Статья «Возможности использования элементов стритбола при проведении уроков по физической культуре в сельской малокомплектной школе»
Ахапкин Александр Леонидович
учитель физической культуры высшей категории
МОУ Коленовская средняя общеобразовательная школа
д. Коленово, Ростовский район, Ярославская область
Барабаш Сергей Николаевич
учитель физической культуры высшей категории
МОУ Дубковская средняя школа
п. Дубки, Переславский район, Ярославская область
Возможности использования элементов стритбола при проведении уроков по физической культуре в сельской малокомплектной школе
Аннотация
Специфика образовательного процесса в сельской малокомплектной школе предполагает объединение детей разного возраста в рамках учебных занятий. В этой связи, проведение уроков по предмету «Физическая культура» несомненно требует особого подхода при выборе упражнений и последовательности их использования с целью обеспечения активного вовлечения всех обучающихся в учебную деятельность. Однако изучение ряда разделов программы, в частности, по спортивным играм, может быть затруднено отсутствием достаточного количества детей для проведения учебной игры. Исходя из вышесказанного, в нашей работе был выполнен анализ особенностей стритбола и подходов к проведению уроков по изучению раздела баскетбола с включением его элементов.
Введение
Стритбол – вид спорта, стремительно набирающий популярность, и подтверждением этому является включение его в программу Летних Олимпийских Игр 2020 года [2]. Динамичность, простота правил и высокая результативность делают баскетбол три на три весьма привлекательным для использования и в рамках физической культуры для детей разного возраста.
Кроме того, использование элементов стритбола в рамках школьной программы может быть оправдано и тем, что основные технические действия, выполняемые в процессе игры, совпадают с характерными для классического варианта баскетбола. При этом главной отличительной особенностью стритбола является меньшее число участников, и для полноценной игры достаточно составить команду из трех человек, что несомненно, весьма актуально в условиях сельской малокомплектной школы [3].
Таким образом, целью данной работы являлась оценка возможности использования элементов стритбола при проведении уроков по предмету «Физическая культура» в сельской малокомплектной школе.
Результаты
На наш взгляд, обучение обучающихся элементам и правилам игры в стритбол целесообразно с 7 класса, когда у детей сформировано представление о классическом баскетболе. Важно отметить, что основные отличия двух обозначенных игр заключаются в том, что:
В стритболе площадка составляет половину классической, и игра проводится с использованием одного кольца;
Количество игроков в каждой команде в стритболе составляет три человека;
За попадание из области, ограниченной трехочковой линией, начисляется одно очко, а из-за дуги - два. При этом штрафной бросок оценивается в одно очко;
Продолжительность матча в стритбол составляет 10 минут чистого времени, при этом игра может быть окончена ранее, при достижении одной из команд счета в 21 очко;
Совершение фола на игроке внутри пределов трехочковой линии карается одним штрафным броском, а за пределами – двумя;
После забитого мяча игрок пропустившей команды начинает игру путем ведения или передачи из-под кольца за дугу;
Время на владение мячом составляет 12 секунд.
На наш взгляд, на начальных этапах знакомства обучающихся с игрой целесообразно использовать упрощенные правила, исключающие необходимость учета длительности владения мячом и отсутствие лимита игрового времени. Как и в условиях классического баскетбола, целесообразно использовать мяч меньшего размера [1]. Кроме того, важно привлекать детей к помощи по судейству, что позволит максимально познакомиться со спецификой игры.
Вывод. Использование стритбола в рамках школьной программы по изучению баскетбола в сельской малокомплектной школе является перспективным способом организации учебной игры. Главной сложностью, с которой могут столкнуться обучающиеся – отличие правил, что требует от учителя дополнительно уделить внимание знакомству с ними в рамках теоретической части уроков.
Литература
Витман М.Ю. Особенности соревновательной деятельности и игровых показателей в баскетболе 3х3 / М.Ю. Витман, Д.А. Бобровский, Д.Ю. Витман, Е.Ю. Ковыршина // Ученые записки университета им. П.Ф. Лесгафта. – 2020. – № 11 (189). – С. 81-86.
Солодовник Е.М. Уличный баскетбол как средство физического и культурного воспитания молодого поколения / Е.М. Солодовник // Вопросы педагогики. – 2020. – № 7-1. – С. 156-159.
Тиников А.С. Новые технологии в преподавании физической культуры в сельской малокомплектной школе / А.С. Тиников // Вестник научных конференций. – 2016. – № 6-2 (10). – С. 108-109.