Урок химии на тему «Основания, классификация, номенклатура, свойства»
Тема урока: Основания, классификация, номенклатура, свойства.
Цель урока:
Образовательная: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями класса оснований; дать понятие о качественных реакциях и индикаторах;
Развивающая: формирование выстраивания логических цепочек, владеть химической
терминологией, познавательной активности, умозаключений и суждений.
Воспитательная: формировать навыки обращения с химической посудой и реактивами;
формировать бережное отношение к своему здоровью.
Тип урока: урок новых знаний
Ход урока
Орг момент: сообщение темы цели
Вопрос классу с какими классами неорганических соединений вы уже знакомы?
Дайте определения оксидам, какие бывают оксиды, дайте определение кислотам, какие бывают кислоты.
Послушайте интересную историю, которая произошла с жителями Химляндии. Жили они себе, не тужили. И были жители разные веселые, дружные, и не очень…. Вот такие сварливые и скандальные жили на северной окраине страны и называли они себя Гидроксо – группировкой, а на юге расположились древний и положительный клан Металлов. Не нравились они Гидроксам и вот как - то раз пошла Гидроксо - группа с войной на Металлы……но в чудесной стране Химляндии произошло чудо не война получилась, а дружба. Когда два древних противоположных клана увидели друг друга, пронзила их стрела химической связи, и образовался новый большой класс оснований…
Как вы думаете, это сложное вещество какой имеет состав, предположите определение….
Основания – это …
Сравните с определением на доске (1 страница презентации) Запишите определение в тетрадь.
Попробуем узнать среди различных веществ основания:
Задание.1
Расшифруйте слово необходимо выбрать только основания и записать секретное слово
H2O2 А | KOH Х | H2O К | MgCl2 Н | Ca(OH)2 И | CuO Г |
NaOH М | HNO3 Щ | BaSO4 О | CuOH И | BaO С | Na2O Т |
Cu(OH)2 Я | О3 К | NaF Ж | Fe Д | CaCO3 У | LiH Л |
У нас есть вещества, есть их молекулярные формулы. А как же называется каждое из них? Каждый человек имеет свою фамилию, имени, отчество. Так и химические соединения имеют "фамилию", "имя", "отчество".
Задание.
Запишите в тетрадь
Но некоторые основания имеют и другое название. Примером могут служить гидроксиды натрия и калия – едкий натр и едкое кали. Как появились эти названия?
Растворяются ли эти вещества?
Как можно классифицировать основания ? (Растворимые и нерастворимые). Записать определение в тетрадь:
Щелочи – растворимые основания |
Задание
Заполните схему "Классификация оснований" используя учебник таблицу расстворимости
Классификация
Основания – Ме-ОН
(гидроксиды)
Растворимые Нерастворимые
Щелочи – гидроксиды Mg, Cu, Fe,…
щелочных и щелочноземельных Ме
( Li, Na, К, Rb, Cs – I )
( Sr, Ba - II)
Амфотерные
(Кислотные и основные свойства)
Al(OH)3, Zn(OH)2, Be(OH)2, Cr(OH)3, Sn(OH)2…
Номенклатура: Гидроксид Э. Cu(OH)2 - гидроксид меди (II)
Физ. свойства: Тв. крист. вещ-ва. В воде растворимы щелочи, мылки на ощупь, разъедают кожу.
Как же распознать нам основания ведь пробирки с растворами перепутались случайно, а мне нужен раствор едкого натра? Что мне делать подскажите?
Нам в таких ситуациях помогают индикаторы (указатели) – вещества, изменяющие окраску в зависимости от среды.
Индикатор | Нейтральная среда | Щелочная среда |
Лакмус | фиолетовый | синий |
Метиловый оранжевый | оранжевый | желтый |
Фенолфталеин | бесцветный | малиновый |
Запишите в тетрадь.
Демонстрационный опыт "Испытание растворов гидроксидов индикаторами". Страница 4 презентации
Фенолфталеиновый от щелочи малиновый.
Ах, что же я поделаю с собой – ведь в щелочи я сине-голубой (лакмус).
Вид мой в щелочи смешон: я сразу желтый как лимон (метилоранж).
Вывод: индикаторы распознают в растворе гидроксид – ионы.
Еще раз послушаем название изучаемого сегодня класса неорганических соединений:
гидроксиды = оксид +"гидра" (вода).
Следовательно, каждому оксиду соответствует свой оксид. Например,
Задание.
Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидами.
Задание: 1 вариант Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидами.
А) гидроксид натрия _______________следовательно оксид -__________
Б) гидроксид железа (III) ____________следовательно оксид – _________
В) гидроксид меди (II) ______________ следовательно оксид –__________
Г) гидроксид алюминия_____________ следовательно оксид -__________
Д) гидроксид лития________________ следовательно оксид-___________
Ф.И.________________________________________
Задание: 2 вариант Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидами.
А) гидроксид магния _______________следовательно оксид -__________
Б) гидроксид кальция ____________следовательно оксид – _________
В) гидроксид железа (II) ______________ следовательно оксид –__________
Г) гидроксид хрома (III) _____________ следовательно оксид -__________
Д) гидроксид бария________________ следовательно оксид-___________
Ф.И.________________________________________
На доске предложить через 3 мин правильный вариант ответа.
Правильный ответ 1 вариант
А)-NaOH
Б)- Fe(OH)3
В) Cu(OH)2
Г) Al(OH)3
Д) LiOH
Правильный ответ 2 вариант
А) Mg(OH)2
Б) Ca(OH)2
В)Fe(OH)2
Г) Cr(OH)3
Д) Ba(OH)2
Работа в парах
Учащиеся меняются вариантами и проводят взаимопроверку.
В конце урока выставляются оценки.
Домашнее задание.
Лариса Александровна Алексеева