Статья «Повышение уровня познавательного интереса к занятиям»
ВВЕДЕНИЕ
Познавательный интерес дошкольников является одной из актуальных проблем современного дошкольного образования, призванного воспитать личность, способную к саморазвитию и самосовершенствованию. Данное положение подкрепляется содержанием нормативных документов дошкольного образования.
Перед дошкольной образовательной организацией поставлена цель добиться того, чтобы каждый ребенок вырос не только сознательным членом общества, не только здоровым и крепким, но и инициативным, думающим, способным на творческий подход в любой деятельности. На это указывается в ст. 48 ФЗ «Об образовании в РФ» [2]. Исходя из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), в центре внимания педагогов должна быть ориентация образовательного процесса на познавательные возможности дошкольника и на их реализацию. Необходимо так организовать взаимодействие с ребенком, чтобы оно было направлено на формирование познавательного интереса, познавательной самостоятельности и инициативности [1].
Понятие «познавательный интерес» сегодня безусловно относится к числу наиболее распространенных характеристик не просто познавательной деятельности, а всей деятельности, характерной для современного человека. И это вполне закономерно. В связи с модернизацией системы российского образования, а также переходом к рыночным отношениям изменяются подходы к изучению явлений и процессов, непосредственно связанных с развитием личности самого человека. Все это в конечном счете, и определило перенос акцентов с целостного развития человека на поиск путей, обеспечивающих формирование его активного отношения к окружающей действительности. Именно сегодня интерес к проблематике развития познавательной интереса все больше проявляется на всех уровнях, связанных непосредственно с формированием человеческой личности, становясь определяющей тенденцией развития человека нового поколения.
Особую актуальность проблемы познавательного интереса приобретает именно на этапе дошкольного детства. Проявляясь в интеллектуальной инициативе, повышенном интересе и стремлении к знаниям, познавательный интерес обеспечивает развитие познавательного интереса ребенка-дошкольника, расширяет и интеллектуализирует содержание его познавательной потребности, способствует формированию произвольности его поведения, обеспечивает становление познавательной мотивации дошкольника, что в свою очередь, является ведущими критериями готовности ребенка к школе.
Проблема развития познавательного интереса дошкольников - одна из самых актуальных в детской психологии поскольку взаимодействие человека с окружающим миром возможно благодаря его активности и деятельности, а ещё и потому, что интерес является непременной предпосылкой формирования умственных качеств личности, ее самостоятельности инициативности. И поэтому сейчас, современные программы предусматривают формирование у дошкольников не отдельных фрагментарных «облегченных» знаний об окружающем, а вполне достоверных элементарных систем представлений о различных свойствах и отношениях предметов и явлений. Проблема познавательного интереса – одна из наиболее трудных в педагогике, так как являясь индивидуально–психологической характеристикой человека, отражает очень сложные взаимодействия психофизиологических, биологических, и социальных условий развития.
Проблеме познавательного интереса, способам и методам активизации учебной деятельности были посвящены исследования Л.И.Божович, Л.С.Выготского, П.И.Гальперина, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, А.М.Матюшкина, А.В.Петровского, Н.Ф.Талызиной, Т.И.Шамовой, Г.М.Щукиной, Д.Б.Эльконина, И.С.Якиманской. Познавательный интерес при правильной педагогической организации деятельности воспитанников и систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может и должен стать устойчивой чертой личности дошкольника и оказывать сильное влияние на его развитие.
Противоречие исследования: В настоящее время в дошкольных учреждениях воспитатели не часто используют технологию «Лэпбук» и применяют их чаще всего бессистемно и эпизодически. Несмотря на это в практике дошкольных образовательных учреждений она еще только начинает реализовываться. Педагоги ведут поиск новых технологий. Знакомство с современным педагогическим опытом позволяет предположить, что одним из них стал «Лэпбук».
Все это обусловило актуальность темы исследования. Вот почему нами выбрана тема: «Повышение уровня познавательного интереса к занятиям детей старшего дошкольного возраста посредством «Лэпбук»».
Исходя из этого, определена, цель исследования: Выявить и обосновать эффективность использования «Лэпбук» в развитии познавательного интереса к занятиям старшего дошкольного возраста.
Объект исследования: процесс развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста.
Предметом исследования является «Лэпбук», как средство повышения уровня познавательного интереса к занятиям детей старшего дошкольного возраста
Гипотеза исследования: Мы предполагаем, что повышение познавательного интереса к занятиям детей старшего дошкольного возраста посредством «Лэпбук» будет более успешным при соблюдении следующих педагогических условий:
- учитывать возрастные и индивидуальные особенности детей;
- создать развивающую предметно-пространнственную среду, способствующая, развитию познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста;
- систематически применять «Лэпбук» на занятиях;
В соответствии с целью и гипотезой были определены задачи исследования:
1) Изучить теоретические основы развития познавательного интереса детей дошкольного возраста;
2) Провести педагогический эксперимент для проверки эффективности использования «Лэпбук» в повышении познавательного интереса к занятиям у детей старшего дошкольного возраста;
3) Разработать методические рекомендации по результатам исследования.
Для решения поставленных задач и проверки гипотезы были использованы следующие методы исследования: теоретический анализ и обобщение психолого - педагогической литературы по проблеме исследования, психолого - педагогический эксперимент, статистические методы обработки данных.
Методологическими основами исследования: явились труды Л.И. Божович, Л.С. Выгодского, А.В.Запорожца, Д.Б. Эльконина, А.Н.Леонтьева о сущности и особенностях развития познавательных интересов детей дошкольного возраста.
Практическая значимость исследования заключается в том, что результаты исследования, могут быть применены другими педагогами и родителями в повышении уровня познавательного интереса к занятиям детей старшего дошкольного возраста посредством «Лэпбук».
База исследования: МБОУ «Мастахская СОШ им. А.А.Миронова» дошкольная группа «Кэскил» с. Балагаччы, Вилюйского улуса.
Структура дипломной работы состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы, приложения.
ГЛАВА 1. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА ПОСРЕДСТВОМ ЛЭПБУК
Сущность понятия «познавательный интерес» в психолого-педагогической литературе
Обществу нужен человек не только потребляющий знания, но и умеющий их добывать. Нестандартные ситуации нашего времени требуют от нас широты интереса.
Интерес - это реальная причина для действий, ощущаемая человеком как особо важная, он является одним из постоянных сильнодействующих мотивов деятельности. Его можно рассмотреть, как положительное оценочное отношение субъекта к его деятельности. А.Г.Волостникова считает, что «интерес можно определить, как специфическое отношение личности к объекту в силу его жизненной значимости и эмоциональной привлекательности». Исследования многих ученых, таких как Л.Н.Божович, Л.А.Венгер, Л.С.Выготский, А.Г.Запорожец показывают, что познавательный интерес формируется более успешно при активной познавательной деятельности [7, 9, 11, 16].
Познавательный интерес ребенка отражается в стремлении узнавать новое, выяснять качества, свойства предметов, явлений действительности, в желании понять их сущность и найти между ними имеющиеся как отношения, так и связи. В настоящее время существуют различные подходы в формулировке понятия познавательного интереса. Н.Ф.Добрынин отмечал: «Познавательный интерес – избирательная направленность внимания человека». Л.С.Рубинштейн трактует познавательный интерес, как проявление его интеллектуальной и эмоциональной активности. Д.Фрейд писал, что познавательный интерес – это генератор разнообразных чувств ребенка. А.Г.Ковалев определил познавательный интерес, как своеобразное отношение личности к объекту, вызванное сознанием его социально жизненного значения и эмоциональной обольстительностью.
На сегодняшний день в исследованиях представлены различные точки зрения на проблемы формирования познавательного интереса. Н.К.Постникова рассматривает интерес, как познавательную деятельность, направленную на открытие еще неизвестного. Интерес в данном случае предстает как совокупность проявлений активности, (в числе показателей активности выделяют, например, количество задаваемых ребенком вопросов) однако такой подход является в значительной степени описательным, не вскрывающим собственно механизма возникновения интереса. В исследованиях А.Валлона познавательный интерес рассматривается как эмоциональное отношение к предмету познания. Одним из первых объектов познания ребенка дошкольного возраста является предметный мир.
Формирование познавательного отношения к предметному миру обуславливает успешность его освоения ребенком дошкольного возраста и во многом определяет процесс его социализации. Л.И.Божович, Л.С.Выготский считали, что развитие познавательного интереса у дошкольников из-за превосходства особых форм активности и положительного эмоционального состояния возникает из потребности во внешних впечатлениях. Формирование его возникает в деятельности (Л.С.Выготский, А.Н.Леонтьев, С.Л.Рубинштейн и др.) [12,19].
Целью познавательного интереса является стремление человека вникнуть во все разнообразие окружающего мира, отражать в сознании свойственные процессы, причинно-следственные связи и закономерности. В то же время познавательный интерес, будучи включенным в познавательную деятельность, непосредственным образом связан с возникновением многообразных личностных отношений: избирательного отношения к той или иной области науки, познавательной деятельности, участию в них, общению с соучастниками познания. Именно на этом этапе познания предметного мира и отношения к нему, научным фактам формируется идеология, характеру которой способствует познавательный интерес. А.Н.Леонтьев отмечал, что познавательный интерес стимулирует все психические процессы человека на высоком уровне своего развития, подталкивает личность к постоянному поиску нововведений в деятельность (изменения, усложнения целей, определение в предметной среде актуальных и значительных сторон для их реализации, отыскивание других необходимых способов и внесение в них творческого начала) [19].
Познавательный интерес играет в педагогическом процессе главную роль. И.В.Метельский определяет интерес следующим образом: «Интерес – активная познавательная направленность, связанная с положительным эмоционально окрашенным отношением к изучению предмета, с радостью познания, преодолению трудностей, созданием успеха, с самовыражением и утверждением развивающейся личности». Познавательный интерес в педагогике понимают, как внешний стимул, как средство активизации познавательной деятельности детей. Г.И.Щукина, занимавшаяся изучением познавательного интереса в педагогике, определяет его следующим образом: «познавательный интерес показывает уровень активности личности, он связан с психическими процессами человека, занимает главное место в структуре характера личности». В ее представлении, развитие интереса идет в направлении от поверхностного к устойчивому, глубинному.
Значение познавательного интереса в жизни конкретных личностей трудно переоценить. Интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом [6]. Б.П.Есипов утверждал, что познавательный интерес – неразрывно связанное образование личности. Он как общий феномен интереса имеет сложнейшую структуру, которую составляют как отдельные психические процессы (интеллектуальные, эмоциональные, регулятивные), так и объективное и субъективное взаимодействие человека с миром, выраженное в отношениях. Познавательный интерес, обладая мотивационными и регулятивными возможностями, способствует продуктивному становлению ребенку как субъекта познавательной деятельности.
Являясь устойчивой характеристикой личности, познавательный интерес способствует ее формированию в целом, так как под его влиянием лучше всего протекает восприятие, развивается наблюдение, активизируется эмоциональная и логическая память, интенсивнее работает воображение. Исходя из этого, исследователи обнаруживают в интересе определенную личностную направленность [13].
В частности, Г.И.Щукина определяет интерес как избирательную направленность личности, обращенную к области познания и ее предметной стороне и к самому процессу овладения знаниями.
М.А.Данилов, М.Н.Скаткин отмечали, что в единстве объективного и субъективного в интересе проявляется диалектика формирования, развития и углубления интереса. Интерес зарождается и развивается в деятельности, и воздействие на него оказывают не отдельные компоненты деятельности, а вся ее объективно-субъективная идея (характер, процесс, результат). Интерес –это сочетание многих психических процессов, образующее активную деятельность, особые состояния личности (радость от процесса учения, стремление роста в познание интересующего предмета, в познавательную деятельность, переживание неудач и волевые устремления к их преодолению) [23].
Таким образом, можно сказать, что интерес выступает как самый энергичный активатор, стимулятор деятельности, реальных предметных, учебных, творческих действий и жизнедеятельности в целом. Познавательный интерес выражается различными состояниями. Так, Г.И.Щукина отмечала следующие состояния: любопытство, любознательность, познавательный интерес, теоретический интерес. И хотя эти стадии выделяются как чисто условные, наиболее типичные их признаки являются общепризнанными.
Любопытство - основная стадия избирательного отношения, которая определена чисто внешними, часто непредсказуемыми обстоятельствами, привлекающими внимание человека. Для человека эта элементарная ориентировка, связанная с дискомфортом для него, новизны ситуации, может и не иметь особой значимости. На стадии любопытства ребенок довольствуется лишь ориентировкой, связанной с забавностью того или иного предмета, той или иной ситуацией. Эта стадия еще не определяет настоящего стремления к усвоению. И, тем не менее, занимательность как движущая сила проявления познавательного интереса может служить его начальным стимулом для действия [27]. В.Б.Бондаревский утверждал, что любознательность – ценное состояние личности, которое имеет свою отличительную особенность - готовность человека попасть за пределы увиденного. На этом этапе развития интереса проявляются достаточно сильные выражения эмоций удивления, радости познания, удовлетворенности деятельностью. В возникновении загадок и их разгадок заключается идея любознательности, как активного понимание мира, которое формируется не только на занятиях, но и в труде, когда человек отрешен от простого исполнительства и лишен возможности действовать. Любознательность, становясь постоянной особенностью характера, обладает большой ценностью в формировании личности. Любознательные люди не равнодушны к миру, они всегда находятся в поиске [23].
По мнению Б.П.Есипова, теоретический интерес связан как со стремлением изучения сложных теоретических вопросов и проблем конкретной науки, так и с применением их как средства познания. Тем самым на данном этапе определяется не только познавательное начало в структуре личности, но и человека как деятеля, субъекта, личности. В реальном процессе все перечисленные этапы познавательного интереса представляют собой совокупность сложнейших взаимосвязей. В познавательном интересе обнаруживаются и повтор в связи со сменой предметной области, и сосуществование в едином акте познания, когда любопытство переходит в любознательность. Было бы ошибкой рассматривать указанные этапы познавательного интереса отдельно друг от друга. В реальном же процессе все этапы познавательного интереса показывают сложнейшие сочетания и взаимосвязи. Однако бывает, что состояние заинтересованности, которое проявляет ребенок под силой разных ситуаций и обстоятельств (занимательность, расположение к воспитателю, удачный ответ, поднявший его репутацию в коллективе), может пройти, не повлияв на развитие личности. Указывая на разницу между любознательностью и интересом, И.М. Цветков отмечает, что любознательность лишена тех эмоций, которые являются специфическими для интереса. Любознательности, по его мнению, присущи общие эмоции – эмоции удовольствия, наслаждения, радости познания, удивления. Интересу присущи –специфические эмоции: участия, близости, особого расположения.
Исследуя свойства познавательного интереса, следует отметить, что характерной его стороной является его волевая направленность. Познавательный интерес ориентирован не только на процесс познания, но и на его результат, а это всегда связано со стремлением к цели, с ее реализацией, преодолением трудностей, с волевым напряжением и усилием, ведь познавательный интерес - это не противник волевого усилия, а его верный товарищ. В познавательном интересе взаимодействуют все важнейшие проявления личности [13].
Познавательный интерес при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной направленности может стать устойчивой чертой личности ребенка и играть роль в его развитие. Как черта личности познавательный интерес проявляется во всех обстоятельствах, в любой обстановке, в любых условиях. Под влиянием данного интереса развивается мыслительная активность, которая выражается во множестве вопросов, с какими дети, например, обращаются к воспитателю, к родителям, взрослым, выясняя суть интересующего его явления. Выбор определенных форм работы, способных удовлетворить интерес ребенка эффективно формирует и развивает личность дошкольника [18]. Еще К.Д.Ушинский отмечал, как важно серьезное занятие сделать для детей занимательным и интересным. С этой целью педагоги насыщают свою деятельность приемами, рождающими у воспитанника непосредственный интерес. Они используют различный интересный познавательный материал и сюжетно-ролевые игры, мини-викторины, задачи на сообразительность, ребусы, шарады, занимательные ситуации.
Многолетние исследования И.Г.Морозовой, Г.И.Щукиной показали, что познавательный интерес не является присущим человеку от рождения, он складывается в процессе жизнедеятельности человека, формируется в социальных условиях его существования. При этом путь формирования интереса в дошкольном возрасте проходит несколько качественных этапов: от интереса к внешним качествам, свойствам предметов и явлений окружающего мира к проникновению в их сущность, к обнаружению связей и отношений, существующих между ними. Познавательный интерес выступает и как сильный способ обучения и, как способ развития. Это предполагает не развлекательное воспитание и преподавание, насыщенное эффективными опытами, демонстрациями красочных пособий, занимательными задачами и рассказами, это даже не облегченное обучение, в котором все рассказано, разъяснено, и ребенку нужно только запомнить.
Интерес как способ обучения работает тогда, когда на первый план выступают внутренние побуждения, которые способны сдержать порыв интереса, возникающий при внешних воздействиях. Новизна, необычность, неожиданность, несоответствие ранее изученному, все эти особенности способны не только вызвать мгновенный интерес, но и пробудить эмоции, порождающие желание изучить материал более глубоко, т. е. содействовать устойчивости интереса. Классическая педагогика давно утверждала, что скучный педагог - это не педагог. Исследователи отмечают роль совместной и коллективной учебной деятельности для развития познавательного интереса, выделяются следующие условия развития интереса: ‒ оптимальное сочетание различных методов обучения (Ю.К.Бабанский); ‒ ситуации проблемного обучения (А.М.Матюшкин; М.Н.Скаткин); ‒ специфические задачи обучения в разных возрастах (В.С.Ильин); ‒ интенсивность обучения (В.Г.Леонтьев; Г.М.Шемякина). Опираясь на колоссальный опыт прошлого, на специальные исследования и практику нынешнего опыта, важно отметить условия, соблюдение которых служит формированию, развитию и укреплению познавательного интереса у дошкольников [23].
Первое условие – максимальная опора на мыслительную деятельность ребенка. Фундаментом для развития познавательных сил и возможностей, как и для развития, так и подлинно познавательного интереса, являются решения познавательных задач, ситуации активного поиска, догадок, размышления, ситуации мыслительного напряжения, столкновений различных позиций, в которых необходимо разобраться самому, выявив определенную точку зрения.
Второе условие – вести процесс развития, обучения и воспитания на наиболее благоприятном уровне развития детей.
Третье условие – эмоциональная атмосфера обучения, положительный эмоциональный тонус учебного процесса. Благополучная атмосфера, сопряжена с двумя главными источниками развития: с деятельностью и общением, которые рождают неоднозначные отношения и создают тонус личного настроения ребенка. Оба эти источника постоянно переплетаются, и вместе с тем стимулы, поступающие от них, различны, и различно их влияние на познавательную деятельность и интерес к знаниям. Благополучная атмосфера учения приносит детям желание быть умнее, лучше и догадливей [23].
Д.И.Писарев писал, что каждому человеку свойственно желание быть умнее, лучше и догадливей. Именно это стремление быть лучше и не останавливаться на достигнутом, утверждает чувство собственного достоинства, которое при успешной деятельности, приносит глубочайшее удовлетворение, хорошее настроение. Создание благоприятной эмоциональной атмосферы познавательной деятельности ребенка–это важнейшее условие формирования познавательного интереса и развития личности.
Четвертым условием является благоприятное общение. Это определяется следующими отношениями: «ребенок – воспитатель», «ребенок – родители и близкие», «ребенок – коллектив». К этому следует добавить некоторые индивидуальные особенности самого ребенка, переживание успеха и неудач, его склонности, наличие других сильных интересов и многое другое в его психологии. Каждое из этих отношений может повлиять на заинтересованность, как в положительном, так и в отрицательном направлении.
Соблюдение всех этих условий служит формированию познавательного интереса детей в процессе деятельности. Учитывая, все вышесказанное, следует помнить, что активизация познавательной деятельности ребенка без развития его познавательного интереса не только трудна, но и практически невозможна. Именно поэтому необходимо постоянно систематически возбуждать, развивать и укреплять познавательный интерес детей, рассматриваемый и как важный мотив учения, и как стойкая черта личности, и как очень хорошее средство обучения и воспитания, повышения их качества. Кроме того, особая роль в развитии и поддержании познавательного интереса ложится на воспитателя как организатора процесса обучения и воспитания. Ему необходимо быть внимательным к каждому ребенку. Основные характеристики познавательного интереса можно обозначить следующим образом: он имеет волевую направленность; является одним из важнейших мотивов учения; при правильной педагогической и методической организации деятельности, систематической и целенаправленной воспитательной деятельности может стать устойчивой чертой личности ребенка; выступает как мощное средство познания.
На основе анализа информации по данному вопросу, можно сделать выводы о том, познавательный интерес – избирательная направленность личности на предметы и явления окружающей действительности, которая характеризуется стремлением ребенка к познанию, к новым, более полным и глубоким знаниям [23].
Особенности развития познавательного интереса детей старшего дошкольного возраста
Одним из главных аспектов развития детей дошкольного возраста является формирование у них познавательных интересов. Познавательная активность дошкольников очень высока: каждый ответ взрослого рождает новые вопросы [10].
Согласно ФГОС ДО, одним из основных принципов дошкольного образования является формирование познавательных интересов и познавательных действий ребенка в различных видах деятельности [1]. Познавательно развитие – это одна из основных образовательных областей в развитии ребёнка. Познавательное развитие предполагает развитие интересов детей, любознательности и познавательной мотивации; формирование познавательных действий, становление сознания; развитие воображения и творческой активности; формирование первичных представлений о себе, других людях, объектах окружающего мира, о свойствах и отношениях объектов окружающего мира, о малой родине и Отечестве, представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках, о планете Земля как общем доме людей, об особенностях ее природы, многообразии стран и народов мира [8].
Как показывают психолого-педагогические исследования, интересы детей старшего дошкольного возраста характеризуются сильно выраженным эмоциональным отношением к тому, что особенно ярко, эффективно раскрыто в содержании знаний.
Познавательные интересы можно сделать устойчивыми и глубокими лишь в том случае, когда они основываются на прочных, осознанных знаниях, процесс усвоения детьми знаний находится в полной зависимости от развития познавательных интересов – чем сильнее, активнее познавательные интересы, тем глубже, шире и прочнее знания. (Л.Ф. Захаревич).
В познавательных интересах старших дошкольников выделяются те же характерные особенности, присущие познавательному интересу вообще: предметная направленность, широта, глубина и устойчивость. Автор определяет особенности познавательных интересов детей старших дошкольников: эпизодичны, неустойчивы, кратковременны и ситуативные. Зависят от яркости и новизны наглядного материала, нужна яркая положительная эмоциональная окрашенность [8].
Э. Баранова установила этапы развития познавательных интересов у детей:
проявление эпизодических и кратковременных интересов, возникающих при восприятии яркого и внешнего в предмете или явлении;
за счет увеличения внимания к большему количеству внешних признаков, разрозненных фактов расширяются познавательные интересы;
в результате стремления к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению в глубину их содержания и установлению причинных связей происходит углубление познавательных интересов;
устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности детей, за счет вовлечения ими других в деятельность, а также передача им соответствующих знаний и умений 4.
Таким образом, в основе развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста постоянно находится познавательная потребность (необходимость ребенка дошкольного возраста в новых знаниях преимущественно практических, бытовых, а не теоретических до начала школьного обучения), которая является производной от потребности во внешних впечатлениях и активности центральной нервной системы.
Согласно позиции, Д.Б.Эльконина, ребёнок дошкольного возраста посредством ведущего типа деятельности усваивает смысл человеческой деятельности. В дошкольном возрасте формируется мотивационно-потребностная сфера ребёнка. Он в этом возрасте ищет ответы на вопросы, ради чего следует что-либо делать, совершать, учить. Поиск ответов на эти вопросы – одна из ценностей данного возраста. Познание ребёнка в значительно большей степени, чем познание взрослого, аффективно, событийно и индивидуально [26].
У дошкольников 6-7 лет познавательное развитие – это сложный комплексный феномен, включающий развитие познавательных процессов (восприятие, мышление, память, внимание, воображения), которые представляют собой разные формы ориентации ребёнка в окружающем его мире, в себе самом и регулируют его деятельность [21].
Для развития познавательной активности детей важно, чтобы их окружение содержало стимулы, способствующие знакомству детей со средствами и способами познания, развитию их интеллекта и представлений об окружающем.
Нет необходимости доказывать, что в старшем дошкольном возрасте темп умственного развития детей является весьма интенсивным и динамичным. Ребенок хочет знать все. Его интеллектуальная сфера приобретает новые качественные характеристики. Дети этого возраста познают не только внешние качества предметов и явлений, но и их существенные внутренние свойства, связи и отношения между ними. Шестилетний ребёнок может многое. Но не следует, и переоценивать его умственные возможности. Тип его мышления специфичен и во многом зависит от эмоций ребёнка [14].
Восприятие ребёнка теряет свой первоначально глобальный характер. Благодаря различным видам изобразительной деятельности и конструированию ребёнок отделяет свойство предмета от него самого. Свойства или признаки предмета становятся для ребёнка объектом специального рассмотрения. Названные словом, они превращаются в категории познавательной деятельности. Таким образом, в деятельности ребёнка-дошкольника возникают категории величины, формы, цвета, пространственных отношений. Ребёнок начинает видеть мир в категориальном ключе, процесс восприятия интеллектуализируется [27].
Благодаря различным видам деятельности память ребёнка становится произвольной и целенаправленной. Он сам ставит перед собой задачу запомнить что-то для будущего действия, пусть не очень отдаленного. Ребёнок способен представить в рисунке или в уме не только конечные результаты действия, но и его промежуточный этап. С помощью речи ребёнок начинает планировать и регулировать свои действия. Формируется внутренняя речь [22].
Динамику развития логического мышления исследовал А.В.Запорожец. Впервые познавательная задача начинает выступать перед ребёнком в дошкольном возрасте. А.В.Запорожец отмечает, что отношение дошкольника к познавательной задаче характеризуется некоторым своеобразием, которое заключается в том, что решение интеллектуальной задачи происходит не в контексте особой познавательной деятельности, а побуждается практическими и игровыми мотивами. Так, основной задачей у старших дошкольников становится понимание принципа решения той или иной головоломки, в то время как интерес к самому процессу игры, к выигрышу отступает на задний план [16].
Возникновение особых познавательных задач вызывает к жизни особые, внутренние интеллектуальные действия, направленные на решение этих задач, - особый процесс рассуждения. А.В.Запорожец призывает относиться бережно к первым попыткам ребёнка рассуждать [16]
Одним из основных путей развития познавательной активности ребёнка – расширение и обогащение его опыта, развитие интересов. В этом отношении очень эффективны экскурсии, поездки, разнообразные формы детского экспериментирования.
Ориентировка в старшем дошкольном возрасте представлена и как самостоятельная деятельность, которая развивается чрезвычайно интенсивно. Продолжают развиваться специальные способы ориентации, такие, как экспериментирование с новым материалом и моделирование.
Экспериментирование тесно связано у дошкольников с практическим преобразованием предметов и явлений. В процессе таких преобразований, имеющих творческий характер, ребёнок выявляет в объекте все новые свойства, связи и зависимости. При этом наиболее значимым для развития творчества дошкольника является сам процесс поисковых преобразований [24].
Преобразование ребёнком предметов в ходе экспериментирования теперь имеет чёткий пошаговый характер. Это проявляется в том, что преобразование осуществляется порциями, последовательными актами, и после каждого такого акта происходит анализ наступивших изменений. Последовательность производимых ребёнком преобразований свидетельствует о достаточно высоком уровне развития его мышления.
Экспериментирование может осуществляться детьми и мысленно. В результате ребёнок часто получает неожиданные новые знания, у него формируются новые способы познавательной деятельности. Происходит своеобразный процесс самодвижения, саморазвития детского мышления. Это свойственно всем детям и имеет значение для становления личности. Развитию экспериментирования способствуют задачи «открытого типа», предполагающие множество верных решений.
Моделирование в дошкольном возрасте осуществляется в разных видах деятельности – игре, конструировании, рисовании, лепке и др. Благодаря моделированию ребёнок способен к опосредованному решению познавательных задач. В старшем дошкольном возрасте расширяется диапазон моделируемых отношений. С помощью моделей ребёнок материализует математические, логические, временные отношения [25].
Наряду с наглядно-образным появляется словесно-логическое мышление. Это только начало его развития. В логике ребенка ещё сохраняются ошибки. Так, ребёнок охотно считает членов своей семьи, но не учитывает себя самого. Благодаря содержательному общению и обучению, развитию познавательной деятельности у ребёнка формируется образ мира. Первоначально ситуативные представления систематизируются и становятся знаниями, начинают формироваться общие категории мышления (часть, целое, пространство, предмет, система предметов, случайность и т.д.).
В дошкольном возрасте ярко проявляются две категории знаний:
- Знания и умения, которыми ребёнок овладевает без специального обучения в последовательном общении со взрослыми, в играх, в наблюдениях и др;
- Знания и умения, которые могут быть усвоены только в процессе специального обучения на занятиях (математические знания, чтение, грамота, письмо и др).
Система знаний включает две зоны – зона устойчивых, стабильных, проверяемых знаний и зону догадок и гипотез. Вопросы детей – показатель развития их мышления. Вопросы о назначение предметов, задания для того, чтобы получить помощь и одобрение, дополняются вопросами о причинах явлений и их последствиях. Появляются вопросы, направленные на то, чтобы получить знания [20].
В результате усвоения систематизированных знаний у детей формируются обобщённые способы умственной работы и средства построения собственной познавательной деятельности, развивается диалектическое мышление, способность к прогнозированию будущих изменений [17].
Обучаемость включает в себя два этапа интеллектуальных операций. Первый – усвоение нового правила работы (решение задачи и т.д.); второй – перенос усвоенного правила выполнения задания на аналогичные. Второй этап невозможен без умения обобщать. В основном, к моменту поступления в школу, ребёнок владеет эмпирическим, т.е. основанным на опыте обобщением. Это значит, что, сравнивая предметы, он находит, выделяет и обозначает словом их внешне одинаковые, общие свойства, позволяющие отнести все эти предметы к какому-то одному классу или понятию. Обобщение развивается в процессе познания ребёнком свойств различных предметов. Для развития обобщения с детьми необходимо играть в развивающие игры, например, лото. Походу таких игр ребёнок усваивает различные понятия и учится классифицировать предметы. При этом существенно расширяется его кругозор и представления о мире [5].
Эмоции сильно влияют на познавательное развитие ребёнка, так как в старшем дошкольном возрасте происходит кризис 7 лет. Упрямство, строптивость и своеволие влияет на стремление ребёнка к самостоятельности, желанию всё делать самому. От ребёнка требуются особые эмоционально-волевые усилия, интеллектуальное напряжение для продуктивной мыслительной деятельности [23].
В 6–7-летнем возрасте возникает осмысленная ориентировка в собственных переживаниях, когда ребёнок начинает осознавать свои переживания и понимания, что значит «Я радуюсь», «Мне стыдно» и т.п. Более того, старший дошкольник не только осознаёт свои эмоциональные состояния в конкретной ситуации, но и возникает обобщение переживаний, или аффективное обобщение. Это значит, что если несколько раз подряд он испытывает неудачу в какой-то познавательной деятельности, то у него возникает негативная оценка своих возможностей («Я это не умею») и наоборот. Формируется способность анализировать свои действия [15].
В ходе эмоционально-познавательной деятельности ребенок мысленно занимает определенную позицию в предлагаемых обстоятельствах, совершает известные воображаемые действия, проигрывает в идеальном плане различные варианты возможных решений. Так у ребенка появляется эмоциональное предвосхищение познавательных результатов. Результатом развития эмоционально-познавательной готовности старших дошкольников к обучению в школе являются следующие показатели: способность ребенка эмоционально относиться к школе, адекватно переживать свои успехи и неудачи в учебных ситуациях; мобильность мыслительных процессов; способность ребенка к произвольной регуляции мыслительных процессов и эмоциональных состояний [15].
Таким образом, в старшем дошкольном возрасте идёт активное развитие познавательной деятельности. Познавательный интерес является одним из эффективных, ведущих мотивов, побуждающих ребёнка к овладению знаниями. Познавательный интерес, по мере его развития, становится мотивом умственной деятельности, основой формирования пытливости ума. В основе развития познавательных интересов детей старшего дошкольного возраста постоянно находится познавательная потребность (необходимость ребенка дошкольного возраста в новых знаниях преимущественно практических, бытовых, а не теоретических до начала школьного обучения), которая является производной от потребности во внешних впечатлениях и активности центральной нервной системы.
«Лэпбук» как средство повышения познавательного интереса у детей старшего дошкольного возраста
Одним из перспективных методов, способствующих решению данной проблемы, которую я стала изучать и применять в своей работе, является новая для нас форма работы с детьми – «Лэпбук».
«Лэпбук» – сравнительно новое явление современной действительности. В дословном переводе с английского (lapbook) значит «наколенная книга» (lap- колени, book- книга). В настоящее время он широко используется в детских садах и школах Америки. «Лэпбук» – представляет собой тематическую папку, книжку – раскладушку, в которой собраны материалы в одну определенную тему. На страницах папки расположены различные кармашки, окошки, мини книжки-раскладушки, гармошки, выдвижные элементы, в которых находиться дидактический материал [28].
«Лэпбук»- это универсальное пособие, которое может быть итогом проектной и самостоятельной деятельности, тематической недели, предусмотренной основной образовательной программой дошкольной образовательной организации. Может быть использован при реализации любой из образовательных областей, обеспечивая их интеграцию.
Объединяя обучение и воспитание в целостный образовательный процесс, «Лэпбук» дает возможность педагогу построить деятельность на основе индивидуальных особенностей каждого ребенка. Использование «Лэпбук» обеспечивает равенство возможностей, полноценное развитие каждого ребенка.
Воспитательная функция «Лэпбук» состоит в том, что он может изготовляться с детьми и их родителями.
Папка должна быть красочно и эстетично оформлена, все составные части должны быть удобны и понятны для самостоятельного использования ребенком. Работа с лэпбуком является отличным способом для закрепления определенной темы с детьми, позволяет осмыслить содержание, а также провести исследовательскую работу, в процессе которой ребенок учувствует в поиске, анализе и сортировки информации.
Таким образом, можно сказать что «Лэпбук» – это собирательный образ плаката, книги и раздаточного материала, который направлен на развитие у воспитанников творческого потенциала, детской инициативы, которая учит мыслить и действовать в рамках заданной темы, расширяя не только кругозор, но и формируя навыки и умения, необходимые для преодоления трудностей и решения поставленной проблемы. Одним из плюсов данной работы является тот факт, что работа над созданием может лэпбука носить как индивидуальный характер, так и парный или групповой [28].
«Лэпбук» как форма работы привлекает тем, что:
Создание «Лэпбук» развивает творческие способности детей, их воображение.
«Лэпбук» помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить пройденный материал.
«Лэпбук» хорошо подходит для занятий в разновозрастных группах. Можно выбрать задания, сложность выполнения которых учтена в соответствии с возрастом.
Это отличный способ для повторения пройденного. В любое время ребенок просто открывает «Лэпбук» по нужной теме и повторяет материал.
В результате данной культурной практики у детей развиваютя универсальные умения, такие как:
- умение планировать предстоящую деятельность;
- договариваться со сверстниками;
- распределять обязанности;
- искать нужную информацию, обобщать её, систематизировать;
-самостоятельно давать объяснения на возникающие вопросы;
- принимать собственные решения, опираясь на свои знания и умения;
- используя устную речь, выражать свои мысли и желания.
Повышения качества дошкольного образования на современном этапе подтверждается заинтересованностью со стороны государства вопросами воспитания и развития детей дошкольного возраста. Примером является принятие ФГОС ДО, согласно которому программа должна обеспечивать развитие личности детей дошкольного возраста в различных видах деятельности. Одной из задач дошкольного воспитания является создание условий для развития познавательной активности ребенка. А чтобы поддержать и развивать познавательную активность, необходимо опираться на познавательный интерес детей. Недаром дошкольников часто называют «почемучками»: они все хотят знать, все попробовать своими руками. И как важно нашими взрослыми «правильными» ответами не погасить этот огонек любознательности! [28].
Среди условий, способствующих становлению познавательной активности, большинство исследователей называют общение со взрослым. Взрослый передает ребенку не только средства и способы познавательной деятельности, развивает познавательные способности, но и свое отношение к этой деятельности. При участии взрослого ребенок имеет возможность обратиться за помощью, исправить ошибки, выбрать задание, соответствующего уровня сложности. Но главное – взрослый наделяет смыслом новую для ребенка познавательную деятельность, помогает удержать мотивацию и направить ребенка на решение задачи.
Введение Стандарта дошкольного образования предполагает постоянное профессиональное развитие педагогов, поиск новых методов и способов, направленных на всестороннее развитие дошкольника.
Для реализации задач познавательного развития детей, их познавательной активности в нашем детском саду используются различные формы совместной деятельности педагога с детьми, такие как: проектная деятельность, коллекционирование, создание мини-музеев, познавательно-исследовательская деятельность и др. Коллектив детского сада постоянно ищет новые средства повышения эффективности образовательного процесса, отвечающие принципам, заложенным в ФГОС ДО. Одним из инновационных средств является оригинальное методическое пособие лэпбук.
Лэпбук (lapbook) – это сравнительно новое средство из Америки, представляет собой одну из разновидностей метода проекта. Адаптировали его под наш менталитет многие воспитатели и учителя. Они разрабатывали эту технологию для занятий со своими детьми и учениками, и я использовала ее в исследовательской работе с детьми.
В дословном переводе с английского языка лэпбук означает «книга на коленях», или как его еще называют тематическая папка или коллекция маленьких книжек с кармашками и окошечками, которые дают возможность размещать информацию в виде рисунков, небольших текстов, диаграмм и графиков в любой форме и на любую тему.
Это пособие имеет яркое оформление, четкую структуру, интересно оформленный материал. Различные развивающие и творческие задания «спрятаны» в кармашках, «окошках», обычных и фигурных конвертах, разных блокнотах, мини-книжках, книжках-гармошках, в подвижных деталях. Выполняя задания на схемах, рисунках, в играх, на карточках ребенок может в лёгкой и непринужденной форме узнавать что-то новое, проводить наблюдения, закреплять и совершенствовать свои знания по определенной теме [34].
Для ребенка «Лэпбук» — это игрушка, в которой собрано много интерактивных вещей: различных скрытых интересных элементов: дидактических игр, загадок, стихотворений, раскрасок, картинок, фотографий, которые раскрывают себя при взаимодействии. Получается эффект киндер-сюрприза, который чрезвычайно нравится детям.
Работа с лэпбуком отвечает основным тезисам организации партнерской деятельности взрослого с детьми:
- включенность воспитателя в деятельность наравне с детьми;
- добровольное присоединение дошкольников к деятельности (без психического и дисциплинарного принуждения);
- свободное общение и перемещение детей во время деятельности (при соответствии организации рабочего пространства);
- открытый временной конец деятельности (каждый работает в своем темпе).
Таким образом, информация, представленная в лэпбуке выполняет познавательную и развивающую функцию. Необходимо отметить и другие достоинства данного инновационного способа познавательного развития детей дошкольного возраста:
- лэпбук помогает ребенку по своему желанию организовать информацию по изучаемой теме, а также лучше понять и запомнить данный материал;
- это отличный способ для повторения пройденного. В любое удобное время ребенок просто открывает лэпбук и повторяет материал;
- ребенок учится самостоятельно собирать и организовывать информацию;
- лэпбук хорошо подходит для занятий в группах, где одновременно обучаются дети разных возрастов. Можно выбрать задания под силу каждому;
- создание лэпбука развивает творческие способности детей, их воображение;
- создание лэпбука является одним из видов совместной деятельности взрослого и детей. А может быть еще и формой представления итогов проекта или тематической недели.
Эффективно использовать лэпбук можно как для коллективной работы, групповой, подгрупповой, индивидуальной, так и для самостоятельной работы.
Рекомендации по созданию лэпбука:
Эстетичность. У ребенка должно появиться желание взять лэпбук в руки
Долговечность. Изготавливая лэпбук, стоит учесть, что с ним будут заниматься дети. Он должен быть достаточно крепким.
Доступность. Взяв лэпбук, ребенок должен самостоятельно выбрать, что ему интересно, как с этим обращаться.
Минимум текста. Никаких методических рекомендаций, больших текстов с описаниями, лишней информации.
Привлекательность. В лэпбуке приветствуется большое количество удобно открываемых кармашков с разными «сюрпризами».
Этапы создания лэпбука:
1. Выбор темы. Тема для папки может быть совершенно любой, но она должна быть привлекательной и понятной детям. Лучше всего получаются лепбуки на частные, а не на общие темы как, например, на тему «Насекомые». Такие лэпбуки получаются очень обзорными и подходят для детей младшего и среднего возраста. Для детей старшего возраста лучше выбирать темы достаточно узкие, например, «Моя семья», «Зима». Такие лэпбуки будут более информативны для старших дошкольников.
2. Составление плана будущего лэпбука - необходимо продумать, что разместить в лэпбуке, чтобы раскрыть тему наиболее полно.
3. Создание макета, т. е. продумывание, как в лэпбуке будет отражен из пунктов плана. Можно взять готовые шаблоны в сети, их там великое множество. Но гораздо интереснее создавать шаблоны самим. Здесь нет границ фантазии: формы представления могут быть любые. Это могут быть кармашки, блокнотики, мини-книжки, книжки-гармошки, карточки и т. п.
4. Сбор информации, оформление. На данном этапе ребенок учится добывать информацию из разных источников. Это могут быть книги, журналы, поиск объектов природы в окружающем мире и т. д. (в зависимости от информации).
5. Презентация. Дети на данном этапе видят результат своей деятельности, могут поделиться полученными знаниями.
Примерное содержание лэпбука «Экология»
Книжка-малышка «Лекарственные растения»
Экологические сказки
Что радует природу
Что огорчает природу
Сортировка мусора
Книжка-малышка «Красная книга»
Живая, неживая природа
Книжка-малышка «Правила поведения в природе»
Ну и конечно, большую роль играет создание лэпбуков в привлечении родителей к сотрудничеству. Родители оказывают неоценимую помощь в организации экскурсий, походов, сборе информации и т. д. Данный вид деятельности позволяет нам привлечь даже не самых активных родителей, используя принцип «Через ребенка – к родителю». Ведь если родитель видит интерес ребенка, его причастность к общему делу, он не откажет ребенку в помощи.
В нашем детском саду к созданию лэпбуков охотно подключаются родители. Используя метод «Лэпбук», пришли к выводу, что этот метод представляет собой важную сферу познавательной деятельности детей, которая не компенсируется развитием других форм активности дошкольников. Лэпбук обладает целым рядом характеристик, которые оказывают положительное влияние на развитие ребенка–дошкольника.
Прежде всего, в ходе работы по методу «Лэпбука» расширились знания детей об окружающем мире.
Кроме того, происходит развитие общих способностей воспитанников – познавательных, коммуникативных и регуляторных. При реализации лэпбуков наблюдается положительное их влияние и на содержание игровой деятельности – игры становятся более разнообразными, сложно структурированными.
Эффективное использование данной образовательной технологии привело к отчетливым позитивным изменениям в познавательном развитии детей, к личностному росту дошкольников. У воспитанников речь стала богаче, пополнился словарный запас.
Таким образом, мы видим, что метод «Лэпбук» актуален и очень эффективен. В использовании данного метода происходит формирование субъектной позиции у ребёнка, раскрывается его индивидуальность, реализуются интересы и потребности, что в свою очередь способствует личностному развитию ребёнка. Это соответствует социальному заказу на современном этапе.
Выводы по первой главе
Познавательный интерес имеет несколько трактовок, исследователи его рассматривают с разных точек зрения. Он имеет сложную структуру, куда включаются интеллектуальный, эмоциональный и волевой компоненты. Познавательный интерес развивается по стадиям: любопытство, любознательность, познавательный и теоретический интерес. Определяется особенностями, такими как предметная направленность, действенность, широта, глубина и устойчивость. Для развития интереса необходимо создавать определенные условия.
Особенностями развития познавательных интересов у детей старшего дошкольного возраста являются: проявление эпизодических и кратковременных интересов, возникающих при восприятии яркого и внешнего в предмете или явлении; за счет увеличения внимания к большему количеству внешних признаков, разрозненных фактов расширяются познавательные интересы; в результате стремления к обучению и систематизации фактов, явлений, к проникновению в глубину их содержания и установлению причинных связей происходит углубление познавательных интересов; устойчивое проявление интереса в познавательной деятельности детей, за счет вовлечения ими других в деятельность, а также передача им соответствующих знаний и умений.
Формировать познавательные занятия возможно с помощью лэпбука. Создавая лэпбук, ребенок учится организовывать свою работу, собирать информацию, понимать и обобщать материал. В работе над лэпбуком, педагог является субъектом, который подталкивает детей к совершенствованию. Главное то, что именно лэпбук является эффективным средством детской самостоятельности и инициативы. Лэпбук - это исследовательская и творческая работа одновременно.
При создании лэпбука ребенку, нужно выполнить определенные задания, проанализировать и рассортировать информацию по теме. Создание лэпбука поможет закрепить и систематизировать изученный материал, а рассматривание папки в дальнейшем позволит быстро освежить в памяти пройденные темы.