Урок химии на тему «Основания, классификация, номенклатура, свойства»

1
0
Материал опубликован 2 December 2015

Тема урока: Основания, классификация, номенклатура, свойства.

Цель урока:

Образовательная: познакомить учащихся с составом, классификацией и представителями класса оснований; дать понятие о качественных реакциях и индикаторах;

Развивающая: формирование выстраивания логических цепочек, владеть химической
терминологией, познавательной активности, умозаключений и суждений.

Воспитательная: формировать навыки обращения с химической посудой и реактивами;

формировать бережное отношение к своему здоровью.

Тип урока: урок новых знаний

Ход урока

Орг момент: сообщение темы цели

Вопрос классу с какими классами неорганических соединений вы уже знакомы?

Дайте определения оксидам, какие бывают оксиды, дайте определение кислотам, какие бывают кислоты.

Послушайте интересную историю, которая произошла с жителями Химляндии. Жили они себе, не тужили. И были жители разные веселые, дружные, и не очень…. Вот такие сварливые и скандальные жили на северной окраине страны и называли они себя Гидроксо – группировкой, а на юге расположились древний и положительный клан Металлов. Не нравились они Гидроксам и вот как - то раз пошла Гидроксо - группа с войной на Металлы……но в чудесной стране Химляндии произошло чудо не война получилась, а дружба. Когда два древних противоположных клана увидели друг друга, пронзила их стрела химической связи, и образовался новый большой класс оснований…

Как вы думаете, это сложное вещество какой имеет состав, предположите определение….

Основания – это …

Сравните с определением на доске (1 страница презентации) Запишите определение в тетрадь.

Попробуем узнать среди различных веществ основания:

Задание.1

Расшифруйте слово необходимо выбрать только основания и записать секретное слово

H2O2

А

KOH

Х

H2O

К

MgCl2

Н

Ca(OH)2

И

CuO

Г

NaOH

М

HNO3

Щ

BaSO4

О

CuOH

И

BaO

С

Na2O

Т

Cu(OH)2

Я

О3

К

NaF

Ж

Fe

Д

CaCO3

У

LiH

Л

У нас есть вещества, есть их молекулярные формулы. А как же называется каждое из них? Каждый человек имеет свою фамилию, имени, отчество. Так и химические соединения имеют "фамилию", "имя", "отчество".

Задание.

Запишите в тетрадь

 Но некоторые основания имеют и другое название. Примером могут служить гидроксиды натрия и калия – едкий натр и едкое кали. Как появились эти названия?

Растворяются ли эти вещества?

Как можно классифицировать основания ? (Растворимые и нерастворимые). Записать определение в тетрадь:

Щелочи – растворимые основания

Задание

Заполните схему "Классификация оснований" используя учебник таблицу расстворимости

Классификация

Основания – Ме-ОН

(гидроксиды)

 

Растворимые Нерастворимые

Щелочи – гидроксиды Mg, Cu, Fe,…

щелочных и щелочноземельных Ме

( Li, Na, К, Rb, CsI )

( Sr, Ba - II)

Амфотерные

(Кислотные и основные свойства)

Al(OH)3, Zn(OH)2, Be(OH)2, Cr(OH)3, Sn(OH)2

Номенклатура: Гидроксид Э. Cu(OH)2 - гидроксид меди (II)

Физ. свойства: Тв. крист. вещ-ва. В воде растворимы щелочи, мылки на ощупь, разъедают кожу.

Как же распознать нам основания ведь пробирки с растворами перепутались случайно, а мне нужен раствор едкого натра? Что мне делать подскажите?

Нам в таких ситуациях помогают индикаторы (указатели) – вещества, изменяющие окраску в зависимости от среды.

Индикатор

Нейтральная среда

Щелочная среда

Лакмус

фиолетовый

синий

Метиловый оранжевый

оранжевый

желтый

Фенолфталеин

бесцветный

малиновый

Запишите в тетрадь.

Демонстрационный опыт "Испытание растворов гидроксидов индикаторами". Страница 4 презентации

Фенолфталеиновый от щелочи малиновый.
Ах, что же я поделаю с собой – ведь в щелочи я сине-голубой (лакмус).
Вид мой в щелочи смешон: я сразу желтый как лимон (метилоранж).

Вывод: индикаторы распознают в растворе гидроксид – ионы.

Еще раз послушаем название изучаемого сегодня класса неорганических соединений:
гидроксиды = оксид +"гидра" (вода).
Следовательно, каждому оксиду соответствует свой оксид. Например,

 Задание.

Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидами.

Задание: 1 вариант Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидами.

А) гидроксид натрия _______________следовательно оксид -__________

Б) гидроксид железа (III) ____________следовательно оксид – _________

В) гидроксид меди (II) ______________ следовательно оксид –__________

Г) гидроксид алюминия_____________ следовательно оксид -__________

Д) гидроксид лития________________ следовательно оксид-___________

Ф.И.________________________________________

Задание: 2 вариант Составьте формулы оксидов, соответствующих гидроксидами.

А) гидроксид магния _______________следовательно оксид -__________

Б) гидроксид кальция ____________следовательно оксид – _________

В) гидроксид железа (II) ______________ следовательно оксид –__________

Г) гидроксид хрома (III) _____________ следовательно оксид -__________

Д) гидроксид бария________________ следовательно оксид-___________

Ф.И.________________________________________

На доске предложить через 3 мин правильный вариант ответа.

Правильный ответ 1 вариант

А)-NaOH

Б)- Fe(OH)3

В) Cu(OH)2

Г) Al(OH)3

Д) LiOH

Правильный ответ 2 вариант

А) Mg(OH)2

Б) Ca(OH)2

В)Fe(OH)2

Г) Cr(OH)3

Д) Ba(OH)2

Работа в парах

Учащиеся меняются вариантами и проводят взаимопроверку.

В конце урока выставляются оценки.

Домашнее задание.

в формате Microsoft Word (.doc / .docx)
Комментарии

Ответ #1991 был удален 8 February 2016

Ответ #1992 был удален 8 February 2016

В задании - Заполните схему "Классификация оснований" - нужно сместить стрелки. Исправить опечаток в предложении: Следовательно, каждому оксиду соответствует свой оксид

8 February 2016