи для ребенка:
- формировать у ребенка гендерную идентичность (мужественность, женственность); воспитывать уважение к Защитникам Отечества.
Задачи для взрослых:
- способствовать умению объяснять ребенку об исторической значимости семейной фотографии, рассказывать фрагменты событий из армейской жизни.
Материал: клей, ножницы, фломастер, фотографии, ватман.
Ход работы.
1 этап. Подготовительный.
1) Совместная беседа о предстоящем празднике – День Защитника Отечества: «В этот день поздравляют всех мужчин кто служил в армии. Во время службы они считались солдатами. Армия нужна, чтобы защищать Родину, наш дом, наш город, нашу семью. Я служил в танковых войсках. Нас называли танкистами».
2) Индивидуальная беседа мамы с детьми, где предлагается порадовать дорогих папу и дедушку сюрпризом – сделать коллаж из фронтовых фотографий. «Фотография – это память о минувших днях. Посмотрят на них наши мужчины и вспомнят добрые или тяжелые дни своей службы в армии. И расскажут нам что-то интересное».
3) Совместный отбор фотографий: «…Это фотографии дедушки, когда он служил в армии. А на это фотография прадедушка с медалями. Ему их дали за отвагу при защите города Орла. А эта медаль за смелость при штурме Берлина. Вот фотографии вашего папы, когда он тоже служил в армии. Посмотрите, какой папа сильный – поднимает орудие. А вот, сынок, твои фотографии, где ты занимаешься спортом. Каждый мальчик – будущий защитник Отечества. А каждая девочка – будущая добрая женщина, ласковая мама, заботливая дочка»
2 этап. Основной.
1) Нарисовать на ватмане контур сердца и вырезать его.
2) Дать ребенку возможность расположить на вырезанном ватмане фотографии в последовательности взросления от прадедушки до самого ребенка.
3) Приклеить фотографии и вместе обвести фломастером.
3 этап. Заключительный
1) В день праздника прикрепить фотоколлаж на видном месте;
2) Дать возможность дедушке, папе, сыну насытиться эмоциями при первом осмотре фотоколлажа.
3) Включиться в семейное обсуждение, вспомнить ситуации, при которых были сделаны эти снимки, объяснить их. Например, «Эта фотография в день присяги. Сначала мы адаптировались к военной службе. Подъем начинался в 7 утра. И сразу бежали на утреннюю физическую зарядку. Потом шли в туалет умываться. Потом завтракали. Потом шли на занятии по военной подготовке. Там изучали устав – это клятва защищать свою страну, свой город, свою семью. Любить и уважать своих товарищей, боевую машину. В занятия каждый день входила физическая подготовка. Этот предмет был одним из важных. Потому что каждый солдат должен быть сильным, выносливым, мужественным. В армии я познакомился с сослуживцами. Иногда по графику дежурил, то в казарме, то в столовой. Вот на этой фотографии я рядом с нашим танком. Как раз мы его только почистили. Привели в боевую готовность. Однажды…»
4) Сфотографировать фотоколлаж и отправить в онлайн-группу детского сада.
Памятка «Прогулка в парк».
Совместная прогулка в парк предусматривает активный и пассивный отдых, основанный на общих семейных интересах. Обычно такая прогулка планируется заранее или является семейной традицией по выходным. В праздничные дни их можно приурочить к определенной тематике. Например, к дню Защитника Отечества, мы рекомендуем посетить парк Маргелова, также можно посетить памятники (Генералу Карбышеву, Стелу в ознаменовании 50 лет Победы в Великой Отечественной Войне).
Что можно рассказать детям о В.Ф. Маргелове?
Василий Филиппович Маргелов – военачальник, командир Воздушно-десантными войсками, генерал армии. За героизм, проявленный в годы службы награжден самым важным орденом – Герой Советского Союза. Сначала был простым солдатом - снайпером. Умел хорошо прицелиться и попасть в середину мишени с дальнего расстояния.
В перерыв беседы включить игру – соревнование «Кто самый меткий стрелок». Обозначить горизонтальную метку на дороге, где должен стоять играющий. Обозначить цель на дороге (для ребенка 2-3 метра от горизонтальной). Для метания можно использовать подручный материал (камушки, шишки и другое). Сделать несколько бросков по очереди. Похвалить ребенка за старание («Молодец! Еще немного потренируешься и будешь как снайпер»).
А генералом Маргелов стал намного позже, когда несколько раз отличился в боевом искусстве при защите родных городов и своей Родины. А после войны возглавил Воздушно-десантные войска. Собрал армию из самых ловких, сильных, выносливых солдат, которые могли прыгать с парашютом, быстро бегать, маневрировать на местности.
Перерыв беседы заполнить игрой «Пробегись по змейке». На дороге начертить линию в виде змейки (3-4 метра). Фиксируется время от старта до финиша. «Молодец! Время пробежки 5 секунд. Еще потренируешься и будешь ловким, как десантник»
Василий Филиппович Маргелов подготовил много доблестных солдат. Все они могли точно выполнять поставленную задачу. И детей своих научил быть доблестными солдатами. Он ими очень гордился. А сыновья гордились свои отцом. Ему даже присвоили звание – Почетный солдат воинской части. Во многих городах нашей страны поставили ему памятники, чтобы вы, наши дети, не забывали доблестных героев, которые отважно умели защищать свою страну и свою семью.
В заключении прогулки пройдитесь по аллее Славы. Рассмотрите широкие плечи, мужественные лица, количество орденов на груди. Закончите рассказ о своем отце, дедушке, которые были доблестными солдатами и имели звания.
Творческая акция «Подарки для друзей».
Цель: Способствование организации традиции по проявлению желания делать добрые дела и совершать нравственные поступки.
Задачи:
- Развивать нравственные качества личности: доброжелательность, уважение сверстников, толерантность.
- Способствовать творческой самореализации: выбирать предмет для подарка, придавать ему сюрпризность, необычность.
- Воспитывать интерес и желание к продолжению традиции.
Материал: атласная лента, круг из картона с отверстием от дырокола, краски – гуашь, звезда из красной бумаги, клей - карандаш
Ход работы:
1 этап – Мотивирующий.
Беседа «Скоро праздник – День Защитника Отечества. На праздник принято дарить подарки. Кому можно подарить в такой день? Как вы думаете, что можно подарить? Какому подарку вы бы обрадовались? Чему может обрадоваться ваш папа, дедушка, брат, друг? Как вы думаете орден (медаль) – это может быть подарком? Орденами награждают людей за победу. Спортсменов за призовые места, солдат за хорошо выполненное военное поручение, за отвагу, за храбрость, за мужество, женщин за заботу, за доброту. Как вы думает за что можно наградить друга (подругу) орденом?»
2 этап – Деятельностный.
1) Рассматривание образцов орденов (медалей). «Обратите внимание, что у ордена есть две стороны: лицевая и обратная. На каждой стороне есть изображения. На лицевой стороне что может изображаться? На обратной стороне, обычно изображен герб или другой символ. Как вы думаете, для нашего ордена подходит звезда, как армейский символ? Какие еще армейские символы могут быть? (Георгиевская лента)»
2) Практическое выполнение:
Сначала нужно оформить обратную сторону. Приклейте ровно по середине кружка красную звезду. Помните, как это нужно делать? Плотно прижмите ее, чтобы она крепко приклеилась.
Теперь поверните на лицевую сторону и оформите ее по своему желанию. Можно поставить печать кулачка, как символ мужества. Можно сделать оттиск ладошки, как символ доблести. Можно отпечатать лучи солнца, как символ боевых отличий. Можно прорисовать линии георгиевской ленты. Решите это сами.
3) Выставка творческих работ.
Посмотрите на ваши работы. Каждый постарался. Я думаю, этот подарок – орден будет достойно оценен тем, кому вы его делали.
3 этап – Заключительный.
1) Акт дарения: «Настало время дарить подарок. Только помните, что подарки дарят с добрым сердцем, теплыми руками, ласковыми словами».
Дети самостоятельно выбирают себе друга, которого хотели бы наградить за заслуги. Обязательно при этом расскажите ему за что вы его награждаете.
2) Обращение к детям: «Ребята, вам понравилось дарить подарки? А нравиться принимать подарки от своих друзей? Как вы думаете, на следующий праздник будем устраивать день подарков? Если вам это понравилось, то можно сделать такую традицию. Следующим праздником будет – Международный женский день – 8 марта».
Примечание: Необходимо иметь несколько дополнительных орденов, чтобы наградить тех детей, которым не досталось награды (можно взять из рассматриваемых образцов).
Вечер по интересам «Наша любимая военная песня», «Стихи о славных подвигах людей» и другие.
Рекомендации: Дома можно устроить совместный вечер по интересам. Есть несколько вариантов организации таких вечеров.
1. Например, «Наша любимая военная песня», где выбираются песни для семейного застолья.
Раньше, каждое праздничное застолье, украшалось народным голосовым пением. Предложите своим родным и близким продолжить или возродить данную традицию. Каждый член семьи высказывает свое желание спеть или услышать ту или иную песню.
Очень значимо будет, если песни будут соответствовать теме праздника. Например, в день Защитника Отечества пели «Три танкиста, три веселых друга», «Катюша», «Смуглянка», «Солнечный круг, небо вокруг». Может всем будет интересно спеть разудалую песню «Эх, яблочко» с приплясыванием:
Эх, яблочко, куда ж ты котишься?
Ко мне в рот попадёшь - не воротишься
Ко мне в рот попадёшь - не воротишься
Эх, яблочко, да на завалинке
Продаёт офицер стары валенки
Эх, яблочко, катись по бережку
Раз купил товар - давай денежку
Раз купил товар - давай денежку
Спекулянт, спекулянт спекулирует
А народная власть реквизирует!
А народная власть реквизирует!
Ла-ла-лай, ла-лай-ла-ла – повтор 7 раз
Эх, яблочко с червоточинкой
Мы к врагу подошли тёмной ноченькой.
Мы к врагу подошли да ударили
И до самого утра мы их парили.
Эх, яблочко да на тарелочку.
Выходи, негодяй на перестрелочку.
Эх, яблочко да ты персидское.
Помянули мы его и простилися.
Ла-ла-лай, ла-лай-ла-ла – повтор 7 раз
В конце застолья можно спросить у ребенка, какая песня ему понравилась больше всего. Выяснить почему. Обратиться к каждому члену семьи и поинтересоваться, понравилось ли такое застолье, есть ли желание повторить на следующий праздник.
2. Вечер по интересам «Стихи о славных подвигах людей»
Рекомендации: С детьми среднего дошкольного возраста можно вместе выразительно прочитать или послушать аудиозаписи стихи, посвященные дню Защитника Отечества – 23 февраля.
О. Чусовитина «Самый лучший»;
Г. Лагздынь «Мой папа - военный»;
А. Чурбанова «Мой дедуля»;
О. Конаева «Поздравления для папы»;
А. Ошнуров «В нашей армии», «Пилот»;
Н. Найденова «Пусть небо будет голубым»;
С. Маршак «Круглый год. Февраль»;
К. Авдеенко «23 февраля – зимний день»;
В. Косовицкий «Будущий мужчина».
После чтения (или слушания) стихов желательно побеседовать. В беседе можно рассказать, понравилось ли вам стихотворение, что именно понравилось, что впечатлило, тронуло. Расскажите о своих чувствах и эмоциях. Например, к стихотворению Н. Найденовой «Пусть небо будет голубым»: «Какое правдивое стихотворение. Мне сразу стало теплее от такого стихотворения. Потому что в нем желают всем нам добра, мира, голубого неба, чтобы все печали ушли как дым». Потом узнать у ребенка, понравилось ли ему стихотворение. Какие он испытал эмоции (приятные, спокойные, тревожные, печальные и т.п.). Спросите других членов семьи, понравился ли им такой вечер, хотят ли они его повторить еще, с другими стихами или рассказами. Возможно, именно такой вариант понравится членам вашей семьи, и он станет семейной традицией.
В заключении можно отметить, что разработанные сценарии являются готовыми и доступными для использования в процессе взаимодействия с семьями по воспитанию патриотического воспитания, которые могут быть началом организации семейных и групповых традиций.
С помощью них впечатления от праздников будут значительно глубже не только у ребенка, но и у всех членов семьи.