Организация внеурочных занятий по формированию познавательного интереса школьников к русскому фольклору

0
0
Материал опубликован 27 November 2024

Организация внеурочных занятий по формированию познавательного интереса школьников к русскому фольклору

Чусовитина Ева Дмитриевна студентка ГАПОУ СО НТПК №1, группа № 43, специальность 44.02.02 «Преподавание в начальных классах».

Аннотация. Данная статья посвящена методам и подходам, направленным на развитие познавательного интереса у младших школьников через исследования и практику русского фольклора. В статье рассматриваются различные форматы внеурочных мероприятий, включая игровые и театрализованные формы, мастер-классы по народным ремеслам, а также использование мультимедийных материалов для создания увлекательной образовательной среды.

Ключевые слова: познавательный интерес, младший школьный возраст, внеурочная деятельность, фольклор, методы и приемы.

Внеурочные занятия в начальной школе, направленные на формирование познавательного интереса младших школьников к русскому фольклору, становятся все более актуальными в современном образовательном процессе. Русский фольклор – это богатство культурного наследия, которое способствует развитию у детей чувства национальной идентичности, формирования моральных ценностей и эстетического восприятия. Такие занятия позволяют не только познакомить детей с народными сказками, песнями и поговорками, но и развивать их творческие способности, критическое мышление и навыки общения. Кроме того, в условиях глобализации и влияния зарубежной культуры изучение родного фольклора помогает сохранить и передать следующему поколению традиции и обычаи русского народа. Таким образом, внеурочные занятия по русскому фольклору способствуют всестороннему развитию младших школьников, формируя у них активную позицию в познании окружающего мира.

Познавательный интерес является ключевым фактором, способствующим развитию человека как активного деятеля, творческого субъекта и преобразователя окружающей реальности. Стремление к познанию приводит в движение все психические процессы и мотивирует на постоянные усилия по изменению и улучшению действительности через деятельность. Уникальной чертой познавательного интереса является его способность обогащать и активизировать не только процесс познания, но и любую другую деятельность человека, поскольку элементы познания присутствуют в каждой из этих сфер [3].

Младший школьный возраст начинается в семь лет, когда ребёнок приступает к обучению в школе, и длится примерно до десяти лет. На этапе младшего школьного возраста ребёнок переживает кризис семи лет, социальная ситуация его развития меняется. Ребёнок приобретает новую социальную роль - роль школьника, которая непосредственно связана с учебной деятельностью. Его самосознание меняется коренным образом, что приводит к переоценке ценностей. Ведущей деятельностью данного периода является учебная деятельность. Для того чтобы обучение младших школьников прошло успешно, преподавателю важно принимать во внимание их психологические характеристики и возрастные особенности, а также другие факторы, влияющие на эффективность учебного процесса. Поскольку школьное обучение является для детей новым и сложным видом деятельности, учитель должен учитывать уникальные аспекты как учебной, так и игровой активности, а также новые качества, возникающие в этот период, чтобы оптимально организовать образовательный процесс и правильно спланировать урок. [2, с.243-244].

Внеурочная деятельность является неотъемлемой и обязательной частью образовательного процесса и должна найти свое отражение в основной образовательной программе. Она организуется в целях обеспечения индивидуальных потребностей обучающихся, направлена на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы (личностных, метапредметных и предметных) и осуществляется в формах, отличных от форм, используемых преимущественно на урочных занятиях.

Внеурочная деятельность в начальной школе предоставляет широкие возможности для вовлечения детей в мир русской народной культуры, создания условий для активного познания и самовыражения. Через фольклорные игры, сказки, песни и сказания дети могут не только расширить свои знания о культурных традициях, но и развивать творческие способности, критическое мышление, навыки коммуникации и сотрудничества.

В основе культуры любого народа лежит народное творчество, которое зародилось в очень давние времена среди простых людей — сельских жителей. Называют его фольклором, в переводе на русский как «народная мудрость».

Фольклор влияет на формирование нравственных чувств, норм поведения, на воспитание эстетического восприятия и эстетических чувств, способствует развитию речи, дает образцы русского литературного языка, обогащает словарный запас новыми словами, образными выражениями.

Рассмотрев методы работы опыта учителей на внеурочных занятиях по теме фольклора, можно отметить, что учителя используют различные методы для работы с учащимися начальной школы:

1. Использование предметов старины: знакомство обучающихся с крестьянским жилищем и утварью. Обучающиеся могут подержать в руках музейные экспонаты, чтобы лучше понять, для чего они служили и как ими пользовались люди.

2. Драматизация: обучающихся выступают в роли персонажей из народных сказок, что способствует развитию воображения и навыкам публичного выступления.

3. Проектная деятельность: сочинение собственных сказок, загадок и их оформление в виде открытки или книги способствует развитию исследовательских навыков и креативности обучающихся [4, с. 317-319].

4. Экскурсии и выездные мероприятия: посещение музеев, театров или культурных мероприятий, связанных с фольклором, помогает углубить знание учащихся и создать практический опыт. Также можно использовать виртуальные экскурсии. Они позволяют расширить восприятие учебного материала через виртуальный, зрительный ряд, способствуя повышению эффективности усвоения учебного материала.

5. Просмотр мультфильмов и кинофильмов: помогают привлечь внимание обучающихся и сделать материал более доступным и интересным.

6. Мастер-класс: позволяет интегрировать творчество и практическую деятельность, а также познакомить обучающихся с культурным наследием [1].
Совокупность разнообразных направлений создает условия для
проявления способностей ребенка во всевозможных видах творческой
деятельности, крепко объединяя музыку, слово и движение, позволяющее
совокупно подойти к проблеме изучения различных видов народного творчества ребенком.

Таким образом, организация внеурочных занятий в начальной школе играет ключевую роль в формировании познавательного интереса младших школьников к русскому фольклору. Эти занятия способствуют не только развитию художественно-эстетического восприятия, но и формированию социальных навыков, критического мышления и любви к родной культуре. Использование интерактивных форм работы, таких как театрализованные постановки, чтение сказок, обсуждение и анализ фольклорных мотивов, позволяет учащимся глубже понять богатство русской народной традиции. Важно, чтобы педагоги были внимательны к интересам детей и использовали разнообразные методы и подходы, которые делают обучение увлекательным и доступным.

Список литературы:

Авсеенкова Г. В. Изучение русского фольклора во внеурочной деятельности / Авсеенкова Г. В. 

Апетян, М. К. Психологические и возрастные особенности младшего школьника / М. К. Апетян.  Текст: непосредственный // Молодой ученый. – 2014. – № 14 (73). – С. 243-244. 

Петрушина Н. Н. Педагогические находки при изучении фольклора в начальной школе / Н.Н. Петрушина.

Феденкова, Е. В. Психолого-педагогическая сущность познавательного интереса / Е. В. Феденкова. — Текст: непосредственный // Молодой ученый. — 2018. — № 16 (202). — С. 317-319.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии
Комментариев пока нет.