12+  Свидетельство СМИ ЭЛ № ФС 77 - 70917
Лицензия на образовательную деятельность №0001058
Пользовательское соглашение     Контактная и правовая информация
 
Педагогическое сообщество
УРОК.РФУРОК
 
Материал опубликовал
Роман56
Россия, Московская обл., Балашиха
2

Статья «Ориентация учащихся основной школы в сфере инженерных профессий и в выборе дальнейшего профиля обучения»

Ковалёв Р.А.,

кафедра физики,

Институт физики технологии и информационных систем,

Московский педагогический

государственный университет,

graff_black_mops@mail.ru

 

Проблема ориентации учащихся основной школы не только в сфере инженерных профессий, но и в выборе дальнейшего профиля обучения

 

Аннотация: В данной статье представлен анализ научно-методической литературы по проблеме ориентации учащихся основной школы в сфере профессий и профилей обучения, исходя из этого, проведен и описан констатирующий эксперимент среди учителей и учеников.

Ключевые слова: предпрофильная подготовка; профессиональная ориентация; инженерный профиль обучения; внеурочная деятельность; элективный курс; констатирующий эксперимент.

 

Kovalev R. A.,

Department of Physics,

Institute of Physics Technology and Information Systems,

Moscow State

Pedagogical University,

graff_black_mops@mail.ru

 

The problem of orientation of primary school students not only in the field of engineering professions, but also in the choice of further training profile

 

Abstract: This article presents an analysis of the scientific and methodological literature on the problem of orientation of primary school students in the field of professions and training profiles, based on this, a ascertaining experiment among teachers and students is conducted and described.

Keywords: pre-professional training; professional orientation; engineering training profile; extracurricular activities; elective course; stating experiment.

 

На сегодняшний день в нашей стране можно заметить инженерный кризис. С каждым годом требуется все больше работников, имеющих техническую специальность. А они в свою очередь имеют низкий уровень квалификации, а также в их числе мало молодых инженеров. А это значит, что нет кадров, нет развития нашей страны. Стоит отметить, физика является основным предметом для получения такого образования после школы. Она является естественнонаучной дисциплиной, которая связывает технику и производство.

Одним из путей решения данной проблемы является профессиональная ориентация на инженерные специальности и предпрофильная подготовка учащихся основной школы.

Для того чтобы ученик понимал, что его ждет в том или ином профиле обучения, в основной школе предусмотрена предпрофильная подготовка.

Предпрофильная подготовка представляет собой систему педагоги­ческой, психологической, информационной и организационной поддержки учащихся основной школы, содействующей их успешному самоопределе­нию по завершении основного общего образования и обоснованному выбору пути продолжения образования [2].

Основной целью при организации предпрофильных курсов становится помощь учащимся с выбором дальнейшего профиля обучения. Согласно, И. Кону, профессиональное самоопределение человека начинается далеко в его детстве, когда в детской игре, ребенок принимает на себя разные профессиональные роли, и проигрывает связанные с ним поведения [4, с.156].

В Федеральном законе об образовании (N 273-ФЗ от 29 декабря 2012 года с изменениями 2020 года) говорится, в том числе и профессиональной ориентации в ст.42 и ст.66. В них показана одна из целей школьного образования – это профориентация, а также подготовка к самостоятельному жизненному выбору и началу профессиональной деятельности. [1]

«Профессиональная ориентация – это целенаправленная деятельность по подготовке молодежи к обоснованному выбору профессии в соответствии с личными склонностями, интересами, способностями и одновременно с общественными потребностями в кадрах определенных профессий и разного уровня квалификации». [3]

Стоит отметить, что два этих понятия (предпрофильная подготовка и профессиональная ориентация) между собой взаимосвязаны, они способствуют самоопределению школьника.

Многие методисты посвящали свои работы изучению вопроса по подготовке учащихся основной школы делать осознанный выбор своего будущего профиля обучения и связанного с ним будущей профессии. Данные труды можно разделить на четыре типа:

Работы, посвященные готовности учащихся к выбору будущего профиля обучения в психолого - педагогической практике;

Работы, посвященные профессиональной ориентации учащихся 9–ых классов на уроках физики;

Работы, посвященные предпрофильной подготовке на уроках физики;

Работы, посвященные подготовке девятиклассников к выбору инженерного профиля обучения на уроках физики.

Анализ литературы по проблеме подготовки учащихся к выбору дальнейшего инженерного профиля обучения и профессиональной ориентации учащихся основной школы показал, что на данный момент недостаточно методик, которые бы объединяли эти два направления в рамках урочной и внеурочной деятельности.

Исходя из этого, целесообразно, выяснить, в чем возникает проблема проведения этих направлений у учителей, для этого было проведено анкетирование, в котором приняло участие 13 учителей с разным педагогическим стажем работы.

По результатам данного исследования пришли к выводу, что лучше всего проводить предпрофильную подготовку и профессиональную ориентацию во внеурочной деятельности, для этого необходимо отобрать желающих, понять, как их учить, определить направление подготовки, провести профориентационное вводное занятие, решить вопрос с материально-техническим обеспечением таких занятий. Учителя, проводя уроки в профильных классах, сталкиваются с проблемой, что у большинства учеников низкий уровень знаний, что тормозит процесс обучения, что свидетельствует о том, что с данными учениками не была проведена ранее предпрофильная подготовка.

Также необходимо было выяснить можно ли с помощью урочной деятельности с применением УМК подготовить учащихся 9-ых классов к инженерному профилю обучению и в последствии к профессии. Исходя из анализа школьных УМК 7-9 класс, пришли к выводу, что в основной школе только в некоторых УМК присутствуют разноуровненые задачи, вопросы, пособия текстов для дополнительного изучения, в остальных учебный материал излагается для всех одинаково, нет четкого разделения на достаточный, средний и высокий уровень. Таким образом, можно прийти к выводу, что можно было бы дополнить УМК по следующим направлениям:

показывать как можно больше прикладной характер материала;

увеличить количество экспериментальных заданий, как на уроках, так и в качестве домашнего задания;

увеличить количество заданий на объяснение и доказательства;

увеличить количество нестандартных задач, которые бы развивали креативность мышления.

Все этим меры будут способствовать как подготовке к профильному изучению физики, так и ориентации учащихся 9-ых классов по профессиям.

Остается всего лишь один вопрос, а есть интерес у учащихся к данным профессиям и хотят ли они с ними познакомиться, для этого был проведено анкетирование среди учащихся 8-9ых классов. В опросе приняло участие 47 человек.

По результатам данного исследования пришли к выводу, что технические специальности не очень популярны среди учащихся 8,9-ых классов их выбрало всего 16 респондентов, но познакомиться с ними они не прочь. Стоит отметить, что ученики находят связь между тем, что они делают и учат в школе и тем, для чего это может им пригодиться в жизни. Так, например, инженерам, которые строят, проектируют, испытывают, собирают по чертежам, необходимы знания и умения из курса физики за 7-9 класс, такие как читать информацию по схемам, собирать электрические цепи, знания физических процессов.

Таким образом, из проведенных констатирующих экспериментов, мы пришли к выводу, что школа способна повлиять на дальнейшую жизнь учащихся, а именно подготовить их к будущей профессии и профилю обучения, чтобы они были готовы к их особенностям и специфике. Данную работу можно проводить на элективных занятиях по физике в 9-ых классах. Для этого необходима методика, которая бы подразумевала не только предпрофильную подготовку к выбору инженерного профиля обучения, но и профессиональную ориентацию учащихся.

 

Литература

Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации» (ред. от 24.03.2021). URL: http://base.garant.ru/70291362/ (дата обращения: 30.03.2021).

Пряжникова Е.Ю. Пряжников Н.С. Профориентация., №4  2008.

Проектирование профильного обучения старшеклассников: методические

рекомендации / сост. Н.Н. Лютикова, Т.К. Волкова. - Хабаровск: ХК

ИППК ПК, 2005. – 102 с

Кон И. С. Психология старшеклассника. –М,: Просвещение. 2004 – 207с.

 

 

Опубликовано


Комментарии (0)

Чтобы написать комментарий необходимо авторизоваться.