12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Наталия89
Кандидат биологических наук. Занимаюсь палинологическими исследованиями, а также интересуют исследования по биотестированию
Россия, Астраханская обл., с. Самосделка
2

Дипломная работа на тему «Организация внеурочной деятельности современных школьников по предмету «Немецкий язык (второй иностранный язык)»

Дипломная работа

на тему: «Организация внеурочной деятельности современных школьников по предмету «Немецкий язык (второй иностранный язык)»

 


 

Содержание

Введение…………………………………………………………………………..3

Глава 1. Общая характеристика внеурочных занятий ………………………..6

1.1 Внеурочная деятельность, ее виды и направления………………………..6

1.2. Формы организации внеурочной деятельности…………………………..10

1.3.Внеурочная деятельность по иностранному языку………………………..13

Глава 2. Программа внеурочной деятельности по немецкому языку (второй иностранный) и практические рекомендации к ней..................................19

Заключение……………………………………………………………………..29

Список литературы…………………………………………………………….30

Приложение………………………………………………………………32


 

Введение

С 1 сентября 2018 г. в российских школах введено обязательное изучение второго иностранного языка. Руководство Минобрнауки объясняет это тем, что иностранные языки способствуют развитию памяти и интеллекта ребенка.

«Второй иностранный язык» входит в инвариантную часть учебного плана. Но поскольку общий объём аудиторной нагрузки по второму иностранному языку на уровне основного общего образования не регламентирован федеральными нормативными документами, общеобразовательные организации области вправе самостоятельно установить в основной образовательной программе основного общего образования: - классы, с которых обучающиеся начинают осваивать второй иностранный язык; - количество часов, отводимых на изучение второго иностранного языка. Возможны разные модели введения второго иностранного языка на уровне основного общего образования. Но количество часов выделяемое для изучения второго иностранного за частую меньше, чем для первого, поэтому в школах вводиться внеурочные занятия не только по первому иностранному языку, но и по второму.

Внеурочные занятия по иностранному языку необходимы для расширения и углубления знаний предмета, развития умений и совершенствования навыков коммуникативной деятельности, а также для раскрытия творческих способностей обучающихся.

Внеурочная деятельность в условиях внедрения ФГОС приобретает новую актуальность, ведь именно стандарты закрепили обязательность ее организации, это ресурс, позволяющий школе достичь нового качества образования.

Внеурочная деятельность так же, как и деятельность обучающихся в рамках уроков, направлена на достижение результатов освоения основной образовательной программы, но при этом реализуется в формах, отличных от урочных, на основании запросов обучающихся, выбора их родителей (законных представителей).

Внеурочная деятельность по иностранному языку имеет большое образовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа призвана не только углублять знания иностранного языка, но также способствовать расширению культурологического кругозора обучающихся, их творческой активности, эстетического вкуса и, как следствие, повышения мотивации к изучению языка и культуры другой страны. Система внеурочной деятельности детей направлена не только на развитие обучающихся, но и на то, чтобы школьная жизнь стала для обучающихся интересной и полезной.

Обучающиеся являются субъектами внеурочной работы. Их желания и интересы являются определяющими при выборе форм и содержания внеурочной работы.

Цель исследования: рассмотрение возможных вариантов проведения внеурочной деятельности внеурочных занятий по немецкому языку (второй иностранный) в 5 классе и разработка заданий с элементами занимательности.

Объект исследования: процесс внеурочной деятельности на занятиях по немецкому языку в 5 классе.

Предмет исследования: содержание, формы и методы организации внеклассной деятельности школьников по немецкому языку

Задачи:

проанализировать цели, задачи, содержание, методы и формы внеурочной деятельности;

проанализировать программу внеурочной работы;

разработать внеурочные мероприятия и задания для обучающихся;

повысить эффективность усвоения программного материала посредством внеурочных занятий.

Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования:

- теоретический анализ психолого-педагогической и методической литературы по проблеме исследования;

- наблюдение за процессом внеурочной деятельности;

- беседы с обучающимися;

- изучение, анализ и обобщение своего опыта.

Теоретическая значимость: на основе теоретического изучения педагогической и методической литературы, наблюдений за обучающимися в процессе их деятельности, анализа полученных результатов выявить наиболее эффективные формы внеурочной деятельности.

Практическая значимость работы: разработанные упражнения и задания для внеурочных занятий, а также полезные ссылки на сайты могут быть использованы в практической деятельности учителей.


 

Глава 1. Общая характеристика внеурочных занятий

  1. Внеурочная деятельность, ее виды и направления

«Основная образовательная программа основного общего образования реализуется образовательным учреждением через урочную и внеурочную деятельность с соблюдением требований государственных санитарно-эпидемиологических правил и нормативов» (п. 13). При организации внеурочной деятельности обучающихся следует руководствоваться ФГОС, «Санитарно-эпидемиологическими требованиями к условиям и организации обучения, содержания в общеобразовательных организациях»

Под «внеурочной деятельностью» в рамках реализации ФГОС следует понимать образовательную деятельность, осуществляемую в формах, отличных от классно-урочной, и направленную на достижение планируемых результатов освоения основной образовательной программы.

Для образовательных учреждений внеурочная деятельность всегда была неотделимой частью выполняемых ими функций. Но научный смысл и содержание данного понятия менялся в разное время исходя от приоритетов, мировоззренческих установок организаторов системы образования, которые в свою очередь, создавались под влиянием идеологических и культурных потребностей общества.

В теории и практике отечественного образования первоначально доминировали термины «внеурочная, внеклассная, внеучебная работа», которые пояснялись в энциклопедических и справочных изданиях как составная часть учебно-воспитательного процесса в школе, одна из форм организации свободного времени учащихся.

Еще В.А. Сухомлинский говорил о значимости внеурочной деятельности: «Логика учебного процесса таит в себе опасность замкнутости и обособленности, потому что в школе на каждом шагу подчеркивается: достигай успеха собственными усилиями, не надейся на кого-то, и результаты умственного труда оцениваются индивидуально. Чтобы школьная жизнь была проникнута духом коллективизма, она не должна исчерпываться уроками».

Внеурочная работа, как считает Ш. А. Амонашвили, это составная часть учебно - воспитательного процесса школы, одна из форм организации свободного времени обучающихся.

Внеурочная деятельность обучающихся объединяет все виды деятельности школьников (кроме учебной деятельности и на уроке), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации.

Согласно Федеральному базисному учебному плану для общеобразовательных учреждений Российской Федерации организация занятий по направлениям внеурочной деятельности является неотъемлемой частью образовательного процесса в школе. Время, отводимое на внеурочную деятельность, используется по желанию обучающихся и в формах, отличных от урочной системы обучения.

В соответствии с индивидуальными способностями ребёнка формируются условия для развития личности, создается его познавательная активность, нравственные черты личности, коммуникативные навыки, осуществляется процесс социализации.

Целью внеурочной деятельности является обеспечение достижения обучающимся планируемых результатов освоения основной образовательной программы за счет расширения информационной, предметной, культурной среды, в которой происходит образовательная деятельность, повышения гибкости ее организации. Внеурочная деятельность организуется не по предметам, а по направлениям развития личности: духовно-нравственное, физкультурно-спортивное и оздоровительное, социальное, общеинтеллектуальное, общекультурное (ФГОС ООО, п. 13).

Главной отличительной чертой внеурочных занятий от уроков является то, что посещение таких занятий не является обязательным, за занятие не выставляются оценки.

Для реализации в школе доступны следующие виды внеурочной деятельности:

игровая деятельность;

познавательная деятельность;

проблемно - ценностное общение;

досугово - развлекательная деятельность (досуговое общение);

художественное творчество;

социальное творчество (социально преобразующая добровольческая деятельность);

трудовая (производственная) деятельность;

спортивно-оздоровительная деятельность;

туристско-краеведческая деятельность.

В базисном учебном плане выделены основные направления внеурочной деятельности:

спортивно-оздоровительное,

художественно-эстетическое,

научно - познавательное,

военно-патриотическое,

общественно полезная и проектная деятельность.

Виды и направления внеурочной деятельности школьников тесно связаны между собой. Например, ряд направлений совпадает с видами деятельности (спортивно-оздоровительная, познавательная деятельность, художественное творчество). Военно-патриотическое направление и проектная деятельность могут быть реализованы в любом из видов внеурочной деятельности. Они представляют собой содержательные приоритеты при организации внеурочных занятий. Общественно полезная деятельность может быть определена в таких видах внеурочной деятельности, как социальное творчество и трудовая (производственная) деятельность.

Внеурочная деятельность осуществляется посредством реализации рабочих программ внеурочной деятельности. Рабочая программа внеурочной деятельности является обязательным элементом основной образовательной программы, наравне с иными программами, входящими в содержательный раздел основной образовательной программы. Рабочие программы внеурочной деятельности разрабатываются образовательной организацией самостоятельно на основе требований ФГОС общего образования с учетом соответствующих примерных основных образовательных программ.

Рабочие программы курсов внеурочной деятельности должны содержать: 1) результаты освоения курса внеурочной деятельности; 2) содержание курса внеурочной деятельности с указанием форм организации и видов деятельности; 3) тематическое планирование.

Результаты внеурочной деятельности являются частью результатов освоения основной общеобразовательной программы в соответствии с требованиями ФГОС.

Раздел «Результаты освоения курса внеурочной деятельности» конкретизирует личностные, метапредметные и предметные результаты освоения курса, которые должны соответствовать планируемым результатам освоения основной общеобразовательной программы.

Раздел «Содержание курса внеурочной деятельности» содержит реферативное описание разделов и тем программы с обязательным указанием форм, описание разделов и тем программы с обязательным указанием форм организации, которые должны отличаться от урочной формы, и видов деятельности обучающихся на занятиях курса внеурочной деятельности.

Раздел «Тематическое планирование» содержит наименование разделов и тем, входящих в каждый раздел, определяет их последовательность, количество часов, отводимое на их изучение, оформляется в виде таблицы, составляется на каждый год обучения.

Рабочие программы внеурочной деятельности могут быть построены по модульному принципу и реализовываться с применением сетевой формы, электронного обучения, а также с использованием дистанционных образовательных технологий. Формы реализации внеурочной деятельности образовательная организация определяет самостоятельно.

Из всего выше сказанного следует, что при организации внеурочной работы необходимо учитывать психофизиологические особенности развития школьников. В частности, детей интересует сам процесс получения знаний. И чем он разнообразнее по форме и ярче по содержанию, чем меньше напряжен и обязателен, тем эффективнее.

Следовательно, все направления внеурочной деятельности необходимо рассматривать как содержательный ориентир при построении соответствующих образовательных программ, а разработку и реализацию конкретных форм внеурочной деятельности школьников основывать на видах деятельности.

 

1.2. Формы организации внеурочной деятельности

Успешность реализации внеурочной работы со школьниками определяется уровнем мотивации, которая, к сожалению, редко отвечает ожиданиям педагогического коллектива. Повысить интерес обучающихся к конкретным направлениям внеурочной работы помогает выбор нестандартных форм активности, отличающихся от традиционных уроков не только по форме и содержанию, но и по стилю общения ответственного педагога с детьми.

Универсальных методических рекомендаций по выбору форм реализуемой внеурочной деятельности не разработано. Школа в лице администрации, методистов, учительского состава имеет право самостоятельно определять приоритетные формы взаимодействия с обучающимися в соответствии с региональными особенностями, материальными и техническими ресурсами, кадровой укомплектованностью, пожеланиями детей и их родителей.

В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников.

Внеурочной деятельность может быть организованна в виде: экскурсии, кружков, секций, круглых столов, конференций, диспутов, КВНов, школьных научных сообществ, олимпиад, соревнований, поисковых и научных исследований и др.

Кружок – форма добровольного объединения детей. Функции: расширение, углубление, компенсация предметных знаний; приобщения детей к разнообразным социокультурным видам деятельности; расширения коммуникативного опыта; организации детского досуга и отдыха.

Результат такой деятельности чаще всего воплощается в конкретных и внешне эффектных показательных выступлениях, концертах, фестивалях, диспутах, семинарах и т. д.

Клуб – форма объединения детей на основе совпадения интересов, стремления к общению. Принципы клуба: добровольность членства, самоуправление, единство цели, совместная деятельность в непосредственном контакте друг с другом. Может иметь устав, программу, эмблему, девиз и другие внешние атрибуты. Возглавляется клуб Советом, избираемым общим собранием членов клуба. Вместе с тем, состав клуба не отличается обязательным постоянством. Результат деятельности - наличие у детей способов, приемов, техник мышления, деятельности, культуры рефлексии, поведения

Секция - форма объединения детей для занятия физической культурой и спортом (шахматная секция, секция дзюдо и т. д.). Секция – среда формирования физической культуры и здорового образа жизни. Результат - проявление у ребенка техники спортивного мастерства.

Студия - форма добровольного объединения детей для занятий творчеством в определенном виде деятельности (театр-студия, киностудия, музыкально-хореографическая студия).

Цели деятельности студий - развитие художественных и творческих способностей детей, выявление ранней творческой одаренности, поддержка и развитие творческой одаренности.

Театр - форма добровольного объединения детей, где разделение труда, ролей, видов деятельности определяется индивидуальными способностями и единым стремлением добиться успеха в исполнении сложного совместного художественного действия на сцене. Театр – объединение, которое может организовывать свою деятельность в комплексе самых разнообразных форм, видов занятости, методов развития творческого потенциала личности и его актуализации (фольклорный театр, театр моды и пр.).

Мастерская - форма добровольного объединения детей для занятий определенной деятельностью. Учитель выступает в роли мастера (творца, автора), создавшего свою «школу – производство» учеников, последователей. Отличительные черты: принадлежность содержания деятельности к определенному виду прикладного творчества, ремесла, искусства; приоритет целей обучения и предметно-практических задач; ориентированность на прикладные умения и достижение уровня мастерства в освоении определенного вида деятельности, в освоении специальных технологий; демонстрационно-исполнительское выражение практических результатов и достижений детей (выставки, конкурсы, фестивали).

Проект - наиболее перспективная форма организации внеурочной деятельности. Его универсальность позволяет реализовывать все направления внеурочной деятельности.

Использование таких форм организации образовательного процесса как целевые прогулки, экскурсии, развивающие игры и т.д. приобретает особое значение для формирования умения учиться, а опора на наглядно-действенное и наглядно-образное мышление будет способствовать формированию логического мышления на первых этапах обучения в школе.

Внеклассная работа в виде проведения праздников, экскурсий, всевозможных викторин и конкурсов, творческих мастерских и т.п. способствует развитию у детей навыков общения и совместной деятельности, проявлению их личностных качеств. Важным и необходимым фактором воспитательного процесса является привлечение родителей для проведения различных мероприятий и их непосредственного участия в них. Это обусловливает слаженную работу детского коллектива и укрепляет союз «Семья-школа».

Особого внимания требует работа с детьми со сниженной мотивацией к обучению, с отклонениями в поведении. Включение таких учеников в социально значимую деятельность, дает возможность увеличить их мотивацию и самооценку, укрепить положение в школьном коллективе. Важным аспектом осуществления программ внеурочной деятельности выступает достижение ее результатов. Воспитательные результаты внеурочной деятельности школьников распределяются по трём уровням.

И так, внеурочная познавательная деятельность школьников может быть организована в форме факультативов, кружков познавательной направленности, научного общества обучающихся, интеллектуальных клубов (по типу клуб «Что? Где? Когда?»), библиотечных вечеров, дидактических театров, познавательных экскурсий, олимпиад, викторин и т. п.

1.3.Внеурочная деятельность по иностранному языку

Предмет иностранный язык, как и другие школьные предметы, решает практические образовательные и воспитательные задачи. Специфика иностранного языка как предмета состоит в практических целях его изучения, что обеспечивает обучающегося владением иностранным языком как средством коммуникации.

Основными организационными принципами внеклассной работы по иностранному языку являются принципы добровольности и массовости, принцип учета и развития индивидуальных особенностей и интересов учеников, принцип связи внеклассной работы с уроками.

Внеклассная работа базируется на владении обучающимися привычками и умениями, приобретенными на уроках иностранного языка, поэтому очень важным является то, что ученики наиболее полно использовали эти привычки и умения во время внеклассного мероприятия. Вместе с тем внеклассная работа может положительно влиять на учебную деятельность школьников по иностранному языку.

Учителю необходимо побудить своих учеников к тому, чтобы они сами выбрали тематику и формы внеклассного общения.

Следует также обратить внимание на то, что в процессе организации внеклассной работы по иностранному языку необходимо учитывать как психологические особенности личности, так и психологические особенности коллектива: уровень его развития, степень организационного, психологического, интеллектуального и эмоционального единства, направленность деятельности коллектива на отношения между его членами, эмоциональное состояние класса во время выполнения задач по внеклассной работе.

Внеурочную деятельность по иностранному языку предлагается разделить на направления:

общеинтеллектуальное (научное, творческо-деятельностное);

общекультурное.

научное направление:

а) проектная работа;

б) научно-исследовательская деятельность;

В.И. Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по иностранному языку по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые — к неструктурным.

Массовые формы внеклассной работы не имеют четкой организационной структуры. К ним относят такие мероприятия как вечера художественной самодеятельности, фестивали, конкурсы, карнавалы, тематические вечера и т.п. Эти мероприятия проводятся эпизодически.

По смыслу можно выделить такие формы внеклассной работы по иностранному языку:

соревновательные,

средства массовой информации,

культурно-массовые,

политико-массовые.

Каждая группа указанных форм предусматривает конкретные мероприятия:

Мероприятия соревновательного характера - конкурс, игра, олимпиада, викторина и прочие.

Средства массовой информации - стенгазета, объявление, бюллетень, устный журнал, дайджест, выставка-викторина и т.п…

Мероприятия культурно-массового характера - вечер-праздник, посвященный народным традициям родной страны или страны, язык которой изучается; вечер-портрет, посвященный жизни и деятельности известных писателей, поэтов, композиторов, актеров и т.п.; вечер-встреча с интересными людьми; вечера-хроники в связи со знаменательными событиями.

Мероприятия политико-массового характера - форум, фестиваль, пресс-конференция, ярмарка солидарности, телемост и прочие.

Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников, объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. Положительно зарекомендовали себя комбинированные кружки, где объединяются разные виды деятельности, например, разучивание песен и подготовка инсценировок, внеклассное чтение и просмотр диафильмов с дальнейшим обсуждением просмотренного. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно.

Введение кружка по немецкому языку как дополнительной части учебного плана образовательного учреждения обусловлено тем, что в рамках урока не всегда успешно увлечь ребенка в изучении иностранного языка из-за необходимости прохождения программного материала.

Внеурочная работа в этом отношении имеет свои преимущества: учитель получает возможность установить более тесный и дружеский контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и творческую деятельность обучающихся. А такой подход обеспечивает успех, который дает ребенку возможность самоутвердиться. Успех, самоутверждение, поощрение достижений являются необходимыми условиями для дальнейшей мотивации обучающихся в учебной и внеурочной работе по иностранному языку.

Индивидуальная внеклассная работа проводится с отдельными учениками, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п. Индивидуальная работа может проводиться постоянно или эпизодически.

В педагогической литературе есть понятие «объединяющие формы внеклассной работы» (Т.М.Калечиц, З.О.Кейлина).

К объединяющим формам относят детские и юношеские клубы по интересам, школьные музеи, библиотеки, киностудии, кинотеатры и клубы весёлых и находчивых. Клубы являются эффективной формой внеклассной работы по иностранному языку, так как они объединяют учеников разного возраста и разных интересов, создают широкое пространство для общения, действуют на основах самоуправления и становятся центрами внеклассной работы в школах. Особой популярностью среди школьников пользуются клубы веселых и находчивых (КВН), которые предусматривают проведение интересных конкурсов, исполнение песен, стихов, разгадывание загадок, кроссвордов, ребусов со зрительной опорой в виде плакатов, картин, диафильмов.

Внеурочная работа помогает учителю устранить и те пробелы в знаниях обучающихся, с которыми иногда просто невозможно справляться на уроке из-за недостатка времени и большого количества обучающихся в группах. Подобрав для внеурочной работы материал, близкий к программным темам, учитель, таким образом, обеспечивает преемственность урочной и внеурочной деятельности обучающихся.

Образовательные, воспитательные задачи должны развиваться в единстве с практическими, на их основе. Эти задачи выполняются в трудных условиях: отсутствие иноязычной среды, ограниченность времени, сложность практических умений и навыков, которыми обучающиеся должны овладеть. Достижение учебных и воспитательных целей обучения иностранным языкам возможно лишь при условии интенсификации речевой деятельности обучающихся.

Учитель должен уметь создать на уроках живую среду общения, что обеспечивает максимальную интенсификацию речевой деятельности обучающихся на иностранном языке.

Чтобы обучение было более эффективным, учителю следует использовать в учебном процессе эмоции обучающихся, давая им возможность реализовать себя на уроке и на внеклассных мероприятиях. Необходимо помнить, что каждый обучающийся имеет свои собственные мотивы изучения иностранных языков.

Составление игровых технологий из отдельных игр забота каждого учителя иностранного языка, который должен подготовить их таким образом, чтобы они стимулировали мотивацию учения, вызывали у обучающихся интерес, желание принимать активное участие в учебных играх, эффективно используя отрабатываемый языковой материал. Конечно, в настоящее время стало популярным и доступным использование средств всемирной компьютерной сети Internet, в организации и проведении урочной и внеурочной работы. Большую помощь учителям средних учебных заведений оказывает и использование различных программ с курсами дистанционного обучения на отечественных сайтах.

Из всего выше сказанного, мы пришли к следующему выводу, что внеурочная деятельность по иностранному языку также как и по другим школьным предметам имеет три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. Выбор тематики и формы внеклассного общения зависит от целей которые преследует учитель.

 

Выводы по главе I

В первой главе нами рассмотрена общая характеристика внеурочных занятий и внеурочных занятий по иностранному языку.

При организации внеурочных занятий на иностранном языке следует избегать того, чтобы они чем-либо походили на уроки или своим содержанием дублировали их. Здесь важна их форма, отличная от обычной процедуры урока.

Внеклассная работа по предмету является естественным продолжением урочной работы и вместе с ней составляет единый учебно - воспитательный процесс, который строится на принципах связи обучения с жизнью, где учитель систематически знакомит обучающихся на уроке и вне его с актуальными событиями в жизни нашей страны и за рубежом, с интересными людьми - носителями языка, использует в классной и внеклассной работе материалы из жизни школы, села, района, области.

Глава 2. Программа внеурочной деятельности по немецкому языку (второй иностранный) и практические рекомендации к ней

В основной школе в соответствии с новым базисным учебным/ образовательным планом (БОП) предусматривается введение элективного курса второго иностранного языка и выделяется 1 час в неделю. Изучение второго иностранного языка имеет ряд особенностей. Это, с одной стороны, меньшее количество выделяемых на него учебных часов и более сжатые сроки его изучения, а с другой стороны, изучение осуществляется в условиях контактирования трёх языков -родного, первого иностранного и второго иностранного языка, что обусловливает более интенсивное развитие речевой способности обучающихся в целом и положительно сказывается на образовательном процессе.

Несмотря на то, что возникают проблемы интерференции (отрицательного воздействия) не только со стороны родного языка, но и со стороны первого иностранного языка, перед обучающимися открываются большие возможности для опоры на уже имеющийся опыт изучения первого иностранного языка для положительного переноса.

В настоящее время изменился статус иностранного языка как школьного предмета. Расширение международных связей сделало иностранный язык становиться востребованным. Государство и общество стали испытывать потребность в людях, практически владеющих иностранным языком. Школьники и их родители начали связывать с практическим владением языком планы на будущее: возможности для лучшего трудоустройства, дальнейшей учебы, отдыха, туризма.

Интенсификация обучения иностранному языку возможна лишь при условии, если кабинет хорошо оборудован, то есть, при наличии наглядностей, технических средств; в классе обязательно должна иметься дополнительная литература, чтобы каждый ученик мог иметь доступ к ней. Литература тщательно подбирается учителем, очень важно, чтобы языковой материал был доступен обучающимися, язык должен быть сложным и архаичным. Материал дополнительной литературы должен дополнять материал учебников.

При обучении второму иностранному языку возникает ряд проблем, связанных прежде всего, с недостаточным пониманием обучающимися необходимости изучения ими второго иностранного языка и, как следствие, недостаточной мотивированностью обучающихся.

Для выявления наиболее подходящей формы проведения занятий была проведена беседа с обучающимися 5 класса и подготовлено 20 анкет.

Анализ анкет и бесед с обучающимися позволяет сделать вывод, что наиболее подходящей формой организации внеурочной деятельности по немецкому языку в школе является кружок.

Введение кружка по немецкому языку как дополнительной части учебного плана образовательного учреждения обусловлено тем, что в рамках урока не всегда успешно увлечь ребенка в изучении иностранного языка из-за необходимости прохождения программного материала. Внеурочная работа в этом отношении имеет свои преимущества: учитель получает возможность установить более тесный и дружеский контакт с детьми, что снимает многие трудности в общении, помогает активизировать коммуникативную и творческую деятельность обучающихся.

Участие школьников во внеурочной работе с использованием знаний, умений, навыков, полученных на уроке иностранного языка, способствует осознанию или полезности изучаемого предмета, формируя ценностное отношение к образованию.

В планирование мероприятий по внеклассной работе нами учитывались психолого - педагогические особенности школьников.

Так так занятия проходят в 5 классе, то в ходе исследования выяснилось, что дети в 5 классе больше всего воспринимают материал в игровой и наглядных формах, в том числе мультимедийных, особенно хорошо воспринимается материал в игровой форме.

Наши наблюдения показывают, что непроизвольное внимание у подростков этого возраста все еще преобладает.

Игра на уроках и вне уроков делает коммуникативно-ценными любые языковые единицы. Используя игровые ситуации, мы создаем атмосферу радости, раскованности.

При обучении детей такого возраста игре отводится значительное место на уроке иностранного языка и вне его. Она дает возможность повторить и закрепить лексический и грамматический материал по темам в занимательной форме. У детей в этом возрасте уникальная предрасположенность к речи, поэтому они быстро усваивают учебный материал. У них отсутствует так называемый языковой барьер, им никто и ничто не мешает вступить в общение на иностранном языке.

Игра является и формой организации, и методом проведения занятий, на которых дети накапливают определенный запас немецкой лексики, заучивают стихи, песенки, считалки, получают новые знания. На занятиях можно использовать как оригинальные игры, специфичные для детей страны изучаемого языка (традиционные немецкие игры), так и русские игры, знакомые уже детям по содержанию, но с иностранным текстом. Особое место в обучении немецкому языку отводится подвижным играм.

Игры, которые предлагаются в нашей работе, не носят в большинстве случаев индивидуального характера. Задачу решает весь класс, преодолевая коллективно все препятствия. Обучающиеся должны научиться выслушивать и принимать во внимание мнение своих товарищей.

Мы проводили игры с отдельными словами, цепочками слов, предложениями, пословицами, предлагали занимательные ребусы, кроссворды, чайнворды. Это всегда оживляло занятие, вызывало интерес обучающихся и доставляло обучаемым удовольствие. Такие задания пополняют методическую копилку учителя, а вместе с тем и языковой портфель.

Также любимым занятием школьников являются раскрашивание, рисование, пение и танцы, и это учитывается в системе занятий. Развлечения и праздники должны стать неотъемлемой частью работы по обучению детей немецкому языку.

Исходя из всего выше изложенного, в нашей школе для 5 класса была предложена программа внеурочных занятий по немецкому языку - «Занимательный немецкий».

Предлагаемая программа составлена на основе программы Лобовой Светланы Петровны «Мой немецкий», не которые темы мы изменили или дополнили своими, дополнили в содержание программы ссылки на другие полезные ресурсы по иностранным языкам, которые мы использовали на своих занятиях.

Программа направлена на создание базы для дальнейшего изучения иностранного языка. Данный курс рассчитан на 1 год (34 учебных часа по 40 минут).

Материал подбирался близкий к программным темам. Тем самым обеспечивается взаимодействие между урочной и внеурочной деятельностью.

Программа внеурочной деятельности перекликается с содержанием учебного предмета, дополняет изучаемые на уроках немецкого языка в 5 классе темы по УМК Горизонты.

Отличительной особенностью данной программы является направленность на формирование познавательного интереса, стимулирование речемыслительной и творческой активности ребят. Это достигается использованием большого объема немецких песен, сказок, знакомством с немецкой музыкой, разучиванием немецких детских, народных и современных песен, инсценированием, созданием атмосферы творчества и сотрудничества на занятиях.

 

Программа предусматривает такие формы организации деятельности, как:

концертов,

конкурсов,

соревнований,

игровых путешествий,

мини-спектаклей

игровых методов,

заданий,

инсценировок,

отгадывания загадок,

исполнения стихов,

песен,

демонстрации презентаций, мультфильмов,

создание рисунков.

Ниже представлен тематический план внеурочных занятий.

Тематический план внеурочной деятельности в 5 классе «Мой немецкий»

Название темы

Теория

Практика

Всего часов

1

Вводное занятие.

1

0

1

2

Знакомство. Привет! Кто ты?

0

2

2

3

Алфавит

1

6

7

4

Числительные

1

3

4

5

Цвета

1

2

3

6

Моя семья.

1

4

5

7

Мое хобби. Учебный проект

1

3

4

8

Сказка «Красная шапочка»

2

6

8

 

Итого

8

27

34

Из тематического плана видно, что программа состоит из 8 тем. Как правило, последний урок по теме является творческим отчетом или проектом обучающихся, либо проводятся викторины или конкурсы, которые содержат элемент занимательности.

При изучении новой темы, почти всегда использовалась на первом уроке либо видеопрезентация или видео, или мультфильм, где диктор проговаривает новые слова. Это вызывало у детей живой интерес. Дети старались повторять слова за диктором. Не редко один и тот же фильм просматривался по несколько раз по просьбе обучающихся.

В планировании внеклассной работы по иностранному языку учитель часто сталкивается с проблемой - каким мероприятиям отдать предпочтение: тем, которые предполагают заучивание школьниками готового материала или же их самостоятельную творческую импровизацию. Так в 5-м классе мы подготовили вместе с обучающимися несколько внеклассных мероприятий по пройденным темам. Это внеклассное мероприятие по теме: «Алфавит», а также спектакль «Красная Шапочка». В разработке таких мероприятий участвовали обучающиеся, помогали составить план мероприятия, подготовили презентации по данным темам.

На первом внеклассном мероприятии дети показали, как они знают алфавит, спели песни о немецком алфавите и прочитали стихи. В такой форме алфавит наиболее быстро и эффективно запомнился, поэтому при изучении темы числительные также изучали песни и стихи.

Как выяснилось, детям очень нравиться ставить спектакль, поэтому спектакль по сказке «Красная Шапочка» школьникам очень понравился. Участие в спектакле, помогло обучающимся в изучении немецкого языка. Обучающиеся, не задействованные в спектакле смогли понять на слух элементарные фразы.

Внеклассные мероприятия обычно не оцениваются, но ее результаты обязательно обсуждаются. Поэтому после проведенных мероприятий, был проведен анализ, с присутствующими на мероприятиях по окончанию было проведено анкетирование. Из которых следует, что подобные мероприятия необходимо проводить, они способствуют эффективному изучению иностранного языка, а также выявлена заинтересованность обучающихся в изучении предмета.

Далее мы описано содержание программы, где есть очень много полезных ссылок, которые можно использовать при проведении внеурочных занятий.

 

Содержание программы внеурочной деятельности 5 классе

«Мой немецкий»

Вводное занятие

Тема «Знакомство»

Песня «Guten Tag»:

Guten Tag ! Guten Tag !
Hallo, wie geht's ?
Guten Tag ! Guten Tag ! Hallo, wie geht's ?
Danke, prima gut. Danke, prima gut. Danke, prima gut.
Tschüs ! Auf
Wiedersehn !

http://pesnu.ru/detskoe/inostrannye-pesni/detskie-nemeckie-pesni/63-guten-tag-guten-tag.html

Элементарный диалог для начинающих:

- Hallo, machen wir uns bekannt.

- Hallo, ich heiße… Ich bin … Jahre alt. Und Sie?

- Sie dürfen mich duzen. Mein Name ist… und ich bin … Jahre alt.

- Sehr angenehm! Ich komme aus… Und woher kommst du?

- Ich komme aus… Was bist du? Bist du Student?

- Nein, ich gehe noch in die Schule. Und du?

- Ich auch! Liebst du deine Schule?

- Selbstverständlich! Mein Lieblingsfach ist…

- Ich liebe … auch! Wir haben viel gemeinsames!

- Kannst du mir bitte deine Telefonnummer geben?

- Warum nicht?


 

Здороваемся и прощаемся на немецком (произношение) https://linguistpro.net/znakomstvo-zdorovaemsya-i-proshhaemsya-na-nemeckom

Слова по теме «Знакомство, приветствие, прощание». Подборка более 100 фраз из повседневного общения. https://deutsch-sprechen.ru/slova-predstavlenie/

Тема «Алфавит»

Алфавит в стихах:

Немецкий алфавит стишок-запоминалка

https://yandex.ru/video/search?filmId=11165111268035277618&text=немецкий%20алфавит%20мультфильм%20стишок

Алфавит в мультфильмах

«Уроки тётушки Совы»: http://www.tvzavr.ru/Uroki-tetushki-Sovy-Nemetskii-alfavit-dlya-detei

Зоологический немецкий алфавит: https://www.youtube.com/watch?v=c_p6vnpKMYk

Песни

Песня о немецком алфавите https://www.youtube.com/watch?v=O_BMXy4ANTU

Обучающие игры

http://www.solnet.ee/games/g1.html#nem

Игра «Напиши букву»

Игра «Соедини буквы по алфавиту»

Игра «Алфавитный суп»

Игра «Великаны - карлики» («Groß – klein, dick – dünn»)

Рисунок по алфавиту (приложение 1)

И другие задания, которые представлены в приложении 2.

Числительные.

Счет от 0 до 100 на немецком языке с русской транскрипцией. http://deutschpro.ru/grammatika/chislitelnye/nemetskie-tsifry-ot-1-do-100.html#flesh-kartochki-8212-nemeckie-chisla-1-20

Онлайн - игра «Считаем на немецком» https://solnet.ee/games/g1_g98

Тема «Цвета»

Видеопрезентация с озвучением названия цвета https://www.youtube.com/watch?v=iUoKgVm-ZTI

Компьютерная игра «Цвета по-немецки» https://solnet.ee/games/g1_g97

Тема «Семья и я»

Стихи о семье

Составление рассказа «Моя семья»

Песня про меня: http://www.youtube.com/watch?v=E-wtvj-7syI

Тема «Мое хобби»

Диалог о хобби

Учебный проект «Ich mag…»

Презентация проектов

Сказка «Красная шапочка»

Постановка спектакля

 

А также на занятиях были использованы следующие ресурсы:

Дядичева А.В. Немецкий для детей. Первый учебник вашего малыша М.: АСТ: СЛОВО, 2010. — 288 с.

Deutsch für Kinder = Немецкий для детей. Учебное пособие. Автор: Дручкив Н.Ю., Паршикова Е.А.Издательство: Киев : ООО "ИП Логос" Год изд.: 2005, 544 с.

- Игры для изучения немецкого языка http://www.de-online.ru/igry_dlya_izucheniya_nemeckogo_yasyka

- Немецкий язык онлайн http://startdeutsch.ru/

 

Из содержания программы видно, что по окончанию первого года обучения по программе внеурочной деятельности школьники будут знать и уметь:

-знать детские песни и рифмовки на немецком языке;

знать немецкий алфавит и уметь пользоваться немецко – русским словарём;

уметь читать на немецком языке;

уметь отвечать на вопросы;

уметь вести диалог по образцу;

понимать на слух элементарные фразы;

уметь составить рассказ о себе и своей семье


 

Вывод по Главе 2: Во второй главе дана характеристика программы, которая была предложена обучающимся 5 класса. А также было проведено анкетирование и беседы, из которых выяснилось что, внеклассные мероприятия на иностранных языках в школе повышают познавательную активность обучающихся, развивают навыки устной речи, дают возможность закрепить пройденный грамматический и лексический материал.

Наши наблюдения показывают, что обучающимся пятых классов нравяться занятия в игровой форме, они также заинтересованы в проведении открытых внеклассных мероприятий на иностранных языках. Эффективность таких занятий зависит не только от содержания, но и от форм их проведения.

 


 

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В работе было рассмотрено понятие «внеурочная деятельность», ее формы и виды, дана характеристика программам по внеурочной деятельности. В ходе изучения форм и методов, было рассмотрено многообразие внеурочной работы по иностранным языкам.

Объектом нашего анализа является процесс внеурочной деятельности на занятиях по немецкому языку в 5 классе.

Основной целью нашей работы является поиск наиболее эффективных форм и методов работы при обучении иностранных языков на внеклассных мероприятиях в пятом классе средней школы, разработке заданий с элементами занимательности.

Анализ методической литературы по данной проблеме позволяет сделать вывод, что, несмотря на большой выбор форм проведения внеурочных занятий, особое место занимают игровые формы и наглядность.

Мы увидели, что именно во внеурочной деятельности становится возможным создание уникальной ситуации естественной языковой среды, что позволяет индивидуализировать и дифференцировать процесс обучения иностранному языку. Таким образом, внеурочная деятельность по немецкому языку оказывает положительное психологическое воздействие на взаимоотношения учителя и обучающихся, создает атмосферу сотрудничества и творчества, способствует достижению общих целей.

Именно внеклассные занятия помогают поддерживать мотивацию на должном уровне, а также интерес к стране изучаемого языка и к самому предмету.


 

Список литературы

 

Архипова О. В. Жизнь после уроков: радость познания// Дополнительное образование и воспитание. - 2013. - № 12. - С. 19-21.

Бим И. Л.»Понятие в системе обучения иностранных языков на разных уровнях рассмотрения». Иностранный язык в школе, 1975г.№2

Бим И.Л. «Система обучения иностранным языкам в средней школе». М., Просвещение, 1986г.

Внеурочная работа. Рос.Пед.Энциклопедия М. 2008.

Григорьев Д.В. Степанова П.В Внеурочная деятельность школьников. Методический конструктор. Москва «Просвещение» 2013

Горелик и.ф. «Внеклассная работа средствами иностранного языка». ИЯШ., 86.,№6,С.41-44

Денисова Л.Г. «Интенсивная методика на внеклассных занятиях в школе». ИЯШ., 1989, №2,С.67-76,№3 с.58-69.

Дядичева А.В. Немецкий для детей. Первый учебник вашего малыша М.: АСТ: СЛОВО, 2010. — 288 с.

Калечиц Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися. — М.: Просвещение, 1980. – 261с.

Маслыко Е.А. Настольная книга преподавателей иностранного языка» (справочное пособие) минск,1997.

Мильруд Р.П. Проблема развития школьников средствами иностранного языка. Иностранный язык в школе. 1991г.,№6.

Письмо Департамента образовательной политики в сфере воспитания детей и молодежи Министерства образования и науки РФ от 18 августа 2017 г. № 09-1672 «Методические рекомендации по уточнению понятия и содержания внеурочной деятельности в рамках реализации основных общеобразовательных программ, в том числе в части проектной деятельности»

Попова И. Н. Организация внеурочной деятельности в условиях реализации ФГОС // Народное образование. - 2013. - № 1. - С. 219-226.)

Примерные программы внеурочной деятельности. Начальное и основное образование. В. А. Горский, А. А. Тимофеев, Д. В. Смирнов и др.; под ред. В. А. Горского. — 4-е изд. — М. : Просвещение, 2014. — 111 с. — (Стандарты второго поколения)

Прядильников Г. «Внеклассная работа по иностранному языку в школе». «Пед.Институт и средняя школа» - Куйбышев,-1968г.

.Рогова В.Г.»Внеклассная работа по иностранному языку». ИЯШ, 1975, №5.

Савина С.Н. «Воспитание обучающихся на внеклассных занятиях». ИЯШ., 86., С.78-80.

Санитарно-эпидемиологические требования к условиям и организации обучения в общеобразовательных учреждениях. СанПиН 2.4.2.2821-10. - М.: Перспектива, 2011. - 424 c.

Стронин М. Ф. «Игра как средство обучения». Иностранный язык в школе,1979г.,№1.

Шатилов С.Ф.»Методика обучения немецкому языку в средней школе», М. Просвещение,1986г.

Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. — М.: Высшая школа,1991 – 117с.

Deutsch für Kinder = Немецкий для детей. Учебное пособие. Автор: Дручкив Н.Ю., Паршикова Е.А.Издательство: Киев : ООО "ИП Логос" Год изд.: 2005, 544 с.


 

Приложение

При изучении алфавита, наиболее эффективными были следующие упражнения.

Впиши недостающие буквы в алфавитном порядке

A_CD_ H_J_L O_QR_

U_WX_ _MN_P W_Y_

Под заглавными буквами напиши маленькие прописные

F G J I R C B E O Z

Соединить буквы немецкого алфавита.

 

 

Опубликовано в группе «УРОК.РФ: группа для участников конкурсов»


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.